Конспект урока по литературному чтению для обучающихся 4 класса разработан по программе "Начальная школа 21 века», автор учебника Ефросинина Л. А. (научный руководитель В.Ф. Виноградова ) . Содержит цели, задачи, характеристику деятельности учащихся, планируемые результаты, методы и формы работы, универсальный учебные действия.
Произведения
русских писателей о детях (6 ч)
Дата: 24.11.18
Урок 45.
Тема: Д.Н. МаминСибиряк. «Вертел».
Цели урока: развитие читательских умений (овладение основными видами устной и письменной
литературной речи: способностью воспринимать текст произведения, слушать и слышать
художественное слово, читать вслух и молча, понимать читаемое на уровне не только фактов, но и
смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональное отношение); воссоздавать в своём
воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события).
Задачи:
Образовательные:
• ввести в круг чтения произведения русских писателей о детях;
• повторить изученные произведения о детях;
• закрепить понятие «художественный рассказ»;
• учить работать с текстом произведения: делить текст на смысловые части, составлять план,
пересказывать по плану подробно и кратко;
• учить понимать главную мысль (идею) и содержание (мысли и чувства автора) произведения;
• учить понимать позицию автора и выражать свою точку зрения;
• отрабатывать навык чтения молча и вслух.
Развивающие:
развивать логическое мышление учащихся, творческое воображение,
выразительную речь;
умения и навыки анализа произведения, поиск главного, стиль речи; развивать скорость техники
чтения.
Воспитательные:
воспитывать интерес к предмету;
воспитательные возможности текста.
Учебные умения:
• называть произведения отечественных и зарубежных писателей о детях;
• самостоятельно работать с текстом: читать, разделять на смысловые части, составлять план;
• пересказывать по плану (подробно и кратко);
• различать героев главных и второстепенных, создавать их образы (внешний вид, поступки,
отношение автора);
• работать с книгами из библиотечного фонда (художественными, справочными);
• читать не менее 80 слов в минуту вслух и не менее 100 слов молча.
Характеристика деятельности учащихся:
Знакомиться с новым произведением. Читать вслух для одноклассников. Слушать отдельные эпизоды.
Работать с сюжетно – композиционным треугольником, выделять кульминационный момент и главную
мысль произведения. Готовить пересказ отдельных эпизодов (памятка 5). Различать и сравнивать
положительных и отрицательных героев. Характеризовать героев по их описанию, поступкам,
отношению к людям, к жизни. Использовать в самостоятельной работе умения формулировать задачу,
определять порядок действий для ее решения, выполнять задачу. Оценивать успешность своей работы.
Самостоятельно выполнять задания в тетради. Проверять выполнение заданий в тетради по образцу или
в группе.
Универсальные учебные действия:
[Введите текст]
[Введите текст]
[Введите текст]познавательные УУД:
ориентироваться в учебнике (в условных обозначениях);
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
регулятивные:
учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
учиться работать по плану.
Коммуникативные:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого
текста);
слушать и понимать речь других.
Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная, коллективная, групповая; словесный,
практический.
Оборудование: запись на доске.
Ход урока.
1. Самостоятельное чтение в учебной хрестоматии рассказа Д.Н. МаминаСибиряка «Вертел».
Совет коллегам. Если учащиеся находятся в школе полный день, можно рассказ Д.Н. Мамина
Сибиряка «Вертел» послушать. Важно, чтобы учащиеся поняли, что многие взрослые боролись и
борются за то, чтобы дети жили и учились в нормальных условиях.
2. Работа с рассказом Д.Н. МаминаСибиряка «Вертел»:
чтение учащимися по частям;
выполнение заданий к тексту в учебной хрестоматии.
3. Повторение произведений Д.Н. МаминаСибиряка, изученных во 2 и 3 классах.
Совет коллегам. Повторение произведений Д.Н. МаминаСибиряка можно организовать по
разному например, как работу со схемой «Произведения МаминаСибиряка» или в форме игры
«Вспомни и назови».
Игра «Вспомни и назови» (учитель сам определяет, какие задания, упражнения важны для данного
класса).
— Спасибо, брат! — говорит Воробей Воробеич. — Пошёл бы я к тебе в гости, да воды боюсь.
Лучше уж ты прилетай ко мне в гости, на крышу... я тебя, брат, ягодами буду угощать — у меня целый
сад, а потом раздобудем и корочку хлебца, и овса, и сахару, и живого комарика. Ты ведь любишь
сахар?..
«Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича»
...Всем сделалось даже страшно после такого оскорбления, какое нанёс Еж Индюку. Конечно, Индюк
сказал глупость, это верно, но из этого ещё не следует, что Ёж имеет право его оскорблять. Наконец,
это просто невежливо: прийти в чужой дом и оскорбить хозяина. Как хотите, а Индюк всётаки важная,
представительная птица и уж не чета какомуто несчастному Ежу.
Все както разом перешли на сторону Индюка, и поднялся страшный гвалт.
— Верно, Ёж и нас всех тоже считает глупыми! — кричал Петух, хлопая крыльями.
[Введите текст]
[Введите текст]
[Введите текст]— Он нас всех оскорбил!..
— Если кто глуп, так это он, то есть Ёж, — заявлял Гусак, вытягивая шею. — Я это сразу заметил...
да!..
«Умнее всех»
...Избушка оказалась пустой. Хозяина не было, он, вероятно, отправился на озеро. Я расположился,
как у себя дома: снял куртку, развесил свои охотничьи доспехи, развёл огонь и стал разогревать поход
ный медный чайник. Соболько вертелся около меня, вилял пушистым хвостом, облизываясь, ожидая
поживы.
Но вот собака радостно взвизгнула и бросилась к берегу.
Показалась рыбачья лодка«душегубка». Тарас плыл, стоя на ногах, и ловко работал одним веслом.
Впереди лодки плыл лебедь. «Ступай домой, гуляка! — ворчал старик. — Вот я тебе дам... уплывать
незнамо куда!»
Лебедь красиво подплыл к берегу, встряхнулся и, тяжело переваливаясь на своих кривых чёрных
ногах, направился к избушке.
«Приёмыш»
4. Самостоятельное выполнение в тетради заданий к рассказу Д.Н. МаминаСибиряка
«Вертел».
5. Проверка выполнения заданий под руководством учителя.
6. Творческая работа «Защити своего героя»: учащиеся называют героя из произведений о
детях, дают его описание (внешний вид, поступки), высказывают своё отношение к герою.
7. Сравнение образов детей в изученных произведениях.
8. Задание на дом (по выбору учащихся): подготовить рассказ (минисочинение) о своём друге
сверстнике.
[Введите текст]
[Введите текст]
[Введите текст]