Конспект урока по литературному чтению для обучающихся 4 класса разработан по программе "Начальная школа 21 века», автор учебника Ефросинина Л. А. (научный руководитель В.Ф. Виноградова ) . Содержит цели, задачи, характеристику деятельности учащихся, планируемые результаты, методы и формы работы, универсальный учебные действия.
В мире книг (7 ч)
Дата: 17.12.18
Урок 59.
Тема: Древнегреческие мифы «Арион», «Дедал и Икар»
Цели урока: развитие читательских умений (овладение основными видами устной и письменной литературной
речи: способностью воспринимать текст произведения, слушать и слышать художественное слово, читать вслух
и молча, понимать читаемое на уровне не только фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать
эмоциональное отношение); воссоздавать в своём воображении прочитанное (представлять мысленно героев,
события).
Задачи:
Учебные задачи:
• дать понятие о разнообразии мира книг;
• познакомить с библейскими преданиями;
• учить выделять особенности мифов народов мира (древнегреческих, славянских, древнеиндийских,
древнекитайских);
• учить сравнивать мифы народов мира, события, героев и их поступки;
• учить выделять факты и события в мифах народов мира;
• учить выделять смысловые части, озаглавливать их;
• учить рассказывать подробно и кратко по готовому плану;
• учить отбирать книги с мифами народов мира, легендами.
Учебные умения:
• выделять особенности мифов, библейских преданий;
• сравнивать мифы народов мира, их героев, факты и события;
• работать с текстом библейских преданий, делить на смысловые части, составлять план;
• работать с книгами мифов народов мира, с детской Библией.
Развивающие:
развивать логическое мышление учащихся, творческое воображение,
выразительную речь;
умения и навыки анализа произведения, поиск главного, стиль речи; развивать скорость техники чтения.
Воспитательные:
воспитывать интерес к предмету;
воспитательные возможности текста.
Характеристика деятельности учащихся:
Повторять произведения зарубежных писателей, изученные в 13 классах (литературная игра «Вспомни и
назови». Дополнять схему «Зарубежные писатели» (на листочках и на компьютере). (Х.К.Андерсен, Ш.Перро,
Бр.Гримм, Джек Лондон, СетонТомпсон, Дж.Чиарди и т.д.) Знакомиться с новым разделом: читать
вступительную статью, находить информацию о писателях. Работать с повестью: читать по частям, выполнять
задания в учебнике и тетради, моделировать обложку. Определять жанр произведения (приключенческая
повесть), указывать её особенности. Понимать и объяснять особенности языка повести (юмор). Знакомиться со
структурными единицами повести: глава, смысловая часть. Характеризовать главного героя (описание,
поступки, отношения к другим героям повести, речь) (памятка 6). Формулировать вопросы и отвечать на
вопросы по содержанию произведения. Высказывать аргументированно свою точку зрения о героях и
произведении.
Универсальные учебные действия:
Познавательные УУД:
ориентироваться в учебнике (в условных обозначениях);
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
Регулятивные:
учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
учиться работать по плану.Коммуникативные:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других.
Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная, коллективная, групповая; словесный,
практический.
Оборудование: запись на доске.
Ход урока
1. Знакомство с разделом «Мифы народов мира»: чтение названия раздела и установочной статьи в учебной
хрестоматии (читает учитель или ученик с хорошим навыком чтения).
2. Самостоятельное (ознакомительное) чтение мифа «Арион».
3. Работа с текстом мифа.
• Чтение по абзацам и поиск информации. (Кто был правителем Коринфа? Какое диво случилось? Кем
был Арион? Что сочинял Арион? И т. д.)
• Выполнение заданий в учебнике.
4.Упражнения в чтении: чтение словаря, предложений со словарными словами; чтение описания спасения
Ариона.
5.Работа с древнегреческим мифом «Дедал и Икар».
• Самостоятельное (ознакомительное) чтение текста мифа и дополнение модели.
Дедал и Икар
• Беседа по выявлению первичного восприятия.
• Работа с текстом. (Как начинается миф? О ком повествует? Как говорится о Дедале? За что Дедал был
изгнан из Афин? Куда? Как описывается жизнь Дедала на Крите? О чём мечтал Дедал? Как описано его
изобретение и побег из плена по воздуху? Чем был огорчён Дедал?)
Обратите внимание. Работа с текстом строится так, чтобы учащиеся вчитывались в содержание текста и
находили в нём факты. Можно составить план, выделяя смысловые части.
• Выполнение заданий в учебнике и тетради (задания 13).
На заметку учителю. В тетради учащимся предложено пять заданий. Каждое задание ставит учебную
задачу, решение которой требует от детей выполнения ряда операций: прочитать задание, найти ответ на
вопрос в тексте произведения, в учебном тексте или справочной литературе, перечитать ответ и записать
его. Умение осуществлять поиск и выбор формируется постепенно, начиная с 1 класса, и требует внимания
со стороны учителя к точности и полноте ответа. Проанализируем задание 1 («Эрудит»).
Что такое миф? Найдите ответ в учебной хрестоматии или словаресправочнике «Книгочей».
Ответ 1. Миф — это легенда, сказание.
Ответ 2. Миф — это легенда, сказание, фантастическая история.
Ответ 3. Миф — это легенда, сказание, фантастическая история о происхождении мира, о богах и людях,
об окружающей природе.
Дети ответили на вопрос с разной полнотой. Проверка выполнения задания позволит каждому ученику
сформулировать полный ответ; заставит перечитать вступительную статью к разделу в хрестоматии или найти
определение в словаресправочнике «Книгочей».
• Составление словаря греческих имён и географических названий (просмотровое чтение с выбором
слов, указанных в задании). Эту работу можно провести устно или письменно (один ученик работает у
доски, остальные — на листочках). Если работа проводится самостоятельно письменно, то её следует
проверить: читаются слова, а затем предложения или абзацы с этими словами.
6. Задание на дом (по выбору): подготовить рассказ о жизни Дедала; выполнить в тетради задания 4, 5.