Конспект урока по литературному чтению для обучающихся 4 класса разработан по программе "Начальная школа 21 века», автор учебника Ефросинина Л. А. (научный руководитель В.Ф. Виноградова ) . Содержит цели, задачи, характеристику деятельности учащихся, планируемые результаты, методы и формы работы, универсальный учебные действия.
В мире книг (7 ч)
Дата: 22.12.18
Урок 61.
Тема: Слушание и работа с детскими книгами.
Древнекитайский миф «Подвиги стрелка И»
Цели урока: развитие читательских умений (овладение основными видами устной и письменной литературной речи: способностью воспринимать текст
произведения, слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча, понимать читаемое на уровне не только фактов, но и смысла (иметь свои
суждения, выражать эмоциональное отношение); воссоздавать в своём воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события).
Задачи:
Учебные задачи:
• дать понятие о разнообразии мира книг;
• познакомить с библейскими преданиями;
• учить выделять особенности мифов народов мира (древнегреческих, славянских, древнеиндийских, древнекитайских);
• учить сравнивать мифы народов мира, события, героев и их поступки;
• учить выделять факты и события в мифах народов мира;
• учить выделять смысловые части, озаглавливать их;
• учить рассказывать подробно и кратко по готовому плану;
• учить отбирать книги с мифами народов мира, легендами.
Учебные умения:
• выделять особенности мифов, библейских преданий;
• сравнивать мифы народов мира, их героев, факты и события;
• работать с текстом библейских преданий, делить на смысловые части, составлять план;
• работать с книгами мифов народов мира, с детской Библией.
Развивающие:
развивать логическое мышление учащихся, творческое воображение,
выразительную речь;
умения и навыки анализа произведения, поиск главного, стиль речи; развивать скорость техники чтения.
Воспитательные:
воспитывать интерес к предмету;
воспитательные возможности текста.
Характеристика деятельности учащихся:
Повторять произведения зарубежных писателей, изученные в 13 классах (литературная игра «Вспомни и назови». Дополнять схему «Зарубежные писатели»
(на листочках и на компьютере). (Х.К.Андерсен, Ш.Перро, Бр.Гримм, Джек Лондон, СетонТомпсон, Дж.Чиарди и т.д.) Знакомиться с новым разделом:
читать вступительную статью, находить информацию о писателях. Работать с повестью: читать по частям, выполнять задания в учебнике и тетради,
моделировать обложку. Определять жанр произведения (приключенческая повесть), указывать её особенности. Понимать и объяснять особенности языка
повести (юмор). Знакомиться со структурными единицами повести: глава, смысловая часть. Характеризовать главного героя (описание, поступки, отношения
к другим героям повести, речь) (памятка 6). Формулировать вопросы и отвечать на вопросы по содержанию произведения. Высказывать аргументированно
свою точку зрения о героях и произведении.
Универсальные учебные действия:
Познавательные УУД:
ориентироваться в учебнике (в условных обозначениях);
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
Регулятивные:
учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
учиться работать по плану.
Коммуникативные:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других.
Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная, коллективная, групповая; словесный, практический.
Оборудование: запись на доске.
Ход урока
1. Продолжение работы с древнеиндийскими мифами «Творение» и «Создание ночи»: чтение текстов и выделение важной информации; проверка
выполнения заданий в тетради к мифу «Создание ночи» (чтение текста, объяснение выбора пословиц и ответов к поставленным задачам).
2. Повторение изученных мифов.
• Работа со схемой.
На заметку учителю. Работа со схемами и таблицами позволяет детям систематизировать свои знания о мифах, определить базовые темы мифов,
сравнить мифы разных народов. Заполнение схемы идёт следующим образом. Учитель задаёт вопросы: «С мифами каких народов вы познакомились?
(Древнегреческие, славянские, древнеиндийские.) Какие древнегреческие мифы читали? О чём они рассказывают?» И т. д. Учитель работает на доске,учащиеся — на листочках.
Рассматривание книг с мифами народов мира (приносят дети и учитель).
3. Слушание древнекитайского мифа «Подвиги стрелка И». Учитель читает или рассказывает, дети слушают. Учебные хрестоматии закрыты.
4. Работа с древнекитайским мифом.
• Беседа по выявлению первичного восприятия. (Какое впечатление? Что необычного в этом мифе? Что узнали нового?)
• Чтение справки и словаря китайских слов в учебной хрестоматии.
• Работа с текстом мифа, дополнение схемы «Мифы народов мира».
5. Самостоятельная работа по рубрике «Проверьте себя» в тетради.
6. Проверка выполненной работы (индивидуальнофронтальная: один ученик читает, а остальные проверяют, дополняют, исправляют).
На заметку учителю. Работа в тетради обязательно проверяется в классе: ученики оценивают результаты словесно, учитель ставит отметки выборочно, но
так, чтобы в течение недели тетради всего класса были просмотрены.
7. Задание на дом (по выбору): самостоятельное чтение выбранной книги с легендами, мифами, сказами, былинами; подготовить краткий рассказ о
прочитанной книге (аннотация).