Урок №4 «Душа музыки – мелодия»
Цель урока: ознакомление с понятием мелодия.
Задачи урока:
уметь находить и напевать в произведении мелодию;
развивать вокальнохоровые навыки, чувства ритма;
развивать умения размышлять о музыке, сравнивать, обобщать.
воспитывать музыкальнохудожественный вкус;
развивать навыки цельного восприятия музыкальных произведений.
1. Организационный момент.
Ребята, вспомните, была ли в жизни у вас такая ситуация, что какой – либо мотив никак не уходит из
памяти, и вы его постоянно напеваете и «мурлычите» себе под нос, идя домой или гулять? (ответы:
да, была, много раз).
2. Работа по теме урока.
Оказывается, это вы «мурлычите» себе под носик – мелодию. Какая бы музыка не звучала – танец,
песня, марш, грустная или весёлая, мы всегда выделяем мелодию, именно её мы и можем напеть.
Мелодия – это главная мысль любого произведения.
Слайд №2. Но Муза наша хочет, чтобы мы убедились в этом и доказали ей, что мелодия есть в любом
произведении.
Выполним просьбу Музы? Докажем ей, что без мелодии нет произведения? (да)
Мы послушаем сегодня три произведения уже знакомого нам композитора
Слайд №3. П.И. Чайковского. Эти пьесы будут из фортепианного цикла, который называется
«Детский альбом».
Как вы думаете, почему композитор назвал его «Детским»? (ответы: наверно будет
рассказывать о детях)
Правильно! Цикл этот состоит из 24 пьес, и посвятил композитор его своему племяннику Володе
Давыдову.
Слайд №4
. Первая пьеса, с которой мы познакомимся, называется «Марш деревянных солдатиков».
А что такое марш и что под него делают? (это музыка, под которую шагают)
Значит, мы должны услышать интонации шага.
Сейчас, пока будет звучать музыка, вы попробуете своими пальчиками изобразить шагающих
солдатиков.
ЗВУЧИТ «МАРШ ДЕРЕВЯННЫХ СОЛДАТИКОВ» П.И.ЧАЙКОВСКОГО.
(ребята выполняют задание)
Как звучал марш?
Какой темп был? (подвижный, быстрый)
Какой характер? (радостный)
А какой регистр был: высокие ноты звучали, средние или низкие? (высокие и средние)
Почему композитор назвал пьесу «Марш деревянных солдатиков»?
Могут ли под него маршировать настоящие солдаты? (нет, не могут)
Почему? (потому что марш звучит быстро, солдатам настоящим будет трудно маршировать
под такую музыку).
Молодцы! Мы сейчас организуем игрушечный парад! Девочки – будут маршировать локотками – это будут игрушки.
Мальчики – пальчиками играют на воображаемом барабане.
Звучит марш, ребята выполняют задание, помочь тому, кто не справляется.
ЗВУЧИТ «МАРШ ДЕРЕВЯННЫХ СОЛДАТИКОВ»(2ой раз)
Хорошо! А теперь надо выполнить просьбу Музы. Мы должны найти у марша мелодию. То, что можно
напеть. Попробуем?
Играю мелодию может это мелодия, можем напеть? (пробуем вместе напеть)
Играю аккомпанемент – может это? (пробуем напеть)
Что получилось напеть, первый вариант или второй? (первый)
Молодцы! Напоём мелодию ещё раз все вместе!
Исполняем небольшой фрагмент мелодии марша.
А сейчас мелодию будем искать в танце, который называется «Вальс».
Что такое вальс? Как его танцуют? (вальс танцуют парами, кружатся)
Слайд №5. Правильно! Пока будет звучать вальс, ваши руки Муза превратит в фей, которые будут
танцевать под эту музыку.
Какие движения вы подберёте?
Как звучит вальс?
ЗВУЧИТ «ВАЛЬС» П.И.ЧАЙКОВСКОГО
(ответы: движения полёта, кружения, лёгкости, подвижно…)
А теперь, ищем мелодию в танце.
Играю аккомпанемент может это мелодия, можем напеть? (пробуем вместе напеть)
Играю мелодию – может это? (пробуем напеть)
Что получилось напеть, первый вариант или второй? (второй)
Молодцы! Напоём мелодию ещё раз все вместе!
Исполняем мелодию вальса.
Слайд №6. А теперь вас ждёт самая сложная задача, мы будем искать мелодию в пьесе «Сладкая
грёза». Это песня, где петь будут не голосом, а поёт инструмент – фортепиано.
А что такое грёзы? (мечты, раздумья, воспоминания)
Представьте, что в руках у вас скрипка.
Покажите, как будете играть на инструменте? (Показывают).
Исполните эту мечтательную пьесу на скрипке.
С каким настроением вы будете играть?
Как звучит пьеса?
ЗВУЧИТ «СЛАДКАЯ ГРЁЗА» П.И.ЧАЙКОВСКОГО
(ответы: ласковая, мечтательная, спокойная, грустная пьеса)
А теперь, ищем мелодию.
Играю мелодию может это мелодия, можем напеть? (пробуем вместе напеть)
Играю аккомпанемент – может это? (пробуем напеть)
Что получилось напеть, первый вариант или второй? (первый)
Молодцы! Напоём мелодию ещё раз все вместе!
Исполняем небольшой фрагмент мелодии.
Молодцы, мы нашли с вами мелодии в таких разных пьесах. Мелодия есть и в маршах, и в танцах, и в
песнях. Убедились в этом? Доказали Музе? (да!) А сейчас, я проверю вас на внимательность. Кто самый музыкальный и старательный?
Я сыграю ещё раз «Марш деревянных солдатиков», а после прослушивания вы определите характер.
Играю «Марш деревянных солдатиков» в низком регистре, медленно, громко.
(ответы: марш звучит совсем по другому)
Что случилось с маршем? (он стал другим)
Как звучит? (мужественно, решительно, воинственно)
Сохранился игрушечный характер? (нет)
Что сделало марш другим? (темп медленный, регистр низкий, динамика громко)
А мелодия изменилась? (нет, но характер стал другим)
Мелодия осталась такой же, только звучала подругому. Молодцы!
Итог урока:
Итак, ребята, что мы делали сегодня на уроке? (мы доказывали Музе, что мелодия есть в любом
произведении)
Что такое мелодия? (это душа музыки, то, что мы можем напеть)
В каких пьесах мы искали мелодию? (марш, вальс и сладкая грёза)
Кто написал эти пьесы? (П.И.Чайковский)
Из какого цикла пьесы? (Детский альбом)
Кому посвятил композитор цикл? (своему племяннику, Володе Давыдову)
Слайд №7. А сейчас вспомним и исполним песню «Песня о школе» Д.Кабалевский.
Исполнение и работа над песней (под минус)
Слайд №8. Вы сегодня – Молодцы!
Конспект "душа - музыки мелодия"
Конспект "душа - музыки мелодия"
Конспект "душа - музыки мелодия"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.