Цель: развитие слуховых и зрительных дифференцировок звуков Ц-С на материале слогов и слов;
Задачи:
-уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков Ц и С
-выделение звуков Ц-С из начала, конца и середины слова; развитие фонематического анализа и синтеза слов со звуками Ц-С
-уточнение и расширение словаря по теме «Транспорт»
-развитие внимания, восприятия, памяти, мышления, мелкой моторики.
Оборудование: картинный материал по теме, буквы С-Ц, звуковички, телефоны, цифры 1-5, стопоры, карточки, изографы, мяч, зеркала, профили, гном.
Конспект фронтального логопедического занятия (1 класс)
Тема: Дифференциация ЦС, транспорт.
Цель: развитие слуховых и зрительных дифференцировок звуков ЦС на
материале слогов и слов;
Задачи:
уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков Ц и С
выделение звуков ЦС из начала, конца и середины слова; развитие
фонематического анализа и синтеза слов со звуками ЦС
уточнение и расширение словаря по теме «Транспорт»
развитие внимания, восприятия, памяти, мышления, мелкой моторики.
Оборудование: картинный материал по теме, буквы СЦ, звуковички,
телефоны, цифры 15, стопоры, карточки, изографы, мяч, зеркала, профили,
гном.
План и ход занятия
1. Орг. момент
Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие в гости к гному «Пиши
читайке». Наш маршрут пройдет по станциям. Конечная цель нашего
путешествия станция «Буковка» на которой нас и будет ждать веселый гном.
Скажите, а на чем путешествуют люди? Как это назвать одним словом?
(транспорт).
Я вам предлагаю отгадать тот вид транспорта, на котором мы с
вами отправляемся в путешествие. Название нашего транспорта
зашифровано в изографе. Чтобы расшифровать название транспорта, вам
нужно найти все буквы, которые спрятались в изографе. (паровоз)
А какой это вид транспорта? (железнодорожный)
Почему он называется железнодорожным?
Какие еще виды транспорта вы знаете? (наземный, воздушный, водный)
Почему он так называется?
2. Основная часть
Итак, мы отправляемся в путешествие на поезде,а пока мы едем, давайте
сделаем массаж и немножко разогреемся (самомассаж).
Игра на дыхание «Телефон» (Инструкция: набрать воздух через нос и
медленно и плавно дуть: не поднимать плечи, не надувать щеки, дуть, держа
губы трубочкой)
Как гудит паровоз? Ууу (петь громко и тихо)
Первая станция на нашем пути: «Станция Звуковичков»
На этой станции живут
мальчикизвуковички? Они хотят нас
познакомить со звуками С и Ц.
Давайте послушаем и посмотрим, как эти звуки по разному произносятся:
Профили и зеркала.При звуке С кончик языка упирается в передние нижние зубы, губы в
улыбке, зубы сближены. Струя воздуха холодная и сильная.(согласный,
глухой, может быть мягким или твердым)
При звуке Ц язык широкий, кончик языка упирается в передние нижние
зубы,. В момент произнесения кончик языка слегка отдергивается от нижних
зубов. Струя воздуха холодная и сильная (согласный, глухой, всегда твердый)
Давайте дадим характеристику звуку С и Ц (капелька и кузнечик)
А сейчас мы выходим на станции из вагона, отдохнем и поиграем
Физминутка
Быть шофером хорошо, а летчиком лучше.
Я бы в летчики пошел, пусть меня научат.
Наливаю в бак бензин, завожу пропеллер.
В небеса мотор вези, чтобы птицы пели.
Наше путешествие продолжается. И чтобы нам не было скучно в пути мы с
вами поиграем в игру «Повторюши» Я называю слоги, а вы ловите мяч и
повторяете слоги за мной:
сацаса
сацасаца
суцусу ит.д.
Молодцы!
А мы подъезжаем к нашей следующей станции «Поисковики»
На этой станции мы будем определять место звука в слове.
Какое место в слове занял звук? Выдвигаем эту цифру.
Игра «110»
Слова: сон, лиса, осы, сабля, такси, колесо, мост, цапля, лицо, цирк, овца,
улица, цепь, гонец.
Какое было последнее слово? Знаете ли вы значение слова «Гонец»?
(В старину: человек, посылаемый кудалибо со срочным известием)
Молодцы! Мы вновь отправляемся в путь! А по дороге мы с вами поиграем в
игру «Слово рассыпалось»
(карточки детям)
Молодцы!
А мы подъезжаем к нашей следующей станции «Хлопушки»
Руки в сторону, если услышите звук С (картинки)Хлопните, если услышите звук Ц (картинки)
Наше путешествие продолжается! Давайте поиграем, пока будем ехать до
следующей станции.
Пальчиковая гимнастика со стопорами
Автобус, троллейбус, машина, трамвай
О них ты на улице не забывай.
В морях корабли, ледоколы, суда,
Они очень редко заходят сюда.
Молодцы!
А мы подъезжаем к нашей следующей станции «Буковка», где нас ждет
веселый гном, а в руках у него буквы, которые обозначают звуки С и Ц.
Назовите мне эти буквы! (эс и цэ)
Чем отличается звук от буквы?
Вычеркнуть все буквы С и Ц (на карточках)
Знакомая улица.
Старая мельница.
На мосту стоит автобус.
Самолет оставил в небе белый след.
Судно встало на якорь у скалы.
(Поменяйтесь карточками и проверьте друг у друга, все ли буквы
вычеркнуты.)
Подведение итогов занятия.
Наше путешествие подходит к концу. Мы прибыли на конечную станцию.
Каждое путешествие бывает интересным и полезным. Что нового вы узнали?
С какими буквами познакомились? Бывает ли звук Цмягким?