Конспект фронтального логопедического занятия " Дифференциация звуков и букв Ч-Ц"
Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
дефектология
1 кл—2 кл
21.04.2017
Тип занятия:Закрепление и систематизация полученных знаний и умений.
Используемые технологии:1. Технология на основе деятельностного подхода.
2. Технология поэтапного формирования умственных действий
Цель занятия: Формирование у младших школьников умений различать звуки [ч]-[ц] изолированно, в слогах, в словах, предложениях, обозначая правильно их на письме соответствующими буквами.
Технологическая карта Ч-Ц.docx
Технологическая карта логопедического занятия
Ф.И.О.
учителялогопеда
Группа (класс,
логопедическое заключение)
1класс
Логопедическое заключение: НВ ОНР.
Тема занятия
Дифференциация звуков и букв ЧЦ.
Тип занятия
Закрепление и систематизация полученных знаний и умений.
Используемые технологии
1. Технология на основе деятельностного подхода.
2. Технология поэтапного формирования умственных действий
Цель занятия
Задачи
Формирование у младших школьников умений различать звуки [ч][ц] изолированно, в слогах, в словах,
предложениях, обозначая правильно их на письме соответствующими буквами.
Образовательные
Вырабатывать у учащихся умение
различать звуки [ц] [ч] с опорой
на артикуляторные, зрительные,
моторные ощущения, обозначая
их на письме соответствующими
буквами
Коррекционноразвивающие
Способствовать развитию умений:
обобщать полученные знания,
проводить сравнение, делать
выводы;
развивать фонематическое
восприятие на основе упражнений в
выделении звуков.
расширять и активизировать
словарный запас на материале темы
«Птицы».
Обеспечить ситуации,
способствующие развитию умений
и навыков работы с текстом,
выделять главное.
Воспитательные
Создать условия, обеспечивающие
положительный интерес к
изучаемой теме.
Воспитывать бережное отношение к
природе, птицам.
Способствовать созданию условий
обеспечивающих:
формирование у учеников навыков
самоконтроля;
овладение необходимыми
навыками самостоятельной учебной
деятельности.
формирование навыков общения в
процессе учебной работы. Универсальные
учебные действия
Регулятивные УУД:
развивать умение
высказывать свое
предположение;
учить принимать и
сохранять
учебную
задачу.
Личностные УУД:
формировать
мотивацию к обучению
и целенаправленной
познавательной
деятельности.
создать условия для
воспитания
положительного
интереса к изучаемому
предмету.
Коммуникативные УУД: Познавательные УУД:
развивать умение
слушать и понимать
других;
учитывать в
сотрудничестве
отличные от собственных
позиции других людей.
развивать умение находить
и структурировать
информацию;
развивать умения
представлять информацию и
извлекать ее из таблиц;
на основе анализа объектов
делать выводы,
обобщать, классифицировать
по признакам;
находить ответы в ходе
рассуждений.
Средства обучения
раздаточный материал (карточки со словами и схемами слов);
наборы символов для характеристики звуков;
демонстрационный материал (изображения чайки, цапли, синицы, грача, скворца, ласточки);
зеркала.
Организационная структура логопедического занятия
Этап
I.
Организационный
момент.
Деятельность учителялогопеда
Приветствует учащихся. Создает доброжелательную рабочую
атмосферу в классе.
Деятельность обучающихся
Приветствуют учителя. Проверяют готовность
рабочего места.
Каждый день всегда, везде:
На занятиях, в игре
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
II.
Актуализация
Предлагает послушать стихотворение о весне, организует
актуализацию знаний об изменениях в неживой и живой природе
Слушают стихотворение о весне, вспоминают
об изменениях в неживой и живой природе знаний
весной.
весной.
Весна идет сторонкой,
Да где ж она сама?
Чу, слышен голос звонкий…
Не это ли весна?
По каким приметам мы узнаем весну?
Что происходит весной с птицами?
Как называются птицы, прилетающие к нам весной?
Каких перелетных птиц вы знаете?
Чем заняты птицы весной?
III.
Целеполагание и
мотивация
Создает условия для формулирования целей урока, опираясь на
ключевые звуки, обеспечивает мотивацию учащихся.
Снег сходит с земли, солнышко ярче светит,
трава начинает расти.
Они прилетают к нам из теплых стран.
Перелетные
Жаворонки, ласточка, скворец, кукушка,
грач.
Выводят птенцов.
Формулируют цели урока по данной теме.
Как надо вести себя в лесу, чтобы не напугать их?
А как показать без слов, что надо вести себя тихо?
Ццц, ччч. (приложив палец к губам)
Какие звуки мы произнесли?
Как вы думаете, что мы будем учиться делать на уроке?
А для чего мы будем это делать?
В этом нам помогут две перелетные птицы.
Послушайте загадки.
В лесу надо вести себя тихо, чтобы никого не
напугать..
Ццц, ччч. (приложив палец к губам)
[ц] и [ч].
Мы будем учиться различать звуки [ц] [ч]
Мы будем учиться различать эти звуки,
чтобы не путать в речи и на письме.
Слушают загадки.
Угадайте, что за птица –
Не орел и не синица.
По болотам все крадется,
Длинноногою зовется.(цапля)
Цапля. На песочке у реки
Словно снежные комки.
Что за птица, угадайка!
Догадаться просто …(чайка)
Почему цапля и чайка?
IV.
Усвоение новых
знаний и способов
действий.
Предлагает дать сравнительную характеристику положения органов
артикуляции при произнесении звуков [ц] [ч], соотнести звуки с
буквами, конструирование букв.
1.Сравнение звуков [ц] [ч] по артикуляции.
Взяли зеркала. Четко произносим поочередно звуки [ц] [ч] и
наблюдаем за положением органов артикуляции. (губы, зубы, язык,
воздушная струя, звук).
Итак, в чем сходство положения органов артикуляции при
произнесении звуков [ц] [ч]?
В чем различие этих звуков?
Что еще мы можем сказать о звуках [ц] [ч]?
2.Соотнесение звуков с буквами. Конструирование букв цч.
Чайка.
Названия этих птиц начинается на звуки [ц]
[ч]).
Сравнивают работу органов артикуляции,
характеризуют звуки при помощи опорных
схем, соотносят звук с буквой, выкладывают
карточки с условными знаками в таблице,
конструируют письменные буквы. Работа в
парах.
Дети выкладывают характеристику звуков
схемами.
[ц] – губы улыбаются, язык внизу, воздушная
струя холодная, согласный звук, т.к. есть
преграда, глухой звук, всегда твердый.
[ч] – губы вытянуты в трубочку, язык наверху,
воздушная струя теплая, согласный звук, т.к.
есть преграда, глухой звук, мягкий.
Эти звуки согласные, глухие.
В положении языка и губ.
[ц] твердый, [ч]) – мягкий. V.
Физминутка
Ребята, а какими буквами мы обозначим звуки [ц] [ч]?
Выложите из цветных веревочек письменные буквы
цч.
Решите, кто из вас какую букву будет выкладывать.
Какого цвета веревочки вы возьмете для буквы ц? ч? Почему?
Проведите по букве пальцем и произнесите нужный звук.
Поменяйтесь буквами. Повторите.
Как нам различить письменные буквы цч?
Как нам могут помочь в запоминании наши картинки?
Что мы сейчас с вами делали? Для чего мы это делали?
Ребята, цапля и чайка приглашают нас к себе в гости. А чтобы
отправиться в путь, мы должны хорошо уметь различать эти звуки и
буквы, потому, что они будут нашими помощниками в пути.
Сначала сделаем небольшую разминку.
Поиграем в игру «Самый внимательный»
Я вам говорю звуки, слоги и слова, а вы, если услышите звук ц, то
будете приседать, а если ч, то поднимите руки.
Звуки: А, Ч, Ш, Щ, Ц, С, М, Л, Щ, Ц, Ть, Ц, Ч.
Слоги: АЧ, ЩА, ЦА, УЧ, ЧУР, ЩУР, ЧИ, ШИ, СЫ, ЦЫ.
Упражнение с нагрузкой: дети закрывают глаза и открывают
широко рот.
Слова: ПТЕНЕЦ, ЧИСТО, ЩЕТКА, ОГУРЕЦ, ЧАЙНИК, ОЧКИ,
КУРИЦА,.
Пальчиковая гимнастика «Перелетные птицы»
Тилители, тилители,
С юга птицы прилетели!
Прилетел к нам скворец,
Буквами Ц и Ч.
Дети выкладывают буквы.
Для Ц – веревочка синего цвета потому что
этот звук твердый, а для Ч – зеленого, потому
что этот звук мягкий.
элемент буквы ц напоминает ногу цапли,
элемент буквы ч – крыло чайки.
Мы рассмотрели буквы ЦЧ, определили на
что они похожи. Мы это сделали для того,
чтобы не путать эти две буквы.
На звук ц – приседают, на звук ч – поднимают
руки вверх.
дети скрещивают большие пальцы, машут
ладошками VI.
Применение
знаний и умений.
Ласточка, грач, кукушка и соловей.
Торопились: кто скорей?
Все вернулись, прилетели,
Песни звонкие запели!
Организует и направляет познавательную деятельность учащихся.
Активизирует и развивает словарный запас по лексической теме.
Предлагает зашифровать звуки и расшифровать их. Организует
взаимопроверку.
Организует чтение слогов с различной интонацией, запись строчки
слогов по выбору.
1. Дифференциация изолированных звуков [ц] [ч].
поочередно сгибаются пальцы на обеих руках,
начиная с мизинцев.
указательным и большими пальцами делают
клюв – «птицы поют».
Выполняют упражнения по дифференциации
звуков и букв цч
в слогах,
в словах,
в предложениях.
Зашифровывают и расшифровывают звуки.
А сейчас нарисуем песенку птиц.
Открываем тетради и запишем число.
Итак, если я называю звук [ц], то вы рисуете стрелочку вниз. Почему?
Если я называю звук [ч], то вы рисуете ... .
Почему?
Записывают число: 20 апреля.
По положению языка
… стрелочку вверх.
По положению языка.
(Называю: [ч], [ц], [ц], [ч], [ц], [ч], [ц])
Проверка. Сверьте свои записи с записью на доске. Оцените свою
работу.
2. Дифференциация изолированных звуков [ц] [ч] в слогах.
Как вы думаете, птицы умеют разговаривать?
Как называется их язык?
Представьте, что вы птицы. Прочитаем разговор чайки и цапли.
Но читать мы будем все поразному. Для этого выберите себе одну из
карточек и скажите, как вы будете читать?
чацачо
оцучач
чацчоцчиц
Самопроверка. На доске – последовательность
стрелок.
Умеют.
Птичий.
Дети читают с разной интонацией: грустно,
весело, сердито, радостно. цучцачцоч
Запишите в тетради любую строчку разговора птиц.
Поменяйтесь тетрадями, найдите ту строку, которую списывал ваш
товарищ. Проверьте друг у друга. Оцените работу товарища.
Списывают любую строчку.
Взаимопроверка
3. Дифференциация изолированных звуков [ц] [ч] в словах.
Понятен ли вам был разговор птиц?
Я думаю, цапля и чайка договаривались, кого они еще пригласят в
гости, кроме нас.
Нет.
(На доске выставляются картинки птиц: ласточка, грач, скворец,
синица)
Узнаете этих птиц? Назовите их.
Мне интересно, а почему эти птицы приглашены в гости?
Цапля и чайка приготовили им пригласительные билеты:
(ласточка)
(скворец)
(грач)
Подумайте, чей пригласительный билет лежит у вас на столе. Как
определили?
Отметьте, где находится звук [ц] или [ч] в вашем слове нужным
цветом и вручите пригласительный билет.
А теперь впишите нужную букву в название птицы.
Проверка:
Дети называют птиц.
В названиях этих птиц есть звуки [ц] [ч]
По количеству звуков в слове
Дети выходят по одному к доске, прикрепляют
пригласительный билет под картинкой птицы,
закрашивают нужный кружок синим или
зеленым цветом.
Дети получают карточку с написанным словом,
вписывают пропущенные буквы цч в названиях
птиц.
К цапле (чайке) пойдут …, потому что … Покажите мне, что у вас получилось.
Кто пойдет в гости к цапле? Чайке?
Почему?
Итак, отправляемся в гости к чайке.
По дороге нам надо преодолеть густые облака.
(На доске «облака» со словами: водица, курица, птица, яйцо)
Посмотрите, что на них написано? Прочитайте.
Какой звук слышится в каждом слове?
А какой звук любит чайка?
Что же нам делать?
Водица
Курица
Птица
Яйцо
Синица
Палец
Крыльцо
Кольцо
звук [ц]
звук [ч]
Изменить слова, чтобы появился звук [ч],
назвать ласково.
водичка
курочка
птичка
яичко
синичка
пальчик
крылечко
колечко
4.Дифференциация изолированных звуков [ц] [ч] в
предложении.
А сейчас нам осталось навестить кого?
Где она живет? В какую сторону пойдем?
Через болото можно пройти только по кочкам. Вот они.
Цаплю
На болоте
(«Кочки»: бе, птиц, ре, те, ги)
Что за чудокочки?
Как нам пройти по ним?
О чем нас просят птицы?
Слова и слоги
Нужно составить предложение
Составляют предложение: «Берегите птиц!»
Птицы просят, чтобы мы их берегли, не
пугали их в лесу, не ловили. Почему нужно беречь птиц?
Прочитайте так, чтобы все это поняли.
VII.
Проверка уровня
усвоения знаний и
умений.
Предлагает вставить буквы цч в слова предложений. Выделить буквы
разным цветом. Организует взаимопроверку.
Работают по карточкам (вставляют
пропущенные буквы, выделяют цветными
карандашами). Взаимопроверка.
Птицы приготовили вам сюрприз – вот такие скворечники.
А что на них написано?
Можно ли их прочитать в таком виде?
Предложения.
Нельзя, нужно вставить пропущенные буквы
чц.
Это последнее задание птиц. Они хотят проверить, научились ли вы
различать буквы цч.
Восстановите слова в предложениях.
Поменяйтесь карточками и сделайте проверку, оцените работу
товарища.
Прочитайте обращение птиц.
Что нам хотят сказать птицы?
Молодцы! Птицы хотят, чтобы вы не забывали бережно относиться к
природе и ко всему живому.
Подводит итог урока, предлагая детям ответить на вопросы, чему они
учились на уроке, через какие задания. Предлагает выразить
собственное мнение о результате своего участия в уроке.
VIII.
Рефлексия
Не кричите в лесу. Не пугайте птиц. Не
разоряйте птичьи гнезда!
.
Выражают свое мнение об уроке, дают
самооценку результатам деятельности.
Птицы рады, что мы им помогли.
А птицы помогли вам? В чем?
Чему мы сегодня учились на уроке?
Птицы помогли нам учиться различать буквы
ц и ч. Что было интересно?
Какое задание больше запомнилось?
Что показалось еще сложным?
А теперь нарисуйте, какое у вас настроение после вашей работы на
уроке? Почему?
Молодцы! Спасибо за работу!
Дети рисуют настроениесмайлики на полях
тетради и комментируют.
Не к р и ...и те
в лесу !
Не п у г а й те
п т и ...!
Не
р аз ор я й те
п т и ...ьи
г нез д а !
Не к р и ...и те
в лесу !
Не п у г а й те
п т и ...!
Не
р аз ор я й те
п т и ...ьи
г нез д а !
Не к р и ...и те
в лесу !
Не п у г а й те
п т и ...!
Не
р аз ор я й те
п т и ...ьи
г нез д а !
Не к р и ...и те
в лесу !
Не п у г а й те
п т и ...!
Не
р аз ор я й те
п т и ...ьи
г нез д а !
Не к р и ...и те
в лесу !
Не п у г а й те
п т и ...!
Не
р аз ор я й те
п т и ...ьи
г нез д а !
Не к р и ...и те
в лесу !
Не п у г а й те
п т и ...!
Не
р аз ор я й те
п т и ...ьи
г нез д а !
Не к р и ...и те
в лесу !
Не п у г а й те
п т и ...!
Не
р аз ор я й те
п т и ...ьи
г нез д а !
Не к р и ...и те
в лесу !
Не п у г а й те
п т и ...!
Не
р аз ор я й те
п т и ...ьи
г нез д а !
ВОДИЦА КУРИЦА ПТИЦА
ЯЙЦО СИНИЦА ПАЛЕЦ
КРЫЛЬЦО КОЛЬЦО
ПТИЦ БЕ РЕ ГИ ТЕ ЧАЦАЧО
ОЦУЧАЧ
ЧАЦЧОЦЧИЦ ЦУЧЦАЧЦОЧ
Конспект фронтального логопедического занятия " Дифференциация звуков и букв Ч-Ц"
Конспект фронтального логопедического занятия " Дифференциация звуков и букв Ч-Ц"
Конспект фронтального логопедического занятия " Дифференциация звуков и букв Ч-Ц"
Конспект фронтального логопедического занятия " Дифференциация звуков и букв Ч-Ц"
Конспект фронтального логопедического занятия " Дифференциация звуков и букв Ч-Ц"
Конспект фронтального логопедического занятия " Дифференциация звуков и букв Ч-Ц"
Конспект фронтального логопедического занятия " Дифференциация звуков и букв Ч-Ц"
Конспект фронтального логопедического занятия " Дифференциация звуков и букв Ч-Ц"
Конспект фронтального логопедического занятия " Дифференциация звуков и букв Ч-Ц"
Конспект фронтального логопедического занятия " Дифференциация звуков и букв Ч-Ц"
Конспект фронтального логопедического занятия " Дифференциация звуков и букв Ч-Ц"
Конспект фронтального логопедического занятия " Дифференциация звуков и букв Ч-Ц"
Конспект фронтального логопедического занятия " Дифференциация звуков и букв Ч-Ц"
Конспект фронтального логопедического занятия " Дифференциация звуков и букв Ч-Ц"
Конспект фронтального логопедического занятия " Дифференциация звуков и букв Ч-Ц"
Конспект фронтального логопедического занятия " Дифференциация звуков и букв Ч-Ц"
Конспект фронтального логопедического занятия " Дифференциация звуков и букв Ч-Ц"
Конспект фронтального логопедического занятия " Дифференциация звуков и букв Ч-Ц"
Конспект фронтального логопедического занятия " Дифференциация звуков и букв Ч-Ц"
Конспект фронтального логопедического занятия " Дифференциация звуков и букв Ч-Ц"
Конспект фронтального логопедического занятия " Дифференциация звуков и букв Ч-Ц"
Конспект фронтального логопедического занятия " Дифференциация звуков и букв Ч-Ц"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.