Конспект фронтального логопедического занятия " Дифференциация звуков и букв Ч-Ц"
Оценка 4.7

Конспект фронтального логопедического занятия " Дифференциация звуков и букв Ч-Ц"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
дефектология
1 кл—2 кл
21.04.2017
Конспект фронтального логопедического занятия " Дифференциация звуков и букв Ч-Ц"
Тип занятия:Закрепление и систематизация полученных знаний и умений. Используемые технологии:1. Технология на основе деятельностного подхода. 2. Технология поэтапного формирования умственных действий Цель занятия: Формирование у младших школьников умений различать звуки [ч]-[ц] изолированно, в слогах, в словах, предложениях, обозначая правильно их на письме соответствующими буквами.
Технологическая карта Ч-Ц.docx
Технологическая карта  логопедического занятия   Ф.И.О.  учителя­логопеда Группа (класс, логопедическое заключение) 1класс Логопедическое заключение: НВ ОНР.  Тема занятия Дифференциация звуков и букв Ч­Ц. Тип занятия Закрепление и систематизация полученных знаний и умений. Используемые технологии 1. Технология на основе деятельностного подхода. 2. Технология поэтапного формирования умственных действий Цель занятия Задачи  Формирование у младших  школьников умений различать звуки [ч]­[ц] изолированно, в слогах, в словах,  предложениях, обозначая правильно их на письме соответствующими буквами. Образовательные  Вырабатывать у учащихся умение различать звуки [ц] ­ [ч] с опорой  на артикуляторные, зрительные,  моторные ощущения, обозначая  их на письме соответствующими  буквами  Коррекционно­развивающие Способствовать  развитию умений:  ­ обобщать полученные знания,  проводить   сравнение, делать  выводы; ­ развивать фонематическое  восприятие на основе упражнений в выделении звуков. ­ расширять и активизировать  словарный запас на материале темы «Птицы». Обеспечить ситуации,  способствующие развитию умений  и навыков работы с текстом,  выделять главное. Воспитательные  Создать  условия, обеспечивающие   положительный интерес к  изучаемой  теме. Воспитывать бережное отношение к природе, птицам. Способствовать  созданию условий  обеспечивающих: ­ формирование у учеников навыков самоконтроля; ­ овладение необходимыми  навыками самостоятельной учебной деятельности. ­ формирование навыков общения в  процессе учебной работы. Универсальные  учебные действия Регулятивные УУД: ­ развивать умение  высказывать свое  предположение; ­  учить   принимать   и сохранять учебную задачу.   Личностные УУД: ­ формировать  мотивацию к обучению  и целенаправленной  познавательной  деятельности. ­ создать   условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету. Коммуникативные УУД: Познавательные УУД: ­ развивать умение  слушать и понимать  других; ­ учитывать в  сотрудничестве  отличные от собственных позиции других людей. ­ развивать умение находить   и структурировать  информацию; ­ развивать умения  представлять информацию и  извлекать ее  из таблиц; ­ на основе анализа объектов  делать выводы, обобщать, классифицировать  по признакам; ­ находить ответы в ходе  рассуждений. Средства обучения  ­ раздаточный материал (карточки со словами и схемами слов); ­ наборы символов для характеристики звуков; ­ демонстрационный материал (изображения чайки, цапли, синицы, грача, скворца,  ласточки); ­ зеркала.  Организационная структура логопедического занятия Этап I. Организационный момент. Деятельность учителя­логопеда Приветствует учащихся. Создает доброжелательную рабочую  атмосферу в классе. Деятельность обучающихся Приветствуют учителя. Проверяют готовность  рабочего места. Каждый день всегда, везде: На занятиях, в игре Смело, четко говорим И тихонечко сидим. II. Актуализация Предлагает послушать стихотворение о весне, организует  актуализацию знаний об изменениях в неживой и живой природе  Слушают стихотворение о весне, вспоминают  об изменениях в неживой и живой природе знаний весной. весной. Весна идет сторонкой, Да где ж она сама? Чу, слышен голос звонкий… Не это ли весна? ­ По каким приметам мы узнаем весну? ­ Что происходит весной с птицами? ­ Как называются птицы, прилетающие к нам весной?  ­ Каких перелетных птиц вы знаете? ­ Чем заняты птицы весной?  III. Целеполагание и мотивация Создает условия для формулирования целей урока, опираясь на  ключевые звуки, обеспечивает мотивацию учащихся. ­ Снег сходит с земли, солнышко ярче светит,  трава начинает расти. ­ Они прилетают к нам из теплых стран. ­ Перелетные ­ Жаворонки, ласточка, скворец,  кукушка,  грач. ­ Выводят птенцов. Формулируют цели урока по данной теме. ­ Как надо вести себя в лесу, чтобы не напугать их? ­ А как показать без слов, что надо вести себя тихо? ­  Ц­ц­ц, ч­ч­ч. (приложив палец к губам) ­ Какие звуки мы произнесли? ­ Как вы думаете, что мы будем учиться делать на уроке?   ­ А для чего мы будем это делать? ­ В этом нам помогут две перелетные птицы.  Послушайте загадки. ­ В лесу надо  вести себя тихо, чтобы никого не напугать.. ­ Ц­ц­ц, ч­ч­ч. (приложив палец к губам) ­ [ц] и [ч]. ­ Мы будем учиться различать звуки [ц] ­ [ч] ­ Мы будем учиться различать эти звуки,  чтобы не путать в речи и на письме. Слушают загадки. Угадайте, что за птица – Не орел и не синица. По болотам все крадется,  Длинноногою зовется.(цапля) Цапля. На песочке у реки Словно снежные комки. Что за птица, угадай­ка! Догадаться просто ­ …(чайка) ­ Почему цапля и чайка?  IV. Усвоение новых знаний и способов действий. Предлагает дать сравнительную характеристику положения органов  артикуляции при произнесении звуков [ц] ­ [ч], соотнести звуки с  буквами, конструирование букв. 1.Сравнение звуков [ц] ­ [ч] по артикуляции. ­ Взяли зеркала. Четко произносим поочередно звуки [ц] ­ [ч] и  наблюдаем за положением органов артикуляции. (губы, зубы, язык,  воздушная струя, звук). ­ Итак, в чем сходство положения органов артикуляции при  произнесении звуков [ц] ­ [ч]?  ­ В чем различие этих звуков?  ­ Что еще мы можем сказать о звуках [ц] ­ [ч]?  2.Соотнесение звуков с буквами. Конструирование букв ц­ч. Чайка. ­Названия этих птиц начинается на звуки [ц] ­  [ч]). Сравнивают работу органов артикуляции,  характеризуют звуки при помощи опорных  схем, соотносят звук с буквой, выкладывают  карточки с условными знаками в таблице,  конструируют письменные буквы. Работа в  парах. Дети выкладывают характеристику звуков  схемами. [ц] – губы улыбаются, язык внизу, воздушная  струя  холодная, согласный звук, т.к. есть  преграда, глухой звук, всегда твердый. [ч] – губы вытянуты в трубочку, язык наверху,  воздушная струя теплая, согласный звук, т.к.  есть преграда, глухой звук, мягкий.  Эти звуки согласные, глухие. В положении языка и губ. [ц] ­ твердый, [ч]) – мягкий. V. Физминутка ­ Ребята, а какими буквами мы обозначим звуки [ц] ­ [ч]? ­ Выложите из цветных веревочек письменные буквы  ц­ч.  Решите, кто из вас какую букву будет выкладывать. ­ Какого цвета веревочки вы возьмете для буквы ц? ч? Почему? ­ Проведите по букве пальцем и произнесите нужный звук.  Поменяйтесь буквами. Повторите. ­ Как нам различить письменные буквы ц­ч? ­ Как нам могут помочь в запоминании наши картинки? ­ Что мы сейчас с вами делали? Для чего мы это делали? ­ Ребята, цапля и чайка приглашают нас к себе в гости. А чтобы  отправиться в путь, мы должны хорошо уметь различать эти звуки и  буквы, потому, что они будут нашими помощниками в пути. ­ Сначала сделаем небольшую разминку. Поиграем в игру «Самый внимательный»  Я вам говорю звуки, слоги и слова, а вы, если  услышите звук ц, то  будете приседать, а если ч, то поднимите руки. Звуки: А, Ч, Ш, Щ, Ц, С, М, Л, Щ, Ц, Ть, Ц, Ч. Слоги: АЧ, ЩА, ЦА, УЧ, ЧУР, ЩУР, ЧИ, ШИ, СЫ, ЦЫ. Упражнение с нагрузкой: дети закрывают глаза и открывают  широко рот. Слова: ПТЕНЕЦ, ЧИСТО, ЩЕТКА, ОГУРЕЦ, ЧАЙНИК, ОЧКИ,  КУРИЦА,. Пальчиковая гимнастика «Перелетные птицы» Тили­тели, тили­тели, С юга птицы прилетели!  Прилетел к нам скворец, Буквами Ц и Ч. Дети выкладывают буквы. Для Ц – веревочка синего цвета потому что  этот звук твердый, а  для Ч – зеленого, потому  что этот звук мягкий. элемент буквы ц напоминает ногу цапли,  элемент буквы ч – крыло чайки. Мы рассмотрели буквы Ц­Ч, определили на  что они похожи. Мы это сделали для того,  чтобы не путать эти две буквы. На звук ц – приседают, на звук ч – поднимают  руки вверх. дети скрещивают большие пальцы, машут  ладошками VI. Применение знаний и умений. Ласточка, грач, кукушка и соловей. Торопились: кто скорей?  Все вернулись, прилетели, Песни звонкие запели!  Организует и направляет познавательную деятельность учащихся.  Активизирует и развивает словарный запас по лексической теме.  Предлагает зашифровать звуки и расшифровать их. Организует  взаимопроверку. Организует чтение слогов с различной интонацией, запись строчки  слогов по выбору. 1. Дифференциация изолированных звуков [ц] ­ [ч]. поочередно сгибаются пальцы на обеих руках,  начиная с мизинцев. указательным и большими пальцами делают  клюв – «птицы поют». Выполняют упражнения по дифференциации  звуков и букв ц­ч   ­ в слогах,  ­ в словах, ­ в предложениях. Зашифровывают и расшифровывают звуки.  ­ А сейчас нарисуем песенку птиц.  ­ Открываем тетради и запишем число. ­ Итак, если я называю звук [ц], то вы рисуете стрелочку вниз. Почему? ­ Если я называю звук [ч], то вы рисуете ... . Почему?  Записывают число: 20 апреля. ­По положению языка …­ стрелочку вверх. ­ По положению языка. (Называю: [ч], [ц], [ц], [ч], [ц], [ч], [ц]) ­ Проверка. Сверьте свои записи с записью на доске. Оцените свою  работу.  2. Дифференциация изолированных звуков [ц] ­ [ч] в слогах. ­ Как вы думаете, птицы умеют разговаривать?  ­ Как называется их язык?  ­ Представьте, что вы птицы. Прочитаем разговор чайки и цапли. Но читать мы будем все по­разному. Для этого выберите себе одну из  карточек и скажите, как вы будете читать? ча­ца­чо оц­уч­ач           чац­чоц­чиц Самопроверка. На доске – последовательность  стрелок. ­ Умеют. ­ Птичий. Дети читают с разной интонацией: грустно,  весело, сердито, радостно. цуч­цач­цоч ­ Запишите в тетради любую строчку разговора птиц. ­ Поменяйтесь тетрадями, найдите ту строку, которую списывал ваш  товарищ. Проверьте друг у друга. Оцените работу товарища.  Списывают любую строчку. Взаимопроверка 3.  Дифференциация изолированных звуков [ц] ­ [ч] в словах. ­ Понятен ли вам был разговор птиц? ­ Я думаю, цапля и чайка договаривались, кого они еще пригласят в  гости, кроме нас.  Нет. (На доске выставляются картинки птиц: ласточка, грач, скворец,  синица) ­ Узнаете этих птиц? Назовите их.  ­ Мне интересно, а почему эти птицы приглашены в гости?  ­ Цапля и чайка приготовили им пригласительные билеты: (ласточка) (скворец) (грач) ­ Подумайте, чей пригласительный билет лежит у вас на столе. Как  определили? ­ Отметьте, где находится звук [ц] или [ч] в вашем слове нужным  цветом и вручите пригласительный билет. ­ А теперь впишите нужную букву в название птицы.  Проверка: Дети называют птиц. ­В названиях этих птиц есть звуки [ц] ­ [ч] ­По количеству звуков в слове Дети выходят по одному к доске, прикрепляют пригласительный билет под картинкой птицы,  закрашивают нужный кружок синим или  зеленым цветом. Дети получают карточку с написанным словом, вписывают пропущенные буквы ц­ч в названиях птиц. ­ К цапле (чайке) пойдут …, потому что … ­ Покажите мне, что у вас получилось. ­ Кто пойдет в гости к цапле? Чайке? ­ Почему?  ­ Итак, отправляемся в гости к чайке.  ­ По дороге нам надо преодолеть густые облака.  (На доске «облака» со словами: водица, курица, птица, яйцо) ­ Посмотрите, что на них написано? Прочитайте. ­ Какой звук слышится в каждом слове? ­ А какой звук любит чайка?  ­ Что же нам делать?  Водица Курица Птица Яйцо Синица Палец Крыльцо Кольцо ­ звук [ц]   ­ звук [ч]   ­Изменить слова, чтобы появился звук [ч],  назвать ласково. ­ водичка ­курочка ­птичка ­яичко ­синичка ­пальчик ­ крылечко ­ колечко 4.Дифференциация изолированных звуков [ц] ­ [ч] в  предложении. ­ А сейчас нам осталось навестить кого?   ­ Где она живет? В какую сторону пойдем? ­ Через болото можно пройти только по кочкам. Вот они. ­ Цаплю ­ На болоте («Кочки»: бе, птиц, ре, те, ги)  ­ Что за чудо­кочки?  ­ Как нам пройти по ним? ­ О чем нас просят птицы? ­Слова и слоги ­ Нужно составить предложение Составляют предложение: «Берегите птиц!» ­ Птицы просят, чтобы мы их берегли, не  пугали их в лесу, не ловили. ­ Почему нужно беречь птиц?   ­ Прочитайте так, чтобы все это поняли. VII. Проверка уровня усвоения знаний и умений. Предлагает вставить буквы ц­ч в слова предложений. Выделить буквы  разным цветом. Организует взаимопроверку. Работают по карточкам (вставляют  пропущенные буквы, выделяют цветными  карандашами). Взаимопроверка. ­ Птицы приготовили вам сюрприз – вот такие скворечники.  ­ А что на них написано?  ­ Можно ли их прочитать в таком виде?  ­ Предложения. ­ Нельзя, нужно вставить пропущенные буквы  ч­ц. ­ Это последнее задание птиц. Они хотят проверить, научились ли вы  различать буквы ц­ч. ­ Восстановите слова в предложениях. ­ Поменяйтесь карточками и сделайте проверку, оцените работу  товарища.  ­ Прочитайте обращение птиц. ­ Что нам хотят сказать птицы?  ­ Молодцы! Птицы хотят, чтобы вы не забывали бережно относиться к  природе и ко всему живому. Подводит итог урока, предлагая детям ответить на вопросы, чему они  учились на уроке, через какие задания. Предлагает выразить  собственное мнение о результате своего участия в уроке. VIII. Рефлексия ­ Не кричите в лесу. Не пугайте птиц. Не  разоряйте птичьи гнезда! . Выражают свое мнение об уроке, дают  самооценку результатам деятельности. ­ Птицы рады, что мы им помогли.  ­ А птицы помогли вам? В чем? ­ Чему мы сегодня учились на уроке? ­ Птицы помогли нам учиться различать буквы  ц и ч. ­ Что было интересно? ­ Какое задание больше запомнилось? ­ Что показалось еще сложным? ­ А теперь нарисуйте, какое у вас настроение после вашей работы на  уроке? Почему? ­ Молодцы! Спасибо за работу! Дети рисуют настроение­смайлики на полях  тетради и комментируют.          Не к р и ...и те     в  лесу !    Не п у г а й те п т и ...! Не р аз ор я й те    п т и ...ьи    г нез д а !                    Не к р и ...и те     в  лесу !    Не п у г а й те п т и ...! Не р аз ор я й те    п т и ...ьи    г нез д а !           Не к р и ...и те     в  лесу !                      Не п у г а й те п т и ...! Не р аз ор я й те    п т и ...ьи    г нез д а !   Не к р и ...и те     в  лесу !    Не п у г а й те п т и ...! Не р аз ор я й те    п т и ...ьи    г нез д а !                   Не к р и ...и те     в  лесу !    Не п у г а й те п т и ...!                  Не р аз ор я й те    п т и ...ьи    г нез д а !   Не к р и ...и те     в  лесу !    Не п у г а й те п т и ...! Не р аз ор я й те    п т и ...ьи    г нез д а !                     Не к р и ...и те     в  лесу !    Не п у г а й те п т и ...! Не р аз ор я й те                 п т и ...ьи    г нез д а !                  Не к р и ...и те     в  лесу !    Не п у г а й те п т и ...! Не р аз ор я й те    п т и ...ьи    г нез д а !        ВОДИЦА      КУРИЦА      ПТИЦА ЯЙЦО            СИНИЦА     ПАЛЕЦ КРЫЛЬЦО      КОЛЬЦО     ПТИЦ         БЕ      РЕ     ГИ    ТЕ ЧА­ЦА­ЧО ОЦ­УЧ­АЧ ЧАЦ­ЧОЦ­ЧИЦ ЦУЧ­ЦАЧ­ЦОЧ

Конспект фронтального логопедического занятия " Дифференциация звуков и букв Ч-Ц"

Конспект фронтального логопедического занятия " Дифференциация звуков и букв Ч-Ц"

Конспект фронтального логопедического занятия " Дифференциация звуков и букв Ч-Ц"

Конспект фронтального логопедического занятия " Дифференциация звуков и букв Ч-Ц"

Конспект фронтального логопедического занятия " Дифференциация звуков и букв Ч-Ц"

Конспект фронтального логопедического занятия " Дифференциация звуков и букв Ч-Ц"

Конспект фронтального логопедического занятия " Дифференциация звуков и букв Ч-Ц"

Конспект фронтального логопедического занятия " Дифференциация звуков и букв Ч-Ц"

Конспект фронтального логопедического занятия " Дифференциация звуков и букв Ч-Ц"

Конспект фронтального логопедического занятия " Дифференциация звуков и букв Ч-Ц"

Конспект фронтального логопедического занятия " Дифференциация звуков и букв Ч-Ц"

Конспект фронтального логопедического занятия " Дифференциация звуков и букв Ч-Ц"

Конспект фронтального логопедического занятия " Дифференциация звуков и букв Ч-Ц"

Конспект фронтального логопедического занятия " Дифференциация звуков и букв Ч-Ц"

Конспект фронтального логопедического занятия " Дифференциация звуков и букв Ч-Ц"

Конспект фронтального логопедического занятия " Дифференциация звуков и букв Ч-Ц"

Конспект фронтального логопедического занятия " Дифференциация звуков и букв Ч-Ц"

Конспект фронтального логопедического занятия " Дифференциация звуков и букв Ч-Ц"

Конспект фронтального логопедического занятия " Дифференциация звуков и букв Ч-Ц"

Конспект фронтального логопедического занятия " Дифференциация звуков и букв Ч-Ц"

Конспект фронтального логопедического занятия " Дифференциация звуков и букв Ч-Ц"

Конспект фронтального логопедического занятия " Дифференциация звуков и букв Ч-Ц"

Конспект фронтального логопедического занятия " Дифференциация звуков и букв Ч-Ц"

Конспект фронтального логопедического занятия " Дифференциация звуков и букв Ч-Ц"

Конспект фронтального логопедического занятия " Дифференциация звуков и букв Ч-Ц"

Конспект фронтального логопедического занятия " Дифференциация звуков и букв Ч-Ц"

Конспект фронтального логопедического занятия " Дифференциация звуков и букв Ч-Ц"

Конспект фронтального логопедического занятия " Дифференциация звуков и букв Ч-Ц"

Конспект фронтального логопедического занятия " Дифференциация звуков и букв Ч-Ц"

Конспект фронтального логопедического занятия " Дифференциация звуков и букв Ч-Ц"

Конспект фронтального логопедического занятия " Дифференциация звуков и букв Ч-Ц"

Конспект фронтального логопедического занятия " Дифференциация звуков и букв Ч-Ц"

Конспект фронтального логопедического занятия " Дифференциация звуков и букв Ч-Ц"

Конспект фронтального логопедического занятия " Дифференциация звуков и букв Ч-Ц"

Конспект фронтального логопедического занятия " Дифференциация звуков и букв Ч-Ц"

Конспект фронтального логопедического занятия " Дифференциация звуков и букв Ч-Ц"

Конспект фронтального логопедического занятия " Дифференциация звуков и букв Ч-Ц"

Конспект фронтального логопедического занятия " Дифференциация звуков и букв Ч-Ц"

Конспект фронтального логопедического занятия " Дифференциация звуков и букв Ч-Ц"

Конспект фронтального логопедического занятия " Дифференциация звуков и букв Ч-Ц"

Конспект фронтального логопедического занятия " Дифференциация звуков и букв Ч-Ц"

Конспект фронтального логопедического занятия " Дифференциация звуков и букв Ч-Ц"

Конспект фронтального логопедического занятия " Дифференциация звуков и букв Ч-Ц"

Конспект фронтального логопедического занятия " Дифференциация звуков и букв Ч-Ц"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.04.2017