Конспект фронтального логопедического занятия "Многозначные слова"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 09.12.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект составлен с целью систематизировать знания о многозначных словах у обучающихся с тяжелыми нарушениями речи. Работа по обогащению, закреплению и активизации словаря занимает значительное место в общей системе речевого развития обучающихся с ТНР. Изучение темы «Многозначные слова» способствует расширению у детей словарного запаса, активизирует их мышление, развивает наблюдательность, учит воспринимать мир многообразно.
Иконка файла материала Многозначные слова.docx
Бюджетное общеобразовательное учреждение Чувашской Республики «Чебоксарская общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 2» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики Конспект фронтального логопедического занятия по теме: «Многозначные слова» Учитель­логопед: Митрофанова Л. Н.Чебоксары, 2018 г. Цель:  Систематизировать знания о многозначных словах. Задачи: Коррекционно – образовательные:  учить  выделять  многозначные  слова,  определять  их  значения,  устанавливать общность значений многозначных слов; учить различать однозначные и многозначные слова; активизировать  и  расширять  словарный  запас  детей  за  счёт  уточнения  семантики  наиболее  часто  встречающихся  многозначных  слов  и  выражений; совершенствовать навыки составления словосочетаний и предложений в  соответствии с лексическим значением слова.    Коррекционно – развивающие:   развивать словесно­логическое мышление; развивать общую и мелкую моторику. Коррекционно – воспитательные: воспитывать адекватную самооценку, способствовать улучшению эмоционального благополучия обучающихся.1.Организационный момент. ­Отгадайте загадку: Ход занятия Они бывают для шитья, И у ежа их видел я, Бывают на сосне, на елке, А называются ­ … (иголки) ­Посмотрите, (Слайд 1)что объединяет все эти предметы? (слово «иголки») ­Сколько лексических значений у этого слова? (много) ­Как мы называем такие слова?(многозначные) ­Назовите тему нашего занятия?(Слайд 2)(Многозначные слова) ­Что такое многозначные слова? Зачитаем определение. Многозначные слова – это слова, которые имеют не одно, а несколько лексических значений. Работа над темой занятия. ­Какие многозначные слова вы знаете? Молодцы, ребята. ­Отлично, а теперь прочтем об еще одном важном признаке многозначных слов. Многозначные слова называют разные  предметы, признаки, действия, в чем­либо сходные между собой. ­Посмотрите на колокольчик (Слайд 3)­ чем похожи слова колокольчик­цветок и колокольчик ­ звонок? (формой) ­А чем похожи съедобная баранка и баранка ­ руль? Посмотрите на картинку.  (Слайд 4) (формой). ­Лисичка­ лиса и лисичка­гриб? (Цветом)(Слайд 5) ­А сейчас, проверим умеете ли вы отличать многозначные слова от однозначных. ­Поиграем в игру «Рассели слова». Задание №1 . Многозначные слова: лист (бумаги и дерева), хвост (животного, прическа,  хвост звезды), бабочка (насекомое и галстук), молния (застёжка и разряд в воз­ духе), ключ (от замка, родник). Однозначные слова: лёд, скакалка, сосна, кенгуру, гитара. Физкультминутка (дыхательная гимнастика) ­Линейка, баранка, лисичка ,колокольчик ­ к какой части речи они относятся?(к  существительным). ­Многозначные слова могут обозначать не только предметы, но и признаки и  действия предмета.­Послушайте стихотворение. Задание №2 . Идёт летний дождик, Идут и ребятки, Поезд идёт и гудит без оглядки. Часики тикают ­ тоже идут, Ждут, когда их хоть чуть­чуть подведут. В кинотеатрах во всех там и тут Мультики детские часто идут. Дорога идёт далеко­далеко, Идёт дым из трубы высоко­высоко. Годы идут, не воротишь назад, Идёт, словно в бой, танк на парад. Занятие в школе долго идёт, Невеста с фатою замуж идет. Так всё на свете идёт и идёт, И в основном всё вперёд и вперёд! ­Назовите многозначное слово. (идет) ­Что общего в значениях слова «идёт»? ( обозначают движение) ­Какой частью речи является слово идет?( глаголом) ­Прочитайте предложения и назовите словосочетания с многозначными словами.   Задание №3 У моей бабушки золотые руки. Мама купила золотое кольцо. Хозяйка острым ножом режет овощи. Мясо подали с острым соусом. ­Назовите многозначные слова и определите , какой частью речи они выражены. (прилагательным) Сделаем вывод. Какими частями речи могут быть выражены многозначные  слова (существительными, прилагательными, глаголами). Задание №4 Составьте предложения, используя слова в скобках.  ­Ребята, как вы думаете, где можно узнать, является слово однозначным или  многозначным.(В толковом словаре) Разные лексические значения многозначного слова помещаются в одной и той же  словарной статье и нумеруются подряд.Итог занятия Сколько значений может иметь слово? Как называются слова, имеющие  несколько значений? Какой еще важный признак многозначных слов мы узнали? Многозначные слова в чем­либо сходные между собой (похожи внешне, имеют  общий признак или схожи в действии.)Многозначные слова – это слова, которые имеют не одно, а несколько  лексических значений. Многозначные слова – это слова, которые имеют не одно, а несколько  лексических значений. Многозначные слова называют разные  предметы, признаки, действия, в чем­либо сходные между собой. Многозначные слова называют разные  предметы, признаки, действия, в чем­либо сходные между собой. Задание №1. Игра «Рассели слова» Задание №1. Игра «Рассели слова» Запиши слова в два столбика. Однозначные слова в первый столбик, а  многозначные – во второй. Слова: лёд, лист, скакалка, сосна, хвост, кенгуру, молния, линия,  математика, бабочка, гитара, ключ.                            Задание №2 . Запиши слова в два столбика. Однозначные слова в первый столбик, а  многозначные – во второй. Слова: лёд, лист, скакалка, сосна, хвост, кенгуру, молния, линия,  математика, бабочка, гитара, ключ.                            Задание №2 . Идёт летний дождик, Идёт летний дождик, Идут и ребятки, Поезд идёт и гудит без оглядки. Часики тикают ­ тоже идут, Ждут, когда их хоть чуть­чуть подведут. В кинотеатрах во всех там и тут Мультики детские часто идут. Дорога идёт далеко­далеко, Идёт дым из трубы высоко­высоко. Годы идут, не воротишь назад, Идёт, словно в бой, танк на парад. Занятие в школе долго идёт, Невеста с фатою замуж идет. Так всё на свете идёт и идёт, И в основном всё вперёд и вперёд! Идут и ребятки, Поезд идёт и гудит без оглядки. Часики тикают ­ тоже идут, Ждут, когда их хоть чуть­чуть подведут. В кинотеатрах во всех там и тут Мультики детские часто идут. Дорога идёт далеко­далеко, Идёт дым из трубы высоко­высоко. Годы идут, не воротишь назад, Идёт, словно в бой, танк на парад. Занятие в школе долго идёт, Невеста с фатою замуж идет. Так всё на свете идёт и идёт, И в основном всё вперёд и вперёд! Задание №3 У моей бабушки золотые руки. Мама купила золотое кольцо. Хозяйка острым ножом режет овощи. Мясо подали с острым соусом. Задание №3 У моей бабушки золотые руки. Мама купила золотое кольцо. Хозяйка острым ножом режет  овощи. Мясо подали с острым соусом. Задание №4 Составьте предложения, используя слова в скобках.  Задание №4 Составьте предложения, используя слова в скобках.

Посмотрите также