Конспект урока по литературному чтению для обучающихся 4 класса разработан по программе "Начальная школа 21 века», автор учебника Ефросинина Л. А. (научный руководитель В.Ф. Виноградова ) . Содержит цели, задачи, характеристику деятельности учащихся, планируемые результаты, методы и формы работы, универсальный учебные действия.
Произведения Ивана Алексеевича Бунина (4 ч)
И.Бунин «Гаснет вечер, даль синеет…», «Детство»
Дата: 25.02.18
Урок 91.
Тема:
Цели урока: развитие читательских умений (овладение основными видами устной и письменной
литературной речи: способностью воспринимать текст произведения, слушать и слышать
художественное слово, читать вслух и молча, понимать читаемое на уровне не только фактов, но и
смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональное отношение); воссоздавать в своём воображении
прочитанное (представлять мысленно героев, события).
Задачи:
Образовательные:
• ввести в круг чтения четвероклассников произведения И.А. Бунина;
• учить наблюдать за ритмом, построением стихотворной строки (стиха), строфы, видами рифм;
• закрепить понятия «эпитет», «сравнение», «метафора», «олицетворение»;
• учить понимать чувства поэта и выражать свои;
• учить читать выразительно наизусть стихи И.А. Бунина.
Учебные умения:
• находить выразительные средства в поэтическом тексте;
• читать стихи выразительно, подбирая интонационный рисунок к каждому стихотворению;
читать выразительно выученные наизусть стихи И.А. Бунина; проводить литературный эксперимент
(исключение эпитетов или их замена), доказывая «точность слова» поэта.
Развивающие:
развивать логическое мышление учащихся, творческое воображение,
выразительную речь;
умения и навыки анализа произведения, поиск главного, стиль речи; развивать скорость техники чтения.
Воспитательные:
воспитывать интерес к предмету;
воспитательные возможности текста.
Характеристика деятельности учащихся:
Воспринимать на слух стихотворное произведение (читает учитель), обсуждать прочитанное в
классе, высказывать свои впечатления. Моделировать обложку (жанр, тема, фамилия автора,
заголовок), сравнивать свою модель с образцом. Работать в группах: упражняться в выразительном
чтении (памятка 1). Читать выразительно, с соблюдением знаков препинания, объяснять их значение в
тексте. Оценивать выразительное чтение одноклассников. Выполнять задания к тексту и в тетради.
Сравнивать стихотворения (Бунина и Сурикова) по алгоритму (памятка 8). Дополнять таблицу.
Фамилия автора
Заголовок
Бунин
Жанр
стихотворение
«Детство»
Тема
Главная мысль
рассказывать историю из своего детства. Писать литературный диктант
Творческая работа:
(литературоведческий).
Универсальные учебные действия:
Регулятивные:
учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
учиться работать по плану.
Коммуникативные:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других.
Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная, коллективная, групповая; словесный,
практический.
Оборудование: запись на доске.
Ход урока:
1. Повторение стихов русских поэтов о родной природе: работа со схемой «Они писали стихи о
природе».Совет коллегам. Учащиеся работают на листочках, вспоминают изученные стихи и записывают
фамилии поэтов. Затем идёт коллективная проверка ответов и защита своего выбора. Например, ученик
говорит: «Пушкин писал стихи о природе, например (читает) „Унылая пора..."». Если ктото не может
прочитать стихотворение названного поэта, ему помогают одноклассники.
2.Знакомство с новым разделом: чтение вступительной статьи.
3.Работа со стихотворением И.А. Бунина «Гаснет вечер, даль синеет...».
• Слушание стихотворения (читает учитель, дети следят по тексту), моделирование обложки.
•Выполнение заданий к тексту в учебнике.
•Работа в тетради (повторение знаний о рифме, строфе).
На заметку учителю. Рифма созвучное окончание двух или нескольких стихотворных строк,
подчёркивающих ритм стиха. По расположению в строках различают следующие рифмы: парные
(смежные) связывающие смежные строки; перекрёстные рифмующие первую и третью, вторую и
четвёртую строки; охватные (опоясывающие) рифмующие первую и четвёртую, вторую и третью
строки. Строфа (от греч. «поворот») сочетание двух или нескольких стихотворных строк,
объединённых системой рифм или общей интонацией. В зависимости от количества стихов (стихо
творных строк) выделяют следующие виды строфы: двустишие (дистих), трёхстишие (терцет),
четверостишие (катрен), пятистишие (пентаметр), шестистишие (секстина), восьмистишие (октава),
девятистишие (нона), десятистишие (децима) и т. д.
Парная Перекрёстная
Опоясывающая
Младшие школьники получают первоначальное представление о строфе, стихе (стихотворной
строке), видах рифм и простейших строф.
3. Повторение понятий о паузе, логическом ударении, чтение статьи «Обратите внимание».
4. Литературный диктант (литературоведческий).
5. Проверка литературного диктанта.
Совет коллегам. Учащиеся читают и повторяют полученные знания о строфе, рифме, обращении,
паузе, логическом ударении, указывают рифмующиеся строки (стихи), пишут названия рифм. Эта
работа предполагает активное использование словарясправочника «Книгочей».
7. Работа со стихотворением И.А. Бунина «Детство».
• Слушание стихотворения (читает учитель, учащиеся следят по тексту), самостоятельное
моделирование обложки.
• Выполнение заданий к тексту в учебнике.
• Упражнение в выразительном чтении (выделение логических ударений, указание пауз, анализ
знаков препинания, определение ритма, выбор тона и темпа чтения).
8. Задание на дом (по выбору): выучить наизусть одно из стихотворений И.А. Бунина; выполнить
задания в тетради к стихотворению И.А. Бунина «Детство».