Конспект И.Бунин «Гаснет вечер, даль синеет…», «Детство» (4 класс, чтение)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 17.02.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока по литературному чтению для обучающихся 4 класса разработан по программе "Начальная школа 21 века», автор учебника Ефросинина Л. А. (научный руководитель В.Ф. Виноградова ) . Содержит цели, задачи, характеристику деятельности учащихся, планируемые результаты, методы и формы работы, универсальный учебные действия.
Иконка файла материала Урок 91.docx
Произведения Ивана Алексеевича Бунина (4 ч) И.Бунин «Гаснет вечер, даль синеет…», «Детство» Дата: 25.02.18 Урок 91.  Тема:                                           Цели   урока: развитие   читательских   умений   (овладение   основными   видами   устной   и   письменной литературной   речи:   способностью   воспринимать   текст   произведения,   слушать   и   слышать художественное слово, читать вслух и молча, понимать читаемое на уровне не только фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональное отношение); воссоздавать в своём воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события). Задачи: Образовательные: • ввести в круг чтения четвероклассников произведения И.А. Бунина; • учить наблюдать за ритмом, построением стихотворной строки (стиха), строфы, видами рифм; • закрепить понятия «эпитет», «сравнение», «метафора», «олицетворение»; • учить понимать чувства поэта и выражать свои; • учить читать выразительно наизусть стихи И.А. Бунина. Учебные умения: • находить выразительные средства в поэтическом тексте; • читать стихи выразительно, подбирая интонационный рисунок к каждому стихотворению; читать выразительно выученные наизусть стихи И.А. Бунина; проводить литературный эксперимент (исключение эпитетов или их замена), доказывая «точность слова» поэта. Развивающие:  ­развивать логическое мышление учащихся, творческое воображение,  ­выразительную речь;  ­умения и навыки анализа произведения, поиск главного, стиль речи; развивать скорость техники чтения.  Воспитательные:  ­воспитывать интерес к предмету;  ­ воспитательные возможности текста.  Характеристика деятельности учащихся: Воспринимать на слух  стихотворное произведение (читает учитель), обсуждать прочитанное в классе,  высказывать  свои   впечатления.  Моделировать  обложку   (жанр,   тема,   фамилия   автора, заголовок),  сравнивать  свою модель с образцом. Работать в группах: упражняться в выразительном чтении (памятка 1). Читать выразительно, с соблюдением знаков препинания, объяснять их значение в тексте.   Оценивать   выразительное   чтение   одноклассников.   Выполнять   задания   к   тексту   и   в   тетради. Сравнивать стихотворения (Бунина и Сурикова) по алгоритму (памятка 8). Дополнять таблицу. Фамилия автора Заголовок Бунин Жанр стихотворение «Детство» Тема Главная мысль   рассказывать   историю   из   своего   детства.   Писать   литературный   диктант Творческая   работа:   (литературоведческий).  Универсальные учебные действия: Регулятивные: ­учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника; ­ учиться работать по плану. Коммуникативные: ­ оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); ­ слушать и понимать речь других. Формы   и   методы   обучения:  фронтальная,   индивидуальная,   коллективная,   групповая;   словесный, практический. Оборудование: запись на доске. Ход урока: 1. Повторение стихов русских поэтов о родной природе: работа со схемой «Они писали стихи о  природе».Совет   коллегам.  Учащиеся   работают   на   листочках,   вспоминают   изученные   стихи   и   записывают фамилии поэтов. Затем идёт коллективная проверка ответов и защита своего выбора. Например, ученик говорит: «Пушкин писал стихи о природе, например (читает) „Унылая пора..."». Если кто­то не может прочитать стихотворение названного поэта, ему помогают одноклассники. 2.Знакомство с новым разделом: чтение вступительной статьи. 3.Работа со стихотворением И.А. Бунина «Гаснет вечер, даль синеет...». • Слушание стихотворения (читает учитель, дети следят по тексту), моделирование обложки. •Выполнение заданий к тексту в учебнике. •Работа в тетради (повторение знаний о рифме, строфе). На заметку учителю.  Рифма  ­ созвучное окончание двух или нескольких стихотворных строк, подчёркивающих ритм стиха. По расположению в строках различают следующие рифмы:  парные (смежные) ­ связывающие смежные строки; перекрёстные ­ рифмующие первую и третью, вторую и четвёртую строки; охватные (опоясывающие) ­ рифмующие первую и четвёртую, вторую и третью строки.   Строфа   (от   греч.   «поворот»)   ­   сочетание   двух   или   нескольких   стихотворных   строк, объединённых системой рифм или общей интонацией. В зависимости от количества стихов (стихо­ творных   строк)   выделяют   следующие   виды   строфы:   двустишие   (дистих),   трёхстишие   (терцет), четверостишие (катрен), пятистишие (пентаметр), шестистишие (секстина), восьмистишие (октава), девятистишие (нона), десятистишие (децима) и т. д.                           Парная              Перекрёстная    Опоясывающая Младшие   школьники   получают   первоначальное   представление   о   строфе,   стихе   (стихотворной строке), видах рифм и простейших строф. 3. Повторение понятий о паузе, логическом ударении, чтение статьи «Обратите внимание». 4. Литературный диктант (литературоведческий). 5. Проверка литературного диктанта. Совет коллегам. Учащиеся читают и повторяют полученные знания о строфе, рифме, обращении, паузе, логическом ударении, указывают рифмующиеся строки (стихи), пишут названия рифм. Эта работа предполагает активное использование словаря­справочника «Книгочей». 7. Работа со стихотворением И.А. Бунина «Детство». • Слушание   стихотворения   (читает   учитель,   учащиеся   следят   по   тексту),   самостоятельное моделирование обложки. • Выполнение заданий к тексту в учебнике. • Упражнение   в   выразительном   чтении   (выделение   логических   ударений,   указание   пауз,   анализ знаков препинания, определение ритма, выбор тона и темпа чтения). 8. Задание на дом  (по выбору): выучить наизусть одно из стихотворений И.А. Бунина; выполнить задания в тетради к стихотворению И.А. Бунина «Детство».