Конспект интегрированного урока географии и литературы 8 класс
Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
география +1
8 кл
14.07.2018
Тема: Изучение климата Шолоховского района на материале рассказа М.А. Шолохова «Чужая кровь»
Образовательная область: филология и география
Класс: 8
Тип урока: урок-исследование, обобщение
Форма работы: групповая
Методы- стимулирование интереса через нетрадиционную структуру урока;
наглядно-визуальный;
частично-поисковый;
проектно-исследовательский;
репродуктивно-продуктивный;
Приёмы- снятие эмоционального напряжения, диалог, погружение в ситуацию, установление соответствий, фронтальный опрос; снятие трудностей; приём алгоритмизации; работа с текстом, создание проекта, взаимооценивание учебной деятельности .
Доминантным методом урока выбран проектно-исследовательский метод, стимулирующий у учащихся интерес к изучению литературы и географии. Этого метод, умело вплетённый в групповую деятельность, позволяет снять напряжение, усталость у учащихся, преодолеть психологический барьер. Мотивационный компонент учебной деятельности на уроке заключается в коллективной работе учащихся, наличии наглядностей, творческих заданий, что создаёт доброжелательную и жизнерадостную атмосферу в классе.
Данный урок является обобщающим по темам «Климат России» и «Анализ эпизода художественного произведения», поэтому выбор приёмов и форм работы с учётом способностей и возможностей учащихся является оптимальным.Изучение климата Шолоховского района на материале рассказа М.А. Шолохова «Чужая кровь»
Образовательная область: филология и география
конспект откр урока.doc
Конспект интегрированного урока географии и литературы
Тема: Изучение климата Шолоховского района на материале рассказа
М.А. Шолохова «Чужая кровь»
Цели: 1. Формирование умения анализировать эпизод художественного
произведения с целью определения его значения в осознании идеи
рассказа, используя общеучебное умение характеристики общего
(климата) через исследование частного (сезонов года);
2. Развитие умения перестраивать текст художественного стиля речи в
текст научного стиля; умения выделять главное, проводить
причинноследственные связи;
3. Воспитание чувства любви к своей малой Родине и чувства
ответственности за неё; привитие интереса к родному краю через
творчество М.А. Шолохова.
Оборудование: для учителя: мультимедиа; компьютер; дырокол; лента для
соединения календаря;
для групп учащихся: ватмана; краски, цветные карандаши,
клей, фломатсеры, ластик, картинки времени года; книги с
текстом; географические атласы; географическая карта;
словарь диалектных слов; таблицаклеше; таблички для
оценивания групп. Этапы урока
1. Оргмомент
Ход урока
Деятельность учителя
Географ: здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный
урок: вы видите учителя географии и литературы, мы
попытаемся, соединив два предмета, обобщить темы «Климат»
и «Анализ эпизода художественного произведения» на
материале рассказа М.А. Шолохова «Чужая кровь»
(Слайд№1 тема урока)
Литератор: прежде, чем мы раскроем все секреты урока,
пожалуйста, встаньте и протяните к нам свои ладошки.
Молодцы! Это означает, что вы готовы сотрудничать. А теперь
сядьте на свои места и начнём работу.
Деятельность учащихся
Приветствие учителя;
Выполнение упражнения
2. Повторение
изученного по
предметам
Географ: сегодня, ребята, вы будете исследователями. На
протяжении нескольких уроков литературы вы знакомились с
рассказом М.А. Шолохова «Чужая кровь», на последних
уроках географии изучали тему «Климат России». На этом
уроке мы рассмотрим климат Шолоховского района, но
поскольку материал для исследования рассказ М.А.
Шолохова «Чужая кровь», то мне сегодня поможет учитель
литературы.
Воспринимают информацию
Осознают проблемный вопрос Литератор: целью нашей работы станет поиск ответа на
вопрос: в чём может проявляться взаимосвязь двух
дисциплин: литературы и географии (слайд №2
проблемный вопрос). Для работы нам потребуются
определённые знания, поэтому сначала повторим
теоретический материал, полученный вами на предыдущих
уроках географии и литературы.
Географ: чтобы объяснить особенности климата своей
местности, надо знать, что и как влияет на климат в целом и на
климат своей местности в частности. Давайте определим
влияние климотообразующих факторов на становление
климата нашей местности (слайд №3 вопросы по
географии)
Блок 1.Зависимость климата местности от её положения в
поясе освещения (т.е. от географической широты)
Какова широта нашей местности?
На какие области делится умеренный климатический
пояс?
Отвечают на вопросы по изученному на
уроках географии материалу
Наша местность находится в
умеренном климатическом поясе
Умеренный, умеренно
континентальный, резко
континентальный, муссонный
Дальнего Востока, морской.
Блок 2. Зависимость климата местности от рельефа и
характера подстилающей поверхности.
Определите по физической карте характер рельефа.
Равнина
Блок 3. Зависимость климата местности от её положения относительно горных хребтов и обширных равнин, от
влияния рельефа на перемещение воздушных масс.
По физической карте определите положение нашей
местности относительно крупных форм
Какие типы воздушных масс вы знаете?
Какие воздушные массы господствуют на территории
Ростовской области?
Способствуют они либо препятствует свободному
перемещению воздушных масс?
Блок 4. зависимость климата местности от её положения
относительно океанов и морей.
Определите по карте расстояние между Ростовской
областью и ближайшим морем, океаном.
Юг ВосточноЕвропейской равнины.
На юге –горы Кавказ; на востоке
Уральские горы
На Земле формируются 4 основных
типа воздушных масс: арктические,
умеренные, тропические и
экваториальные.
Территория Р.о. расположена в
поясе, где господствуют воздушные
массы умеренных широт
Способствуют свободному
перемещению воздушных масс
Удалённость от больших водных
пространств, возможны вторжения
холодных масс из Арктики,
повторяемость их невелика (около
3% в год)
Литератор: а теперь вспомним основные понятия по теории
литературы
Идеяэто основная мысль, которую Что такое идея художественного произведения?
(Слайд №4 – идея худ. произведения)
хотел показать автор в своём
произведении
Что помогает читателю понять идею
художественного произведения?
Назовите их? (Слайд №5 средства
изобразительности)
3.Инструктаж
по работе в
группах
Итак, мы сейчас повторили материал, необходимый для
дальнейшего исследования
Географ: вам необходимо найти и в тексте рассказа М.А.
Шолохова «Чужая кровь» сюжетные эпизоды, касающиеся
описания природы, и проанализировать их с точки зрения
литературы и географии. Каждая группа будет работать со
своим временем года.
Средства изобразительности
Лексика (в данном случае
диалектизмы слова,
употребляющиеся на определённой
территории;
Эпитет художественное
определение; метафора слова или
словосочетания,
основанные на смысловом переносе
значения;
Олицетворениеодушевление
неживых предметов;
Эмоциональное состояние героя;
Цветописьцветовые повторы
Прослушивание инструктажа Литератор: каждой группе предлагается таблица для
заполнения (слайд №6 таблица)
Вам необходимо найти в тексте рассказа эпизоды,
описывающие необходимое вам время года, а поскольку вы
уже знакомы с рассказом, сделать это будет нетрудно;
1 колонка определение сюжетного эпизода;
2 колонка определение средств изобразительности,
используемых автором в данном эпизоде; словарик
диалектных слов поможет вам в определении значений
диалектизмов; определение доминирующего цвета эпизода;
3 колонка определение эмоционального состояния главного
героя (Гаврилы);
Географ: в 4 колонке необходимо дать научное описание
времени года по основным метеоэлементам, представленных в
эпизодах описания природы;
выводы записываете в последней графе таблицы и оформляете
календарный лист вашего времени года, для этого
предлагается всевозможный материал.
Литератор: ваша задача: оформить работу в соответствии с
теоретическими сведениями, полученными на предыдущих
уроках географии и литературы, придерживаясь эстетических
требований в оформлении.
Географ:
По завершении работы необходимо защитить свой проект:
1 ученик комментирует выводы по таблице;
2 ученик аргументировано представляет календарный лист своего времени года;
3 ученик отвечает на проблемный вопрос урока (слайд№7) ;
Остальные учащиеся стараются объективно оценить работу
групп соперников по 5балльной системе
Вопросы по инструктажу
4.Работа в
группах
5. Защита
проектов
Пассивное участие: при необходимости вопросы к
выступающим группам
1.Озвучивание выводов по таблице;
2. Представление и защита календарного
листа;
3. Ответ на проблемный вопрос урока
(а)Знания по географии позволяют глубже
понять текст художественной
литературы, увидеть реалии на фоне
вымышленного с целью осознания идеи
произведения; б)материал
художественного произведения, основанный
на реалистическом описании природы,
позволяет дать научную характеристику
природным компонентам
4. Оценивание работы групп соперников
Осени, в рассказе нет описания этого
времени года
Соединение листов календаря
6 Домашнее
задание.
Рефлексия
Литератор: вы заметили, что в нашем календаре не хватает
одного листа, какого и почему?
Это время ярко представлено в другом рассказе М.А.
Шолохова «Родинка» К следующему уроку вы прочитаете
этот рассказ и оформите 4ый лист сезонного календаря нашей
местности
ам ладошки для сотрудничества 7. Рефлексия
Географ: поднимите руки, кто не разочарован тем, что
протянул к нам ладошки в начале урока?
Ответы учащихся
Значит, урок удался!
8. Итог урока
Всем спасибо, до свидания. (Слайд №9)
Конспект интегрированного урока географии и литературы 8 класс
Конспект интегрированного урока географии и литературы 8 класс
Конспект интегрированного урока географии и литературы 8 класс
Конспект интегрированного урока географии и литературы 8 класс
Конспект интегрированного урока географии и литературы 8 класс
Конспект интегрированного урока географии и литературы 8 класс
Конспект интегрированного урока географии и литературы 8 класс
Конспект интегрированного урока географии и литературы 8 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.