Конспект интегрированного урока географии и литературы 8 класс
Оценка 4.8

Конспект интегрированного урока географии и литературы 8 класс

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
география +1
8 кл
14.07.2018
Конспект интегрированного урока географии и литературы 8 класс
Тема: Изучение климата Шолоховского района на материале рассказа М.А. Шолохова «Чужая кровь» Образовательная область: филология и география Класс: 8 Тип урока: урок-исследование, обобщение Форма работы: групповая Методы- стимулирование интереса через нетрадиционную структуру урока; наглядно-визуальный; частично-поисковый; проектно-исследовательский; репродуктивно-продуктивный; Приёмы- снятие эмоционального напряжения, диалог, погружение в ситуацию, установление соответствий, фронтальный опрос; снятие трудностей; приём алгоритмизации; работа с текстом, создание проекта, взаимооценивание учебной деятельности . Доминантным методом урока выбран проектно-исследовательский метод, стимулирующий у учащихся интерес к изучению литературы и географии. Этого метод, умело вплетённый в групповую деятельность, позволяет снять напряжение, усталость у учащихся, преодолеть психологический барьер. Мотивационный компонент учебной деятельности на уроке заключается в коллективной работе учащихся, наличии наглядностей, творческих заданий, что создаёт доброжелательную и жизнерадостную атмосферу в классе. Данный урок является обобщающим по темам «Климат России» и «Анализ эпизода художественного произведения», поэтому выбор приёмов и форм работы с учётом способностей и возможностей учащихся является оптимальным.Изучение климата Шолоховского района на материале рассказа М.А. Шолохова «Чужая кровь» Образовательная область: филология и география
конспект откр урока.doc
Конспект интегрированного урока географии и литературы Тема: Изучение климата Шолоховского района на материале рассказа  М.А. Шолохова «Чужая кровь» Цели: 1. Формирование умения анализировать эпизод художественного                  произведения с целью определения его значения в осознании идеи                 рассказа, используя общеучебное  умение характеристики  общего                 (климата) через исследование частного (сезонов года);             2. Развитие умения перестраивать текст художественного стиля речи в                 текст научного стиля; умения выделять главное, проводить                  причинно­следственные связи;             3. Воспитание чувства любви к своей малой Родине и чувства                  ответственности за неё; привитие  интереса к родному краю через                  творчество М.А. Шолохова. Оборудование: для учителя:  мультимедиа; компьютер; дырокол; лента для                              соединения календаря;                                                           для групп учащихся: ватмана; краски, цветные карандаши,                               клей, фломатсеры, ластик, картинки времени года; книги с                               текстом; географические атласы; географическая карта;                                 словарь диалектных слов; таблица­клеше; таблички для                               оценивания групп. Этапы урока 1. Оргмомент Ход урока Деятельность учителя Географ: здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный  урок: вы видите учителя географии и литературы, мы  попытаемся, соединив два предмета, обобщить темы «Климат» и «Анализ эпизода художественного произведения» на  материале рассказа М.А. Шолохова «Чужая кровь»  (Слайд№1­ тема урока) Литератор: прежде, чем мы раскроем все секреты урока,  пожалуйста, встаньте и протяните к нам свои ладошки.  Молодцы! Это означает, что вы готовы сотрудничать. А теперь сядьте на свои места и начнём работу. Деятельность учащихся Приветствие учителя; Выполнение упражнения  2. Повторение  изученного по  предметам Географ: сегодня, ребята, вы будете исследователями. На  протяжении нескольких уроков литературы вы знакомились с  рассказом М.А. Шолохова «Чужая кровь», на последних  уроках географии  изучали тему «Климат России». На этом  уроке мы рассмотрим климат Шолоховского района, но  поскольку материал для исследования ­ рассказ М.А.  Шолохова «Чужая кровь», то мне сегодня поможет учитель  литературы.  Воспринимают информацию Осознают проблемный вопрос Литератор: целью нашей работы станет поиск ответа на  вопрос: в чём может проявляться взаимосвязь двух  дисциплин: литературы и географии  (слайд №2­  проблемный вопрос). Для работы нам потребуются  определённые  знания, поэтому сначала повторим  теоретический материал, полученный вами на предыдущих  уроках географии и литературы.  Географ: чтобы объяснить особенности климата своей  местности, надо знать, что и как влияет на климат в целом и на климат своей местности в частности. Давайте определим  влияние климотообразующих факторов на становление  климата нашей местности (слайд №3­ вопросы по  географии) Блок 1.Зависимость климата местности от её положения в  поясе освещения (т.е. от географической широты) ­ Какова широта нашей местности? ­На какие области делится  умеренный климатический  пояс?  Отвечают на вопросы по изученному на уроках географии материалу ­Наша местность находится в  умеренном климатическом поясе ­Умеренный, умеренно­ континентальный, резко­ континентальный, муссонный  Дальнего Востока, морской. Блок 2. Зависимость климата местности от рельефа и  характера подстилающей поверхности. ­Определите по физической карте характер рельефа. Равнина Блок 3. Зависимость климата местности от её положения относительно  горных хребтов и обширных равнин, от  влияния рельефа на перемещение воздушных масс. ­По физической карте определите положение нашей  местности относительно крупных форм Какие типы воздушных масс вы знаете?  ­Какие воздушные массы господствуют на территории  Ростовской области? ­Способствуют они  либо препятствует  свободному  перемещению воздушных масс? Блок 4. зависимость климата местности от её положения  относительно океанов и морей. ­ Определите по карте расстояние между Ростовской  областью и ближайшим морем, океаном. Юг Восточно­Европейской равнины.  На юге –горы Кавказ; на востоке­  Уральские горы  На Земле формируются 4 основных  типа воздушных масс: арктические,  умеренные, тропические и  экваториальные.  Территория Р.о. расположена в  поясе, где господствуют воздушные  массы умеренных широт  Способствуют свободному  перемещению воздушных масс Удалённость от больших водных  пространств, возможны вторжения холодных масс из Арктики,  повторяемость их невелика (около  3% в год) Литератор: а теперь вспомним основные понятия по теории  литературы  Идея­это основная мысль, которую ­ Что такое идея художественного  произведения?  (Слайд №4 – идея худ. произведения) хотел показать  автор в своём  произведении ­ Что помогает читателю понять  идею  художественного произведения? ­Назовите их? (Слайд №5 средства  изобразительности) 3.Инструктаж  по работе в  группах Итак, мы сейчас повторили материал, необходимый для  дальнейшего исследования Географ: вам необходимо найти и в тексте рассказа М.А.  Шолохова  «Чужая кровь» сюжетные эпизоды, касающиеся  описания природы, и проанализировать их с точки зрения  литературы и географии. Каждая группа будет работать со  своим временем года. Средства изобразительности Лексика (в данном случае  диалектизмы­ слова,  употребляющиеся на  определённой  территории; Эпитет ­ художественное  определение; метафора­ слова или  словосочетания, основанные на смысловом переносе  значения; Олицетворение­одушевление  неживых предметов; Эмоциональное состояние героя; Цветопись­цветовые повторы Прослушивание инструктажа Литератор: каждой группе предлагается таблица для  заполнения (слайд №6­ таблица) Вам необходимо найти в тексте рассказа эпизоды,  описывающие необходимое вам время года, а поскольку вы  уже знакомы с рассказом, сделать это будет нетрудно; ­1 колонка­ определение сюжетного эпизода; ­2 колонка­ определение средств изобразительности,  используемых автором в данном эпизоде; словарик  диалектных слов поможет вам в определении значений  диалектизмов; определение доминирующего цвета эпизода; ­3 колонка­ определение эмоционального состояния главного  героя (Гаврилы); Географ: ­ в 4 колонке необходимо дать научное описание  времени года по основным метеоэлементам, представленных в  эпизодах описания природы;  выводы записываете в последней графе таблицы и оформляете календарный лист вашего времени года, для этого  предлагается всевозможный материал. Литератор: ваша задача: оформить работу в соответствии с  теоретическими сведениями, полученными на предыдущих  уроках географии и литературы, придерживаясь эстетических  требований в оформлении. Географ:  По завершении работы необходимо защитить свой проект: 1 ученик комментирует выводы по таблице; 2 ученик аргументировано представляет календарный лист своего времени года; 3 ученик отвечает на проблемный вопрос урока (слайд№7) ; Остальные  учащиеся стараются объективно оценить работу  групп­ соперников по 5­балльной системе Вопросы по инструктажу 4.Работа в  группах 5. Защита  проектов Пассивное участие: при необходимости­ вопросы к  выступающим группам 1.Озвучивание выводов по таблице; 2. Представление и защита календарного  листа; 3. Ответ на проблемный вопрос урока  (а)Знания по географии позволяют глубже  понять  текст художественной  литературы, увидеть реалии на фоне  вымышленного с целью осознания идеи  произведения; б)материал  художественного произведения, основанный на реалистическом описании природы,  позволяет дать научную характеристику  природным компонентам  4. Оценивание работы групп соперников Осени, в рассказе нет описания этого времени года Соединение листов календаря 6 Домашнее  задание.  Рефлексия Литератор: вы заметили, что в нашем календаре не хватает  одного листа, какого и почему? Это время ярко представлено в другом рассказе М.А.  Шолохова «Родинка» К следующему уроку вы прочитаете  этот рассказ и оформите 4­ый лист сезонного календаря нашей местности ам ладошки для сотрудничества 7. Рефлексия Географ: поднимите руки, кто не разочарован тем, что  протянул к нам ладошки в начале урока? Ответы учащихся Значит, урок удался!    8. Итог урока Всем спасибо, до свидания. (Слайд №9)

Конспект интегрированного урока географии и литературы 8 класс

Конспект интегрированного урока географии и литературы 8 класс

Конспект интегрированного урока географии и литературы 8 класс

Конспект интегрированного урока географии и литературы 8 класс

Конспект интегрированного урока географии и литературы 8 класс

Конспект интегрированного урока географии и литературы 8 класс

Конспект интегрированного урока географии и литературы 8 класс

Конспект интегрированного урока географии и литературы 8 класс

Конспект интегрированного урока географии и литературы 8 класс

Конспект интегрированного урока географии и литературы 8 класс

Конспект интегрированного урока географии и литературы 8 класс

Конспект интегрированного урока географии и литературы 8 класс

Конспект интегрированного урока географии и литературы 8 класс

Конспект интегрированного урока географии и литературы 8 класс

Конспект интегрированного урока географии и литературы 8 класс

Конспект интегрированного урока географии и литературы 8 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.07.2018