Конспект интегрированного урока по литературе и искусству "Уроки Маленького принца"
Оценка 4.9

Конспект интегрированного урока по литературе и искусству "Уроки Маленького принца"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
искусство +1
6 кл
26.03.2017
Конспект интегрированного урока по литературе и искусству "Уроки Маленького принца"
Данный интегрированный урок является обобщающим по творчеству А.Экзюпери "Маленький принц". Цели данного урока обучающие: создать условия для конструирования собственного знания и осмысления философских и эстетических проблем, поднятых в сказке автором; формировать умение давать оценку поступкам героев повести; развивающая: развивать читательский интерес у учащихся, творческое воображение, чувство музыки, внимательное и бережное отношение к слову, интерес к литературе; воспитывающие: приобщать учащихся к радости сотрудничества, законам открытия нового; воспитывать свободную, самостоятельную и духовно–нравственную личность.
Конспект урока.docx
Муниципальное казенное образовательное учреждение  Верх­ Красноярская средняя общеобразовательная школа Северного района  Новосибирской области  ОТКРЫТЫЙ УРОК в 6 КЛАССЕ ТЕМА:  Антуан де Сент Экзюпери «Маленький принц».  УРОКИ МАЛЕНЬКОГО ПРИНЦА ТИП УРОКА: интегрированный (литература и искусство) ПОДГОТОВИЛИ И ПРОВЕЛИ УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ А.И.СИЛКОВА УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ И ИЗО О.Е.СМЫК 1 2013 ГОД 2 элементами Тема:  Антуан     де  Сент     Экзюпери   «Маленький   принц».   Уроки   Маленького принца. Цель: обучающие:   создать   условия   для   конструирования   собственного   знания   и осмысления   философских   и   эстетических   проблем,   поднятых   в   сказке   автором; формировать умение давать оценку поступкам героев повести; развивающая: развивать читательский интерес у учащихся, творческое воображение, чувство музыки, внимательное и бережное отношение к слову, интерес к литературе;   воспитывающие: приобщать учащихся к радости сотрудничества, законам открытия нового;   воспитывать   свободную,   самостоятельную   и   духовно–нравственную личность.  Тип   урока: интегрированный   (литература,   музыка   и   ИЗО)   с   проектирования.  Используемое оборудование: компьютер, проектор, раствор для мыльных пузырей. Урок ориентирован на комплексное развитие личности; диалогичность, рефлексию. Технология   обучения:   личностно   –   ориентированное,   развивающее   обучение, использование   современных   информационных   технологий   (программа   – презентация), развитие исследовательских навыков.  Формирование речевых компетенций   Социализация   учащихся:   формирование   внутренней   потребности   личности   в непрерывном духовно – нравственном совершенствовании, позволяющем осознать и реализовать свои личностные возможности.  Методические приемы:  ­рассказ учителя,  ­аналитическое чтение,  ­защита творческого мини­проекта,  ­работа над словесным портретом героя,  ­выразительное чтение,  Оформление: портрет А. Де Сент­Экзюпери; стенд о жизни писателя; листы с  высказываниями А. Де Сент­Экзюпери; аудиозаписи, видеозаписи; иллюстрация  Маленького принца, живая роза, изображение звёздного неба. Эпиграф урока (на доске):  « … И вы увидите: всё станет по­другому...»   Антуан  де Сент­Экзюпери (Приложение №1) 3 Ход урока I Организационный момент. Уч. музыки:            - Здравствуйте, ребята! Сегодня мы встречаемся не в первый раз, Вы от нас не прячьте Сиянье ваших умных глаз, Уч. литературы.            Пусть будут поиски, сомненья, И как не краток встречи срок, Быть может, мы сойдемся в мненьях, Совместно проведя урок. II. Интрига. Приём ассоциативных переживаний. Слушание музыкального  фрагмента. (Презентация №2, слайд 1)   Уч. лит­ры: Сейчас мы вам предлагаем закрыть глаза и прослушать музыкальный     фрагмент. Уч. музыки:  Что вы увидели, почувствовали, представили, услышав музыкальное произведение? (Ответы детей) Уч. лит­ры: А я представила красивый  сад. В нем растут удивительные деревья и цветы.  Они издают разные ароматы, ласкают глаза. Уч.   музыки:   Скажите,   а     кто­нибудь   из   вас   представил   такой   сад?   Чем   он необычен? Уч.  лит­ры:   Этот   сад   необычен   тем,   что   он   есть   у   каждого   человека.   Как   вы думаете, где он располагается, где его можно найти? Ответы детей   III. Сообщение темы и цели урока. Уч. музыки:  Этот сад располагается в душе каждого человека. Каким он должен быть, какие растения должны цвести в этом саду, нам поможет определить,  сказка Антуана де Сент – Экзюпери «Маленький принц». Мы познакомимся  с интересным фактом из жизни писателя, попробуем выявить, какие ценности утверждает Сент – Экзюпери в своей сказке, каким следует быть человеку на этой, еще  не очень – то устроенной, но любимой и единственной планете Земля, нарисуем свои планеты и будем слушать музыку.  4 Уч.  лит­ры:  Нашим собеседником будет добрый, мудрый человек – французский писатель Антуан де Сент – Экзюпери и, конечно, главный герой его повести – сказки загадочный Маленький принц. IV. Проект «Биограф» (Презентация №1.Бойченко С.) Ученик.  Слайд   1.Антуан   де   Сент   Экзюпери     был   разносторонним   и   одарённым человеком. С детских лет увлекался рисованием, музыкой, стихами и техникой. Он был   писателем   и   летчиком   одновременно.   На   вопросы   о   своей   жизни   и   о   себе Экзюпери отвечал: «Ищите  И   действительно,   ничто   так   не   раскрывает   нам   этого   человека,   как   его произведения. Родился он 29 июня 1900 году — во французском городе Лионе.  Слайд 2. В семье его называли «Король Солнце» из­за белокурых волос, венчающих голову.   Товарищи   же   прозвали   Антуана   «Звездочет»,   потому   что   нос   его   был, вздернут  небу.  Всю   жизнь   он   сохранял   связь   со   своим   детством,   всегда оставался любознательным и  говорил: том,  что  я  к  меня  в  пишу». ­ Я из моего детства. Я пришел из детства, как из страны. Слайд   3.Экзюпери   любил   всё   необычное.   Единственный   способ   убедиться   в реальности чудес — самому их творить; и пусть это будут даже самые малые чудеса. Однажды он научил маленького мальчика пускать мыльные пузыри, но, ударяясь о стену, пузыри  лопались.  Мальчик  заплакал   от  досады.  Несколько  дней  Экзюпери ходил мрачный. Потом прибавил в мыльную пену каплю глицерина. Теперь пузыри отпрыгивали от стен, как мячики; они стали еще ярче и прекраснее. V Физминутка для дыхания. Уч. лит­ры:  Чтобы поднять себе настроение и настроиться на творческую работу, давайте   воспользуемся   его   изобретением.   Но   сначала   вспомним,   сколько   планет посетил Маленький принц.  (СЕМЬ).  Уч. музыки:  Правильно, семь! И сейчас каждый из нас выпустит 7 раз мыльные пузыри. Постарайтесь, чтобы ваши пузыри были большими. А для этого надо сделать глубокий  вдох и медленно выдохнуть. Итак проделать 7 раз.  Эта зарядка поможет нам в конце урока исполнить песню. (Презентация №2, слайд 2,3). VI. Творческая работа обучающихся Уч. лит­ры: Все эти мыльные пузыри похожи на множество планет во Вселенной. По некоторым из них путешествовал герой нашей сказки. Мы сегодня попытаемся при помощи диафильма, который  с вами создадим, побывать на этих планетах. А фильм наш будет называться «Уроки Маленького принца».  Уч. ИЗО: Сейчас вы возьмёте краски, карандаши и под звуки прекрасной мелодии будете   рисовать   ту   планету,   название   которой     выберете,   вытянув   листочек. (Приложение №3) Вы будете работать в паре. Как только музыка остановится, вы должны представить нам свою планету в том порядке, как посещал их Маленький принц. (Презентация  № 2, слайд  4.  Звучит  музыка, дети  работают,  учителя помогают при необходимости). VII. Физминутка.  5 Уч. лит­ры: Маленький принц побывал на разных планетах, и мы сейчас отправимся по его следам. А чтобы лететь было нескучно, поиграем в игру «Человек. Земля. Вселенная». Попрошу всех встать около своего стола.  Уч. ИЗО: Мы с вами пребываем в невесомости.   А в невесомости, как известно, нарушается координация движений. Проверим, всё ли у нас в порядке.  Уч. лит­ры: Когда вы услышите «человек», то будете показывать на себя, при слове «земля» показывать вниз, а при слове «вселенная» ­ вверх. Я   буду показывать и выполнять вместе с вами. (При этом движения не совпадают со словами).  VIII. Защита творческих работ.  Уч. музыки: Ребята, прежде чем мы посмотрим наш фильм, я хочу показать отрывок из   мюзикла.  А   что   такое   мюзикл?   Ответы   детей.   Прочитайте   определение   с «мюзикла»  (Презентация №2, слайд 5.) А сейчас посмотрите фрагмент мюзикла «Маленький принц» (Презентации№2, слайд 6) Вот такой замечательный мюзикл получился у режиссёра. А что получилось у вас, сейчас  узнаем. Итак,   мы   отправляемся   в   путь.   Угадайте   планету   по   ключевым   словам.  Пурпур, горностай восседать, поданный, мантия. (Ответы детей)   Уч. лит­ры: Правильно, планета Короля. (Выходит первая пара, описывает её. На этой   планете   жил   один   король,   который   в        каждом   посетителе   видит подданного   и   не   может   прожить   минуты,   не   издавая   приказов   или постановлений. Для короля ценна власть.) ­ Кого надо судить, если на планете живёт только король? Что трудно сделать по отношению   к  самому  себе?  Зачитайте   фразу   из   книги.  («Тогда   суди   сам  себя,   ­ сказал король.­ Это самое трудное. Себя судить куда труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр») ­ Какой урок взял для себя Маленький принц? «… суди сам себя» такой урок можно взять у короля. (На доске появляется первый «кадр»  с названием планеты. Приложение № 5  ). Уч. ИЗО: Удалось ли вам передать характер планеты, величие короля? ­При помощи каких красок? Почему?   ­ Следующая планета. Забавная шляпа, восхищаться, хлопать в ладоши, тщеславные люди. Уч. лит­ры: Молодцы. Это планета Честолюбца. Разрешите немного пояснить. Честолюбец­   человек,   который   стремится   к   почётному   положению,   жаждет  Тщеславие  –   высокомерное   стремление   к   славе,   к   почитанию. известности. (Презентация №2, слайд7) Уч.   ИЗО:  Кратко   расскажите   о   ней.   (На   второй   планете   жил   честолюбец, который хотел, чтобы им все восхищались. Он хочет быть признанным самым красивым,   нарядным,   богатым   и   умным   на   планете.   Маленький   принц удивляется   самолюбованию   честолюбца.   Очень   глупо   выглядит   тщеславный человек. Для честолюбца ценность – слава, почитание.) ­ Что вы изобразили на этой картине? А какие цвета преобладают? Почему? 6 ­ Удалось ли при помощи рисунка передать смысл? Уч. лит­ры: Найдите строки, которые произносит Маленький принц про тщеславных людей. (Цитата из текста……«Тщеславные люди глухи ко всему, кроме похвал»)  Уч. ИЗО: Это положительное качество или отрицательное?  (И положительное и отрицательное, всё хорошо в разумных пределах) Уч. лит­ры: Какой урок вынес Маленький принц, посетив планету честолюбца? Честолюбие хорошо в разумных пределах.  Уч. ИЗО: пустые, полные, хочу забыть, совестно, бедняга. Ученик:  Планета   Пьяницы.  Житель   третьей   планеты   поверг   маленького путешественника   в   уныние.   Ему   становится   жаль   горького   пьяницу,   который   не может найти в себе силы вырваться из порочного круга своего пристрастия. Для пьяницы ценность ­ спиртные напитки. Уч. лит­ры: Что делать человеку в подобной ситуации? Как изменить жизнь? Какой урок уяснил Маленький принц? Урок: найди в себе силы изменить себя. Уч. ИЗО: Пятьсот миллионов, серьезный, считаю и пересчитываю, запираю на ключ.    Ученик:  Планета Делового человека.  Деловой человек на своей планете занят бессмысленным   подсчётом   звезд.   Он   пытается   превратить   необозримую   красоту Вселенной в собственность, упрятав её в свой личный сейф. Для делового человека ценность – богатство.  Уч. лит­ры: Зачитайте отрывок из сказки в подтверждение этих слов.  «Он за всю свою жизнь ни разу не понюхал цветка, ни разу не поглядел на звезду, никого никогда не любил, он не человек, он гриб».  – Какой урок вынес Маленький принц, посетив эту планету? Урок: если человек занят только делом, его жизнь прожита напрасно. Уч. ИЗО: Донесли ли ребята назначение планеты  при помощи красок? ­ Меньше всех, рождаться, засыпать, уговор, быстрее. Ученик: Планета Фонарщика. На пятой, самой Маленькой планете, фонарщик то зажигал,   то   гасил   фонарь,   потому   что   такой   уговор.   Маленькому   принцу   он понравился за то, что верен был своему слову. Фонарщик думает не только о себе, но и не покладая рук трудится для людей. Для фонарщика ценность ­ верность своему слову, работа. Уч. лит­ры:  Счастливый   ли   человек   фонарщик,   по   мнению   Маленького   принца? Почему? Какой вывод можно сделать? Всю жизнь быть для людей маяком – в этом счастье     человека ли яркий Уч.ИЗО: Достаточно ­ Толстенный, путешественник, счёт, кабинет, справки, учебник. Ученик: Планета Географа.  Уч.   лит­ры:    Где   и   как   проводит   свои   работы   географ?  Разве   это   настоящий учёный? Какой вывод можно сделать?  получился вид планеты? Нельзя изучить мир, не выходя из кабинета 7 Уч.   лит­ры:  Каждый   из   обитателей   астероидов   считает   ценностью   что­то   одно: власть, деньги, славу, чинопочитание. Такие ценности не сделали их счастливыми, ибо  они  мнимые. Обитатели астероидов одиноки в своем мирке, любят только себя. Судьба их печальна, но никто не взывает о помощи, не видит в чистом, светлом образе   Маленького   принца   доброго   посланника   судьбы,   спасителя.   Взрослые обитатели астероидов не могут восторгаться красотой, дружить, любить, они забыли о своей планете. Они живут материальным, забыв, что у человека есть ещё и душа. Седьмая планета – Земля Уч. ИЗО:  Маленький принц испытал на Земле отчаяние, растерянность. Почему?  (Он увидел сад с розами) Уч. лит­ры:    Обратите внимание на ход мыслей героя. Зачитайте отрывок из XX главы со слов «А потом он подумал…» до конца. Ученик: «А потом он подумал: «Я­то воображал, что владею единственным в мире цветком, какого больше ни у кого и нигде нет, а это была самая обыкновенная роза. Только всего у меня и было что простая роза да три вулкана ростом мне по колено, и то один из них потух, и, может быть, навсегда... Какой же я после этого принц?..» Он лёг в траву и заплакал» Уч.ИЗО:  Почему он заплакал? Маленький принц впервые задумывается о том, как он жил раньше.  Уч. лит­ры: Конечным пунктом путешествия была планета Земля. Кого встретил  здесь принц?  Уч.ИЗО:  Кого вы изобразили на этой планете? Почему?  Лиса,   совсем   не   похожего   на   тех   взрослых,   которых   встречал   на   других планетах.)  Уч. лит­ры: Что объяснил ему Лис? (Лис сказал слова, которые объясняют, что такое дружба.)  ­ Каждый из вас сейчас возьмёт одну карточку со словом из этой фразы. Вам предстоит выстроиться так,  чтобы мы смогли прочитать высказывание Лиса.    « Ты  навсегда в ответе за тех, кого приручил».  ­ Здесь, на Земле, миссия Маленького принца была выполнена. Вспомните,  как Лис помог разобраться ему в его чувствах, научил его дружбе. Но ведь и принц  помог Лису. Чем? Ученик:  Помог   ему   осуществить   мечту,   чтобы   его   приручили.   И   теперь   Лис счастлив, даже после расставания с Маленьким принцем он не будет одинок. Он будет вспоминать о своём друге, приручившем его. Уч. ИЗО: А как принц помог  Лётчику? Ученик:  Давал ему силы выжить. Я думаю, что лётчик и Маленький принц и на расстоянии будут дружить. Уч. лит­ры:  Что   сказал   принц,   покидая   планету?   Какой   урок   вынес   Маленький принц, посетив планету Земля? («Ну, что ж мне пора лететь к моей Розе. Если ты любишь цветок — единственный, какого   больше   нет   ни   на   одной   из   многих   миллионов   звезд,   —   этого   довольно: 8 смотришь на небо и чувствуешь себя счастливым. Я оставляю вам на память эту книжечку, чтобы вы перечитывали  и вспоминали обо мне. Я в ответе за мою Розу».) У   рок: «Ты всегда в ответе за тех, кого приручил» IX. Подведение итогов. Уч. ИЗО: Маленький принц ушел, но всегда возвращается к тем, кто всем сердцем принял законы, подаренные Лисом.  Уч. лит­ры:  Тогда для них в ночном небе расцветают звезды, и среди них та, где живет Маленький принц, где звучит его смех. Он наполняет сердца людей живой водой,   словно   музыка,   и   зажигает   в   них   огонек   любви,   огонек   милосердия.  И миллионы огоньков сливаются в один ярко горящий костер любви! А по земле царственно   ступает   доброта.  Ведь   что   может   быть   красивее   доброго   сердца,   где живут самые милосердные законы! Откройте свои сердца навстречу друг другу.  Звучит песня в исполнении детей «Маленький принц» муз.  М.Н.Таривердиева, сл. Н. Добронравова. (Презентация №2, слайд 8( «минус». На усмотрение учителя песня может звучать не вся) Кто тебя выдумал, звёздная страна? Снится мне издавна, снится мне она. Выйду я из дому, выйду я из дому, Прямо за пристанью бьётся волна. Ветреным вечером смолкнут крики птиц. Звёздный замечу я свет из­под ресниц. Тихо навстречу мне, тихо навстречу мне Выйдет доверчивый маленький принц. Самое главное – сказку не вспугнуть, Миру бескрайнему окна распахнуть. Мчится мой парусник, мчится мой парусник, Мчится мой парусник в сказочный путь. Где же вы, где же вы, счастья острова? Где побережье света и добра? Там, где с надеждами, там, где с надеждами Самые нежные бродят слова. В детстве оставлены давние друзья. Жизнь – это плаванье в дальние края, Песни прощальные, гавани дальние. В жизни у каждого сказка своя. Уч. лит­ры: На память о сегодняшнем уроке, о минутах нашего общения мы дарим  вам звездочки, как символ добра, любви, милосердия, верности. 9 Уч. музыки: И если вы это осознаете, вы – маленькие жители планеты Земля, если  вы научитесь видеть, понимать и ценить красоту человеческих отношений, из вас  вырастут большие люди, способные возродить нашу Землю, понять ее, украсить и  подарить своим детям! (Зачитывается эпиграф к уроку). X. Домашнее задание. Уч.   лит­ры:    Маленький   принц   гибнет,   обратившись     за   помощью   к   Змее   (за «хорошим   ядом»).   Ценою   его   возвращения   на   свою   планету   для   того,   чтобы защищать Розу,  стал отказ от земного существования, смерть. И в этом его подвиг. Несмотря на «хороший яд», Маленькому принцу  всё равно больно и страшно. Но ведь это сказка, а любая сказка должна хорошо заканчиваться. Маленький принц вернулся к своей розе, с какими словами он мог  бы обратиться к ней. Напишите об этом в сочинении   «Маленький принц возвращается к своей розе». Уч. ИЗО: А к вашему сочинению я прошу нарисовать иллюстрацию.  Выставление оценок за урок. XI. Рефлексия Уч.   музыки:  А   закончить   наш   урок   мы   хотели   бы   музыкой,   а   вы   еще   бы   раз наполнили наш класс воздушными мыльными пузырями.(Презентация №2, слайд 9) (Примечание. Уучитель музыки и изобразительного искусства в лице одного учителя.) 10

Конспект интегрированного урока по литературе и искусству "Уроки Маленького принца"

Конспект интегрированного урока по литературе и искусству "Уроки Маленького принца"

Конспект интегрированного урока по литературе и искусству "Уроки Маленького принца"

Конспект интегрированного урока по литературе и искусству "Уроки Маленького принца"

Конспект интегрированного урока по литературе и искусству "Уроки Маленького принца"

Конспект интегрированного урока по литературе и искусству "Уроки Маленького принца"

Конспект интегрированного урока по литературе и искусству "Уроки Маленького принца"

Конспект интегрированного урока по литературе и искусству "Уроки Маленького принца"

Конспект интегрированного урока по литературе и искусству "Уроки Маленького принца"

Конспект интегрированного урока по литературе и искусству "Уроки Маленького принца"

Конспект интегрированного урока по литературе и искусству "Уроки Маленького принца"

Конспект интегрированного урока по литературе и искусству "Уроки Маленького принца"

Конспект интегрированного урока по литературе и искусству "Уроки Маленького принца"

Конспект интегрированного урока по литературе и искусству "Уроки Маленького принца"

Конспект интегрированного урока по литературе и искусству "Уроки Маленького принца"

Конспект интегрированного урока по литературе и искусству "Уроки Маленького принца"

Конспект интегрированного урока по литературе и искусству "Уроки Маленького принца"

Конспект интегрированного урока по литературе и искусству "Уроки Маленького принца"

Конспект интегрированного урока по литературе и искусству "Уроки Маленького принца"

Конспект интегрированного урока по литературе и искусству "Уроки Маленького принца"