Конспект интегрированного урока по литературе и музыке на тему "Музыка весны". Имя урока: «Весной наполнена душа». (5 класс).
Оценка 5
Разработки уроков
doc
музыка +1
6 кл
28.04.2017
Конспект интегрированного урока по литературе и музыке учителя русского языка и литературы и музыки
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Оборонинская средняя общеобразовательная школа»
рабочий поселок Мордово Мордовского района Тамбовской области
Максимовой Людмилы Борисовны,
Наумовой Маргариты Александровны.
Тема урока:
«Музыка весны»
(Родная природа в творчестве русских поэтов, писателей, художников и композиторов).
Имя урока: «Весной наполнена душа».
(5 класс).Конспект интегрированного урока по литературе и музыке учителя русского языка и литературы и музыки
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Оборонинская средняя общеобразовательная школа»
рабочий поселок Мордово Мордовского района Тамбовской области
Максимовой Людмилы Борисовны,
Наумовой Маргариты Александровны.
Тема урока:
«Музыка весны»
(Родная природа в творчестве русских поэтов, писателей, художников и композиторов).
Имя урока: «Весной наполнена душа».
(5 класс).
весной наполнена душа.doc
Конспект интегрированного урока по литературе и музыке
учителя русского языка и литературы и музыки
МБОУ «Оборонинская средняя общеобразовательная школа»
р. п. Мордово Мордовского района Тамбовской области
Максимовой Людмилы Борисовны,
Наумовой Маргариты Александровны.
Тема урока
«Музыка весны»
(Родная природа в творчестве русских поэтов, писателей, художников и
композиторов)
Имя урока «Весной наполнена душа»
(5 класс)
Цель урока: знакомство учащихся со стихами русских поэтов (А.С. Пушкина,
Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, С.А Есенина, И.А. Бунина); формирование в каждом
ученике чувственного восприятия мира, положительной динамики и готовности к
восприятию нового материала с использованием межпредметных связей.
Задачи урока:
образовательные (формировать целостное представление о слове, живописи,
музыке, работать над выразительным чтением, устной речью учащихся; работать
над лексическим значением слова);
развивающие (развивать интерес к прозе, поэзии, музыке, творческие
способности; формировать коммуникативную компетентность);
воспитательные (формировать духовность, чувство гордости за свои лучшие
качества, толерантность).
Оборудование урока:
1. Экран, проектор, ноутбук, музыкальный центр;
2. Портреты А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, С.Е. Есенина, И.А.Бунина,
П.И.Чайковского;
3. Стихи русских поэтов (А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, С.А Есенина,
И.А. Бунина);
4. Картины художника В. БорисоваМусатова о весне;
5. карточки с заданиями по теме урока, индивидуальные листы для учеников с
текстами стихотворений и прозы, выставка книг «В мире красок и света»:
Музыкальное оформление:
П. И. Чайковский «Времена года». Эпиграф:
А на душе легко и свято,
Легко, как в детские года.
И. Тургенев.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель русского языка и литературы:
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы будем говорить о весне, о том, как писали о
ней поэты, писатели, композиторы, как изображали ее художники. В своей работе
мы будем использовать «Правило первого ответа»: я предоставлю право отвечать
тому ученику, который первым поднимет руку. За каждый правильный ответ я
буду вручать жетон красного цвета (оценка «5»), зеленого (оценка «4»), синего
(оценка «3»), желтого (оценка «2»). Жетон желтого цвета получит и тот ученик,
которому я сделаю замечание. В конце урока мы подведем итог, а я выставлю вам
оценку. Думаю, что урок вам понравится, если вы много поработаете и очень
постараетесь, тогда у вас все получится.
2. Лексико орфографическая работа.
Учитель русского языка и литературы:
Давайте произнесем слово весна отчетливо, выразительно, все вместе.
Учитель русского языка и литературы:
Что слышится вам в этом слове?
(Чтото обновляющее, ведь весна – это утро года! За этим словом стоят
три месяца: март, апрель, май).
Учитель русского языка и литературы:
Обратимся к истокам этого изумительного слова. Загляните в
этимологический словарь.
(Весна от слова веселый).
Учитель русского языка и литературы:
Подберите однокоренные слова к слову весна. К какому словарю нам лучше
обратиться?
(Работа со словообразовательным словарём).
(Запись в тетрадях и на доске).
Весна, веснушка, веснянка, весенний, предвесенний, повесеннему.
Учитель русского языка и литературы:
Вспомним пословицы, поговорки, загадки о весне.
(Март – с водой, апрель – с травой, а май – с цветами).
Учитель русского языка и литературы:
Что вы назвали?
(Месяцы).
Учитель русского языка и литературы:
(Весна красна цветами, а осень пирогами. Увидел грача – весну встречай).
Учитель русского языка и литературы:
А загадки знаете?
Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает.
Когда это бывает? (Весной).
Только снег в лесу сошёл,
Я голубеньким расцвёл. (Подснежник).
Учитель русского языка и литературы:
Какое у вас представление о весне?
(Мы любим весну. Это время года, когда вся природа оживает. О ней много
сложено песен, загадок, прибауток, пословиц и поговорок, в которых названы
различные приметы весны).
Учитель русского языка и литературы:
1. Весна – это победа солнца, света.
2. Весна – это победа воды, весенний разлив. Вода поит землю.
3. Весна – это победа земли. Благодаря солнцу появляются почки, из них зелёные
листочки.
Учитель русского языка и литературы:
А чем пахнет весна?
(Талым снегом, первой водой, цветами).
4. Работа над тестом песни «Веснянка».
Учитель музыки:
У вас на партах, ребята, текст русской народной песни «Веснянка».
Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью, радостью,
С великой милостью,
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебом обильным!
(Читают про себя, а затем вслух).
Учитель музыки:
Что представляет собой первая строчка?
(Обращение).
Учитель музыки:
Есть ли в песне ещё обращения?
(Заучивают текст песни и по памяти записывают в тетрадь).
Учитель музыки:
А сейчас давайте споем эту песню все вместе.
(Дети исполняют песню «Веснянка»).
4. Работа над стихотворением И. А. Бунина «Бушует полая вода…». Учитель русского языка и литературы:
А сейчас послушаем стихотворение И. А. Бунина «Бушует полая вода…».
Бушует полая вода,
Шумит и глухо, и протяжно.
Грачей пролетные стада
Кричат и весело, и важно.
Дымятся черные бугры,
И утром в воздухе нагретом
Густые белые пары
Напоены теплом и светом.
А в полдень лужи под окном
Так разливаются и блещут,
Что ярким солнечным пятном
По залу «зайчики» трепещут.
Меж круглых рыхлых облаков
Невинно небо голубеет,
И солнце ласковее греет
В затишье гумен и дворов.
Весна, весна! И всё ей радо.
Как в забытьи каком стоишь
И слышишь свежий запах сада
И теплый запах талых крыш.
Кругом вода журчит, сверкает,
Крик петухов звучит порой,
А ветер, мягкий и сырой,
Глаза тихонько закрывает.
Учитель русского языка и литературы:
Какова интонация стихотворения?
(Бодрая, жизнерадостная).
Каким рисует весенний день И. А. Бунин?
Назовите непривычные слова. Попробуйте сами объяснить их значение?
(Бушует, грачей пролетные стада, в затишье гумен, как в забытьи каком
стоишь).
Учитель русского языка и литературы:
Слов какой части речи в стихотворении больше всего? Почему?
(Глаголов, потому что весна это жизнь, движение, действие).
Учитель русского языка и литературы:
Выпишите эти глаголы.
Учитель русского языка и литературы: На уроках литературы мы знакомились с эпитетами. Найдите их в
стихотворении. Почему именно эти слова выбрал автор?
(Полая вода, черные бугры, ярким солнечным пятном, в нагретом воздухе,
круглых рыхлых облаков, свежий запах сада, теплый запах талых крыш, ветер
мягкий и сырой).
Работа над выразительностью чтения стихотворения.
Учитель русского языка и литературы:
Ребята, отметьте слова, на которые падает логическое ударение, обозначьте
короткие и длинные паузы, определите роль знаков препинания.
(Дети читают слова).
Учитель русского языка и литературы:
А теперь прочитайте известные вам стихотворения о весне. При чтении нужно
помнить об интонации, о паузах, о логическом ударении.
(Стихи о весне Ф. Тютчева, А. Фета, С. Есенина и др.)
Учитель русского языка и литературы:
Поэзия помогает видеть наш мир лучше, возвышенней. Читая стихи, мы
испытываем необычайную радость, которая переполняет сердце. Ребята, а кто
смог сам написать стихи о весне? Послушаем вас.
ВЕСНА
Скоро белый снег растает,
Заблестят ручьи кругом,
Птицы с юга прилетают,
Весна входит в каждый дом.
Заискрится радость в лицах,
И в душе все запоет.
На опушке в синей дымке
Вдруг подснежник расцветет.
Лес оденется игриво
В изумрудный свой наряд.
И вокруг все так красиво!
Каждый встрече с весной рад.
Учитель музыки:
А знаете ли вы, ребята, какой у весны голос? Сейчас зазвучит музыка.
Прислушайтесь. Вы обязательно услышите голос весны, весеннюю песню.
Музыка передает настроение, ощущение того, что происходит с природой
весной.
Попробуйте представить себе, что вместе с весной вы попали в лес, на полянку,
на речку.
Учитель музыки:
О весне русские композиторы создали замечательные произведения.
Музыка П. И. Чайковского «Времена года» трогает душу, заставляет нас
радоваться вместе с природой, восхищаться и творить. Давайте прослушаем
произведение «Времена года», «Весна».
(Дети слушают музыку П.И. Чайковского «Времена года»). Учитель музыки:
Какие звуки у весны?
(Капель, журчание ручья, шелест веток, крик птиц, треск ломающегося
льда).
5. Работа над отрывком «Рождение звука» из текста М. Пришвина
«Времена года» «Весна».
Учитель русского языка и литературы:
Обратимся к лирической миниатюре писателя М. Пришвина «Времена года».
«Весна». Отрывок «Рождение звука».
(Чтение про себя, затем один ученик читает вслух).
Беседа по содержанию текста.
Учитель русского языка и литературы:
Как в тексте описано утро года?
Какие краски преобладают в этой миниатюре?
Как рождается звук весны, ее голос?
Я предлагаю вам следующее задание: используя данный текст, первой группе
учащихся записать предложения о рождении звука весны, второй записать
несколько нераспространенных предложений; третьей группе записать
несколько словосочетаний.
(Дети читают свои работы).
Учитель русского языка и литературы:
Как смог М. Пришвин распространить эти предложения?
(С помощью эпитетов).
Учитель русского языка и литературы:
Какой эпитет нашел писатель к слову весна?
(Стремительная).
Учитель русского языка и литературы:
А какой еще она может быть?
(Ранняя, поздняя, запоздалая, радостная, молодая).
Учитель русского языка и литературы:
К какой части речи относятся эти слова? Запишите их в тетрадь.
Учитель русского языка и литературы:
А сейчас прослушаем ваши тексты собственного сочинения.
(Дети читают тексты собственного сочинения).
Слово о весне
Весна – это детство природы, чистота, начало ее жизни. Весенняя музыка
приходит на смену зимнему молчанию.
Я очень люблю весну. Теперь не страшно выходить на улицу: не закружит тебя
вьюга, не засыплет снегом. Можно снять теплую куртку, обуть резиновые сапоги
и весело ходить по лужам, пуская кораблики. Весной я становлюсь добрее, умнее
и радостнее.
Идет апрель – звенит капель Весна… Она прекрасна! Теплое солнце ласково щурится сквозь прозрачные
облака. Все вокруг оживает. В лесу прорастает маленькая, но сильная травка.
Дует теплый ветерок. Он качает задумчивые деревья, у которых толькотолько
набухают почки.
Вместе с весной приходит и апрельская капель. Она так прекрасна, но еще
прекрасней в тишине, когда маленькие зеркальные капельки падают и
разбиваются о землю. Утром эта капель восхитительна! Капельки блестят на
солнце, как разноцветные камешки, и переливаются, словно изумруды. Они очень
радостные, и поэтому на них можно смотреть снова и снова, а самое главное –
наслаждаться их звоном.
Мое любимое время года – весна, потому что весной радостно и весело. Как
жаль, что эту прекрасную пору быстро сменяет другое время года.
Весенняя капель
Весна… Она несет в себе таяние снега, радостное пение птиц, быстрые
искрящиеся ручьи, бегущие по обочинам дорог, яркое солнце, набухание почек,
ясное чистое небо.
Но самая неповторимая особенность весны – капель. Когда сверкающая капля,
ударяясь о землю, разбивается на капельки– искорки. Это прекраснее всего!
Слышится чудесная мелодия, похожая на тихую спокойную игру на клавесине.
Очень жаль, что это необыкновенное явление природы бывает только весной.
Весна – одно из самых прекрасных времен года, когда вся природа просыпается,
и после зимних стуж впервые ощущается ласковое тепло весны.
Я видел, как купался воробей.
Весна! Все оживает вокруг, звери и птицы стали активнее, просыпаются
насекомые от зимнего сна.
Недалеко от двора небольшая лужа. В ней купался воробей. Он тщательно мыл
каждое свое перышко, чтобы быть чистым и опрятным. Он готовился к приходу
весны.
Мне очень нравится весна. В ней много необычного и загадочного. И сам я как
будто становлюсь взрослее и добрее. Я не представляю жизни без весны.
Пернатый дружок
Весна …Чудесное время года… Прилетают птицы. Яркое весеннее солнце
отражается в луже. Веселый, взъерошенный воробей, подскакав к ней, стал
купаться. Клювом он чистит свои перышки и хвост. Пернатый дружок, окунув
голову в воду, весело щебечет, радуясь весне.
Весна – самое замечательное время года. Я люблю весну за ее красоту, цветение
сирени и черемухи.
Надо мной кучевые облака
Весна! Много прекрасных стихов написано об этом времени года, я напишу о
ней не так красиво, как Есенин, но мои чувства идут из глубины души. Пробуждается и оживает природа: распускаются почки, расцветают нежные
подснежники, пробивается молоденькая травка… А солнышко! Оно светит ярче,
и от этого становится веселее и радостнее.
Я люблю смотреть на весеннее небо. По нему плывут кучевые облака. Как
интересно! Вот облако похоже на игрушечную лошадку, это – на замысловатый
цветок, а вот плывет «воздушный кораблик», а его догоняет «огромный дельфин».
И мне кажется, что надо мной сказочная белоголубая страна.
Я люблю весну. Весна – настоящее чудо природы!
Учитель русского языка и литературы:
Большое спасибо вам, ребята, за такие замечательные тексты, за то, что вы
научились видеть, замечать необыкновенную красоту родной русской природы,
смогли точно, ясно и ярко выразить свои мысли.
6. Работа по картине К. Ф. Юона «Мартовское солнце».
Учитель музыки:
А теперь мы обратимся к репродукции картины К. Ф. Юона «Мартовское
солнце».
Константин Федорович Юон замечательный живописец, художникпейзажист.
Его картины жизнерадостны, праздничны. Он часто писал солнечные сельские
пейзажи. В картине «Мартовское солнце» художник с большим мастерством
передаёт радостное настроение солнечного дня первого весеннего месяца.
Учитель музыки:
Что изобразил художник на картине?
(Изображена деревенская улица, дома, уходящие вдаль, огромные высокие
деревья, отяжелевшие под солнечными лучами сугробы снега и синеголубое
весеннее небо с редкими, быстро мчащимися облаками).
Учитель музыки:
Пейзаж тесно связан с жизнью человека, его трудом. На переднем плане
художник изобразил двух деревенских ребятишек на лошадях. Они приносят в
картину жизнь и движение.
В центре картины стройные белоствольные берёзы. От деревьев падают длинные
синеватые тени. Крыши домов покрыты снегом, но он должен вотвот
сойти, соскользнуть вниз.
Небо на картине большое, без конца и без края.
Здесь нет солнца, но виден розоватый, золотистый свет на деревьях и на снегу.
Теплым светом мартовского солнца пронизано все вокруг.
Учитель музыки:
Какое сочетание цветов использовал художник, чтобы придать светлое,
радостное настроение, которое возникло у него, когда он увидел этот мартовский
день?
(Сочетание розоватоголубого, сиреневого, золотистого, желтоголубого,
белорозового, сочетание различных оттенков создает колорит. Такой
колорит помог Юону передать настроение весеннего дня).
Учитель музыки: Каковы ваши впечатления от картины?
( Когда наступает весна, светит мартовское солнце, начинает просыпаться
от зимнего сна все живое, вся природа. Как это прекрасно и празднично!).
Учитель музыки:
Художник заставил нас увидеть красоту природы в обыкновенном.
Учитель музыки:
Ребята, откройте, пожалуйста, учебник музыки на странице 98. Запишите в
тетради по музыке тему «Музыкальная живопись и живописная музыка».
Прочитаем ниже эпиграф: «Ты раскрой мне, природа, объятья…»
Послушайте текст (читает подготовленный ученик).
Ученик:
Заглянем в мастерскую русского художника В. БорисоваМусатова. Вот он
ставит на мольберт готовую картину, садится на подоконник, долго неподвижно
«слушает» свою красочную композицию – звучание разных тонов в сочетании
красок, любуется гармонией цветовых пятен на полотне.
В своем дневнике он записывает: «Я сижу дома и задаю концерты себе одному.
В них вместо звуков все краски… Я импровизирую… Мечты мои всегда
впереди… Они мне создают целые симфонии… Мои помыслы – краски, мои
краски – напевы…»
Учитель музыки:
Всмотритесь в картины художника. Какими словами можно передать настроение
его живописных полотен?
Какие особенности линии, цвета, колорита, композиции картин передают покой,
тишину, уравновешенность?
Какая музыка созвучна картинам В. БорисоваМусатова?
Запишите в тетради слова, которые необходимо запомнить:
мелодия, рисунок, колорит, ритм, композиция, линия, палитра чувств,
гармония красок.
Учитель музыки:
И все это – весенних дней приметы! Откройте учебник на странице 102.
Музыка весны… Удивительно передана красота поры обновления жизни в
живописи, музыке, поэзии! Каждый художник, композитор, поэт посвоему
передает разнообразную палитру чувств человека: радость, торжество, восторг,
ликование, нежность, мечтательность, а также гармонию красок природы.
7. Итог урока.
Учитель русского языка и литературы:
Итак, сегодня на уроке мы говорили о весне, об удивительном и прекрасном
времени года, старались понять, что значит это слово, вспомнили пословицы,
поговорки, загадки о весне, русскую народную песню «Веснянка», т. е.
обратились к народному восприятию весны.
Услышали весну, ее голос в стихах поэтов, в картине художника, в муыке, в
текстах, которые вы сочинили сами.
Учитель русского языка и литературы: Итак, весна – это утро года, это время, которое несет в себе обновление,
пробуждение, праздник, будит мысль, зовет к творчеству.
Запишите задание на дом:
1группа: выучить понравившееся стихотворение И. А. Бунина;
2 группа: написать сочинение миниатюру «Какие чувства пробудил во мне
урок?»;
3 группа: подобрать песню о весне.
Учитель музыки:
При выполнении домашнего задания помните, что вдохновение – это подарок
свыше, который невозможно купить; оно, как малое дитя, переменчивое в
настроении, непостоянное, как морские волны, но искренне и неподдельное, как
наша жизнь и душа.
8. Благодарность детям.
Учитель русского языка и литературы:
Большое спасибо, ребята, за отличную работу на уроке не только умом, но и
душой, и сердцем.
Учитель музыки:
Ребята, желаю, чтобы у вас всегда было « на душе легко и свято,
легко, как в детские года».
Конспект интегрированного урока по литературе и музыке на тему "Музыка весны". Имя урока: «Весной наполнена душа». (5 класс).
Конспект интегрированного урока по литературе и музыке на тему "Музыка весны". Имя урока: «Весной наполнена душа». (5 класс).
Конспект интегрированного урока по литературе и музыке на тему "Музыка весны". Имя урока: «Весной наполнена душа». (5 класс).
Конспект интегрированного урока по литературе и музыке на тему "Музыка весны". Имя урока: «Весной наполнена душа». (5 класс).
Конспект интегрированного урока по литературе и музыке на тему "Музыка весны". Имя урока: «Весной наполнена душа». (5 класс).
Конспект интегрированного урока по литературе и музыке на тему "Музыка весны". Имя урока: «Весной наполнена душа». (5 класс).
Конспект интегрированного урока по литературе и музыке на тему "Музыка весны". Имя урока: «Весной наполнена душа». (5 класс).
Конспект интегрированного урока по литературе и музыке на тему "Музыка весны". Имя урока: «Весной наполнена душа». (5 класс).
Конспект интегрированного урока по литературе и музыке на тему "Музыка весны". Имя урока: «Весной наполнена душа». (5 класс).
Конспект интегрированного урока по литературе и музыке на тему "Музыка весны". Имя урока: «Весной наполнена душа». (5 класс).
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.