Конспект интегрированного урока по литературе и музыке на тему "Музыка весны". Имя урока: «Весной наполнена душа». (5 класс).
Оценка 5

Конспект интегрированного урока по литературе и музыке на тему "Музыка весны". Имя урока: «Весной наполнена душа». (5 класс).

Оценка 5
Разработки уроков
doc
музыка +1
6 кл
28.04.2017
Конспект интегрированного  урока  по литературе и музыке  на тему "Музыка весны".  Имя урока: «Весной наполнена душа». (5 класс).
Конспект интегрированного урока по литературе и музыке учителя русского языка и литературы и музыки Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Оборонинская средняя общеобразовательная школа» рабочий поселок Мордово Мордовского района Тамбовской области Максимовой Людмилы Борисовны, Наумовой Маргариты Александровны. Тема урока: «Музыка весны» (Родная природа в творчестве русских поэтов, писателей, художников и композиторов). Имя урока: «Весной наполнена душа». (5 класс).Конспект интегрированного урока по литературе и музыке учителя русского языка и литературы и музыки Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Оборонинская средняя общеобразовательная школа» рабочий поселок Мордово Мордовского района Тамбовской области Максимовой Людмилы Борисовны, Наумовой Маргариты Александровны. Тема урока: «Музыка весны» (Родная природа в творчестве русских поэтов, писателей, художников и композиторов). Имя урока: «Весной наполнена душа». (5 класс).
весной наполнена душа.doc
Конспект интегрированного  урока  по литературе и музыке учителя русского языка и литературы и музыки    МБОУ «Оборонинская средняя общеобразовательная школа»  р. п. Мордово Мордовского района Тамбовской области  Максимовой Людмилы Борисовны,  Наумовой Маргариты Александровны. Тема урока «Музыка весны»  (Родная природа в творчестве русских поэтов, писателей, художников и композиторов) Имя урока     «Весной наполнена душа» (5 класс)   Цель урока:  знакомство учащихся со стихами русских поэтов (А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, С.А Есенина, И.А.  Бунина);  формирование в каждом ученике чувственного восприятия мира,  положительной динамики и готовности к восприятию нового материала с использованием межпредметных связей. Задачи урока: образовательные   (формировать   целостное   представление   о   слове,   живописи, музыке, работать над выразительным чтением, устной речью учащихся; работать над лексическим значением слова); развивающие   (развивать   интерес   к   прозе,   поэзии,   музыке,   творческие способности; формировать коммуникативную компетентность);                              воспитательные  (формировать духовность, чувство гордости за свои лучшие качества, толерантность). Оборудование урока: 1.  Экран, проектор, ноутбук, музыкальный центр; 2. Портреты А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, С.Е. Есенина, И.А.Бунина, П.И.Чайковского; 3. Стихи русских поэтов (А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, С.А Есенина, И.А.  Бунина); 4. Картины художника В. Борисова­Мусатова о весне; 5. карточки с заданиями по теме урока, индивидуальные листы для учеников с текстами стихотворений и прозы, выставка книг «В мире красок и света»:   Музыкальное оформление:   П. И. Чайковский «Времена года». Эпиграф: А на душе легко и свято, Легко, как в детские года.                      И. Тургенев. Ход урока 1. Организационный момент. Учитель русского языка и литературы: ­ Здравствуйте, ребята! Сегодня мы будем говорить о весне, о том, как  писали о ней поэты, писатели, композиторы, как изображали ее художники. В своей работе мы будем использовать «Правило первого ответа»: я предоставлю право отвечать тому ученику, который первым поднимет руку. За каждый правильный ответ я буду вручать жетон красного цвета (оценка «5»), зеленого (оценка «4»), синего (оценка «3»), желтого (оценка «2»). Жетон желтого цвета получит и тот ученик, которому я сделаю замечание. В конце урока мы подведем итог, а я выставлю вам оценку. Думаю, что урок вам понравится, если вы много поработаете и очень постараетесь, тогда у вас все получится. 2. Лексико ­  орфографическая работа. Учитель русского языка и литературы: ­ Давайте произнесем слово весна отчетливо, выразительно, все вместе. Учитель русского языка и литературы: ­ Что слышится вам в этом слове? (Что­то обновляющее, ведь весна – это утро года! За этим словом стоят  три месяца: март, апрель, май). Учитель русского языка и литературы: ­ Обратимся к истокам этого изумительного слова. Загляните в  этимологический словарь. (Весна  от слова  веселый). Учитель русского языка и литературы: ­ Подберите однокоренные слова к слову весна. К какому словарю нам лучше  обратиться? (Работа со словообразовательным словарём). (Запись в тетрадях и на доске). Весна, веснушка, веснянка, весенний, предвесенний, по­весеннему. Учитель русского языка и литературы: ­ Вспомним пословицы, поговорки, загадки о весне. (Март – с водой, апрель – с травой, а май – с цветами). Учитель русского языка и литературы: ­ Что вы назвали? (Месяцы). Учитель русского языка и литературы:  (Весна красна цветами, а осень пирогами. Увидел грача – весну встречай). Учитель русского языка и литературы: ­А загадки знаете? Тает снежок, Ожил лужок,  День прибывает. Когда это бывает?         (Весной). Только снег в лесу сошёл, Я голубеньким расцвёл.        (Подснежник). Учитель русского языка и литературы: ­ Какое у вас представление о весне? (Мы любим весну. Это время года, когда вся природа оживает. О ней много сложено песен, загадок, прибауток, пословиц и поговорок, в которых названы различные приметы весны). Учитель русского языка и литературы: 1. Весна – это победа солнца, света. 2. Весна – это победа воды, весенний разлив. Вода поит землю. 3. Весна – это победа земли. Благодаря солнцу появляются почки, из них зелёные листочки. Учитель русского языка и литературы: ­ А чем пахнет весна? (Талым снегом, первой водой, цветами). 4. Работа над тестом песни «Веснянка». Учитель музыки: ­ У вас на партах, ребята,  текст  русской народной песни «Веснянка». Весна, весна красная! Приди, весна, с радостью, радостью, С великой милостью, Со льном высоким, С корнем глубоким, С хлебом обильным! (Читают про себя, а затем вслух). Учитель музыки: ­Что представляет собой первая строчка?   (Обращение). Учитель музыки: ­ Есть ли в песне ещё обращения?  (Заучивают текст песни и по памяти записывают в тетрадь). Учитель музыки: ­ А сейчас давайте споем эту песню все вместе. (Дети исполняют песню «Веснянка»). 4. Работа над стихотворением  И. А. Бунина  «Бушует полая вода…». Учитель русского языка и литературы: ­  А сейчас послушаем стихотворение И. А. Бунина  «Бушует полая вода…». Бушует полая вода, Шумит и глухо, и протяжно. Грачей пролетные стада Кричат и весело, и важно. Дымятся черные бугры,  И утром в воздухе нагретом Густые белые пары Напоены теплом и светом. А  в полдень лужи под окном Так разливаются и блещут, Что ярким солнечным пятном  По залу «зайчики» трепещут. Меж круглых рыхлых облаков Невинно небо голубеет, И солнце ласковее греет В затишье гумен и дворов. Весна, весна! И всё ей радо. Как в забытьи каком стоишь  И слышишь свежий запах сада И теплый запах талых крыш. Кругом вода журчит, сверкает, Крик петухов звучит порой, А ветер, мягкий и сырой, Глаза тихонько закрывает. Учитель русского языка и литературы: ­ Какова интонация стихотворения? (Бодрая, жизнерадостная). ­Каким рисует весенний день И. А. Бунин?  ­Назовите непривычные слова. Попробуйте сами объяснить их значение? (Бушует,   грачей   пролетные   стада,   в   затишье   гумен,   как   в   забытьи   каком стоишь). Учитель русского языка и литературы: ­ Слов какой части речи в стихотворении больше всего? Почему? (Глаголов, потому что весна­ это жизнь, движение, действие). Учитель русского языка и литературы: ­ Выпишите эти глаголы. Учитель русского языка и литературы: ­ На   уроках   литературы   мы   знакомились   с   эпитетами.   Найдите   их   в стихотворении. Почему именно эти слова выбрал автор? (Полая вода, черные бугры, ярким солнечным пятном, в нагретом воздухе, круглых рыхлых облаков, свежий запах сада, теплый запах талых крыш, ветер мягкий и сырой). Работа над выразительностью чтения стихотворения. Учитель русского языка и литературы: ­   Ребята, отметьте слова, на которые падает логическое ударение, обозначьте короткие и длинные паузы, определите роль  знаков препинания. (Дети читают слова). Учитель русского языка и литературы: ­  А теперь прочитайте известные вам стихотворения о весне.  При чтении нужно помнить об интонации, о паузах, о логическом ударении. (Стихи о весне Ф. Тютчева,  А. Фета, С. Есенина и др.) Учитель русского языка и литературы: ­     Поэзия   помогает   видеть   наш   мир   лучше,   возвышенней.   Читая   стихи,   мы испытываем  необычайную радость, которая переполняет  сердце. Ребята, а кто смог сам написать стихи о весне? Послушаем вас. ВЕСНА Скоро белый снег растает, Заблестят ручьи кругом, Птицы с юга прилетают, Весна входит в каждый дом. Заискрится радость в лицах, И в душе все запоет. На опушке в синей дымке Вдруг подснежник расцветет. Лес оденется игриво В изумрудный свой наряд. И вокруг все так красиво! Каждый встрече с весной рад. Учитель музыки: ­ А   знаете   ли   вы,   ребята,   какой   у   весны   голос?   Сейчас   зазвучит   музыка. Прислушайтесь.   Вы   обязательно   услышите   голос   весны,   весеннюю   песню. Музыка   передает   настроение,   ощущение   того,   что   происходит   с   природой весной.    Попробуйте представить себе, что вместе с весной вы попали в лес, на полянку, на речку. Учитель музыки: ­ О весне русские композиторы создали замечательные произведения. Музыка   П.   И.   Чайковского   «Времена   года»   трогает   душу,   заставляет   нас радоваться   вместе   с   природой,   восхищаться     и   творить.   Давайте   прослушаем произведение «Времена года», «Весна». (Дети слушают музыку П.И. Чайковского «Времена года»). Учитель музыки: ­ Какие звуки у весны? (Капель,   журчание   ручья,   шелест   веток,   крик   птиц,   треск   ломающегося льда).  5. Работа   над   отрывком   «Рождение   звука»   из   текста   М.   Пришвина «Времена года»  «Весна». Учитель русского языка и литературы: ­  Обратимся к лирической миниатюре писателя М. Пришвина «Времена года».  «Весна». Отрывок  «Рождение звука». (Чтение про себя, затем один ученик читает вслух). Беседа по содержанию текста. Учитель русского языка и литературы: ­ Как в тексте описано утро года? ­ Какие краски преобладают в этой миниатюре? ­ Как рождается звук весны, ее голос? ­  Я предлагаю вам  следующее задание: используя данный текст, первой группе учащихся   записать   предложения   о   рождении   звука   весны,   второй   ­   записать несколько   нераспространенных   предложений;   третьей   группе   ­   записать несколько словосочетаний. (Дети читают свои работы). Учитель русского языка и литературы: ­ Как  смог М. Пришвин распространить эти предложения? (С помощью эпитетов). Учитель русского языка и литературы: ­ Какой эпитет нашел писатель к слову весна? (Стремительная). Учитель русского языка и литературы: ­ А какой еще она может быть? (Ранняя,  поздняя, запоздалая, радостная, молодая). Учитель русского языка и литературы: ­ К какой части речи относятся эти слова? Запишите их в тетрадь.  Учитель русского языка и литературы: ­ А сейчас прослушаем  ваши тексты собственного сочинения. (Дети читают тексты собственного сочинения). Слово о весне   Весна – это детство природы, чистота, начало ее жизни. Весенняя музыка  приходит на смену зимнему молчанию.   Я очень люблю весну. Теперь не страшно выходить на улицу: не закружит тебя  вьюга, не засыплет снегом. Можно снять теплую куртку, обуть резиновые сапоги  и весело ходить по лужам, пуская кораблики. Весной я становлюсь добрее, умнее  и радостнее.  Идет апрель – звенит капель Весна… Она прекрасна! Теплое солнце ласково щурится сквозь прозрачные  облака. Все вокруг оживает. В лесу прорастает маленькая, но сильная травка.  Дует теплый ветерок. Он качает задумчивые деревья, у которых только­только  набухают почки.   Вместе с весной приходит и апрельская капель. Она так прекрасна, но еще  прекрасней в тишине, когда маленькие зеркальные капельки падают и  разбиваются о землю. Утром эта капель восхитительна! Капельки блестят на  солнце, как разноцветные камешки, и переливаются, словно изумруды. Они очень  радостные, и поэтому на них можно смотреть снова и снова, а самое главное –  наслаждаться их звоном.   Мое любимое время года – весна, потому что весной  радостно и весело. Как  жаль, что эту прекрасную пору быстро сменяет другое время года. Весенняя капель   Весна… Она несет в себе таяние снега, радостное пение птиц, быстрые  искрящиеся ручьи, бегущие по обочинам дорог, яркое солнце, набухание почек,  ясное чистое небо.   Но самая неповторимая особенность весны – капель. Когда сверкающая капля,  ударяясь о землю, разбивается на капельки– искорки. Это прекраснее всего!  Слышится чудесная мелодия, похожая на тихую спокойную игру на клавесине.  Очень жаль, что это необыкновенное явление природы бывает только весной.   Весна – одно из самых прекрасных времен года, когда вся природа просыпается,  и после зимних стуж впервые ощущается ласковое тепло весны. Я видел, как купался воробей.   Весна! Все оживает вокруг, звери и птицы стали активнее, просыпаются   насекомые от зимнего сна.   Недалеко от двора небольшая лужа. В ней купался воробей. Он тщательно мыл  каждое свое перышко, чтобы быть чистым и опрятным. Он готовился к приходу  весны.   Мне очень нравится весна. В ней много необычного и загадочного. И сам я как  будто становлюсь взрослее и добрее. Я не представляю жизни без весны. Пернатый дружок   Весна …Чудесное время года…   Прилетают птицы. Яркое весеннее солнце  отражается в луже. Веселый, взъерошенный воробей,  подскакав к ней, стал  купаться. Клювом он чистит свои перышки и хвост. Пернатый дружок, окунув  голову в воду, весело щебечет, радуясь весне.   Весна – самое замечательное  время года. Я люблю весну за ее красоту, цветение сирени и черемухи. Надо мной  ­  кучевые облака    Весна!  Много прекрасных стихов написано об этом времени года, я напишу о ней не так красиво, как Есенин, но мои чувства идут из глубины души. Пробуждается  и  оживает   природа:   распускаются   почки,  расцветают   нежные подснежники, пробивается молоденькая травка…  А солнышко! Оно светит ярче, и от этого становится веселее и радостнее.    Я люблю  смотреть на весеннее небо. По нему плывут  кучевые  облака. Как интересно! Вот облако похоже на игрушечную лошадку, это – на замысловатый цветок, а вот плывет «воздушный кораблик», а его догоняет «огромный дельфин». И мне кажется, что надо мной сказочная бело­голубая страна.   Я люблю весну. Весна – настоящее чудо природы! Учитель русского языка и литературы: ­   Большое спасибо вам, ребята, за такие замечательные тексты, за то, что вы научились видеть, замечать необыкновенную красоту родной русской природы, смогли точно, ясно и ярко выразить свои мысли. 6.  Работа по картине К. Ф. Юона  «Мартовское солнце». Учитель музыки: ­А теперь мы обратимся к репродукции картины К. Ф. Юона  «Мартовское  солнце».    Константин Федорович Юон ­ замечательный живописец, художник­пейзажист. Его  картины   жизнерадостны,  праздничны.  Он   часто   писал   солнечные  сельские пейзажи.   В   картине   «Мартовское   солнце»   художник   с   большим   мастерством передаёт радостное настроение солнечного дня первого весеннего месяца. Учитель музыки: ­Что изобразил художник на картине? (Изображена деревенская  улица, дома, уходящие вдаль, огромные высокие  деревья, отяжелевшие под солнечными лучами сугробы снега и сине­голубое  весеннее небо с редкими, быстро мчащимися облаками). Учитель музыки: ­     Пейзаж   тесно   связан   с   жизнью   человека,   его   трудом.   На   переднем   плане художник изобразил двух деревенских ребятишек на лошадях. Они приносят в картину жизнь и движение.    В центре картины стройные белоствольные берёзы. От деревьев падают длинные синеватые   тени.   Крыши   домов   покрыты   снегом,   но   он   должен   вот­вот сойти, соскользнуть вниз.    Небо на картине большое, без конца и без края.   Здесь нет солнца, но виден розоватый, золотистый свет на деревьях и на снегу.  Теплым светом мартовского солнца пронизано все вокруг. Учитель музыки: ­  Какое сочетание цветов использовал художник,  чтобы придать светлое,  радостное настроение, которое возникло у него, когда он увидел этот мартовский день? (Сочетание розовато­голубого,  сиреневого, золотистого, желто­голубого,  бело­розового, сочетание различных оттенков создает колорит. Такой  колорит помог Юону  передать настроение весеннего дня). Учитель музыки: ­ Каковы ваши впечатления от картины?   ( Когда наступает весна, светит мартовское солнце,  начинает просыпаться от зимнего сна все живое, вся природа.  Как это прекрасно и празднично!). Учитель музыки: ­ Художник заставил нас увидеть красоту природы в обыкновенном. Учитель музыки: ­   Ребята,   откройте,  пожалуйста,   учебник   музыки   на   странице   98.  Запишите   в тетради   по   музыке   тему   «Музыкальная   живопись   и   живописная   музыка». Прочитаем ниже эпиграф:  «Ты раскрой мне, природа, объятья…» Послушайте текст (читает подготовленный ученик). Ученик: ­   Заглянем в мастерскую русского художника В. Борисова­Мусатова. Вот он ставит на мольберт готовую картину, садится на подоконник, долго неподвижно «слушает»  свою   красочную  композицию  –  звучание   разных  тонов   в  сочетании красок, ­ любуется гармонией цветовых пятен на полотне.     В своем дневнике он записывает:  «Я сижу дома и задаю концерты себе одному. В   них   вместо   звуков   все   краски…   Я   импровизирую…     Мечты   мои   всегда впереди…   Они   мне   создают   целые   симфонии…   Мои   помыслы   –   краски,   мои краски – напевы…» Учитель музыки: ­ Всмотритесь в картины художника. Какими словами можно передать настроение его живописных полотен?  ­ Какие особенности линии, цвета, колорита, композиции картин передают покой, тишину, уравновешенность? ­  Какая музыка созвучна картинам В. Борисова­Мусатова? ­  Запишите в тетради слова, которые необходимо запомнить: мелодия, рисунок, колорит, ритм, композиция, линия, палитра чувств, гармония красок. Учитель музыки: ­ И все это – весенних дней приметы! Откройте учебник на странице 102. Музыка   весны…   Удивительно   передана   красота   поры   обновления   жизни   в живописи,   музыке,   поэзии!   Каждый   художник,   композитор,   поэт   по­своему передает разнообразную палитру чувств человека: радость, торжество, восторг, ликование, нежность, мечтательность, ­ а также гармонию красок природы.  7. Итог урока. Учитель русского языка и литературы:  ­   Итак, сегодня на уроке мы говорили о весне, об удивительном и прекрасном времени года, старались понять, что значит это слово,   вспомнили   пословицы, поговорки,   загадки   о   весне,     русскую   народную   песню   «Веснянка»,   т.   е. обратились к народному восприятию весны.   Услышали весну, ее голос в стихах поэтов, в картине художника, в муыке, в текстах, которые вы сочинили сами. Учитель русского языка и литературы: ­  Итак,  весна – это  утро года, это  время,  которое несет  в  себе  обновление, пробуждение, праздник, будит мысль, зовет к творчеству.  ­  Запишите задание на дом: 1группа:  выучить понравившееся стихотворение И. А. Бунина; 2   группа:   написать   сочинение­   миниатюру     «Какие   чувства   пробудил   во   мне урок?»; 3 группа: подобрать песню о весне. Учитель музыки: ­  При выполнении домашнего задания  помните, что вдохновение – это подарок свыше,   который   невозможно   купить;   оно,   как   малое   дитя,   переменчивое   в настроении, непостоянное, как морские волны, но искренне и неподдельное, как наша жизнь и душа. 8. Благодарность детям. Учитель русского языка и литературы: ­ Большое спасибо, ребята, за отличную работу на уроке не только умом, но и душой, и сердцем. Учитель музыки: ­  Ребята, желаю, чтобы у вас  всегда было « на душе легко и свято, легко, как в детские года».

Конспект интегрированного урока по литературе и музыке на тему "Музыка весны". Имя урока: «Весной наполнена душа». (5 класс).

Конспект интегрированного  урока  по литературе и музыке  на тему "Музыка весны".  Имя урока: «Весной наполнена душа». (5 класс).

Конспект интегрированного урока по литературе и музыке на тему "Музыка весны". Имя урока: «Весной наполнена душа». (5 класс).

Конспект интегрированного  урока  по литературе и музыке  на тему "Музыка весны".  Имя урока: «Весной наполнена душа». (5 класс).

Конспект интегрированного урока по литературе и музыке на тему "Музыка весны". Имя урока: «Весной наполнена душа». (5 класс).

Конспект интегрированного  урока  по литературе и музыке  на тему "Музыка весны".  Имя урока: «Весной наполнена душа». (5 класс).

Конспект интегрированного урока по литературе и музыке на тему "Музыка весны". Имя урока: «Весной наполнена душа». (5 класс).

Конспект интегрированного  урока  по литературе и музыке  на тему "Музыка весны".  Имя урока: «Весной наполнена душа». (5 класс).

Конспект интегрированного урока по литературе и музыке на тему "Музыка весны". Имя урока: «Весной наполнена душа». (5 класс).

Конспект интегрированного  урока  по литературе и музыке  на тему "Музыка весны".  Имя урока: «Весной наполнена душа». (5 класс).

Конспект интегрированного урока по литературе и музыке на тему "Музыка весны". Имя урока: «Весной наполнена душа». (5 класс).

Конспект интегрированного  урока  по литературе и музыке  на тему "Музыка весны".  Имя урока: «Весной наполнена душа». (5 класс).

Конспект интегрированного урока по литературе и музыке на тему "Музыка весны". Имя урока: «Весной наполнена душа». (5 класс).

Конспект интегрированного  урока  по литературе и музыке  на тему "Музыка весны".  Имя урока: «Весной наполнена душа». (5 класс).

Конспект интегрированного урока по литературе и музыке на тему "Музыка весны". Имя урока: «Весной наполнена душа». (5 класс).

Конспект интегрированного  урока  по литературе и музыке  на тему "Музыка весны".  Имя урока: «Весной наполнена душа». (5 класс).

Конспект интегрированного урока по литературе и музыке на тему "Музыка весны". Имя урока: «Весной наполнена душа». (5 класс).

Конспект интегрированного  урока  по литературе и музыке  на тему "Музыка весны".  Имя урока: «Весной наполнена душа». (5 класс).

Конспект интегрированного урока по литературе и музыке на тему "Музыка весны". Имя урока: «Весной наполнена душа». (5 класс).

Конспект интегрированного  урока  по литературе и музыке  на тему "Музыка весны".  Имя урока: «Весной наполнена душа». (5 класс).
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.04.2017