Конспект исследовательской работы " Искусство лоскутного шитья"
Оценка 5

Конспект исследовательской работы " Искусство лоскутного шитья"

Оценка 5
Научно-исследовательская работа
doc
МХК
11 кл
06.03.2018
Конспект исследовательской  работы " Искусство лоскутного шитья"
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя школа №3 городского округа г. Выкса Нижегородской области. Искусство лоскутного шитья Гуманитарное отделение Секция искусствоведческая Работу выполнила: Ученица 11 класса Липнякова Анастасия Сергеевна Научный руководитель: учитель МБОУ СШ №3 Королева Светлана Васильевна Научный консультант: преподаватель ЦТДТ Сапегина Елена Васильевна 2018 г. Оглавление Аннотация ………………………………………………………………………...3 Введение…………………………………………………………………………...4 Глава 1. Обзор литературы. .……………………………………….....................5 1.1. История декоративно-прикладного искусства………………….....6 1.2. Лоскутное шитье в России …………………………………………6 1.3. Лоскутное шитье в интерьере русской избы …………………….10 Глава 2. Материалы и методы исследования………………………………...11 2.1. Современные виды лоскутного шитья……………………………...11 2.2. Технология, идеи и правила изготовления изделия……………....12 2.3. Символика орнамента в России ………………………………….....13 2.4. Лоскутное шитье в современном интерьере………………………..15 Глава 3. Результаты исследования……………………………………………..16 3.1. Развитие декоративно-прикладного искусства в городе Выкса….16 3.2. Технология изготовления лоскутного изделия…………………… 19 3.3. Интервью-опрос……………………………………………………..21 3.4. Карта успешности...………………………………………………….23 Выводы…………………………………………………………………………...24 Заключение………………………..……………………………………………..25 Литература……………………………………………………………………….25 Приложение №1…………………………………………………………………26 Приложение №2…………………………………………………………………31 Приложение №3…………………………………………………………………36 Приложение №4…………………………………………………………………37 Аннотация В детстве многие увлекаются собиранием мозаики. Стремление к процессу создания из разрозненных кусочков непредсказуемых причудливых узоров, орнаментов или вполне узнаваемых изображений предметов можно реализовать с помощью не менее увлекательного рукоделия, называемого лоскутным шитьем. Такие изделия придумываются и создаются своими руками, при этом используется ткань, нитки и иголки. Актуальность данной работы обусловлена тем, что в последнее время этот вид декоративно-прикладного искусства становится популярным, такие изделия пользуются спросом. Вашему вниманию представлена исследовательская работа - «Искусство лоскутного шитья». Целью данной работы стало изучение технологий и особенностей изготовления лоскутных изделий в России. Для достижения данной цели были использованы разнообразные методы исследования, такие как: теоретические (анализ литературы, обобщение), эмпирические (наблюдения, сравнения), практические (обучение и изготовление собственного изделия в технике « полоска к полоске»). Данные методы исследования помогли решить следующие задачи: • познакомиться с историей лоскутного шитья; • изучить разнообразные виды и техники; • исследовать развитие декоративно-прикладного искусства в городе Выкса; • практическая работа (выбор и изготовление собственного изделия); • выявить значимость декоративно-прикладного искусства в жизни человека. Данная исследовательская работа имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Практическая значимость данной работы определяется возможностью использования материалов для расширения знаний о лоскутном шитье. Введение В русском народе всегда ценили ручную работу как источник эмоциональной духовности. Среди таких известных видов рукоделия, как вышивание, вязание, плетение и др., особое место занимает шитье из лоскута, корни которого уходят в далекое прошлое. При создании произведения искусства, настоящие мастера используют уже не старые, выцветшие лоскутки, а специально подбирают и покупают красивые яркие ткани. И все это они делают из желания творить красоту и получать удовольствие от этого поистине волшебного действа.[4] Поклонники данного вида творчества называют себя квилтерами. Они создают клубы по интересам, организуют фестивали, где совершенствуют известные старые техники, придумывают новые и создают своими руками необыкновенно эффектные лоскутные изделия, которые можно назвать просто произведениями декоративно-прикладного искусства. Актуальность данной работы обусловлена тем, что в последнее время такие виды изделий стали пользоваться популярностью и спросом не только в России, но и в других странах. Мною была изучена интересная по своему содержанию литература[1-4], представлены цветные фотографии различных изделий, технология изготовления собственного изделия и интервью-опрос. В исследовательской работе активно пользовалась услугами Интернета. Объект исследования лоскутное шитье. Предмет исследования – влияние декоративно-прикладного искусства на развитие творчества и воображение человека, на его увлечения в жизни. Гипотеза исследования: «Если лоскутное шитье является средством развития воображения и творчества человека, то может способствовать сохранению своих национальных традиций». Цель работы: выявление особенностей изготовления лоскутных изделий. Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:  познакомиться с историей лоскутного шитья, с различными видами и технологиями;  исследовать развитие декоративно-прикладного искусства в городе Выкса;  изготовить свое собственное изделие;  сделать выводы из проделанной работы. Методы исследования: наблюдение, анализ, сравнение, сопоставление, обобщение, практический. Работа выполнялась в течение сентября-января 2017-2018 учебного года, на базе МБОУ СШ №3, большую помощь в консультациях оказывал учитель МБОУ СШ №3 Королева Светлана Васильевна и преподаватель ЦДТТ Сапегина Елена Васильевна. Была изучена интересная по своему содержанию литература, книги.[1-4] В процессе работы мною сшито лоскутное изделие « Чудо-подушка» в технике « полоска к полоске», представлены фотографии изделий из Выксунского музея Баташевых и работ юных мастериц, дополнительно в работе пользовалась услугами Интернета.[5-7]конспект
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа.doc
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя школа №3    городского округа  г. Выкса  Нижегородской области.                        Искусство лоскутного шитья                                       Гуманитарное отделение                                      Секция искусствоведческая                                                             Работу выполнила:                                                                               Ученица 11 класса                                                                               Липнякова Анастасия Сергеевна                                                                              Научный руководитель:                                                                              учитель МБОУ СШ №3                                                                               Королева Светлана Васильевна                                                                              Научный консультант:                                                                              преподаватель ЦТДТ                                                                              Сапегина Елена Васильевна 2018 г. 2 Оглавление Аннотация ………………………………………………………………………...3 Введение…………………………………………………………………………...4 Глава 1. Обзор литературы. .……………………………………….....................5 1.1. История декоративно­прикладного  искусства………………….....6 1.2. Лоскутное шитье в России …………………………………………6            1.3.   Лоскутное шитье в интерьере русской избы …………………….10 Глава 2. Материалы и  методы исследования………………………………...11             2.1. Современные виды лоскутного  шитья……………………………...11           2.2. Технология, идеи  и правила изготовления  изделия……………....12                                               2.3. Символика орнамента в России ………………………………….....13           2.4. Лоскутное шитье в современном  интерьере………………………..15 Глава 3. Результаты исследования……………………………………………..16            3.1. Развитие декоративно­прикладного искусства в городе Выкса….16            3.2. Технология изготовления лоскутного изделия…………………… 19            3.3.  Интервью­опрос……………………………………………………..21            3.4. Карта успешности...………………………………………………….23 Выводы…………………………………………………………………………...24 Заключение………………………..……………………………………………..25 2 Литература……………………………………………………………………….25 Приложение №1…………………………………………………………………26 Приложение №2…………………………………………………………………31 Приложение №3…………………………………………………………………36 Приложение №4…………………………………………………………………37 Аннотация                В  детстве   многие  увлекаются   собиранием   мозаики.  Стремление   к процессу   создания   из   разрозненных   кусочков   непредсказуемых причудливых   узоров,  орнаментов   или   вполне   узнаваемых   изображений предметов   можно   реализовать   с   помощью   не   менее   увлекательного   Такие   изделия рукоделия,   называемого   лоскутным   шитьем. придумываются   и   создаются   своими   руками,   при   этом   используется ткань, нитки и иголки.   Актуальность данной работы обусловлена тем, что в последнее  время  этот вид  декоративно­прикладного искусства становится   популярным,   такие  изделия   пользуются   спросом.  Вашему вниманию представлена исследовательская работа ­                               «Искусство лоскутного шитья». Целью данной работы стало изучение технологий и особенностей изготовления лоскутных изделий в России. Для достижения данной цели были использованы разнообразные методы исследования,   такие   как:  теоретические  (анализ   литературы, обобщение),    эмпирические  (наблюдения,   сравнения),  практические (обучение и изготовление собственного изделия в технике « полоска к полоске»).   Данные   методы   исследования   помогли   решить   следующие задачи:  познакомиться с историей лоскутного шитья;  изучить разнообразные виды и техники; 3  исследовать   развитие   декоративно­прикладного   искусства   в   городе Выкса;  практическая работа (выбор и изготовление собственного изделия);  выявить   значимость   декоративно­прикладного   искусства   в   жизни человека. Данная исследовательская работа имеет не только теоретическое, но и данной   работы  Практическая   значимость  практическое   значение. определяется   возможностью   использования   материалов   для   расширения знаний о лоскутном шитье.                                                                         Введение                                                                                     В   русском     народе   всегда   ценили   ручную   работу   как   источник эмоциональной   духовности.   Среди   таких   известных   видов   рукоделия,   как вышивание, вязание, плетение и др., особое место занимает шитье из лоскута, корни   которого   уходят   в   далекое   прошлое.  При   создании   произведения искусства,   настоящие   мастера   используют   уже   не   старые,   выцветшие лоскутки, а специально подбирают и покупают красивые яркие ткани. И все это они делают из желания творить красоту и получать удовольствие от этого поистине волшебного действа.[4]                  Поклонники   данного   вида   творчества   называют   себя   квилтерами. Они создают клубы по интересам, организуют фестивали, где совершенствуют известные   старые   техники,   придумывают   новые   и   создают   своими   руками необыкновенно   эффектные   лоскутные   изделия,   которые   можно   назвать просто   произведениями  декоративно­прикладного   искусства. Актуальность данной работы обусловлена тем, что в последнее время такие виды   изделий   стали     пользоваться   популярностью   и   спросом   не   только   в России, но и в других странах.    4 Мною была изучена интересная по своему содержанию литература[1­4], представлены   цветные   фотографии   различных   изделий,   технология изготовления собственного изделия и  интервью­опрос. В исследовательской работе   активно пользовалась услугами Интернета.        Объект исследования лоскутное шитье.        Предмет исследования – влияние декоративно­прикладного искусства на развитие творчества и  воображение человека, на его увлечения в жизни.          Гипотеза исследования: «Если лоскутное шитье является средством  развития воображения и творчества человека, то может  способствовать сохранению своих национальных традиций».          Цель работы: выявление особенностей изготовления лоскутных изделий. Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:   познакомиться с историей лоскутного шитья, с различными видами и технологиями;  исследовать   развитие   декоративно­прикладного   искусства   в     городе Выкса;  изготовить свое собственное  изделие;  сделать выводы из проделанной работы. Методы   исследования:   наблюдение,   анализ,   сравнение,   сопоставление, обобщение, практический.         Работа выполнялась в течение сентября­января 2017­2018 учебного года, на базе МБОУ СШ №3, большую помощь в консультациях оказывал учитель и МБОУ   СШ   №3   Васильевна     Королева   Светлана преподаватель ЦДТТ Сапегина Елена Васильевна.         Была изучена интересная по своему содержанию литература, книги.[1­4] В   процессе   работы   мною   сшито   лоскутное   изделие   «   Чудо­подушка»   в технике   «   полоска   к   полоске»,   представлены   фотографии   изделий   из 5 Выксунского   музея   Баташевых   и   работ   юных   мастериц,   дополнительно   в работе   пользовалась услугами Интернета.[5­7]  Глава 1. Обзор литературы.                 При   исследовании   темы  «Искусство   лоскутного   шитья»  я первоначально   изучила   необходимую   литературу.   Самую   большую информацию о  народном декоративно­прикладном искусстве   нашла в книге (Рондели,1984).     Материал   автора   оказался   интересным   и   увлекательным, позволил   мне   познакомиться   и   расширить   знания   о   различных   видах декоративно­прикладного искусства[4].                 В  книге   (Мухановой, 1998)   было   представлено   много   интересных иллюстраций, фото – прекрасных работ, где мастерицы  демонстрируют свои изделия, изготовленные с использованием современных отечественных тканей. Эта книга  посвящена техникам хотя и очень трудоемким, но приводящим к неповторимым по красоте результатам .[ 3]          Книга (Банакиной, 2000) обязательно должна быть в каждом доме! В ней изложены   основы   декоративно­прикладного   искусства,   фотоиллюстрации, модели     для   различных   техник!   Только   предполагается   наличие   в   доме хорошей  швейной машинки.[1]                 В   книге   (Тресиддер,1999)   подробно   рассказывается   о   символике орнамента, о знаковой системе передачи информации.[2]         Для нахождения дополнительной информации, рисунков и фотографий, при создании презентации,  я успешно использовала такие Интернет ­ сайты: http://www.jlady.ru/hobby/shite­loskutnoe.html http://paraskewa.ru/pechvork/pechv2.html http://www.jlady.ru/hobby/loskutnaya­texnika­pechvork.html http://www.opengaz.ru/issues/11­248/rag.html 1.1 История декоративно­прикладного искусства.          Декоративно   ­   прикладное   искусство  ­   создание   художественных изделий,   имеющих   практическое   назначение   в   быту   и   отличающихся 6 декоративной   образностью   (посуда,   мебель,   ткани,   одежда,   украшения, игрушки   и   т.   д.)   Все   предметы,   окружающие   человека,   должны   быть   не только   удобны,   практичны,   но   и   красивы.  Расписать   узорами   кувшин, украсить резьбой разделочную доску, связать кружевную салфетку, выткать узоры   на   ткани   ­   все   это   требует   большого   мастерства.   Вероятно,   такие украшенные   орнаментами   изделия   относят   к   декоративно­прикладному искусству еще и потому, что необходимо руки приложить, чтобы получилась эта   удивительная   красота.  Декоративные   произведения   демонстрируют   не только   эстетический   вкус,   но   и   фантазию   художника.   В   них,   как   и   в произведениях других видов искусства, отражаются материальные и духовные интересы людей.[4] Включение в повседневную жизнь людей декоративного искусства, наряду с дизайном и архитектурой, эстетически ее обогащает.  1.2. Лоскутное шитье в России.              Лоскутное шитье  издавна известно многим народам. Из пестрых и однотонных   кусочков   ткани,   выкроенных   по   шаблонам,   мастерицы составляют   самые   разные   композиции  ­   мозаичные   узоры.   Данный   вид творчества   в   России   называют   ситцевой   или   лоскутной   мозаикой.[1] Лоскутная   мозаика  ­   одно   из   направлений   в   лоскутной   технике. Существует   еще   одно   направление  ­   аппликация.   При   создании   таких рисунков,   лоскутки   нашивают   на   единый   кусок   ткани   ­   фон.   Эти   два направления   могут   прекрасно   соседствовать   и   дополнять   друг   друга. Лоскутная   мозаика,   аппликация   и   стежка   независимо   друг   от   друга существовали почти у всех народов. 7 Рис.1. Египет.                       Рис.2. Индия.                      Рис.3. Россия.                       Самая древняя аппликация, датируемая 980 годом до н. э., была найдена в Египте.   В   Европе   стежка   появилась   около   800   лет   назад,   во   времена крестовых походов. Вплоть до XVIII века ее использовали для укрепления многослойной одежды. Стеганые одеяла и покрывала были распространены в основном на юге Франции и Англии, где примерно до 1750 года их шили из цельных полотнищ и украшали контрастной вышивкой.[1]                    Лоскутная  техника  « пэчворк»,   как  вид  декоративно­прикладного искусства возникла сначала в Англии. Сюда еще в XVI веке начали привозить индийские хлопчатобумажные ткани прекрасных расцветок и узоров. В 1712 году правительство Англии, заботясь о сохранении и развитии шерстяных и шелковых мануфактур, запретило продавать на территории Англии индийский ситец и изделия из него. Контрабанду ситца это не остановило, но он стал дефицитен и дорог. Бережливые женщины стали использовать его остатки для других изделий. Это позволяло рукодельницам создавать модные текстильные предметы   интерьера,   например,   парадные   стеганые   одеяла.   Великолепные образцы лоскутных изделий шили мастерицы севера Скандинавии, Якутии и запада США. ( см. Приложение №1) Так  постепенно любимое занятие очень многих   людей   искусства (см. Рис.1­3).                              стало   национальным   видом   декоративно­прикладного         В России шить лоскутные изделия  стали во второй половине XIX века, когда   появился   в   продаже   дорогой   заморский   ситец.   Развитие   в   России 8 декоративно­прикладного   искусства  связано   с     развитием   машинного производства   ситца,   а   также   с   широким   распространением   в   народе разнообразных дешевых хлопчатобумажных тканей с набивным рисунком. В обиход   вошли   ситцевые   сарафаны   и   рубахи.   Их   украшали   лоскутными орнаментами. Из остатков ситца при крое одежды, из кусочков отслуживших свой   срок   текстильных   изделий   экономные   хозяйки   научились   собирать разнообразные изделия.[2]                 Русское   лоскутное   шитье   выделяется   объемными   технологиями. Традиционные "деревенские" узоры отечественной лоскутной техники ­ несет     ложная   мозаика   из   полосок,   квадратов   и   треугольников   ярких контрастных   цветов.[4]   Лоскутная   техника,   как   вид   декоративно­ прикладного   искусства,   не   входит   в   перечень   народных   промыслов, поддерживаемых   государством.     Мастерицы   раньше   шили   изделия   из старых изношенных тканей без особого подбора лоскутков по цвету и форме. В 1970­е годы в одежде и в украшении интерьеров стал модным фольклорный   стиль,   и   тогда   появился   новый   всплеск   интереса   к лоскутной технике. Музеи России начали собирать и изучать лоскутные изделия. Их прекрасные образцы пополнили коллекции многих музеев России   (Государственного   Русского   музея   в   Санкт­Петербурге, Всероссийского музея декоративно­прикладного и народного искусства в Москве   и   других   местных   краеведческих   музеев,   в   том   числе Выксунский  дом ­ музей  Баташовых­Шепелевых) ( см. Рис 4­7).        9 Рис.4.                                                            Рис.5.        Рис. 6.                                                          Рис.7.               Лоскутными   технологиями   заинтересовались   современные профессиональные   художники.   Такая   техника   требует   от   художника великолепного владения цветом и мастерством шитья. Чтобы добиться хорошего результата, нужна абсолютная, миллиметровая точность кроя и такая же точность при сшивании лоскутков. Необходимо в совершенстве освоить   ручную   и   машинную   стежку   (от   слова   "стегать"   ­   прошивать насквозь положенный между двумя кусками ткани слой ватина, ваты или другой прокладки).[4] Различные узоры стежки служат дополнительным украшением лоскутного изделия. Современные мастерицы   шьют самые разные вещи. ( см. Приложение №1) 1.3. Лоскутное шитье в интерьере русской избы.  Судьба русской избы в России  во многом схожа с судьбой русского человека: когда­то   самобытная,   ладная   и   добротная.   Настоящие   русские   избы дошли  до  нас  благодаря многовековой  верности крестьянства  заветам 10 старины.   Архитектура   русской   избы   свидетельствует   о   беспримерной стойкости традиций. Не только стиль, но и конструктивное устройство, планировочная   структура   русской   избы   и   внутреннее   ее   убранство выработаны на протяжении тысячелетий.[2 ]               Понятие «русской избы» содержит не только архитектурные приемы строительства, но и образ жизни, как систему эстетических и этических взглядов, землей   и   христианским   вскормленных   русской   мироощущением ее народа. Изба ­ это крестьянский дом, хата; жилая горница,   комната,   чистая   половинка.[4]   Образ     «русской   избы»,   её убранство  часто  встречается  в  картинах  русских  художников  19 века (   см.   Рис.8,9).   Слово   «изба»   произошло   от   «истопить».   Истопкой называлась  отапливаемая  часть дома, отсюда и слово  «истьба» (изба). Центральное   место   в   доме   занимала   печь.   Напротив   красного   угла располагался   бабий   угол   (кут),   где   женщины   готовили   пищу,   пряли, ткали, шили. Около входной двери находился мужской угол­ коник, там же стоял большой сундук,­ наглухо вделанный в пол и стены.[6]                                    Рис.8. «Крестьянский быт»                                  Рис.9. «Первенец»   Левин Константин Павлович, 1891.                      Иван Плевин, 1888.              Русская   изба   ­   гениальна   в   своем   русском   воплощении.   Никакого наружного блеска, все просто и прилично, все исполнено внутреннего 11 блеска. Необходимые в быту предметы, домашнего обихода, крестьяне издавна   делали своими руками ( Рис 10, 11).                  Рис.10.                                                                     Рис.11. Глава 2. Материалы и методы исследования. 2.1 Современные виды лоскутного шитья.                 Лоскутное шитье – понятие довольно обширное. Это современное рукоделие   представлено   различными   видами   и   техниками.   Вот   некоторые (наиболее популярные) виды лоскутного шитья (см. Таблица №1).                                                                                                                  Таблица №1                          « Современные виды лоскутного шитья»  Традиционный пэчворк Англо­американское   рукоделие   ­ создание   цельного   полотна   из отдельных   лоскутков,   сложенных   в геометрические узоры.  12  Крэйзи­пэчворк (сумасшедший лоскуток)                 Вязаный пэчворк                                    Японский пэчворк                Квилтинг                                Разновидность использованием   «пэчворка»   с произвольных   (неправильных) фигур, кривых полос и аппликаций.  Разновидность традиционного пэчворка,   где   отдельные   фрагменты   привязываются   друг   к   другу   с помощью   контрастной   нити   и вязального крючка. Технология   лоскутного   шитья, объединившая   восточные   и   западные     предпочтение традиции, отдается шелковым тканям. здесь Однако   в   дословном   переводе «квилтинг»   –   стеганое   полотно. Созданное   в   технике   квилтинга объемное   покрывало   или   одеяло выглядит более элегантно, чем просто собранное из лоскутов 2.2. Технология, идеи и  правила изготовления лоскутного изделия.        Если посмотреть на образцы изделий, то возникает только один вопрос. Как   именно   удается   создавать   столь   разные   узоры,   используя   одинаковые 13 элементы:   блоки   из   полос   или   отдельные   полосы,   квадраты,   уголки   и треугольники, ромбы? А все дело в разных техниках, с помощью которых и создаются самые невероятные узоры. (см. Приложение №2) Технология на первый   взгляд   достаточно   проста:   вырезай   да   сшивай,   создавая   своими руками любое задуманное изделие: покрывало, скатерть, подушку, прихватки для кухни или озорную одежку для детей. Но это только на первый взгляд. Лоскутное шитье – рукоделие, требующее не только умения обращаться с иголкой и ниткой, но и художественного вкуса, трудолюбия, усидчивости и аккуратности.   Своими   руками   с   помощью   разноцветных   лоскутков   можно создавать   поистине   гениальные   вещи.   Идеи   для   работы   можно   черпать практически   из   воздуха.   Традиционный   или   вязаный   «пэчворк»   помогает обновить интерьерный текстиль, одежду и аксессуары к ней. Кроме одежды есть   другие     возможности   для   лоскутного   шитья:   сумки   и   косметички, кошельки и футляры, чехлы для телефонов. Словом, все, что можно сшить своими руками, можно сшить из лоскутов. Было бы желание, навык работы с тканью, умение строчить на машинке. И, конечно, трудолюбие, усидчивость и увлеченность.   Ведь   только   увлеченный   человек   в   состоянии   быть   почти волшебником. А разве это не волшебство? Лоскуток к лоскутку, стежок к стежку – и вот уже перед нами чудо. Давайте учиться быть волшебниками! Главное соблюдать правила и тонкости лоскутного шитья. ( см. Приложение №2).   2.3.Символика орнамента в России.          Орнамент ­ это знаковая система передачи информации, каждый элемент которой   имеет   определенное   значение.[2]   Он     полон   тайного   смысла.   Им украшают одежду, домашнюю утварь, игрушки и тд. Он состоит из ромбов, треугольников,   крестов,   кругов,   квадратов.   Орнаментом   народные   мастера переписывают   созданные   нашими   предками   своеобразные   «письмена», 14 накопившиеся в них за многие века. Орнамент подразделяют на три вида: ( см. Таблица №2)                                                                                                                   Таблица №2                             « Три основных вида орнамента»  1. Изобразительный       2. Неизобразительный  ( геометрический,  квадратный) 3.Комбинированный (сочетание изобразительных мотивов и абстрактных форм).       Первые знаки орнамента, которые встречаются и сегодня, были связаны с магией первобытной охоты.                     Магическим заклинанием (орнаментом)   покрывались поверхности ритуальных   пещер,   фигур   и   посуды.   Позже   эти   магические   знаки   стали декоративными   знаками.   Так   наши   предки   пытались   воздействовать   на природу и мир.             Знаки Земли и плодородия. Квадрат (ромб), поделённый крестом на четыре   части   –   знак   вспаханного   поля.   Если   внутри   есть   точки   –   знак засеянного поля. ( см. Приложение № 3)                    Глиняная   игрушка   и   поныне   украшается   орнаментом,  одним   из элементов которого является ромб, хотя его магический смысл утрачен.[3]            Наиболее точно передает характер очертаний любой формы линия. Она широко использовалась в орнаменте, чтобы разграничить отдельные мотивы.                    Знак Воды  ­ волнистая или ломаная линия. Дождь изображается вертикальными   линиями.   Реки,   подземные   воды,   «хляби   небесные»   ­ горизонтальными  линиями.  15 Небесные воды хранятся в нависших облаках или проливаются на землю косыми   дождями,   причем   дожди   могут   быть   с   ветром,   с   градом. Орнаменты в косой полосе более всего отражают такие картины природных явлений. ( см. Приложение №3 )                  Знак ­  символ солнца  ­ это солярный знак. Солнце на протяжении тысячелетий получило множество вариантов изображений. Даже наш колобок ­ в каком­то смысле  является солярным знаком.     Этот знак ­ преграда и отвращение зла.[ 2]                  Треугольник  ­ символ человека, человеческого общения.  Триединая природа вселенной: Небо, Земля, Человек; отец, мать, дитя; человек как тело, душа и дух.             Треугольник  , обращенный вершиной вверх, является солнечным и имеет символику   жизни,   огня,   пламени,   жара   (горизонтальная   линия   –   воздух), мужского начала, горы. Обращенный вершиной вниз, треугольник является лунным   и   имеет   символику   матери,   воды,   холода,   женского   начала (горизонтальная линия – земля)  Основные  изобразительные образы русского орнамента: Дерево      ­   корни   памяти,   корни   истории,   корни   рода,   законченный   и совершенный образ мира.   Растительный орнамент ­ распространенный в народном искусстве и самый  излюбленный в резьбе и росписи  по дереву.[2 ]             Изначально орнамент являлся выражением народного мировоззрения. Для   понимания   языка   орнамента   большое   значение   имеет   терминология узоров. Ее изучению  современные этнографы уделяют особое внимание.[6]  ( см. Приложение № 3)  2.4. Лоскутное шитье в современном интерьере.           Сегодня искусство лоскутного шитья (пэчворка) переживает свое второе рождение.   Появилось   много   мастеров,   поднявших   этот   вид   рукоделия   на небывалую   высоту,   созданы   многочисленные   клубы,   студии,   мастерские, 16 изучающие   и   развивающие   такое   древнее   и   вечно   новое   лоскутное   шитье (пэчворк). Изготовление современных изделий лоскутного шитья базируется, на исторически сложившихся приемах ­ " печворка", аппликации, коллажа, квилта, техники "артишоков" и т.д. Особенность современного изготовления и использования   подобных   изделий,   заключается   в   том,   что   каждый интерьерный   стиль   требует   применения   определенных   тканей,   орнаментов, цветовых решений, которые будут сочетаться именно с этим стилем. Приемы изготовления и ассортимент предметов могут быть различными ( см. Таблица №3).                                                                                                                                                                                                                          Таблица №3                            «Современный интерьерный стиль »                 Название стиля      Основные черты интерьера этнический  стиль   (иначе   говоря   – народный, деревенский) в интерьере применяются простые,  натуральные ткани  (хлопчатобумажного и льняного  происхождения), смело используются  яркие цветовые решения,  национальные народные орнаменты.  классический стиль,  модерн,  ампир, современный поп­ арт минимализм     изготовлении При изделий используются   разные   орнаменты. Ткани   подбираются более дорогие и сложные по фактуре, рисунку (шелк, атлас, бархат, парча и т.д.)  приемлет графичность в цветовом  решении изделия, подводит к  17 использованию более простых  геометрических форм. Чаще   всего   современные   квартиры   являются   образцом   комбинированного стиля,   сочетающего   в   себе   предметы   разных   эпох.  (см.  Приложение   №4 ) Глава 3. Результаты исследования.  3.1. Развитие декоративно­прикладного искусства в городе Выкса. Прежде чем начать работу над проектом, мне необходимо было найти в нашем   человека,   занимающегося   лоскутным   шитьем.   Таких   мастериц городе   оказалось   немного.   Посетив   Центр   Детского   Технического   Творчества,     я познакомилась с Сапегиной Еленой Васильевной ( см. Рис. 12­14).  Она уже много лет ведет кружок   «Лоскутного шитья». Сапегина Елена Васильевна согласилась ответить на все мои вопросы.                       Рис.12.                             Рис.13.                                Рис.14.                                        Вопросы к интервью: 18 Сколько лет вы занимаетесь лоскутным шитьём? ­ Я занимаюсь лоскутным шитьём 10 лет Лоскутное шитьё ваше призвание?  ­ Во – первых, я шила всегда. Однажды, попала  на занятие « мастер – класс»   по   «Лоскутному   шитью».   Этот   вид   творчества   мне   очень понравился, стала заниматься, затем незаметно затянуло. Много детей сегодня приходят к вам на занятия? ­ В начале года приходит очень много детей, но, остаются, только стой кие   и   терпеливые.   На   занятиях   дети   учатся   шить,   первоначально изучают швы, учатся делать несложную работу ( см. Рис.14). С какого возраста можно обучаться лоскутному  шитью? ­ Стараюсь набирать детей 5­6 классов, которые уже учатся в школе и имеют   небольшие   навыки,   так   они   быстрее   учатся.   В   этом   году   я набрала   детей из 1­2 классов. У некоторых детей проявился стойкий интерес   к   творчеству.   Их   первые   творческие   работы   выполнены   с любовью и старанием, они яркие и запоминающиеся( см.Рис.15­17).                          Рис. 15.                           Рис.16.                                    Рис.17. Сколько лет вы работаете преподавателем лоскутного шитья? 19 ­ Работаю уже 8 лет. Если сравнивать количество детей, посещающих ваши занятия,  за  8 лет их стало больше или меньше?                                                            ­ Когда я только начинала работать, такого кружка еще не было  и детей было меньше. То есть, сейчас дети стали больше интересоваться этом видом  искусства?                                                                                                        ­ Да, сейчас  работы детей можно увидеть на выставках  и различных  конкурсах. Многие  работы детей  занимают призовые места ( см. Рис.  18­19).  Рис. 18. « Дары природы»                        Рис.19.    Какие советы начинающим  вы могли бы дать?                        ­ Начинать нужно с малого. Нашим детям очень сложно научиться  терпеливости,  главное понять, что не всё получается с первого раза.  Стежок за стежком, медленно и аккуратно, только так получаются  хорошие работы. Как вы думаете, лоскутное шитьё будет развиваться и дальше?   20 ­ Думаю, что да. Ведь всё новое, это хорошо забытое старое.  Раньше, материалами для лоскутного шитья служили старые тряпки  и по­ этому изделия   были   недолговечны.   Сегодня,   благодаря   изобилию   тканей, работы   получаются   качественными,   яркими   и   запоминающими.   Их можно использовать и для украшения интерьера и для обихода.  Что больше всего нравиться шить детям?                                                ­ Детям очень нравиться  создавать  панно,  и можно любоваться,  прекрасный  подарок  своим близким( см. Рис.17). Выводы:  Благодаря   такому   творческому   человеку,   как    Сапегиной   Еленой   декоративно­прикладное  незаслуженно   забытое,   Васильевне, искусство продолжает  свое развитие.  В   нашем   городе   есть   дети,     которые   тянуться   к   данному   виду творчества.  Сохраняются традиции русского лоскутного шитья. 3.2. Технология изготовления лоскутного изделия. Благодаря   Сапегиной   Еленой   Васильевне,   её   советам     и   поддержке,   мне удалось обучиться данному виду декоративно ­ прикладного творчества.  Мне было предложено выбрала из трех  видов  лоскутной техники, образец своего изделия ( см. Рис. 20­22.). [7]                         21 Рис.20. « Из полос». Рис. 21. « Из квадратов».  Рис. 22. « Из блоков». Я   выбрала   шитьё   из   полос,   эта   техника   показалась   мне   интересной.   Для изготовления подушки мне была необходима: ткань разных цветов, х/б ни тки, ножницы,   швейная   машинка. Технология изготовления « Чудо­подушки»: ( см. Таблицу №5)   игольница,   синтепон,   булавки,                                                                                                                Таблица №5                         «Технология изготовления « Чудо­подушки»    План работы 1.Подборка ткани по цвету  Фотографии  изделия          2. Вырезать по шаблону все нужные  части. 3.На основу положить полоску по        диагонали                     4.   Наложить   вторую   полоску   лицом на первую и прошить, отгладить шов             22 5. Аналогичным   образом    произвести     сборку последующих    полос 6. Разрезать получившееся полотно на 4 части 7. Составить рисунок из  получившихся частей, шить все части  в одну 8. Выкроить заднюю часть, 9. Соединить обе части и сшить их,  набить синтепоном и зашить  потайным швом 3.3. Интервью­опрос.                   Изучив историю, виды и технологии   лоскутного шитья, изготовив своими   руками   изделие   «   Чудо­подушку»,   я     продолжила   опрос   среди горожан нашего города, своих одноклассниц  и  подруг.   Вопросы: 23  «Как вы относитесь к такому декоративно­прикладному искусству, как «Лоскутное  шитье»?   «Занимаетесь ли вы лоскутным шитьём?»  Результ опроса:         По диаграмме видно, что в основном жители нашего города, к данному виду   декоративно­прикладного   искусства   относятся     положительно.   Есть люди, которые относятся совершенно« нейтрально», вероятно у них есть иные увлечения. 15% наших граждан впервые услышали о таком виде декоративно­ прикладного искусства, прежде всего, это молодые люди. Своё незнание они объясняют тем, что в нашем городе не проводится достаточно мероприятий или   открытые   мастер   ­   классы     по   «   Лоскутному   шитью   ». 24 Из следующей диаграммы можно увидеть, что лоскутным шитьём в нашем городе  занимаются в основном дети младшего и среднего возраста, а так же люди пожилого возраста.  3.4.Карта успешности. Свое   первое   изделие   «   Чудо­подушку»   я   решила   показать     друзьям   и родственникам ( см. Рис. 20­ 25.). Мне очень хотелось  узнать их мнение.                   Рис. 20.                                 Рис. 21.                                 Рис. 22. 25 Рис. 23                                    Рис.24.                                    Рис. 25.  Алексеева Анна, 15 лет: ( см. Рис.23.)                                                               Мне   очень   понравилось   это   изделие.   Подушка   мягкая,   красивая     и интересная.   Такое   изделие   всегда   хочется   иметь   у   себя   дома.   Она просто радует. Грашкина Юля, 17 лет: ( см. Рис.24.)  Изделие красивое, мягкое  и практичное. Шалунова  Юля, 17 лет: ( см. Рис.25.)  Мне   очень   понравилась   подушка.   Качество   выполнения   и   подборка цветов на высоком уровне. Мне бы хотелось получить такое изделие в подарок. Выводы:  Данная   исследовательская   работа   помогла   мне   изучить   современные   знания   о виды   и   технологии   «   лоскутного   шитья»,   расширить   декоративно­прикладном  искусстве.  Изготовить свое первое изделие «    Чудо­подушку», внести свой вклад в развитие и сохранение своих национальных традиций. 26  Познакомиться с интересными, творческими людьми, работы которых восхищают   и   радуют.   Они   выполнены   с   любовью   к   данному   виду творчества и развивают воображение.( см. Приложение №4) Заключение.        Искусство лоскутного шитья можно сравнить с живописью. Только краски в изделиях  заменяет ткань, а кисть ­ иголка с ниткой. И как по волшебству из­под легкой руки мастера выходит новый шедевр. Своеобразные лоскутные вещи преображают дом, добавляя тепла и уюта.   Сделанные своими руками изделия хранят частичку души мастера. Они уникальны и других таких нет во всем мире. Для развития любого вида   творчества важны общение и обмен   современные   мастера опытом.   Продолжая   и   развивая   традиции, разрабатывают   новые,   удивительные   узоры,   находят   необычные   цветовые сочетания. Сегодня вокруг лоскутного шитья царит оживление не только в России, но и в других странах.  Литература: 1. Банакина Л. «Лоскутное шитье»: Техника. Приемы. Изделия. – М., АСТ­  ПРЕСС, 2000. – 208 с.                                                                                                 2. Джек Тресиддер. Словарь символов. ­ М., ФАИР­ПРЕСС, 1999г.                     3.Муханова И. Лоскутное шитье./Мозаика и аппликация, традиционные и  современные узоры. – М., ЗАО "МИЧ". 1998. – 156 с.                                            4. Рондели Л.Д. «Народное декоративное прикладное искусства». ­ М.,  Просвещение, 1984г.                                                                   5.http://www.jlady.ru/hobby/shite­loskutnoe.html  6.http://paraskewa.ru/pechvork/pechv2.html  7.http://www.jlady.ru/hobby/loskutnaya­texnika­pechvork.html 27 Приложение  1   Якутский « пэчворк». Чепрак и сумочка с суконной аппликация, конец ХІХ век                              Декоративный коврик из сукна ХІХ век.                               Работы мастериц Северной Америки,  XVII век. 28 «Изделия современных мастериц»  Жаклин Хайнц из немецкого Вольфенбюттеля называют "королевой" стёжки: Еще одна известнейшая мастерица квилтинга из Германии ­ Пиа Вельш. Её  работы можно и нужно рассматривать подолгу: 29 Арт­квилт   российского   мастера   лоскутного  шитья  Галины  Красниковой. В работах  использован сюжет картины художника Аристарха Лентулова.                   Можно любоваться работами мастеров ­ квилтеров, использовать сюжеты из  картин известных художников, насыщаться идеями у матушки ­ природы или  черпать вдохновение в народных традициях.                              30

Конспект исследовательской работы " Искусство лоскутного шитья"

Конспект исследовательской  работы " Искусство лоскутного шитья"

Конспект исследовательской работы " Искусство лоскутного шитья"

Конспект исследовательской  работы " Искусство лоскутного шитья"

Конспект исследовательской работы " Искусство лоскутного шитья"

Конспект исследовательской  работы " Искусство лоскутного шитья"

Конспект исследовательской работы " Искусство лоскутного шитья"

Конспект исследовательской  работы " Искусство лоскутного шитья"

Конспект исследовательской работы " Искусство лоскутного шитья"

Конспект исследовательской  работы " Искусство лоскутного шитья"

Конспект исследовательской работы " Искусство лоскутного шитья"

Конспект исследовательской  работы " Искусство лоскутного шитья"

Конспект исследовательской работы " Искусство лоскутного шитья"

Конспект исследовательской  работы " Искусство лоскутного шитья"

Конспект исследовательской работы " Искусство лоскутного шитья"

Конспект исследовательской  работы " Искусство лоскутного шитья"

Конспект исследовательской работы " Искусство лоскутного шитья"

Конспект исследовательской  работы " Искусство лоскутного шитья"

Конспект исследовательской работы " Искусство лоскутного шитья"

Конспект исследовательской  работы " Искусство лоскутного шитья"

Конспект исследовательской работы " Искусство лоскутного шитья"

Конспект исследовательской  работы " Искусство лоскутного шитья"

Конспект исследовательской работы " Искусство лоскутного шитья"

Конспект исследовательской  работы " Искусство лоскутного шитья"

Конспект исследовательской работы " Искусство лоскутного шитья"

Конспект исследовательской  работы " Искусство лоскутного шитья"

Конспект исследовательской работы " Искусство лоскутного шитья"

Конспект исследовательской  работы " Искусство лоскутного шитья"

Конспект исследовательской работы " Искусство лоскутного шитья"

Конспект исследовательской  работы " Искусство лоскутного шитья"

Конспект исследовательской работы " Искусство лоскутного шитья"

Конспект исследовательской  работы " Искусство лоскутного шитья"

Конспект исследовательской работы " Искусство лоскутного шитья"

Конспект исследовательской  работы " Искусство лоскутного шитья"

Конспект исследовательской работы " Искусство лоскутного шитья"

Конспект исследовательской  работы " Искусство лоскутного шитья"

Конспект исследовательской работы " Искусство лоскутного шитья"

Конспект исследовательской  работы " Искусство лоскутного шитья"

Конспект исследовательской работы " Искусство лоскутного шитья"

Конспект исследовательской  работы " Искусство лоскутного шитья"

Конспект исследовательской работы " Искусство лоскутного шитья"

Конспект исследовательской  работы " Искусство лоскутного шитья"

Конспект исследовательской работы " Искусство лоскутного шитья"

Конспект исследовательской  работы " Искусство лоскутного шитья"

Конспект исследовательской работы " Искусство лоскутного шитья"

Конспект исследовательской  работы " Искусство лоскутного шитья"

Конспект исследовательской работы " Искусство лоскутного шитья"

Конспект исследовательской  работы " Искусство лоскутного шитья"

Конспект исследовательской работы " Искусство лоскутного шитья"

Конспект исследовательской  работы " Искусство лоскутного шитья"

Конспект исследовательской работы " Искусство лоскутного шитья"

Конспект исследовательской  работы " Искусство лоскутного шитья"

Конспект исследовательской работы " Искусство лоскутного шитья"

Конспект исследовательской  работы " Искусство лоскутного шитья"

Конспект исследовательской работы " Искусство лоскутного шитья"

Конспект исследовательской  работы " Искусство лоскутного шитья"

Конспект исследовательской работы " Искусство лоскутного шитья"

Конспект исследовательской  работы " Искусство лоскутного шитья"

Конспект исследовательской работы " Искусство лоскутного шитья"

Конспект исследовательской  работы " Искусство лоскутного шитья"

Конспект исследовательской работы " Искусство лоскутного шитья"

Конспект исследовательской  работы " Искусство лоскутного шитья"

Конспект исследовательской работы " Искусство лоскутного шитья"

Конспект исследовательской  работы " Искусство лоскутного шитья"

Конспект исследовательской работы " Искусство лоскутного шитья"

Конспект исследовательской  работы " Искусство лоскутного шитья"

Конспект исследовательской работы " Искусство лоскутного шитья"

Конспект исследовательской  работы " Искусство лоскутного шитья"

Конспект исследовательской работы " Искусство лоскутного шитья"

Конспект исследовательской  работы " Искусство лоскутного шитья"

Конспект исследовательской работы " Искусство лоскутного шитья"

Конспект исследовательской  работы " Искусство лоскутного шитья"

Конспект исследовательской работы " Искусство лоскутного шитья"

Конспект исследовательской  работы " Искусство лоскутного шитья"

Конспект исследовательской работы " Искусство лоскутного шитья"

Конспект исследовательской  работы " Искусство лоскутного шитья"

Конспект исследовательской работы " Искусство лоскутного шитья"

Конспект исследовательской  работы " Искусство лоскутного шитья"

Конспект исследовательской работы " Искусство лоскутного шитья"

Конспект исследовательской  работы " Искусство лоскутного шитья"

Конспект исследовательской работы " Искусство лоскутного шитья"

Конспект исследовательской  работы " Искусство лоскутного шитья"

Конспект исследовательской работы " Искусство лоскутного шитья"

Конспект исследовательской  работы " Искусство лоскутного шитья"

Конспект исследовательской работы " Искусство лоскутного шитья"

Конспект исследовательской  работы " Искусство лоскутного шитья"

Конспект исследовательской работы " Искусство лоскутного шитья"

Конспект исследовательской  работы " Искусство лоскутного шитья"

Конспект исследовательской работы " Искусство лоскутного шитья"

Конспект исследовательской  работы " Искусство лоскутного шитья"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.03.2018