Конспект исследовательской работы " Искусство лоскутного шитья"
Оценка 5
Научно-исследовательская работа
doc
МХК
11 кл
06.03.2018
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя школа №3
городского округа г. Выкса Нижегородской области.
Искусство лоскутного шитья
Гуманитарное отделение
Секция искусствоведческая
Работу выполнила:
Ученица 11 класса
Липнякова Анастасия Сергеевна
Научный руководитель:
учитель МБОУ СШ №3
Королева Светлана Васильевна
Научный консультант:
преподаватель ЦТДТ
Сапегина Елена Васильевна
2018 г.
Оглавление
Аннотация ………………………………………………………………………...3
Введение…………………………………………………………………………...4
Глава 1. Обзор литературы. .……………………………………….....................5
1.1. История декоративно-прикладного искусства………………….....6
1.2. Лоскутное шитье в России …………………………………………6
1.3. Лоскутное шитье в интерьере русской избы …………………….10
Глава 2. Материалы и методы исследования………………………………...11
2.1. Современные виды лоскутного шитья……………………………...11
2.2. Технология, идеи и правила изготовления изделия……………....12
2.3. Символика орнамента в России ………………………………….....13
2.4. Лоскутное шитье в современном интерьере………………………..15
Глава 3. Результаты исследования……………………………………………..16
3.1. Развитие декоративно-прикладного искусства в городе Выкса….16
3.2. Технология изготовления лоскутного изделия…………………… 19
3.3. Интервью-опрос……………………………………………………..21
3.4. Карта успешности...………………………………………………….23
Выводы…………………………………………………………………………...24
Заключение………………………..……………………………………………..25
Литература……………………………………………………………………….25
Приложение №1…………………………………………………………………26
Приложение №2…………………………………………………………………31
Приложение №3…………………………………………………………………36
Приложение №4…………………………………………………………………37
Аннотация
В детстве многие увлекаются собиранием мозаики. Стремление к процессу создания из разрозненных кусочков непредсказуемых причудливых узоров, орнаментов или вполне узнаваемых изображений предметов можно реализовать с помощью не менее увлекательного рукоделия, называемого лоскутным шитьем. Такие изделия придумываются и создаются своими руками, при этом используется ткань, нитки и иголки. Актуальность данной работы обусловлена тем, что в последнее время этот вид декоративно-прикладного искусства становится популярным, такие изделия пользуются спросом. Вашему вниманию представлена исследовательская работа -
«Искусство лоскутного шитья». Целью данной работы стало изучение технологий и особенностей изготовления лоскутных изделий в России. Для достижения данной цели были использованы разнообразные методы исследования, такие как: теоретические (анализ литературы, обобщение), эмпирические (наблюдения, сравнения), практические (обучение и изготовление собственного изделия в технике « полоска к полоске»). Данные методы исследования помогли решить следующие задачи:
• познакомиться с историей лоскутного шитья;
• изучить разнообразные виды и техники;
• исследовать развитие декоративно-прикладного искусства в городе Выкса;
• практическая работа (выбор и изготовление собственного изделия);
• выявить значимость декоративно-прикладного искусства в жизни человека.
Данная исследовательская работа имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Практическая значимость данной работы определяется возможностью использования материалов для расширения знаний о лоскутном шитье.
Введение
В русском народе всегда ценили ручную работу как источник эмоциональной духовности. Среди таких известных видов рукоделия, как вышивание, вязание, плетение и др., особое место занимает шитье из лоскута, корни которого уходят в далекое прошлое. При создании произведения искусства, настоящие мастера используют уже не старые, выцветшие лоскутки, а специально подбирают и покупают красивые яркие ткани. И все это они делают из желания творить красоту и получать удовольствие от этого поистине волшебного действа.[4]
Поклонники данного вида творчества называют себя квилтерами. Они создают клубы по интересам, организуют фестивали, где совершенствуют известные старые техники, придумывают новые и создают своими руками необыкновенно эффектные лоскутные изделия, которые можно назвать просто произведениями декоративно-прикладного искусства. Актуальность данной работы обусловлена тем, что в последнее время такие виды изделий стали пользоваться популярностью и спросом не только в России, но и в других странах.
Мною была изучена интересная по своему содержанию литература[1-4], представлены цветные фотографии различных изделий, технология изготовления собственного изделия и интервью-опрос. В исследовательской работе активно пользовалась услугами Интернета.
Объект исследования лоскутное шитье.
Предмет исследования – влияние декоративно-прикладного искусства на развитие творчества и воображение человека, на его увлечения в жизни.
Гипотеза исследования: «Если лоскутное шитье является средством развития воображения и творчества человека, то может способствовать сохранению своих национальных традиций».
Цель работы: выявление особенностей изготовления лоскутных изделий.
Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:
познакомиться с историей лоскутного шитья, с различными видами и технологиями;
исследовать развитие декоративно-прикладного искусства в городе Выкса;
изготовить свое собственное изделие;
сделать выводы из проделанной работы.
Методы исследования: наблюдение, анализ, сравнение, сопоставление, обобщение, практический.
Работа выполнялась в течение сентября-января 2017-2018 учебного года, на базе МБОУ СШ №3, большую помощь в консультациях оказывал учитель МБОУ СШ №3 Королева Светлана Васильевна и преподаватель ЦДТТ Сапегина Елена Васильевна.
Была изучена интересная по своему содержанию литература, книги.[1-4] В процессе работы мною сшито лоскутное изделие « Чудо-подушка» в технике « полоска к полоске», представлены фотографии изделий из Выксунского музея Баташевых и работ юных мастериц, дополнительно в работе пользовалась услугами Интернета.[5-7]конспект
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа.doc
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя школа №3
городского округа г. Выкса Нижегородской области.
Искусство лоскутного шитья
Гуманитарное отделение
Секция искусствоведческая
Работу выполнила:
Ученица 11 класса
Липнякова Анастасия Сергеевна
Научный руководитель:
учитель МБОУ СШ №3
Королева Светлана Васильевна
Научный консультант:
преподаватель ЦТДТ
Сапегина Елена Васильевна 2018 г.
2 Оглавление
Аннотация ………………………………………………………………………...3
Введение…………………………………………………………………………...4
Глава 1. Обзор литературы. .……………………………………….....................5
1.1. История декоративноприкладного
искусства………………….....6
1.2. Лоскутное шитье в России …………………………………………6
1.3. Лоскутное шитье в интерьере русской избы …………………….10
Глава 2. Материалы и методы исследования………………………………...11
2.1. Современные виды лоскутного
шитья……………………………...11
2.2. Технология, идеи и правила изготовления
изделия……………....12
2.3. Символика орнамента в России ………………………………….....13
2.4. Лоскутное шитье в современном
интерьере………………………..15
Глава 3. Результаты исследования……………………………………………..16
3.1. Развитие декоративноприкладного искусства в городе Выкса….16
3.2. Технология изготовления лоскутного изделия…………………… 19
3.3. Интервьюопрос……………………………………………………..21
3.4. Карта успешности...………………………………………………….23
Выводы…………………………………………………………………………...24
Заключение………………………..……………………………………………..25
2 Литература……………………………………………………………………….25
Приложение №1…………………………………………………………………26
Приложение №2…………………………………………………………………31
Приложение №3…………………………………………………………………36
Приложение №4…………………………………………………………………37
Аннотация
В детстве многие увлекаются собиранием мозаики. Стремление к
процессу создания из разрозненных кусочков непредсказуемых
причудливых узоров, орнаментов или вполне узнаваемых изображений
предметов можно реализовать с помощью не менее увлекательного
Такие изделия
рукоделия,
называемого лоскутным шитьем.
придумываются и создаются своими руками, при этом используется
ткань, нитки и иголки. Актуальность данной работы обусловлена тем,
что в последнее время этот вид декоративноприкладного искусства
становится популярным, такие изделия пользуются спросом. Вашему
вниманию представлена исследовательская работа
«Искусство лоскутного шитья». Целью данной работы стало изучение
технологий и особенностей изготовления лоскутных изделий в России.
Для достижения данной цели были использованы разнообразные методы
исследования,
такие как:
теоретические
(анализ литературы,
обобщение),
эмпирические (наблюдения, сравнения), практические
(обучение и изготовление собственного изделия в технике « полоска к
полоске»). Данные методы исследования помогли решить следующие
задачи:
познакомиться с историей лоскутного шитья;
изучить разнообразные виды и техники;
3 исследовать развитие декоративноприкладного искусства в городе
Выкса;
практическая работа (выбор и изготовление собственного изделия);
выявить значимость декоративноприкладного искусства в жизни
человека.
Данная исследовательская работа имеет не только теоретическое, но и
данной работы
Практическая значимость
практическое значение.
определяется возможностью использования материалов для расширения
знаний о лоскутном шитье.
Введение
В русском народе всегда ценили ручную работу как источник
эмоциональной духовности. Среди таких известных видов рукоделия, как
вышивание, вязание, плетение и др., особое место занимает шитье из лоскута,
корни которого уходят в далекое прошлое. При создании произведения
искусства, настоящие мастера используют уже не старые, выцветшие
лоскутки, а специально подбирают и покупают красивые яркие ткани. И все
это они делают из желания творить красоту и получать удовольствие от этого
поистине волшебного действа.[4]
Поклонники данного вида творчества называют себя квилтерами.
Они создают клубы по интересам, организуют фестивали, где совершенствуют
известные старые техники, придумывают новые и создают своими руками
необыкновенно эффектные лоскутные изделия, которые можно назвать
просто
произведениями
декоративноприкладного
искусства.
Актуальность данной работы обусловлена тем, что в последнее время такие
виды изделий стали пользоваться популярностью и спросом не только в
России, но и в других странах.
4 Мною была изучена интересная по своему содержанию литература[14],
представлены цветные фотографии различных изделий, технология
изготовления собственного изделия и интервьюопрос. В исследовательской
работе активно пользовалась услугами Интернета.
Объект исследования лоскутное шитье.
Предмет исследования – влияние декоративноприкладного искусства на
развитие творчества и воображение человека, на его увлечения в жизни.
Гипотеза исследования: «Если лоскутное шитье является средством
развития воображения и творчества человека, то может
способствовать сохранению своих национальных традиций».
Цель работы: выявление особенностей изготовления лоскутных изделий.
Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих
задач:
познакомиться с историей лоскутного шитья, с различными видами и
технологиями;
исследовать развитие декоративноприкладного искусства в городе
Выкса;
изготовить свое собственное изделие;
сделать выводы из проделанной работы.
Методы исследования: наблюдение, анализ, сравнение, сопоставление,
обобщение, практический.
Работа выполнялась в течение сентябряянваря 20172018 учебного года,
на базе МБОУ СШ №3, большую помощь в консультациях оказывал учитель
и
МБОУ СШ №3
Васильевна
Королева
Светлана
преподаватель ЦДТТ Сапегина Елена Васильевна.
Была изучена интересная по своему содержанию литература, книги.[14]
В процессе работы мною сшито лоскутное изделие « Чудоподушка» в
технике « полоска к полоске», представлены фотографии изделий из
5 Выксунского музея Баташевых и работ юных мастериц, дополнительно в
работе пользовалась услугами Интернета.[57]
Глава 1. Обзор литературы.
При исследовании темы «Искусство лоскутного шитья» я
первоначально изучила необходимую литературу.
Самую большую
информацию о народном декоративноприкладном искусстве нашла в книге
(Рондели,1984). Материал автора оказался интересным и увлекательным,
позволил мне познакомиться и расширить знания о различных видах
декоративноприкладного искусства[4].
В книге (Мухановой, 1998) было представлено много интересных
иллюстраций, фото – прекрасных работ, где мастерицы демонстрируют свои
изделия, изготовленные с использованием современных отечественных тканей.
Эта книга посвящена техникам хотя и очень трудоемким, но приводящим к
неповторимым по красоте результатам .[ 3]
Книга (Банакиной, 2000) обязательно должна быть в каждом доме! В ней
изложены основы декоративноприкладного искусства, фотоиллюстрации,
модели для различных техник! Только предполагается наличие в доме
хорошей швейной машинки.[1]
В книге (Тресиддер,1999) подробно рассказывается о символике
орнамента, о знаковой системе передачи информации.[2]
Для нахождения дополнительной информации, рисунков и фотографий,
при создании презентации, я успешно использовала такие Интернет сайты:
http://www.jlady.ru/hobby/shiteloskutnoe.html
http://paraskewa.ru/pechvork/pechv2.html
http://www.jlady.ru/hobby/loskutnayatexnikapechvork.html
http://www.opengaz.ru/issues/11248/rag.html
1.1 История декоративноприкладного искусства.
Декоративно прикладное искусство создание художественных
изделий, имеющих практическое назначение в быту и отличающихся
6 декоративной образностью (посуда, мебель, ткани, одежда, украшения,
игрушки и т. д.)
Все предметы, окружающие человека, должны быть не
только удобны, практичны, но и красивы. Расписать узорами кувшин,
украсить резьбой разделочную доску, связать кружевную салфетку, выткать
узоры на ткани все это требует большого мастерства. Вероятно, такие
украшенные орнаментами изделия относят к декоративноприкладному
искусству еще и потому, что необходимо руки приложить, чтобы получилась
эта удивительная красота. Декоративные произведения демонстрируют не
только эстетический вкус, но и фантазию художника. В них, как и в
произведениях других видов искусства, отражаются материальные и духовные
интересы людей.[4] Включение в повседневную жизнь людей декоративного
искусства, наряду с дизайном и архитектурой, эстетически ее обогащает.
1.2. Лоскутное шитье в России.
Лоскутное шитье издавна известно многим народам. Из пестрых и
однотонных кусочков ткани, выкроенных по шаблонам, мастерицы
составляют самые разные композиции мозаичные узоры. Данный вид
творчества в России называют ситцевой или лоскутной мозаикой.[1]
Лоскутная мозаика одно из направлений в лоскутной технике.
Существует еще одно направление аппликация. При создании таких
рисунков, лоскутки нашивают на единый кусок ткани фон. Эти два
направления могут прекрасно соседствовать и дополнять друг друга.
Лоскутная мозаика, аппликация и стежка независимо друг от друга
существовали почти у всех народов.
7 Рис.1. Египет. Рис.2. Индия. Рис.3. Россия.
Самая древняя аппликация, датируемая 980 годом до н. э., была найдена в
Египте. В Европе стежка появилась около 800 лет назад, во времена
крестовых походов. Вплоть до XVIII века ее использовали для укрепления
многослойной одежды. Стеганые одеяла и покрывала были распространены в
основном на юге Франции и Англии, где примерно до 1750 года их шили из
цельных полотнищ и украшали контрастной вышивкой.[1]
Лоскутная техника « пэчворк», как вид декоративноприкладного
искусства возникла сначала в Англии. Сюда еще в XVI веке начали привозить
индийские хлопчатобумажные ткани прекрасных расцветок и узоров. В 1712
году правительство Англии, заботясь о сохранении и развитии шерстяных и
шелковых мануфактур, запретило продавать на территории Англии индийский
ситец и изделия из него. Контрабанду ситца это не остановило, но он стал
дефицитен и дорог. Бережливые женщины стали использовать его остатки для
других изделий. Это позволяло рукодельницам создавать модные текстильные
предметы интерьера, например, парадные стеганые одеяла. Великолепные
образцы лоскутных изделий шили мастерицы севера Скандинавии, Якутии и
запада США. ( см. Приложение №1) Так постепенно любимое занятие очень
многих людей
искусства (см. Рис.13).
стало национальным видом декоративноприкладного
В России шить лоскутные изделия стали во второй половине XIX века,
когда появился в продаже дорогой заморский ситец. Развитие в России
8 декоративноприкладного искусства связано с
развитием машинного
производства ситца, а также с широким распространением в народе
разнообразных дешевых хлопчатобумажных тканей с набивным рисунком. В
обиход вошли ситцевые сарафаны и рубахи. Их украшали лоскутными
орнаментами. Из остатков ситца при крое одежды, из кусочков отслуживших
свой срок текстильных изделий экономные хозяйки научились собирать
разнообразные изделия.[2]
Русское лоскутное шитье выделяется объемными технологиями.
Традиционные "деревенские" узоры отечественной лоскутной техники
несет ложная мозаика из полосок, квадратов и треугольников ярких
контрастных цветов.[4] Лоскутная техника, как вид декоративно
прикладного искусства, не входит в перечень народных промыслов,
поддерживаемых государством. Мастерицы раньше шили изделия из
старых изношенных тканей без особого подбора лоскутков по цвету и
форме. В 1970е годы в одежде и в украшении интерьеров стал модным
фольклорный стиль, и тогда появился новый всплеск интереса к
лоскутной технике. Музеи России начали собирать и изучать лоскутные
изделия. Их прекрасные образцы пополнили коллекции многих музеев
России (Государственного Русского музея в СанктПетербурге,
Всероссийского музея декоративноприкладного и народного искусства в
Москве и других местных краеведческих музеев, в том числе
Выксунский дом музей БаташовыхШепелевых) ( см. Рис 47).
9 Рис.4. Рис.5.
Рис. 6. Рис.7.
Лоскутными технологиями заинтересовались современные
профессиональные художники. Такая техника требует от художника
великолепного владения цветом и мастерством шитья. Чтобы добиться
хорошего результата, нужна абсолютная, миллиметровая точность кроя и
такая же точность при сшивании лоскутков. Необходимо в совершенстве
освоить ручную и машинную стежку (от слова "стегать" прошивать
насквозь положенный между двумя кусками ткани слой ватина, ваты или
другой прокладки).[4] Различные узоры стежки служат дополнительным
украшением лоскутного изделия. Современные мастерицы шьют самые
разные вещи. ( см. Приложение №1)
1.3. Лоскутное шитье в интерьере русской избы.
Судьба русской избы в России во многом схожа с судьбой русского человека:
когдато самобытная, ладная и добротная. Настоящие русские избы
дошли до нас благодаря многовековой верности крестьянства заветам
10 старины. Архитектура русской избы свидетельствует о беспримерной
стойкости традиций. Не только стиль, но и конструктивное устройство,
планировочная структура русской избы и внутреннее ее убранство
выработаны на протяжении тысячелетий.[2 ]
Понятие «русской избы» содержит не только архитектурные приемы
строительства, но и образ жизни, как систему эстетических и этических
взглядов,
землей и христианским
вскормленных русской
мироощущением ее народа. Изба это крестьянский дом, хата; жилая
горница, комната, чистая половинка.[4] Образ «русской избы», её
убранство часто встречается в картинах русских художников 19 века
( см. Рис.8,9). Слово «изба» произошло от «истопить». Истопкой
называлась отапливаемая часть дома, отсюда и слово «истьба» (изба).
Центральное место в доме занимала печь. Напротив красного угла
располагался бабий угол (кут), где женщины готовили пищу, пряли,
ткали, шили. Около входной двери находился мужской угол коник, там
же стоял большой сундук, наглухо вделанный в пол и стены.[6]
Рис.8. «Крестьянский быт» Рис.9. «Первенец»
Левин Константин Павлович, 1891. Иван Плевин, 1888.
Русская изба гениальна в своем русском воплощении. Никакого
наружного блеска, все просто и прилично, все исполнено внутреннего
11 блеска. Необходимые в быту предметы, домашнего обихода, крестьяне
издавна делали своими руками ( Рис 10, 11).
Рис.10. Рис.11.
Глава 2. Материалы и методы исследования.
2.1 Современные виды лоскутного шитья.
Лоскутное шитье – понятие довольно обширное. Это современное
рукоделие представлено различными видами и техниками. Вот некоторые
(наиболее популярные) виды лоскутного шитья (см. Таблица №1).
Таблица
№1
« Современные виды лоскутного шитья»
Традиционный пэчворк
Англоамериканское рукоделие
создание цельного полотна из
отдельных лоскутков, сложенных в
геометрические узоры.
12 Крэйзипэчворк (сумасшедший
лоскуток)
Вязаный пэчворк
Японский пэчворк
Квилтинг
Разновидность
использованием
«пэчворка»
с
произвольных
(неправильных) фигур, кривых полос
и аппликаций.
Разновидность
традиционного
пэчворка, где отдельные фрагменты
привязываются друг к другу с
помощью контрастной нити и
вязального крючка.
Технология лоскутного шитья,
объединившая восточные и западные
предпочтение
традиции,
отдается шелковым тканям.
здесь
Однако в дословном переводе
«квилтинг» – стеганое полотно.
Созданное в технике квилтинга
объемное покрывало или одеяло
выглядит более элегантно, чем просто
собранное из лоскутов
2.2. Технология, идеи и правила изготовления лоскутного изделия.
Если посмотреть на образцы изделий, то возникает только один вопрос.
Как именно удается создавать столь разные узоры, используя одинаковые
13 элементы: блоки из полос или отдельные полосы, квадраты, уголки и
треугольники, ромбы? А все дело в разных техниках, с помощью которых и
создаются самые невероятные узоры. (см. Приложение №2) Технология на
первый взгляд достаточно проста: вырезай да сшивай, создавая своими
руками любое задуманное изделие: покрывало, скатерть, подушку, прихватки
для кухни или озорную одежку для детей. Но это только на первый взгляд.
Лоскутное шитье – рукоделие, требующее не только умения обращаться с
иголкой и ниткой, но и художественного вкуса, трудолюбия, усидчивости и
аккуратности. Своими руками с помощью разноцветных лоскутков можно
создавать поистине гениальные вещи. Идеи для работы можно черпать
практически из воздуха. Традиционный или вязаный «пэчворк» помогает
обновить интерьерный текстиль, одежду и аксессуары к ней. Кроме одежды
есть другие возможности для лоскутного шитья: сумки и косметички,
кошельки и футляры, чехлы для телефонов. Словом, все, что можно сшить
своими руками, можно сшить из лоскутов. Было бы желание, навык работы с
тканью, умение строчить на машинке. И, конечно, трудолюбие, усидчивость и
увлеченность. Ведь только увлеченный человек в состоянии быть почти
волшебником. А разве это не волшебство? Лоскуток к лоскутку, стежок к
стежку – и вот уже перед нами чудо. Давайте учиться быть волшебниками!
Главное соблюдать правила и тонкости лоскутного шитья. ( см. Приложение
№2).
2.3.Символика орнамента в России.
Орнамент это знаковая система передачи информации, каждый элемент
которой имеет определенное значение.[2] Он полон тайного смысла. Им
украшают одежду, домашнюю утварь, игрушки и тд. Он состоит из ромбов,
треугольников, крестов, кругов, квадратов. Орнаментом народные мастера
переписывают созданные нашими предками своеобразные «письмена»,
14 накопившиеся в них за многие века. Орнамент подразделяют на три вида: (
см. Таблица №2)
Таблица
№2
« Три основных вида орнамента»
1. Изобразительный 2. Неизобразительный
( геометрический,
квадратный)
3.Комбинированный
(сочетание
изобразительных мотивов
и абстрактных форм).
Первые знаки орнамента, которые встречаются и сегодня, были связаны с
магией первобытной охоты.
Магическим заклинанием (орнаментом) покрывались поверхности
ритуальных пещер, фигур и посуды. Позже эти магические знаки стали
декоративными знаками. Так наши предки пытались воздействовать на
природу и мир.
Знаки Земли и плодородия. Квадрат (ромб), поделённый крестом на
четыре части – знак вспаханного поля. Если внутри есть точки – знак
засеянного поля. ( см. Приложение № 3)
Глиняная игрушка и поныне украшается орнаментом, одним из
элементов которого является ромб, хотя его магический смысл утрачен.[3]
Наиболее точно передает характер очертаний любой формы линия. Она
широко использовалась в орнаменте, чтобы разграничить отдельные мотивы.
Знак Воды волнистая или ломаная линия. Дождь изображается
вертикальными линиями. Реки, подземные воды, «хляби небесные»
горизонтальными линиями.
15 Небесные воды хранятся в нависших облаках или проливаются на землю
косыми дождями, причем дожди могут быть с ветром, с градом.
Орнаменты в косой полосе более всего отражают такие картины природных
явлений. ( см. Приложение №3 )
Знак символ солнца это солярный знак. Солнце на протяжении
тысячелетий получило множество вариантов изображений. Даже наш колобок
в какомто смысле является солярным знаком. Этот знак преграда и
отвращение зла.[ 2]
Треугольник символ человека, человеческого общения. Триединая
природа вселенной: Небо, Земля, Человек; отец, мать, дитя; человек как тело,
душа и дух.
Треугольник
, обращенный вершиной вверх, является солнечным и имеет
символику жизни, огня, пламени, жара (горизонтальная линия – воздух),
мужского начала, горы. Обращенный вершиной вниз, треугольник является
лунным и имеет символику матери, воды, холода, женского начала
(горизонтальная линия – земля)
Основные изобразительные образы русского орнамента:
Дерево
корни памяти, корни истории, корни рода, законченный и
совершенный образ мира.
Растительный орнамент распространенный в народном искусстве и самый
излюбленный в резьбе и росписи по дереву.[2 ]
Изначально орнамент являлся выражением народного мировоззрения.
Для понимания языка орнамента большое значение имеет терминология
узоров. Ее изучению современные этнографы уделяют особое внимание.[6]
( см. Приложение № 3)
2.4. Лоскутное шитье в современном интерьере.
Сегодня искусство лоскутного шитья (пэчворка) переживает свое второе
рождение. Появилось много мастеров, поднявших этот вид рукоделия на
небывалую высоту, созданы многочисленные клубы, студии, мастерские,
16 изучающие и развивающие такое древнее и вечно новое лоскутное шитье
(пэчворк). Изготовление современных изделий лоскутного шитья базируется,
на исторически сложившихся приемах " печворка", аппликации, коллажа,
квилта, техники "артишоков" и т.д. Особенность современного изготовления и
использования подобных изделий, заключается в том, что каждый
интерьерный стиль требует применения определенных тканей, орнаментов,
цветовых решений, которые будут сочетаться именно с этим стилем. Приемы
изготовления и ассортимент предметов могут быть различными ( см. Таблица
№3).
Таблица
№3
«Современный интерьерный стиль »
Название стиля
Основные черты интерьера
этнический стиль (иначе говоря –
народный, деревенский)
в интерьере применяются простые,
натуральные ткани
(хлопчатобумажного и льняного
происхождения), смело используются
яркие цветовые решения,
национальные народные орнаменты.
классический стиль,
модерн, ампир, современный поп
арт
минимализм
изготовлении
При
изделий
используются разные орнаменты.
Ткани подбираются более дорогие и
сложные по фактуре, рисунку (шелк,
атлас, бархат, парча и т.д.)
приемлет графичность в цветовом
решении изделия, подводит к
17 использованию более простых
геометрических форм.
Чаще всего современные квартиры являются образцом комбинированного
стиля, сочетающего в себе предметы разных эпох. (см. Приложение №4 )
Глава 3. Результаты исследования.
3.1. Развитие декоративноприкладного искусства в городе Выкса.
Прежде чем начать работу над проектом, мне необходимо было найти в нашем
человека, занимающегося лоскутным шитьем. Таких мастериц
городе
оказалось немного. Посетив Центр Детского Технического Творчества, я
познакомилась с Сапегиной Еленой Васильевной ( см. Рис. 1214). Она уже
много лет ведет кружок «Лоскутного шитья». Сапегина Елена Васильевна
согласилась ответить на все мои вопросы.
Рис.12. Рис.13. Рис.14.
Вопросы к интервью:
18 Сколько лет вы занимаетесь лоскутным шитьём?
Я занимаюсь лоскутным шитьём 10 лет
Лоскутное шитьё ваше призвание?
Во – первых, я шила всегда. Однажды, попала на занятие « мастер –
класс» по «Лоскутному шитью». Этот вид творчества мне очень
понравился, стала заниматься, затем незаметно затянуло.
Много детей сегодня приходят к вам на занятия?
В начале года приходит очень много детей, но, остаются, только стой
кие и терпеливые. На занятиях дети учатся шить, первоначально
изучают швы, учатся делать несложную работу ( см. Рис.14).
С какого возраста можно обучаться лоскутному шитью?
Стараюсь набирать детей 56 классов, которые уже учатся в школе и
имеют небольшие навыки, так они быстрее учатся. В этом году я
набрала детей из 12 классов. У некоторых детей проявился стойкий
интерес к творчеству. Их первые творческие работы выполнены с
любовью и старанием, они яркие и запоминающиеся( см.Рис.1517).
Рис. 15. Рис.16. Рис.17.
Сколько лет вы работаете преподавателем лоскутного шитья?
19 Работаю уже 8 лет.
Если сравнивать количество детей, посещающих ваши занятия, за
8 лет их стало больше или меньше?
Когда я только начинала работать, такого кружка еще не было и детей
было меньше.
То есть, сейчас дети стали больше интересоваться этом видом
искусства?
Да, сейчас работы детей можно увидеть на выставках и различных
конкурсах. Многие работы детей занимают призовые места ( см. Рис.
1819).
Рис. 18. « Дары природы» Рис.19.
Какие советы начинающим вы могли бы дать?
Начинать нужно с малого. Нашим детям очень сложно научиться
терпеливости, главное понять, что не всё получается с первого раза.
Стежок за стежком, медленно и аккуратно, только так получаются
хорошие работы.
Как вы думаете, лоскутное шитьё будет развиваться и дальше?
20 Думаю, что да. Ведь всё новое, это хорошо забытое старое. Раньше,
материалами для лоскутного шитья служили старые тряпки и по этому
изделия были недолговечны. Сегодня, благодаря изобилию тканей,
работы получаются качественными, яркими и запоминающими. Их
можно использовать и для украшения интерьера и для обихода.
Что больше всего нравиться шить детям?
Детям очень нравиться создавать панно, и можно любоваться,
прекрасный подарок своим близким( см. Рис.17).
Выводы:
Благодаря такому творческому человеку, как Сапегиной Еленой
декоративноприкладное
незаслуженно забытое,
Васильевне,
искусство продолжает свое развитие.
В нашем городе есть дети, которые тянуться к данному виду
творчества.
Сохраняются традиции русского лоскутного шитья.
3.2. Технология изготовления лоскутного изделия.
Благодаря Сапегиной Еленой Васильевне, её советам и поддержке, мне
удалось обучиться данному виду декоративно прикладного творчества. Мне
было предложено выбрала из трех видов лоскутной техники, образец своего
изделия ( см. Рис. 2022.). [7]
21 Рис.20. « Из полос». Рис. 21. « Из квадратов». Рис. 22. « Из блоков».
Я выбрала шитьё из полос, эта техника показалась мне интересной. Для
изготовления подушки мне была необходима: ткань разных цветов, х/б ни тки,
ножницы,
швейная машинка.
Технология изготовления « Чудоподушки»: ( см. Таблицу №5)
игольница,
синтепон,
булавки,
Таблица №5
«Технология изготовления « Чудоподушки»
План работы
1.Подборка ткани по цвету
Фотографии изделия
2. Вырезать по шаблону все нужные
части.
3.На основу положить полоску по
диагонали
4. Наложить вторую полоску лицом
на первую и прошить, отгладить шов
22 5. Аналогичным образом
произвести сборку последующих
полос
6. Разрезать получившееся полотно на
4 части
7. Составить рисунок из
получившихся частей, шить все части
в одну
8. Выкроить заднюю часть,
9. Соединить обе части и сшить их,
набить синтепоном и зашить
потайным швом
3.3. Интервьюопрос.
Изучив историю, виды и технологии лоскутного шитья, изготовив
своими руками изделие « Чудоподушку», я продолжила опрос среди
горожан нашего города, своих одноклассниц и подруг.
Вопросы:
23 «Как вы относитесь к такому декоративноприкладному искусству, как
«Лоскутное шитье»?
«Занимаетесь ли вы лоскутным шитьём?»
Результ опроса:
По диаграмме видно, что в основном жители нашего города, к данному
виду декоративноприкладного искусства относятся положительно. Есть
люди, которые относятся совершенно« нейтрально», вероятно у них есть иные
увлечения. 15% наших граждан впервые услышали о таком виде декоративно
прикладного искусства, прежде всего, это молодые люди. Своё незнание они
объясняют тем, что в нашем городе не проводится достаточно мероприятий
или открытые мастер классы
по « Лоскутному шитью ».
24 Из следующей диаграммы можно увидеть, что лоскутным шитьём в нашем
городе занимаются в основном дети младшего и среднего возраста, а так же
люди пожилого возраста.
3.4.Карта успешности.
Свое первое изделие « Чудоподушку» я решила показать друзьям и
родственникам ( см. Рис. 20 25.). Мне очень хотелось узнать их мнение.
Рис. 20. Рис. 21. Рис. 22.
25 Рис. 23 Рис.24. Рис. 25.
Алексеева Анна, 15 лет: ( см. Рис.23.)
Мне очень понравилось это изделие. Подушка мягкая, красивая и
интересная. Такое изделие всегда хочется иметь у себя дома. Она
просто радует.
Грашкина Юля, 17 лет: ( см. Рис.24.)
Изделие красивое, мягкое и практичное.
Шалунова Юля, 17 лет: ( см. Рис.25.)
Мне очень понравилась подушка. Качество выполнения и подборка
цветов на высоком уровне. Мне бы хотелось получить такое изделие в
подарок.
Выводы:
Данная исследовательская работа помогла мне изучить современные
знания о
виды и технологии « лоскутного шитья», расширить
декоративноприкладном искусстве.
Изготовить свое первое изделие « Чудоподушку», внести свой вклад в
развитие и сохранение своих национальных традиций.
26 Познакомиться с интересными, творческими людьми, работы которых
восхищают и радуют. Они выполнены с любовью к данному виду
творчества и развивают воображение.( см. Приложение №4)
Заключение.
Искусство лоскутного шитья можно сравнить с живописью. Только краски
в изделиях заменяет ткань, а кисть иголка с ниткой. И как по волшебству
изпод легкой руки мастера выходит новый шедевр. Своеобразные лоскутные
вещи преображают дом, добавляя тепла и уюта. Сделанные своими руками
изделия хранят частичку души мастера. Они уникальны и других таких нет во
всем мире. Для развития любого вида творчества важны общение и обмен
современные мастера
опытом.
Продолжая и развивая традиции,
разрабатывают новые, удивительные узоры, находят необычные цветовые
сочетания. Сегодня вокруг лоскутного шитья царит оживление не только в
России, но и в других странах.
Литература:
1. Банакина Л. «Лоскутное шитье»: Техника. Приемы. Изделия. – М., АСТ
ПРЕСС, 2000. – 208 с.
2. Джек Тресиддер. Словарь символов. М., ФАИРПРЕСС, 1999г.
3.Муханова И. Лоскутное шитье./Мозаика и аппликация, традиционные и
современные узоры. – М., ЗАО "МИЧ". 1998. – 156 с.
4. Рондели Л.Д. «Народное декоративное прикладное искусства». М.,
Просвещение, 1984г.
5.http://www.jlady.ru/hobby/shiteloskutnoe.html
6.http://paraskewa.ru/pechvork/pechv2.html
7.http://www.jlady.ru/hobby/loskutnayatexnikapechvork.html
27 Приложение 1
Якутский « пэчворк». Чепрак и сумочка с суконной аппликация, конец
ХІХ век
Декоративный коврик из сукна ХІХ век.
Работы мастериц Северной Америки, XVII век.
28 «Изделия современных мастериц»
Жаклин Хайнц из немецкого Вольфенбюттеля называют "королевой" стёжки:
Еще одна известнейшая мастерица квилтинга из Германии Пиа Вельш. Её
работы можно и нужно рассматривать подолгу:
29 Артквилт российского мастера лоскутного шитья Галины Красниковой. В
работах использован сюжет картины художника Аристарха Лентулова.
Можно любоваться работами мастеров квилтеров, использовать сюжеты из
картин известных художников, насыщаться идеями у матушки природы или
черпать вдохновение в народных традициях.
30
Конспект исследовательской работы " Искусство лоскутного шитья"
Конспект исследовательской работы " Искусство лоскутного шитья"
Конспект исследовательской работы " Искусство лоскутного шитья"
Конспект исследовательской работы " Искусство лоскутного шитья"
Конспект исследовательской работы " Искусство лоскутного шитья"
Конспект исследовательской работы " Искусство лоскутного шитья"
Конспект исследовательской работы " Искусство лоскутного шитья"
Конспект исследовательской работы " Искусство лоскутного шитья"
Конспект исследовательской работы " Искусство лоскутного шитья"
Конспект исследовательской работы " Искусство лоскутного шитья"
Конспект исследовательской работы " Искусство лоскутного шитья"
Конспект исследовательской работы " Искусство лоскутного шитья"
Конспект исследовательской работы " Искусство лоскутного шитья"
Конспект исследовательской работы " Искусство лоскутного шитья"
Конспект исследовательской работы " Искусство лоскутного шитья"
Конспект исследовательской работы " Искусство лоскутного шитья"
Конспект исследовательской работы " Искусство лоскутного шитья"
Конспект исследовательской работы " Искусство лоскутного шитья"
Конспект исследовательской работы " Искусство лоскутного шитья"
Конспект исследовательской работы " Искусство лоскутного шитья"
Конспект исследовательской работы " Искусство лоскутного шитья"
Конспект исследовательской работы " Искусство лоскутного шитья"
Конспект исследовательской работы " Искусство лоскутного шитья"
Конспект исследовательской работы " Искусство лоскутного шитья"
Конспект исследовательской работы " Искусство лоскутного шитья"
Конспект исследовательской работы " Искусство лоскутного шитья"
Конспект исследовательской работы " Искусство лоскутного шитья"
Конспект исследовательской работы " Искусство лоскутного шитья"
Конспект исследовательской работы " Искусство лоскутного шитья"
Конспект исследовательской работы " Искусство лоскутного шитья"
Конспект исследовательской работы " Искусство лоскутного шитья"
Конспект исследовательской работы " Искусство лоскутного шитья"
Конспект исследовательской работы " Искусство лоскутного шитья"
Конспект исследовательской работы " Искусство лоскутного шитья"
Конспект исследовательской работы " Искусство лоскутного шитья"
Конспект исследовательской работы " Искусство лоскутного шитья"
Конспект исследовательской работы " Искусство лоскутного шитья"
Конспект исследовательской работы " Искусство лоскутного шитья"
Конспект исследовательской работы " Искусство лоскутного шитья"
Конспект исследовательской работы " Искусство лоскутного шитья"
Конспект исследовательской работы " Искусство лоскутного шитья"
Конспект исследовательской работы " Искусство лоскутного шитья"
Конспект исследовательской работы " Искусство лоскутного шитья"
Конспект исследовательской работы " Искусство лоскутного шитья"
Конспект исследовательской работы " Искусство лоскутного шитья"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.