Год обучения: второй
Возраст: 5-6 лет
Форма занятия: итоговое фронтальное занятие.
По лексической теме: «Комнатные растения»
Коррекционно-образовательные цели. Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Комнатные растения». Совершенствование грамматического строя речи (согласование существительных с числительными два и пять). Совершенствование синтаксической стороны речи, составление сложноподчинённых предложений со словами для того чтобы. Совершенствование звуко-слогового анализа и синтеза. Автоматизация звука [р] в предложении.
Конспект итогового занятия по лексической теме:
«Комнатные растения».
Год обучения: второй
Возраст: 56 лет
Форма занятия: итоговое фронтальное занятие.
По лексической теме: «Комнатные растения»
Коррекционнообразовательные цели. Уточнение, активизация и актуализация
словаря по теме «Комнатные растения». Совершенствование грамматического
строя речи (согласование существительных с числительными два и пять).
Совершенствование
составление
для того чтобы.
сложноподчинённых предложений со словами
Совершенствование звукослогового анализа и синтеза. Автоматизация звука [р]
в предложении.
синтаксической
стороны речи,
Коррекционноразвивающие цели.
развитие
фонематических представлений (подбор слов на заданный звук), ориентировки на
плоскости, тонкой и артикуляционной моторики, координации речи с
движением.
Развитие связной речи,
Коррекционновоспитательные цели. Воспитание навыков сотрудничества в
игре и на занятии, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Оборудование. Предметные картинки с изображениями комнатных растений,
фишки для звукового анализа, игрушка – Домовёнок Кузя, разрезные картинки
(по количеству детей).
Предварительная работа. Рассматривание комнатных растений, составление
словосочетаний: две традесканции, пять кактусов, три герани и т.п. Работа
над сложноподчинёнными предложениями со словами для того чтобы на
индивидуальных занятиях. Разучивание упражнения «Наши алые цветки».
Схема занятия
1. Оргмомент.
2. Упр. «Закончи предложение»
3. Игра «Двапять»
4. Упр. «Угадай слово»
5. Физ. минутка.
6. Упр. «Божья коровка».
7. Упр. «Собери цветок для мамы ».8. Окончание занятия.Ход занятия
Лд встречает детей, организует приветствие.
1. Оргмомент
Лд: Придумано кемто
Просто и мудро
При встречи здороваться:
Доброе утро.
Дети: Доброе утро!
Солнцу и птицам.
Доброе утро!
Улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым, доверчивым….
Пусть доброе утро
Длится до вечера.
Лд: Сегодня к нам в гости пришёл Домовёнок Кузя он предлагает нам
совершить путешествие в страну комнатных растений.
2. Упр. «Закончи предложение». (Совершенствование синтаксической стороны
речи, составление сложноподчинённых предложений со словами
для того
чтобы.
)
А начнём мы наше путешествие с игры «Закончи предложение».
Я начинаю предложение, а вы сочиняете вторую его часть, и начинаете свой ответ
со слов для того чтобы.
Комнатные растения необходимо поливать…
1…..для того, чтобы они не завяли.
Листья на комнатных растениях нужно протирать…
2…..для того, чтобы они могли дышать.
Комнатным растениям нужен солнечный свет…
3… для того, чтобы они могли хорошо расти.
Комнатные растения нужны человеку…
4…для того чтобы украшать его дом.
А для чего ещё комнатные растения нужны человеку…
5…для того чтобы очищать воздух.
Комнатные растения нужно удобрять…
6…для того чтобы растения росли красивыми и здоровыми.
(Кузя задаёт детям вопросы.)
Назовите своё любимое комнатное растение. Почему оно вам нравится больше
других?
Ответы детей.3. Игра «Двапять» (совершенствование грамматического строя речи.)
( Дети берут предметные картинки со своими любимыми комнатными
растениями.)
Ребята, давайте с вами представим, что у вас на картинках не одно, а два и пять
растений. Расскажите об этом.
Ответы детей.
1й – У меня два кактуса и пять кактусов.
2й У меня две герани и пять гераней.
3й У меня две традесканции и пять традесканций
4й У меня две бегонии и пять бегоний.
5йУ меня две фиалки и пять фиалок
6йУ меня две камнеломки и пять камнеломок.
Молодцы. Вы отлично выполнили первое задание.
(Совершенствование звукослогового анализа и синтеза)
4.
Упр. «Угадай слово»
А сейчас мы с Домовёнком хотим посмотреть, сумеете ли вы найти растение по
первому и последнему звуку.
Вопросы задаёт логопед.
Угадайте, какое комнатное растение мы задумали, если в нём первый звук [к],
последний [с]? (Кактус.) А слово, в котором первый звук [б'], последний [я]?
(Бегония.) А в этом слове первый звук [к], последний [а]? (Камнеломка.)
А сейчас я даю вам «рассыпанные» звуки [л, и, ф, а, к,а.] Какое слово можно из
них составить? (Фиалка). Обозначьте это слово кружочками.
Дети обозначают слово символами.
Сколько согласных звуков в этом слове? Сколько гласных?
Ответы детей.
Вы хорошо выполнили задание, научились слышать звуки. Теперь покажите, как
вы умеете делить слова на слоги. Я назову первый слог, а вы дополните слово:
ге….(рань), тра…..(десканция). Сколько слогов в этих словах?
Ответы детей.
5. Физминутка «Наши алые цветки». (Развитие координации речи с движением)
Домовёнок приглашает вас на зарядку.
Проговаривание хором с имитацией движений.
Наши алые цветки
Распускают лепестки.
Плавно поднимаем руки вверх.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Качание руками влевовправо.
Наши алые цветкиЗакрывают лепестки,
Присели, спрятались.
Головой качают,
Движение головой влево – вправо.
Тихо засыпают.
6.
Упр. «Божья коровка». (Автоматизация звука [р] в предложении.)
Домовёнок пришёл не с пустыми руками, он принёс чудесную божью коровку,
предлагает вам поиграть с ней. Вы будите рассказывать, что она делает. Следите
за правильным произнесением звука [р].
Ответы детей.
1й Божья коровка сидит на горшке с геранью.
2йБожья коровка летает над геранью.
3йБожья коровка спряталась под листок герани.
4йБожья коровка летает вокруг герани.
5йБожья коровка сидит около герани.
6йБожья коровка спряталась за горшок с геранью.
Ребята у меня произошла неприятность, он нёс в подарок маме цветы,
которые вырастил сам, но подул ветер, и они рассыпались на части, помогите их
собрать.
7. Упр. «Собери цветок для мамы». (Ориентировка на плоскости.)
Давайте соберем цветы, для мамы домовёнка Кузи:
Дети проговаривают свои действия.
Я кладу стебелёк,…………………..
8.
Итог занятия.
Спасибо, дети, вы меня очень порадовали своими ответами! Мне было очень
приятно работать с вами. И жаль, что занятие так быстро закончилось и
приходится расставаться. А чтобы вы запомнили о нашей встречи, я хочу
подарить вам «волшебные цветы» (раздаёт детям цветы).