Конспект к уроку музыки 2 класс "Путешествие по оперным театрам мира"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 21.05.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данный урок построен на принципах художественно – образного мышления, как основы развития личности, эмоционально – целостного отношения к явлениям окружающего мира и искусства. К этому уроку дети умеют определять настроение музыки, размышлять о ней, давать словесную характеристику музыкальному произведению. Имеют представление, из чего складывается музыкальное пространство: мелодия, интонация, темп, регистр, динамика. Узнают произведения Чайковского «Вальс», «Сладкая грёза», «Полька», «Марш деревянных солдатиков» (Детский альбом)», «Па-де-де». Грига «Утро». Прокофьева «Утро», «Вечер», Тарантелла», «Шествие кузнечиков», «Прогулка», «Сказочка». Содержательно – методическое обеспечение урока направлено на решение проблемы концентра: «Как научить понимать язык музыки?» Проблема данного урока: «Что может дирижерская палочка?» Вид урока: «Введение в мир музыкального театра» Тип урока: «Урок имитационного моделирования». Проектируемый результат: - через проблемную ситуацию – вопрос: «Что может дирижерская палочка?» дети приходят к выводу, что роль дирижера в создании музыкального спектакля очень важна и интересна. -через исполнение и сравнение распевок, дети синтезируют и анализируют элементы музыкальной речи: -направление мелодии, регистр, графическое изображение в сопоставлении со звучанием и движениями дирижерской палочки. -определяют строение фраз, анализируют мелодии. - исходя из литературного текста и дирижерского жеста, дети сочиняют элементарные интонации. -через слушание и сравнение музыкальных произведений, выделяют особенности музыкальной речи, (Глинка «Марш Черномора, Чайковский «Марш») Ведущие методы: 1.Метод контрастных сопоставлений а) сравнение б ) вычленение 2.Метод имитационного моделирования а) моделирование элементов музыкальной речи б) элементарное музицирование. 3. Метод интонационно – содержательного постижения музыки, через приёмы: а) пластическое интонирование б) импровизация Тема урока: «Волшебная палочка» Цель урока: Через создание ситуации творческого поиска научить детей синтезировать, сопоставлять элементы музыкальной речи, выявлять главное в содержании музыкальных произведений, понимать роль дирижера в создании музыкального спектакля. Задачи: 1.Воспитательные: На основе прослушанных произведений прививать интерес к творчеству композиторов – классиков М. Глинки, П. Чайковского. 2.Развивающие: Развивать пластику и эмоциональный отклик на музыку. Выделить элементы музыкальной речи, которые помогают понимать музыку 3. Образовательные: Уметь читать графическое изображение мелодии и дирижерский жест учителя. Учить применять полученные знания в самостоятельной творческой деятельности. Место урока в системе обучения. Это урок музыки в рамках УМК Е.Д.Критской, Г.А. Сергеевой, Т.С. Шмагиной по предмету «Музыка» 2 класс, 5 концентр «В музыкальном театре» Дидактическое оборудование: магнитофон, фонохрестоматия 2 класс, нотная хрестоматия 2 класс, портрет М.Глинки, П. Чайковского.
Иконка файла материала otkrytyy_urok_4.doc

                                                       

 

 

 

 

Открытый урок

Тема: «Путешествие по оперным театрам мира»

 

 

 

Цели: Познакомить учащихся с основными музыкальными театрами мира, а также театрами, которые их окружают

Задачи:   а) обучающие  - познакомить детей с оперными театрами мира и театрами регионального компонента

                                             - проследить историю развития оперного и балетного искусства;

                                             -закрепить понятия опера и балет, на изученных музыкальных произведениях.

                  б) развивающие – развить навыки восприятия, творческих способностей детей,  ритмической координации

                 в) воспитательные – воспитать навыки грамотного  и благодарного зрителя и чувство прекрасного.

 

Ход урока:

 

 

Вид деятель

ности

 

Вре-

мя

 

Содержание

 

Примечание

1.

Организа-ционный момент

2

Настроить детей на предстоящий урок

 

2.

Восприятие

 

Постановка целей и задач: путешествие по оперным театрам мира.

 

3.

Муз.деятель-ность

 

Ритмическая работа - Передать звучание паровоза: 3ряд: чух; 2 – пых,пых

 

4.

Исполнение

 

«Голубой вагон» В.Шаинский -1 куплет

Игра «Поезд»

Добавление звуков поезда

5.

Восприятие

 

Новый материал:

Крупнейший театр Италии – Ла Скала (Милан)

 

Иллюстрация

 

Сценка 1.

 

Возникновение первых оперных театров.

Определение слова «опера»

Известные имена – Д.Верди, Э.Карузо

 

6.

Муз.деят-ть

 

Игра «Поезд»

 

7.

Восприятие

 

 

Сценка 2:

 

Родина У.Шекспира Англия.

Королевский оперный театр – Ковент Гарден «Королевское ложе»

иллюстрация

8.

Восприятие

 

«Джульетта – девочка» отрывок из балета С.Прокофьева.

видеосюжет

9.

Муз.деят-ть

 

Игра «Поезд»

 

10.

Восприятие

 

Сценка 3:

 

Франция. Гранд Опера Большая опера в Париже.

Развитие балета, понятие балета

 

11.

Муз.деят-ть

 

Игра «Поезд»

 

12.

 

Восприятие

 

Санкт-Петербург. Мариинский театр. Развитие русской оперы и балета. М.Глинка – основоположник русской музыки.

 

13.

Слушание

 

«Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила»

 

14.

Муз.деят-ть

 

Игра «Поезд»

 

15.

Восприятие

 

Большой театр в Москве.

История Б.Т. Известные имена.

Либретто.

«Танец лебедей» из балета «Лебединое озеро» П.И.Чайковского

Видеосюжет

(вид театра,

«танец лебедей»)

16.

Муз.деят-ть

 

Игра «Поезд»

 

17.

Восприятие

Сценка 4:

 

«Челябинск – культурный» - 270 лет.

 

18.

Муз.деят-ть

 

Игра «Поезд»

 

 

19.

 

Восприятие

 

Сценка 5:

 

 

Закрепление пройденного

Театры нашего города: «Наш дом»,

Кукольный театр «Золотой петушок» 55 лет

«Карлсон» - приносит в подарок памятку слушателя и репертуар театра на май.

 

20.

Итог урока

 

По табличкам вспомнить названия театров, которые посетили.

Оценить артистов аплодисментами.

 

 

 

 

 

 

 

Содержание открытого урока

«Путешествие по оперным театрам мира»

 

Учитель:                   Наш урок сегодня будет необычным, мы с вами отправимся в путешествие по оперным театрам мира. Вы познакомитесь со знаменитыми театрами Италии, Англии и Франции; Санкт-Петербурга и Москвы, а также Челябинска. И, конечно же, вы сами побываете в роли актеров.

                                  А отправимся мы в путешествие на волшебном поезде.

                          Давайте попробуем его изобразить:

                          1 ряд – «чух-чух»              ; 2 ряд – «пых,пых – пых,пых»

                          Но чтобы поезд смог отправиться в путь, надо спеть песню «Голубой вагон» - 1 куплет – поет 3 ряд.

Игра «Поезд»

                          1.Италия

Учитель:     И вот мы с вами очутились в Италии, городе Милане.

Сценка 1:    (два итальянца)

Учитель:     Здравствуйте, уважаемые итальянцы.

Ит.1:            Бон джорн  сеньора

Ит.2:            Бон джорн.

Учитель:     Подскажите, пожалуйста, что это за прекрасное здание?

Ит.1:            Это знаменитый оперный театр «Ла Скала», что в переводе с итальянского языка означает «Театр у  лестницы». Впервые он открыл свои двери в 1778 году.

Учитель:     А когда же появились оперные театры?

Ит.2:            Первые театры появились на родине оперы в Италии, а именно во Флоренции. Около четырехсот лет назад поэты и музыканты стали устраивать музыкальные представления, называемые операми. Очень скоро оперы приобрели огромную популярность.

Учитель:     Давайте зайдем во внутрь… Зал быстро наполняется нарядной, радостной публикой. Все ждут начала спектакля. И вот зазвучала музыка, поднимается занавес. Вы слушаете оперу знаменитого итальянского композитора Джузеппе Верди в исполнении не менее известного певца Энрико Карузо.

 

Ит.1:   А вы знаете, что слово «опера» в переводе означает труд, дело, сочинение.

Учитель:     Потому что каждый спектакль – это труд композитора, певцов, дирижера, режиссера, балетмейстера, хора, оркестра и художника.

                    Ну что ж, спасибо вам, за экскурсию, жаль с вами расставаться, но нас еще ждет увлекательное путешествие на родину великого драматурга Уильма Шекспира – Англию.

Игра «Поезд»

 

 

 

2. Англия

Учитель:     Один из ведущих театров мира Ковент Гарден находится в Лондоне. Свое название театр получил  от квартала, прославившегося цветочным рынком. Его еще называют Королевским оперным театром.

                   В центре зрительного зала, напротив сцены находилась «королевская ложа». Это были самые удобные места. Оттуда смотрели спектакли король и его приближенные. Представление не начиналось, пока не приезжал король, даже  если он опаздывал на час. Когда он появлялся в ложе, весь зал вставал и приветствовал его аплодисментами. Успех спектакля зависел от того, как его Величество реагировал на представление. Если он зевал – то и на всех нападала скука, если же он смеялся, то и все заливались от хохота.

                   В Ковент Гардене в 1965 г. Впервые был поставлен балет Сергея Прокофьева «Ромео и Джульетта» Давайте посмотрим отрывок из балета  «Джульетта-девочка» (видео)

Учитель:     Посмотрим на реакцию нашего короля. Мне, кажется, он остался доволен.

                   А мы с вами продолжаем наше путешествие  во Францию.

Игра «Поезд»

           3. Франция. Сценка 2:

Фр.1: А у нас во Франции оперное искусство тоже очень популярно. Так, в Париже есть знаменитый оперный театр – Гранд Опера, что означает Большая опера.

           (иллюстр.,

Фр.2: Франция была известна не только операми, но у нас начал развиваться балет.

Фр.1: История французского балета началась во времена Людовика 14, когда праздники превращались в настоящие представления с различными шествиями, конными парадами, с песнями и танцами и назывались придворными балетами.

Фр.2: Людовик 14 основал Королевскую академию танца.

 

Фр.2:  С тех пор, балет стал музыкальным спектаклем, в котором артисты танцуют.

Учитель:     Спасибо вам, милые французы, за интересный рассказ. А нам пора. Мы отправляемся в Россию.

Игра «Поезд»

           4. Санкт-Петербург

Учитель:     В Россию опера пришла в середине 18 века, в начале пели только итальянцы. А первые русские оперы ставились в крепостном театре.

Расцвет русской оперы связан с творчеством М.И.Глинки. Именно в Мариинском театре Санкт-Петербурга  впервые была поставлена сказочная опера. Я вам сейчас поставлю отрывок из этой оперы, а вы мне скажете, что это за произведение звучит и как называется опера?

«Марш Черномора»

А кто автор этой поэмы? ( -Марш Черномора, «Руслан и Людмила», А.С.Пушкин).

 

                

5.Москва

Учитель:      Перенесемся в центр Москвы, в знаменитый Большой театр, с его величественными коллонадами. Основан он в 1776 году. За всю свою историю Большой театр, два раза горел, был восстановлен и сейчас находится на реставрации. Площадь перед ним названа Театральной.

                             В этом театре выступали лучшие композиторы и артисты. Блистали лучшие оперные певцы Шаляпин, Нежданова. Состоялись премьеры многих опер и балетов М.Глинки, П.Чайковского. (назовите балеты П.Чайковского)

Мы попадаем в пятиярусный, красный с золотом зал, залитый ослепительным сиянием хрустальной люстры. (видео)

Начинается балет П.И.Чайковского «Лебединое озеро». О сюжете вы можете узнать из программки, где написано либретто, т.е., краткое содержание оперы или балета.

«Танец маленьких лебедей» (видео)

 

А мы с вами направляемся в сторону дома, в Челябинск.

Игра «Поезд»

6. Челябинск

Сценка «Челябинск – культурный»

 

Учитель:  Спасибо нашим артистам, давайте поблагодарим их аплодисментами, а мы с вами возвращаемся домой

Игра «Поезд»

7. Озерск

 

Учитель:  Скажите, ребята, пожалуйста, а какие театры в нашем городе есть? (Театр «Наш дом», Кукольный театр «Золотой петушок»)

Учитель:  А вы знаете, недавно Кукольному театру исполнилось 55 лет.

(жужжание мотора)

Учитель:  Ой, что это?

Сценка «Кукольный театр»

Карлсон:  Я самый лучший в мире бегун

                 И самый лучший в мире прыгун

                 Я – и танцор и отважный боец

                 Да и вообще, я во всем молодец!

                 Я – самый добрый и самый щедрый

                 Я – самый скромный, и самый безвредный!

                 Самый красивый, конечно же, я! Карлсон!

                 Здравствуйте ребята!Я к вам прилетел не с пустыми руками, я вам принес в подарок памятку для зрителя и репертуар театров на май месяц. Жду вас в гости. До встречи.

Учитель:  Давайте ребята, поделимся впечатлениями о нашей поездке и  вспомним, где мы с вами побывали.

                          Я вам показываю карточку, а вы мне говорите, что она означает

                 Карточки: 1)      Ла Скала            

2)                Верди

3)                Опера

4)                Ковент Гарден

5)                Гранд Опера

6)                Балет

7)                Мариинский театр

8)                М.Глинка

9)                Большой театр

10)           Либретто

11)           Челябинск

Учитель: Ну что ж ребята, вы замечательно сегодня поработали на уроке, проявили свои таланты, и я вам желаю быть хорошими зрителями и чаще ходить в театр, а на память вы можете взять репертуар на май и памятку зрителя. И  как написано в вашей памятке, лучшая награда для артистов это аплодисменты. Давайте все вместе поблагодарим наших артистов, кто помогал нам сегодня в путешествии. Судя по аплодисментам, вам очень понравилось, и наши артисты получили самую высокую оценку.