Открытый урок
Тема: «Путешествие по оперным театрам мира»
Цели: Познакомить учащихся с основными музыкальными театрами мира, а также театрами, которые их окружают
Задачи: а) обучающие - познакомить детей с оперными театрами мира и театрами регионального компонента
- проследить историю развития оперного и балетного искусства;
-закрепить понятия опера и балет, на изученных музыкальных произведениях.
б) развивающие – развить навыки восприятия, творческих способностей детей, ритмической координации
в) воспитательные – воспитать навыки грамотного и благодарного зрителя и чувство прекрасного.
Ход урока:
№ № |
Вид деятель ности |
Вре- мя |
Содержание |
Примечание |
|
1. |
Организа-ционный момент |
2 |
Настроить детей на предстоящий урок |
|
|
2. |
Восприятие |
|
Постановка целей и задач: путешествие по оперным театрам мира. |
|
|
3. |
Муз.деятель-ность |
|
Ритмическая работа - Передать звучание паровоза: 3ряд: чух; 2 – пых,пых |
|
|
4. |
Исполнение |
|
«Голубой вагон» В.Шаинский -1 куплет Игра «Поезд» |
Добавление звуков поезда |
|
5. |
Восприятие |
|
Новый материал: Крупнейший театр Италии – Ла Скала (Милан) |
Иллюстрация |
|
|
Сценка 1. |
|
Возникновение первых оперных театров. Определение слова «опера» Известные имена – Д.Верди, Э.Карузо |
|
|
6. |
Муз.деят-ть |
|
Игра «Поезд» |
|
|
7. |
Восприятие
Сценка 2: |
|
Родина У.Шекспира Англия. Королевский оперный театр – Ковент Гарден «Королевское ложе» |
иллюстрация |
|
8. |
Восприятие |
|
«Джульетта – девочка» отрывок из балета С.Прокофьева. |
видеосюжет |
|
9. |
Муз.деят-ть |
|
Игра «Поезд» |
|
|
10. |
Восприятие
Сценка 3: |
|
Франция. Гранд Опера Большая опера в Париже. Развитие балета, понятие балета |
|
|
11. |
Муз.деят-ть |
|
Игра «Поезд» |
|
|
12.
|
Восприятие |
|
Санкт-Петербург. Мариинский театр. Развитие русской оперы и балета. М.Глинка – основоположник русской музыки. |
|
|
13. |
Слушание |
|
«Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила» |
|
|
14. |
Муз.деят-ть |
|
Игра «Поезд» |
|
|
15. |
Восприятие |
|
Большой театр в Москве. История Б.Т. Известные имена. Либретто. «Танец лебедей» из балета «Лебединое озеро» П.И.Чайковского |
Видеосюжет (вид театра, «танец лебедей») |
|
16. |
Муз.деят-ть |
|
Игра «Поезд» |
|
|
17. |
Восприятие Сценка 4: |
|
«Челябинск – культурный» - 270 лет. |
|
|
18. |
Муз.деят-ть |
|
Игра «Поезд» |
|
|
19. |
Восприятие
Сценка 5:
|
|
Закрепление пройденного Театры нашего города: «Наш дом», Кукольный театр «Золотой петушок» 55 лет «Карлсон» - приносит в подарок памятку слушателя и репертуар театра на май. |
|
|
20. |
Итог урока |
|
По табличкам вспомнить названия театров, которые посетили. Оценить артистов аплодисментами. |
|
|
Содержание открытого урока
«Путешествие по оперным театрам мира»
Учитель: Наш урок сегодня будет необычным, мы с вами отправимся в путешествие по оперным театрам мира. Вы познакомитесь со знаменитыми театрами Италии, Англии и Франции; Санкт-Петербурга и Москвы, а также Челябинска. И, конечно же, вы сами побываете в роли актеров.
А отправимся мы в путешествие на волшебном поезде.
Давайте попробуем его изобразить:
1 ряд – «чух-чух» ; 2 ряд – «пых,пых – пых,пых»
Но чтобы поезд смог отправиться в путь, надо спеть песню «Голубой вагон» - 1 куплет – поет 3 ряд.
Игра «Поезд»
1.Италия
Учитель: И вот мы с вами очутились в Италии, городе Милане.
Сценка 1: (два итальянца)
Учитель: Здравствуйте, уважаемые итальянцы.
Ит.1: Бон джорн сеньора
Ит.2: Бон джорн.
Учитель: Подскажите, пожалуйста, что это за прекрасное здание?
Ит.1: Это знаменитый оперный театр «Ла Скала», что в переводе с итальянского языка означает «Театр у лестницы». Впервые он открыл свои двери в 1778 году.
Учитель: А когда же появились оперные театры?
Ит.2: Первые театры появились на родине оперы в Италии, а именно во Флоренции. Около четырехсот лет назад поэты и музыканты стали устраивать музыкальные представления, называемые операми. Очень скоро оперы приобрели огромную популярность.
Учитель: Давайте зайдем во внутрь… Зал быстро наполняется нарядной, радостной публикой. Все ждут начала спектакля. И вот зазвучала музыка, поднимается занавес. Вы слушаете оперу знаменитого итальянского композитора Джузеппе Верди в исполнении не менее известного певца Энрико Карузо.
Ит.1: А вы знаете, что слово «опера» в переводе означает труд, дело, сочинение.
Учитель: Потому что каждый спектакль – это труд композитора, певцов, дирижера, режиссера, балетмейстера, хора, оркестра и художника.
Ну что ж, спасибо вам, за экскурсию, жаль с вами расставаться, но нас еще ждет увлекательное путешествие на родину великого драматурга Уильма Шекспира – Англию.
Игра «Поезд»
2. Англия
Учитель: Один из ведущих театров мира Ковент Гарден находится в Лондоне. Свое название театр получил от квартала, прославившегося цветочным рынком. Его еще называют Королевским оперным театром.
В центре зрительного зала, напротив сцены находилась «королевская ложа». Это были самые удобные места. Оттуда смотрели спектакли король и его приближенные. Представление не начиналось, пока не приезжал король, даже если он опаздывал на час. Когда он появлялся в ложе, весь зал вставал и приветствовал его аплодисментами. Успех спектакля зависел от того, как его Величество реагировал на представление. Если он зевал – то и на всех нападала скука, если же он смеялся, то и все заливались от хохота.
В Ковент Гардене в 1965 г. Впервые был поставлен балет Сергея Прокофьева «Ромео и Джульетта» Давайте посмотрим отрывок из балета «Джульетта-девочка» (видео)
Учитель: Посмотрим на реакцию нашего короля. Мне, кажется, он остался доволен.
А мы с вами продолжаем наше путешествие во Францию.
Игра «Поезд»
3. Франция. Сценка 2:
Фр.1: А у нас во Франции оперное искусство тоже очень популярно. Так, в Париже есть знаменитый оперный театр – Гранд Опера, что означает Большая опера.
(иллюстр.,
Фр.2: Франция была известна не только операми, но у нас начал развиваться балет.
Фр.1: История французского балета началась во времена Людовика 14, когда праздники превращались в настоящие представления с различными шествиями, конными парадами, с песнями и танцами и назывались придворными балетами.
Фр.2: Людовик 14 основал Королевскую академию танца.
Фр.2: С тех пор, балет стал музыкальным спектаклем, в котором артисты танцуют.
Учитель: Спасибо вам, милые французы, за интересный рассказ. А нам пора. Мы отправляемся в Россию.
Игра «Поезд»
4. Санкт-Петербург
Учитель: В Россию опера пришла в середине 18 века, в начале пели только итальянцы. А первые русские оперы ставились в крепостном театре.
Расцвет русской оперы связан с творчеством М.И.Глинки. Именно в Мариинском театре Санкт-Петербурга впервые была поставлена сказочная опера. Я вам сейчас поставлю отрывок из этой оперы, а вы мне скажете, что это за произведение звучит и как называется опера?
«Марш Черномора»
А кто автор этой поэмы? ( -Марш Черномора, «Руслан и Людмила», А.С.Пушкин).
5.Москва
Учитель: Перенесемся в центр Москвы, в знаменитый Большой театр, с его величественными коллонадами. Основан он в 1776 году. За всю свою историю Большой театр, два раза горел, был восстановлен и сейчас находится на реставрации. Площадь перед ним названа Театральной.
В этом театре выступали лучшие композиторы и артисты. Блистали лучшие оперные певцы Шаляпин, Нежданова. Состоялись премьеры многих опер и балетов М.Глинки, П.Чайковского. (назовите балеты П.Чайковского)
Мы попадаем в пятиярусный, красный с золотом зал, залитый ослепительным сиянием хрустальной люстры. (видео)
Начинается балет П.И.Чайковского «Лебединое озеро». О сюжете вы можете узнать из программки, где написано либретто, т.е., краткое содержание оперы или балета.
«Танец маленьких лебедей» (видео)
А мы с вами направляемся в сторону дома, в Челябинск.
Игра «Поезд»
6. Челябинск
Сценка «Челябинск – культурный»
Учитель: Спасибо нашим артистам, давайте поблагодарим их аплодисментами, а мы с вами возвращаемся домой
Игра «Поезд»
7. Озерск
Учитель: Скажите, ребята, пожалуйста, а какие театры в нашем городе есть? (Театр «Наш дом», Кукольный театр «Золотой петушок»)
Учитель: А вы знаете, недавно Кукольному театру исполнилось 55 лет.
(жужжание мотора)
Учитель: Ой, что это?
Сценка «Кукольный театр»
Карлсон: Я самый лучший в мире бегун
И самый лучший в мире прыгун
Я – и танцор и отважный боец
Да и вообще, я во всем молодец!
Я – самый добрый и самый щедрый
Я – самый скромный, и самый безвредный!
Самый красивый, конечно же, я! Карлсон!
Здравствуйте ребята!Я к вам прилетел не с пустыми руками, я вам принес в подарок памятку для зрителя и репертуар театров на май месяц. Жду вас в гости. До встречи.
Учитель: Давайте ребята, поделимся впечатлениями о нашей поездке и вспомним, где мы с вами побывали.
Я вам показываю карточку, а вы мне говорите, что она означает
Карточки: 1) Ла Скала
2) Верди
3) Опера
4) Ковент Гарден
5) Гранд Опера
6) Балет
7) Мариинский театр
8) М.Глинка
9) Большой театр
10) Либретто
11) Челябинск
Учитель: Ну что ж ребята, вы замечательно сегодня поработали на уроке, проявили свои таланты, и я вам желаю быть хорошими зрителями и чаще ходить в театр, а на память вы можете взять репертуар на май и памятку зрителя. И как написано в вашей памятке, лучшая награда для артистов это аплодисменты. Давайте все вместе поблагодарим наших артистов, кто помогал нам сегодня в путешествии. Судя по аплодисментам, вам очень понравилось, и наши артисты получили самую высокую оценку.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.