Конспект к уроку по литературному чтению "Лев и собачка"
Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
чтение
2 кл
14.07.2019
Тип урока: Открытие.
Тема: Характер героя, его портрет, поступок.
Нравственная коллизия.
Л.Н.Толстой «Лев и собачка»
У обучающегося будут сформированы:
- эмоциональная отзывчивость на жизненные события, способность сопереживать человеку, «братьям нашим меньшим»;
- способность осознавать нравственные по¬нятия и моральные нормы, такие как подде¬ржка, понимание, взаимопомощь, милосер¬дие, честность, трудолюбие, дружба, совесть;
- умение выражать свое эмоциональное от¬ношение к содержанию прочитанного (уст¬ное высказывание по поводу героев и обсуж¬даемых проблем).
Конспект урока Лев и собачка.docx
УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ПО ТЕМЕ:
«Нравственная коллизия в произведении Л.Н.Толстого «Лев и собачка»
Тип урока: Открытие.
Тема: Характер героя, его портрет, поступок.
Нравственная коллизия.
Л.Н.Толстой «Лев и собачка»
Планируемые результаты (УУД) на данном уроке.
Личностные УУД:
У обучающегося будут сформированы:
эмоциональная отзывчивость на жизненные события, способность сопереживать человеку, «братьям нашим меньшим»;
способность осознавать нравственные понятия и моральные нормы, такие как поддержка, понимание, взаимопомощь, милосердие,
честность, трудолюбие, дружба, совесть;
умение выражать свое эмоциональное отношение к содержанию прочитанного (устное высказывание по поводу героев и обсуждаемых
проблем).
Обучающийся получит возможность для формирования:
способности осознавать свою семейную идентичность, включенность в мир класса, школы;
способности осознавать себя как личностную единицу с потребностью «осмыслить жизнь» и свое место в ней;
представлений о глубине и разнообразии внутреннего мира человека;
ответственности за свое дело, понятий о дружбе, верности, коллективизме;
мотиваций к самовыражению в чтении, рисуночной и игровой деятельности;
стремления к успешности в учебной деятельности.
Обучающийся научится:
менять позиции слушателя, читателя, зрителя в зависимости от учебной задачи;
ориентироваться в принятой системе учебных знаков;
принимать алгоритм выполнения учебной задачи;
выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане и оценивать их.
Регулятивные УУД:
Обучающийся получит возможность научиться:
работать в соответствии с алгоритмом и контролировать этапы своей работы;
1
участвовать в обсуждении плана выполнения заданий, корректировать его выполнение, осуществлять самоконтроль, оценивать
результаты своей работы, самостоятельно работать с учебными пособиями.
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
читать тексты, понимать фактическое содержание текста, выделять в нем основные
части;
находить в тексте ответ на заданный вопрос;
ориентироваться в содержании учебника;
обобщать и классифицировать учебный материал; формулировать несложные выводы.
Обучающийся получит возможность научиться:
понимать информацию, заложенную в выразительных средствах произведения;
подбирать словаопределения для характеристики героев;
осознавать роль названия произведения;
выполнять первоначальный анализ художественного текста.
реализовывать потребность в общении со сверстниками;
проявлять интерес к общению и групповой работе;
участвовать в выразительном чтении;
Обучающийся научится:
Обучающийся получит возможность научиться:
Коммуникативные УУД:
понимать контекстную речь взрослых;
эмоционально воспринимать содержание высказываний собеседника;
высказывать оценочные суждения, рассуждать, доказывать свою позицию;
уважать мнение собеседников;
корректировать действия товарищей, понимать информацию, заложенную в выразительных средствах произведения.
осознанное восприятие содержания текста, оценка его характера;
ориентирование в нравственном содержании прочитанного, осознание сущности поведения героев;
участие в обсуждении (диалоге, полилоге) прослушанного и прочитанного произведения;
овладение навыками осознанного, правильного, выразительного чтения;
расширение представлений о произведениях Л.Н.Толстого.
Предметные результаты:
Возможные виды деятельности обучающихся:
2 отвечать на вопросы по содержанию литературного текста;
характеризовать особенности прослушанного произведения, описывать героев;
определять главную мысль произведения, понимать многообразие художественных средств выражения авторского отношения к
изображаемому;
читать вслух части текста, изменяя интонацию, темп чтения для выражения эмоционального подтекста;
сравнивать свои ответы с ответами одноклассников, участвовать в диалоге.
1) презентация;
2) карточки:
лев
собачка
Демонстрационный материал:
Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек,
правила поведения, определяемые этими качествами.
Коллизия – столкновение каких – нибудь противоположных сил, интересов, стремлений.
Быль – то, что было в действительности.
Пословица – краткое народное изречение с назидательным характером.
3) картина дерева с листочками.
Этапы урока
Образова
Ход урока.
УУД, формирующиеся на
Возможные методы и
3 Здравствуйте, дети.
1) Сейчас у нас урок литературного чтения. Я
желаю вам успехов в открытии нового и
уверена, что у нас все получится.
тельные
задачи
Создать
условия для
возникновения
внутренней
потребности,
включения в
учебную
деятельность
1.Оргмомент
2. Подготовка к
работе на
основном этапе
2)
Организовать
актуализацию
изученных
способов
действий,
достаточных
для построения
новых знаний.
Организовать
построение
проекта
изучения
нового
материала.
Прочитайте тему урока.
Как вы понимаете словосочетание
«нравственная коллизия»?
Если мы не знаем значение того или иного
слова, то к каким источникам нам следует
обратиться?
Но сначала давайте порассуждаем.
Что такое нравственность? (внутренние,
духовные качества, которыми руководствуется
человек и поступает в соответствии с ними).
Какое слово напоминает? Какие человеческие
качества вам нравятся? Назовите их.
Прочитайте значение слова.
Нравственные понятия: доброта, любовь,
верность, дружба, взаимовыручка и т.д.
Что такое коллизия? Прочитайте.
(столкновение какихлибо противоположных
сил, интересов, стремлений).
4
данном этапе
приемы выполнения
Приветствие учителя,
психологический
настрой.
Сообщение темы и цели в
виде эвристического
вопроса, составление
плана работы.
Работа в парах.
Регулятивные:
волевая саморегуляция.
Личностные:
смыслообразование (Я
должен настроиться на
работу)
Коммуникативные:
планирование учебного
сотрудничества с учителем и
со сверстниками.
Личностные:
развитие способности
осознавать нравственные по
нятия и моральные нормы,
такие как поддержка,
понимание, взаимопомощь,
милосердие, честность,
трудолюбие, дружба,
совесть;
Познавательные:
общеучебные умения
структуировать знания,
умение осознанно и
произвольно строить речевые
высказывания, контроль и
оценка процесса и
результатов деятельности;
осознавать роль названия Как вы думаете, уже в названии произведения
присутствует противоречие? Между кем и кем?
Работа в парах.
Опишите, каким представляете льва
Лев – он какой? (сильный, смелый,
беспощадный…)
Собачка? (маленькая, беззащитная, слабая….)
Как вы думаете, какова цель нашего урока?
Цель нашего урока – выяснить, какое
нравственное противоречие заложено в
произведении Л.Н.Толстого.
Как вы понимаете жанр произведения –
быль? (это то, что было в действительности).
3) Сформулируем шаги, которые необходимо
сделать для реализации поставленной цели .
1.Познакомимся с произведением.
2.Проанализируем характеры и поступки
главных героев.
3.Ответим на вопросы, порассуждаем.
4.Сделаем выводы.
5.Оценим свою работу.
произведения;
Регулятивные:
планирование;
прогнозирование;
выполнение
учебных действий в устной,
письменной речи, во
внутреннем плане и
оценивать их;
участие в обсуждении плана
выполнения поставленной
цели на уроке.
Коммуникативные:
реализовывать потребность
в общении со сверстниками;
интерес к
проявлять
общению и
групповой
работе;
понимать контекстную речь
учителя;
высказывать
суждения,
доказывать свою позицию.
Логические:
анализ, сравнение, синтез.
оценочные
рассуждать,
3.Усвоение
новых знаний и
реализация
построенного
Организовать
реализацию
построенного
проекта в
соответствии с
5
4) – Приступим к реализации нашего плана м
познакомимся с произведением.
Чтение произведения учителем.
Какое это произведение по характеру?
Личностные:
эмоциональная
отзывчивость на жизненные
способность
события,
сопереживать
«братьям
Использование бытовых
аналогий.
Вопросноответное
общение. проекта.
планом.
Трогательный, печальный, грустный или веселый,
радостный?
5) Анализ произведения:
Скажите, о ком этот рассказ? ( о льве и
собачке)
Как вела себя собачка? (стр79, 3 абзац)
Он бегала вокруг льва, лаяла на него,
нападала?
А что она сделала? Найдите в тексте и
прочитайте. (поджала хвост, прижалась в угол
клетки, легла на спину, подняла лапки, махала
хвостиком)
Т.е. она старалась расположить к себе льва.
Удалось ей это?
А значит она какая? (добрая, умная,
покорная, ненавязчивая, ласковая,
отзывчивая, искренняя, непосредственная).
В какой момент она поняла, что лев ее не
тронет? ( когда он оставил ей мяса)
Найдите в тексте и прочитайте, как вел себя
лев с собачкой? (он заботился, делился,
переживал, защищал)
Что необычного было в поведении льва? ( лев
проявил качества, свойственные только
человеку).
Прочитайте, как вел себя лев после смерти
собачки? (сильно переживал)
Почему лев разорвал другую собачку? (он
был предан своему другу и другой ему был не
6
нашим меньшим»;
умение выражать свое
эмоциональное отношение к
содержанию прочитанного
(устное высказывание по
поводу героев и обсуж
даемых проблем).
Регулятивные:
менять позиции слушателя,
читателя,
в
зависимости от учебной
задачи;
зрителя
Познавательные:
поиск и выделение
необходимой информации;
смысловое чтение;
построение логической цепи
рассуждения;
понимать информацию,
заложенную в выразительных
средствах произведения;
слова
определения для харак
теристики героев;
выполнять первоначальный
анализ
художественного
текста
подбирать
Коммуникативные:
планирование учебного
сотрудничества;
выразительном чтении;
высказывать
суждения,
участвовать
в
оценочные
рассуждать, нужен)
Лев умер от голода или…. (от отчаяния, от
тоски)
В чем же заключается нравственное
противоречие?
(Со львом произошло чудо какоето:
свирепый , беспощадный лев, оказывается,
способен на нежную трогательную дружбу
с собачкой, заботу, защиту, любовь, тоску.
Он помнил, как она вся сжалась от страха,
когда попала к нему в клетку. Но вела себя
умно, ненавязчиво, присматривалась,
прислушивалась ко льву. Своей ласковостью,
покорностью она расположила к себе льва.
Лев умер от отчаяния, что не вернуть
собачку, милого друга, умер от тоски по ней.)
Ребята, вот когда я спросила вас , о ком это
произведение, вы правильно ответили, что о
льве и собачке. А вот, если я спрошу вас, о
чем это произведение, как вы ответите? ( о
человеческих качествах – дружбе, верности,
преданности)
Ребята, а как вы думаете, зачем читать такие
произведения?
(чтобы стать умнее, добрее, лучше, ценили
своих друзей)
А если бы вам предложили отредактировать
рассказ, то, чтобы вы в нем изменили или
добавили?
– Ребята, если жизнь человеческую
7
4.Включение в Организовать
мнение
уважать
доказывать свою позицию;
собеседников;
корректировать действия
товарищей,
понимать
информацию, заложенную в
выразительных
средствах
произведения.
Личностные:
Задания на выделение систему знаний
и повторение.
повторение
учебного
содержания
необходимого
для
обеспечения
содержа
тельной
непрерывности
Создать
условия для
фиксации
учащимися
преодоления
возникших
ранее
затруднений.
изобразить в виде дерева, то, что для дерева
нужно, чтобы оно росло, появлялись листочки,
плоды, были хорошие корни? (ухаживать за
ним, заботиться)
А что нужно человеку, чтобы он был
здоровым, успешным, сильным, умным,
благополучным?
( забота, защита, понимание, любовь, доброта,
отзывчивость, сердечность, ласка, дружба,
искренность, ум, взаимопомощь,
взаимовыручка, верность.
(вешаю листочки)
Сравните обе стороны дерева. Если не будет в
человеческой душе этих качеств , что
произойдет с человеческой жизнью? (жизнь
исчезнет)
– Ребята, русский народ создал много
пословиц.
Что такое пословицы? (краткие изречения,
имеющие смысл)
Может быть вы знаете пословицы о дружбе?
Дружка нет – не мил и белый свет.
Друга ищи, а нашел – береги.
Друга иметь – себя не жалеть.
Друг за друга держаться – никого не бояться.
5.Подведение
итогов урока.
Рефлексия.
Зафиксировать
степень
соответствия
Оцените свою работу.
–Наш урок подходит к концу. Закончить его
мне хочется словами:
8
существенных признаков.
Структурнологическая
схема.
Вопросноответное
общение.
способность осознавать
нравственные понятия и
моральные нормы, такие как
забота, защита, понимание,
любовь, доброта,
отзывчивость, сердечность,
ласка, дружба, искренность,
ум, взаимопомощь,
взаимовыручка, верность.
способности
осознавать себя как
личностную единицу
с потребностью
«осмыслить жизнь» и
свое место в ней;
представлений
глубине
разнообразии
внутреннего мира
человека.
о
и
Познавательные:
умение осознанно и
произвольно строить
высказывания;
умение структурировать
знания.
Регулятивные:
осознание того, что усвоено
и применение в жизни.
Познавательные:
оценка процессов и
результатов деятельности.
Сообщение учителя о
работе класса.
Подведение итогов поставлен
ной цели и
результатов
деятельности.
Оценить
собственную
деятельность
на уроке.
Эта удивительная история про зверей
помогает понять нам , людям, что дружба –
это великое чудо. Дружба нужна всем,
живущим на нашей планете, потому что все
нуждаются во взаимопонимании, защите и
помощи.
Все, что мы отдаем, возвращается вновь
Возвращается вера, надежда, любовь,
Возвращается помощь, поддержка, участье,
Возвращается радостью, мудростью,
счастьем…
самими учащимися.
1)Я…
2)Мы…
Регулятивные:
волевая саморегуляция;
осознание того, что уже
усвоено.
Коммуникативные:
оценивание качества своей
и общей учебной
деятельности.
9
Конспект к уроку по литературному чтению "Лев и собачка"
Конспект к уроку по литературному чтению "Лев и собачка"
Конспект к уроку по литературному чтению "Лев и собачка"
Конспект к уроку по литературному чтению "Лев и собачка"
Конспект к уроку по литературному чтению "Лев и собачка"
Конспект к уроку по литературному чтению "Лев и собачка"
Конспект к уроку по литературному чтению "Лев и собачка"
Конспект к уроку по литературному чтению "Лев и собачка"
Конспект к уроку по литературному чтению "Лев и собачка"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.