Конспект урока по литературному чтению для обучающихся 4 класса разработан по программе "Начальная школа 21 века», автор учебника Ефросинина Л. А. (научный руководитель В.Ф. Виноградова ) . Содержит цели, задачи, характеристику деятельности учащихся, планируемые результаты, методы и формы работы, универсальный учебные действия.
Стихи Константина Дмитриевича Бальмонта (7 ч)
Дата: 11.02.18
Урок 84.
Тема: Слушание и работа с детскими книгами.
К.Бальмонт «Русский язык», «Золотая рыбка»
Цели урока: развитие читательских умений (овладение основными видами устной и письменной литературной
речи: способностью воспринимать текст произведения, слушать и слышать художественное слово, читать вслух и
молча, понимать читаемое на уровне не только фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать
эмоциональное отношение); воссоздавать в своём воображении прочитанное (представлять мысленно героев,
события).
Задачи:
Образовательные:
• ввести в круг чтения четвероклассников стихи К.Д. Бальмонта;
• учить различать стихи К.Д. Бальмонта по темам, интонационному рисунку;
• закрепить понятия «рифма», «строфа», «эпитет», «сравнение», «метафора», «олицетворение»;
• повторить изученные сказки, былины, летописные повести, о героях которых говорится в стихах поэта;
• отрабатывать навык выразительного чтения;
• учить читать выразительно наизусть стихи поэта;
• учить сравнивать стихи К.Д. Бальмонта со стихами других русских поэтов (С.А. Есенина, А.А. Блока).
Учебные умения:
• называть произведения К.Д. Бальмонта;
• определять тему и особенности стихов о Родине и природе;
• определять рифмы и виды строфы;
• выделять в тексте и употреблять в речи эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения;
• самостоятельно готовить выразительное чтение стихотворений или отрывков из стихотворений К.Д.
Бальмонта;
• читать наизусть стихи К.Д. Бальмонта;
• сравнивать стихи русских поэтов о Родине и природе.
Развивающие:
развивать логическое мышление учащихся, творческое воображение,
выразительную речь;
умения и навыки анализа произведения, поиск главного, стиль речи; развивать скорость техники чтения.
Воспитательные:
воспитывать интерес к предмету;
воспитательные возможности текста.
Характеристика деятельности учащихся:
Воспринимать на слух стихотворное произведение (читает учитель),
высказывать свои впечатления.
Наблюдать за построением текста, объяснять заголовок, указывать знаки препинания, моделировать
(определять жанр и тему). Упражняться в выразительном чтении (работа в парах). Знакомиться с
литературоведческими понятиями «сравнение», «эпитет», использовать их при анализе текста. Работать
самостоятельно с новым произведением с опорой на памятку 8.
Универсальные учебные действия:
Познавательные УУД:
выразительно читать стихотворение, передавая чувства и настроение автора;
определять тон и темп чтения, соблюдать паузы, ритмический рисунок стихотворного произведения.
Регулятивные:
учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
учиться работать по плану.
Коммуникативные:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других.Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная, коллективная, групповая; словесный, практический.
Оборудование: запись на доске.
Ход урока
1. Слушание стихотворения К.Д. Бальмонта «Русский язык», беседа по выявлению первичного
восприятия.
2. Самостоятельное чтение, выделение строк о сказочных и былинных героях, повторение
летописных произведений, произведений А.С. Пушкина, былин и сказок.
Совет коллегам. Работая со стихотворением К.Д. Бальмонта, можно не только повторить изученные
произведения, но и обсудить, как много можно выразить с помощью русского языка.
3. Самостоятельное чтение стихотворения К.Д. Бальмонта Золотая рыбка».
4. Беседа.
Можно ли это стихотворение назвать сказочным?
Чем дарила людей золотая рыбка?
Как нужно читать стихотворение?
5. Рассматривание книгсборников стихов русских поэтов и выделение стихов К.Д. Бальмонта.
6. Задание на дом (по выбору): повторить сказки о золотой рыбке (народные и литературные); подготовить
выразительное чтение одного из стихотворений К.Д. Бальмонта; сочинить сказку или стихотворение о золотой
рыбке.