ЗАПОРІЗЬКА МІСЬКА РАДА
ДЕПАРТАМЕНТ ОСВІТИ І НАУКИ, МОЛОДІ ТА СПОРТУ
УПРАВЛІННЯ ОСВІТИ І НАУКИ
ТЕРИТОРІАЛЬНИЙ ВІДДІЛ ОСВІТИ,МОЛОДІ ТА СПОРТУ
ЛЕНІНСЬКОГО РАЙОНУ
ДОШКІЛЬНИЙ НАВЧАЛЬНИЙ ЗАКЛАД ( ЯСЛАСАДОК) № 101 «СОФІЯ»
ЗАПОРІЗЬКОЇ МІСЬКОЇ РАДИ ЗАПОРІЗЬКОЇ ОБЛАСТІ
69121, м. Запоріжжя, вул.. М.Чуйкова,31,тел..:(061)2248211,2248202
S о fia
. zlata
@ mail
. ru Код ЄДРПОУ 26249843
комплексного занятия (развитие речи, грамота)
Конспект
по моральноэтическому воспитанию
детей старшего дошкольного возраста
на тему: «ДОБРОТА»
Подготовила воспитатель: Клыпка В.Ю.Запорожье, 2016
Грамота, развитие речи, этическая беседа.
Тема. Доброта
Группа: старшая.
Цель:
Обогащать словарь детей на основе этического понятия «доброта». Учить детей
отвечать на вопросы взрослого, выражать мысли о своих чувствах, объективно оценивать свои
и чужие поступки. Расширять представление детей о доброте как о ценном, неотъемлемом
качестве человека, способствовать формированию гуманистических понятий. Формировать
навыки речевого этикета, грамматическую правильность речи, связную речь. Ввести понятие
человечность.
Учить образовывать прилагательные с суффиксами очк; ечк; очек; ечек., учить
подбирать слова, противоположные по смыслу. Закрепить навыки звуко буквенного анализа
слова. Закрепить умение детей делить слова на слоги, продолжать учить определять заданные
звуки в словах, находить их место в словах. (в начале, в середине, в конце).
Развивать коммуникативные навыки (умение выслушивать товарища, искренне высказывать
свое мнение, проявлять доброжелательность к суждениям других детей), побуждать к
осмыслению общечеловеческих ценностей и осмыслению собственной внутренней позиции.
Воспитывать эмоциональное отношение к действительности, как к основе развития
нравственных чувств; вызвать у детей желание радоваться своим положительным качествам,
поддерживать желание стать лучшим, совершать добрые поступки.
Предварительная работа: ознакомление со смыслом понятия «доброта», добрыми
качествами, заучивание стихов, поговорок о доброте, чтение произведений В. Сухомлинского,
А. Лопатиной и М. Скребцовой.
Оборудование и материалы: Книга СЕРДЦА, свеча, фото–видео материалы,
подборка музыкальных произведений, 3 звезды со словами «спасибо», «забота», «улыб
ка»; комплект букв слова ДОБРОТА; книга сказок автор А. Лопатина, М. Скребцова
(рассказ «Звездная девочка»).
Ход занятия.
Дети заходят в группу и становятся на ковре.
Воспитатель: Давайте поздороваемся. Есть хорошая примета всем с утра дарить
приветы. Солнцу красному...
Дети: Привет!
Воспитатель: Небу ясному...
Дети: Привет!
Воспитатель: Люди взрослые и малыши...
Дети: Вам привет от всей души!
Муз. сопровождение.
Воспитатель: Каждый новый день надо начинать хорошим настроением. А чтобы
настроение было хорошим, давайте встанем в круг, возьмемся за руки, закроем глаза и
передадим друг другу ту искорку тепла и любви, что живет в нашем сердце. Почувствуйте,
как по нашим рукам из ладошки в ладошку переходит доброта. (Берет в руки зажженную
свечу. Дети стоят в кругу.) откройте глазки. Посмотрите, от нашей любви зажегся огоньсвечи. (.на экране телевизора – видео). Как мы можем назвать этот огонь? Огонь ЛЮБВИ,
пусть она сопровождает нас все занятие. Улыбнемся и пожелаем глазками друг другу доброго
утра и радостного настроения.
Мотивация. Воспитатель. Скоро лето и многие из вас будут путешествовать. Дети,
кто из вас уже путешествовал и куда? Для чего люди путешествуют? Чтобы узнать новое,
научиться чему то хорошему, отдохнуть…Можно также совершать видеопутешествия…
Сегодня мы познакомимся с новым видом путешествий – путешествие в удивительную
страну, которая живет в нашем СЕРДЦЕ.
Воспитатель. Путеводителем для нас будет книга СЕРДЦА. Мы будем путешествовать
по страницам этой мудрой книги. И каждая новая страница, которую мы откроем, будет таить
в себе задания. И если мы его выполним правильно – книга нам об этом скажет. А в конце
нашего путешествия вы мне скажите, какая же страна живет в нашем сердце.
Страница 1. Добрые слова. Антонимы.
1 Задание. Игра «Придумай противоположные слова к заданному слову»
Воспитатель: Слова бывают разные. Прислушайтесь к слову «доброта». Произнесите
его тихо и ласково. В давние времена, как рассказывают книги, это слово произносили мягко
доброта. Добро тебе, добро от тебя. Как это верно и правильно. Подумайте и скажите, о ком
или, о чем можно сказать слово «добрый»?
Дети: О человеке, о поступке.
Воспитатель: Я буду называть слова. Предлагаю вам найти в своей душе слово,
обозначающее противоположное качество человека и назвать его.
Воспитатель: Злой, невнимательный, безразличный, жадный, равнодушный, грубый,
нетерпимый...
Дети: Добрый, внимательный, заботливый, щедрый, добродушный, вежливый,
доброжелательный…
Воспитатель: Как вы думаете, потрогать доброту можно? Есть ли у нее запах, вкус?
(Ответы детей)
Воспитатель: Быть может, ее нетрудно увидеть? А в чем ее можно увидеть?
Дети: в поступках, действиях, чувствах человека.
(Видеоролик «Твори добро, оно к тебе вернется») по ходу просмотра воспитатель
комментирует события и беседует с детьми.
Воспитатель: Дети, как вы хотите, чтобы к вам относились? А к другим людям как вы
хотите относиться?
Ребята, мы смогли подобрать добрые слова.
(на доску прикрепляется лист с буквой «Д»)
Путешествие продолжается.
Страница 2. Ласковые слова. Суффиксы
2 задание. Игра «Ласковое слово»
Сыграем в игру "Ласковое слово". Я вам дарю дорогие для каждого человека слова. Вы
их принимаете и определяете, сколько слогов в этом слове. На основе этих слов нужно
создать новые слова ласкового звучания и посчитать слоги в ласковом слове.(на экране
телевизора –« картинкислова»)Например, мама – мамочка, папа – папочка, сердце – сердечко, слово – словечко,
ребенок – ребёночек; день – денечек, кот – котеночек.
Воспитатель: Молодцы, вам понравились ласковые слова. Да, ласковое, доброе слово
ДУШУ согревает.
(на доску прикрепляется лист с буквой «О»)
Путешествие продолжается.
Страница 3. Вечные слова. Значение слов.
3 задание.
Предлагаю вашему вниманию сказку «Звездная девочка», автор:
Александра
Лопатина и Мария Скребцова.(на экране телевизора картинки «звездной девочки»)
«Тысячу лет назад раз в год на землю прилетала небесная звезда и превращалась в
маленькую звездную девочку. С сумкой за плечами, в которой она несла небесные искорки,
девочка отправлялась в путешествие по разным странам и городам. Она была такой
крохотной и незаметной, что многие не обращали на нее никакого внимания. Но она ни на
кого не обижалась и любым, даже самым злым людям, дарила небесные искорки. По дороге с
ней случалось много удивительного. Когда в ее сумочке не оставалось ни одной искорки, она
незаметно исчезала, чтобы через год прилететь опять. Каждый человек, получивший в
подарок небесную искорку, становился самым счастливым на земле, потому что исполнялись
самые лучшие мечты его детства. Время от времени он тоже отправлялся в путешествие по
разным городам и странам и всем на своем пути рассказывал о встрече с маленькой звездной
девочкой. Тогда в сердцах этих людей тоже зажигались небесные искорки».
Воспитатель: Понравилась вам сказка? Как вы думаете, а что это были за подарки
искорки, которые так щедро звёздная девочка раздавала людям? Что значит небесные
искорки?
Дети: Наверно, это были мир, добро, любовь, радость, счастье. А еще я хочу
познакомить вас с новым словом человечность… как вы думаете, что обозначает слово
человечность? (Одно из лучших качеств человека, делающих его достойным всяческого
уважения. Умение почувствовать другого человека, его духовный мир, его интересы и
надежды. Доброжелательное отношение к людям и миру. Готовность прийти на помощь
каждому, кому она необходима. Готовность прощать ошибки, необдуманные поступки
окружающих,) Это вечные слова
Воспитатель: А как вы думаете, звездная девочка была добрая, если все это раздавала
людям? (да). И тогда человек, получивший подарок от звездной девочки (доброта, радость,
любовь, благополучие, счастье, здоровье, человечность) становился тоже какими? (добрым,
радостным, любящим, благополучным, счастливым, здоровым, человечным).
Сегодня я подарила вам новое слово – ЧелоВечность, а вы, когда придете домой,
подарите его своим близким.
(после выполненного задания на доску прикрепляется лист с буквой «Б»)
Путешествие продолжается.
Страница 4. Важные слова. Звуко буквенный анализ слова. Поговорки и
пословицы.
4 задание
. Сделать звуко буквенный анализ слова «добрый» (дети выполняют
задание на местах и по очереди у доски)
Воспитатель предлагает детям сказать поговорки о доброте.
Добрый человек добру учит.
Доброе слово лечит, а худое калечит.
Добро всегда побеждает зло. Добро во век не забудется
Жизнь дана на добрые дела.
Мир не без добрых людей.
А сейчас я вам предлагаю посмотреть на экран телевизора и послушать песню о
доброте ( видео «Песня о доброте»)
Вот мы и выполнили звукобуквенный анализ важного для нас слова «добрый»
(после выполненного задания на доску прикрепляется лист с буквой «Р»).
Путешествие продолжается.
Страница 5. Вежливые слова. Завершение предложения.
5 задание
. Физминутка Игра «Доскажи словечко» (на коврике) (звучит музыка
песни «Улыбка» минусовка)
Для нас здесь задание "Доскажи словечко"
Я начну предложение, вы его продолжите.
Зазеленеет старый пень, когда услышит …(добрый день)
Если встретится знакомый, хоть на улице, хоть дома, не стесняйся, не лукавствуй, а
скажи погромче… (Здравствуй)
Где бы ни были, на прощание мы говорим …(до свидание)
Если просишь, что – нибудь, то сначала не забудь, разомкнуть свои уста и сказать…
(Пожалуйста)
Если словом или делом вам помог кто – либо, не стесняйся громко, смело говорить…
(Спасибо)
Воспитатель: Спасибо, ребята вам за правильные вежливые слова
Эти слова всем известны давно,
Видишь, они и просты, и новы.
Но я еще повторю все равно:
Добрые люди, будьте здоровы!
Давайте всегда будем помнить и говорить добрые, вежливые слова. Говорить ласково,
нежно, негромко. Глядя в глаза человеку и улыбаясь, потому что, от улыбки хмурый день
становится светлей. ( звучит песня «Улыбка»)
(после выполненного задания на доску прикрепляется лист с буквой «О»)
Путешествие продолжается.
Страница 6. Звездные слова. (на экране показ картинок звездного неба, звезд)
Выделение звука, слога, ударение.
6 задание
. Дети, звездная девочка, из рассказа подарила нам 3 звездочки – искорки, на
которых написаны добрые звездные слова.(на доску вывешиваются 3 звезды) Посмотрите на
них. Вам надо прочитать слова на этих звездочках, сказать сколько слогов в этих словах, куда
падает ударение – на какой слог, какие одинаковые звуки есть в этих словах и где они стоят?
(в начале, в середине, или в конце слова)
– Давайте прочитаем, что здесь написано.
Дети (читают): «Спасибо», «забота», «улыбка».
А теперь, пожалуйста, давайте поделим слова на слоги, на какой слог падает ударение,
сравним звуки в словах. Какие звуки в этих словах одинаковые? Где стоит звук «А» в слове
«улыбка», а в слове «спасибо», «забота» где спрятался звук «А»? (такое же задание
повторяем со звуком «Б», «О» . Я думаю, после этого задания вы все будете помнить какие
звездные слова попали к нам в группу.(после выполненного задания на доску прикрепляется лист с буквой «Т»)
Путешествие продолжается.
Страница 7. Трудолюбивые слова. Составление предложения по сюжетной
картинке(на экране телевизора рассматриваем картинки)
7 задание. Игра «Составление предложения по сюжетной картинке»
Я вам сейчас буду показывать картинки, с изображением детей, которые трудятся. Вам
надо придумать предложения из 23 слов по этим картинкам.
Замечательные предложения вы придумали о трудолюбивых детях, используя
трудолюбивые слова.
(после выполненного задания на доску прикрепляется лист с буквой «А»)
Воспитатель. У нас на доске появилось слово, давайте его прочитаем: ДОБРОТА. Так
как называется страна, в которую мы совершили путешествие? ДОБРОТА. Такое
удивительное путешествие вы можете предложить своим родителям, друзьям. Это
путешествие, в которое можно отправиться каждый день, узнавая все новые и новые
сердечные слова, живя по закону СЕРДЦА.
Какие слова живут в нашем серце? (любовь, доброта, счастье, …..)
Какое новое слово вы узнали сегодня? (человечность)
Эти вечные слова вы подарите сегодня своей семье.
Воспитатель: Стихотворение о доброте. Видео ролик «Что такое добро»
Воспитатель благодарит детей за работу СЕРДЦА. (дети на занятии были внимательны,
трудолюбивы, активны, доброжелательны…). Наше путешествие завершается, мы возьмем в
свое сердце огонь любви, добрые чувства и слова, и подарим нашим гостям частичку нашего
доброго сердца в виде воздушного поцелуя.Грамота, развитие речи, этическая беседа. Тема. Доброта
Занятие для детей 6г.ж.
Цель:
Обогащать словарь детей на основе этического понятия «доброта», человечность.
Учить образовывать прилагательные с суффиксами…
Ввести понятие человечность.
Формировать навыки звуко буквенного анализа слова.
Формировать навыки речевого этикета…
Формировать навыки выделения слогов в словах, определения одинаковых звуков в
разных словах, их расположения (в начале, в середине, в конце) словах.
Формировать грамматическую правильность речи, связную речь.
Учить детей отвечать на вопросы взрослого, выражать мысли о своих чувствах,
объективно оценивать свои и чужие поступки.
* Расширить представление детей о доброте как о ценном, неотъемлемом качестве
человека, способствовать формированию гуманистических понятий.
*Уточнить и обогатить знания детей о добре, о внутреннем мире человека, учить
воспитанников прислушиваться к своим чувствам, воли, эмоций, стараться быть
благоразумными, объективно оценивать собственные достоинства, поступки.
* Развивать коммуникативные навыки (умение выслушивать товарища, искренне
высказывать свое мнение, проявлять доброжелательность к суждениям других детей), навыки
культурного общения со сверстниками, следуя речевому этикету, побуждать к осмыслению
общечеловеческих ценностей и осмыслению собственной внутренней позиции;
* Воспитывать эмоциональное отношение к действительности, как к основе развития
нравственных чувств; вызвать у детей желание радоваться своим положительным качествам,
поддерживать желание стать лучшим, совершать добрые поступки;
Предварительная работа: ознакомление со смыслом понятия «доброта», добрыми
качествами, заучивание стихов, поговорок о доброте
Оборудование и материалы: Книга СЕРДЦА, рисунки с хорошими и плохими
поступками, мольберт с контуром в виде сердца; 3 больших плотных звезды, разрезанных на 3
части, со словами «спасибо», «забота», «улыбка», карточки для звуко буквенного
анализа слова.
Ход занятия.
Приветствие. Мотивация.
Игра «Придумай новые слова к заданному слову».
Игра «Ласковое слово».
Понятие «человечность».
Человечность — высшая добродетель, высшее достоинство человека. Без неё
человек есть только животное.
Упражнение. Звуко буквенный анализ слова.
Игра «Доскажи словечко».
Упражнение. Выделение звука, слога, ударение.
Игра «Составление предложения по сюжетной картинке».
Стихотворение о доброте.
Мини – беседа, подведение итогов.