Конспект урока по литературному чтению для обучающихся 4 класса разработан по программе "Начальная школа 21 века», автор учебника Ефросинина Л. А. (научный руководитель В.Ф. Виноградова ) . Содержит цели, задачи, характеристику деятельности учащихся, планируемые результаты, методы и формы работы, универсальный учебные действия.
Произведения
Льва Николаевича Толстого (10 ч)
Дата: 13.01.15
Урок 67.
Тема: Л.Н. Толстой. «Два брата»
Цели урока: развитие читательских умений (овладение основными видами устной и письменной
литературной речи: способностью воспринимать текст произведения, слушать и слышать художественное
слово, читать вслух и молча, понимать читаемое на уровне не только фактов, но и смысла (иметь свои
суждения, выражать эмоциональное отношение); воссоздавать в своём воображении прочитанное
(представлять мысленно героев, события).
Задачи:
Учебные задачи:
• учить полноценному восприятию художественного произведения на уровне понимания главной мысли —
идеи;
• воспитывать эмоциональную отзывчивость к прочитанному, героям и их поступкам;
• учить выявлять точку зрения автора, высказывать собственное понимание произведения, подтверждать
своё мнение словами из текста;
• учить работать с текстами художественных и научнопопулярных рассказов, обнаруживать их особенности,
выделять эпизоды и части, составлять план;
• учить сравнивать разножанровые произведения (рассказ, басня, былина, быль) одного автора;
• отрабатывать навык чтения молча, учить пользоваться выразительными средствами чтения;
• учить пользоваться литературными терминами «тема», «идея», «литературный герой», «персонаж»,
«сюжет», «эпизод»;
• учить пользоваться разными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым, просмотровым);
• учить пересказывать (подробно, кратко, выборочно);
• учить творческому пересказу от лица одного из героев произведения;
• формировать умения работать с книгой (учебной, справочной, энциклопедической).
Учебные умения:
• выражать своё отношение к произведению, героям и их поступкам в форме монологического высказывания;
• интерпретировать содержание (что рассказал автор) и форму (как он это сделал);
• определять главную мысль произведения (что хотел сказать автор);
• работать самостоятельно с произведением (прочитать, понять содержание и особенности изображения
образов героев, пейзажа, поступков героев);
• пользоваться различными видами чтения и пересказа;
• выявлять точку зрения автора и выражать свою;
• определять жанр произведения и его особенности;
• читать вслух и молча произведение в соответствии с требованиями программы;
• выбирать и читать самостоятельно книги к изучаемому разделу, находить и использовать справочную
литературу об авторе.
Развивающие:
развивать логическое мышление учащихся, творческое воображение,
выразительную речь;
умения и навыки анализа произведения, поиск главного, стиль речи; развивать скорость техники чтения.
Воспитательные:
воспитывать интерес к предмету;
воспитательные возможности текста.
Характеристика деятельности учащихся:
[Введите текст]
[Введите текст]
[Введите текст]Работать с текстом произведения: читать вслух и молча, выполнять задания в
учебнике, используя разные виды чтения (изучающее, поисковое, выборочное).
Формировать собственную систему взглядов через осмысление отношений и позиций
героев, авторской точки зрения.
Читать, слушать чтение одноклассников, отвечать на вопросы в учебнике, дополнять
ответы одноклассников (работа в группах). Работать с тетрадью: читать задания,
находить ответы в учебнике, хрестоматии, словаре-справочнике «Книгочей».
Находить диалоги героев и выразительно читать их (работа в парах). Делить текст на
части и составлять план. Выполнять задания в учебнике и тетради.
Учиться
художественному пересказу по плану
Универсальные учебные действия:
Познавательные УУД:
ориентироваться в учебнике (в условных обозначениях);
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
Регулятивные:
учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
учиться работать по плану.
Коммуникативные:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других.
Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная, коллективная, групповая; словесный,
практический.
Оборудование: запись на доске.
1. Повторение произведений Л.Н. Толстого, изученных в 13 классах. Дополнение схемы.
Ход урока
2. Продолжение работы с рассказом Л.Н. Толстого «Акула»: краткий пересказ рассказа, чтение
подготовленных эпизодов, рассказов о герое.
3. Работа со сказкой «Два брата».
• Самостоятельное чтение сказки.
• Моделирование обложки.
• Выполнение заданий к тексту.
4. Работа с текстом: рассуждения первого брата, рассуждения второго брата.
Обратите внимание. Сказка Л.Н. Толстого «Два брата» о судьбе двух братьев, которые поразному
относились к жизненным препятствиям, испытаниям и возможностям. Обратите внимание детей на то, как
братья обосновывают свою правоту, на пословицы, которые они используют в своих рассуждениях.
5. Выразительное чтение рассуждений каждого брата (убеждение, обоснование, выбор).
6. Самостоятельное выполнение заданий в тетради.
7. Обучение написанию сочиненийрассуждений. Тема «Чья точка зрения вам ближе?». Докажите.
8. Задание на дом: выразительное чтение рассуждения одного из братьев; подготовить рассказрассуждение на
одну из тем: Почему я люблю читать?» или «Почему я не люблю читать?».
[Введите текст]
[Введите текст]
[Введите текст]