Конспект Л.Н. Толстой. «Мужик и Водяной» (4 класс, чтение)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 17.02.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока по литературному чтению для обучающихся 4 класса разработан по программе "Начальная школа 21 века», автор учебника Ефросинина Л. А. (научный руководитель В.Ф. Виноградова ) . Содержит цели, задачи, характеристику деятельности учащихся, планируемые результаты, методы и формы работы, универсальный учебные действия.
Иконка файла материала Урок 68.docx
Произведения Льва Николаевича Толстого (10 ч) Дата: 14.01.18 Урок 68.  Тема:                                                    Л.Н. Толстой. «Мужик и Водяной» Цели   урока: развитие   читательских   умений   (овладение   основными   видами   устной   и   письменной литературной   речи:   способностью   воспринимать   текст   произведения,   слушать   и  слышать   художественное слово,  читать  вслух и молча,  понимать  читаемое  на уровне не  только фактов,  но  и смысла  (иметь  свои суждения,   выражать   эмоциональное   отношение);   воссоздавать   в   своём   воображении   прочитанное (представлять мысленно героев, события). Задачи: Учебные задачи: • учить  полноценному   восприятию   художественного   произведения   на   уровне   понимания   главной  мысли   — идеи; • воспитывать эмоциональную отзывчивость к прочитанному, героям и их поступкам; • учить выявлять точку зрения автора, высказывать собственное понимание произведения, подтверждать своё мнение словами из текста; • учить работать с текстами художественных и научно­популярных рассказов, обнаруживать их особенности, выделять эпизоды и части, составлять план; • учить сравнивать разножанровые произведения (рассказ, басня, былина, быль) одного автора; • отрабатывать навык чтения молча, учить пользоваться выразительными средствами чтения; • учить пользоваться литературными терминами «тема», «идея», «литературный герой», «персонаж», «сюжет», «эпизод»; • учить пользоваться разными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым, просмотровым); • учить пересказывать (подробно, кратко, выборочно); • учить творческому пересказу от лица одного из героев произведения; • формировать умения работать с книгой (учебной, справочной, энциклопедической). Учебные умения: • выражать своё отношение к произведению, героям и их поступкам в форме монологического высказывания; • интерпретировать содержание (что рассказал автор) и форму (как он это сделал); • • • • определять главную мысль произведения (что хотел сказать автор); работать самостоятельно с произведением (прочитать, понять содержание и особенности изображения образов героев, пейзажа, поступков героев); • пользоваться различными видами чтения и пересказа; • выявлять точку зрения автора и выражать свою; • определять жанр произведения и его особенности; читать вслух и молча произведение в соответствии с требованиями программы; выбирать и читать самостоятельно книги к изучаемому разделу, находить и использовать справочную литературу об авторе. Развивающие:  ­развивать логическое мышление учащихся, творческое воображение,  ­выразительную речь;  ­умения и навыки анализа произведения, поиск главного, стиль речи; развивать скорость техники чтения.  Воспитательные:  ­воспитывать интерес к предмету;  ­ воспитательные возможности текста.  Характеристика деятельности учащихся: Работать с произведением (Л.Н. Толстой. «Мужик и Водяной»): слушать, читать, определять жанр и тему, моделировать   обложку,   сравнивать   с   баснями   других  авторов   по  структуре   и   форме   текста,   определять мораль   и   подбирать   пословицы,   иллюстрирующие   мораль   басни.   Понимать   нравственный   урок   басни, обогащать своё представ ление о мире примером из басни. Пользоваться понятиями «басня», «баснописец»,«мораль басни», «рассказ басни». Читать выразительно басню (работать в парах). Сравнивать басни Толстого и Эзопа. Повторять изученные басни русских баснописцев (И.А. Крылова, И.И. Хемницера, А.Е. Измайлова, И.И.  Дмитриева).  Дополнять  схему  (на  листочках  или  на компьютере).  Читать  наизусть  (конкурс  чтецов «Басни русских баснописцев». Универсальные учебные действия: Познавательные УУД: ­ ориентироваться в учебнике (в условных обозначениях); ­ находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; Регулятивные: ­учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника; ­ учиться работать по плану. Коммуникативные: ­ оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); ­ слушать и понимать речь других. Формы   и   методы   обучения:  фронтальная,   индивидуальная,   коллективная,   групповая;   словесный, практический. Оборудование: запись на доске. Ход урока: 1. Проверка домашнего задания: работа по группам;  слушание сочинений­рассуждений от каждой группы. 2. Выразительное чтение сказки Л.Н. Толстого «Два брата». 3. Повторение изученных басен Л.Н. Толстого и русских баснописцев.  Игра «Вспомни и назови». — Это петух, — сказала старая мышь, — его не бойся. Ну, а другой зверь? — Другой лежал на солнышке и грелся. Шейка у него белая, ножки серые, гладкие, сам лижет свою белую грудку и хвостиком машет, на меня глядит. Старая мышь сказала: — Глупая ты. Вот это сам кот.                                                                                                                                                                                   «Страшный зверь» Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала: — Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжёт. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем. «Белка и волк» Осенью   у  Муравьёв   подмокла   пшеница:   они   её   сушили.   Голодная   стрекоза   попросила   у   них   корму. Муравьи сказали: «Что же ты летом не собрала корму?» Она сказала: «Недосуг было: песни пела». Они засмеялись и говорят: «Если летом играла, зимой попляши». «Стрекоза и муравьи» 4. Работа с басней Л.Н. Толстого «Мужик и Водяной». • Слушание басни (читает учитель), моделирование обложки. • Выполнение заданий в учебнике. • Упражнение в выразительном чтении басни. • Знакомство со структурой басни и выделение частей (рассказ и скрытая мораль). • Подбор пословиц, которые могли бы быть моралью басни (см. учебную хрестоматию, ч. 1). 5. Выполнение заданий в тетради.6. Задание   на   дом:   подготовить   выразительное   чтение   басни   по   учебнику   или   наизусть;   найти   в библиотеке книгу с произведениями Л.Н. Толстого.