Конспект урока по литературному чтению для обучающихся 4 класса разработан по программе "Начальная школа 21 века», автор учебника Ефросинина Л. А. (научный руководитель В.Ф. Виноградова ) . Содержит цели, задачи, характеристику деятельности учащихся, планируемые результаты, методы и формы работы, универсальный учебные действия.
Произведения
Льва Николаевича Толстого (10 ч)
Дата: 14.01.18
Урок 68.
Тема: Л.Н. Толстой. «Мужик и Водяной»
Цели урока: развитие читательских умений (овладение основными видами устной и письменной
литературной речи: способностью воспринимать текст произведения, слушать и слышать художественное
слово, читать вслух и молча, понимать читаемое на уровне не только фактов, но и смысла (иметь свои
суждения, выражать эмоциональное отношение); воссоздавать в своём воображении прочитанное
(представлять мысленно героев, события).
Задачи:
Учебные задачи:
• учить полноценному восприятию художественного произведения на уровне понимания главной мысли —
идеи;
• воспитывать эмоциональную отзывчивость к прочитанному, героям и их поступкам;
• учить выявлять точку зрения автора, высказывать собственное понимание произведения, подтверждать своё
мнение словами из текста;
• учить работать с текстами художественных и научнопопулярных рассказов, обнаруживать их особенности,
выделять эпизоды и части, составлять план;
• учить сравнивать разножанровые произведения (рассказ, басня, былина, быль) одного автора;
• отрабатывать навык чтения молча, учить пользоваться выразительными средствами чтения;
• учить пользоваться литературными терминами «тема», «идея», «литературный герой», «персонаж», «сюжет»,
«эпизод»;
• учить пользоваться разными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым, просмотровым);
• учить пересказывать (подробно, кратко, выборочно);
• учить творческому пересказу от лица одного из героев произведения;
• формировать умения работать с книгой (учебной, справочной, энциклопедической).
Учебные умения:
• выражать своё отношение к произведению, героям и их поступкам в форме монологического высказывания;
• интерпретировать содержание (что рассказал автор) и форму (как он это сделал);
•
•
•
•
определять главную мысль произведения (что хотел сказать автор);
работать самостоятельно с произведением (прочитать, понять содержание и особенности изображения
образов героев, пейзажа, поступков героев);
• пользоваться различными видами чтения и пересказа;
• выявлять точку зрения автора и выражать свою;
• определять жанр произведения и его особенности;
читать вслух и молча произведение в соответствии с требованиями программы;
выбирать и читать самостоятельно книги к изучаемому разделу, находить и использовать справочную
литературу об авторе.
Развивающие:
развивать логическое мышление учащихся, творческое воображение,
выразительную речь;
умения и навыки анализа произведения, поиск главного, стиль речи; развивать скорость техники чтения.
Воспитательные:
воспитывать интерес к предмету;
воспитательные возможности текста.
Характеристика деятельности учащихся:
Работать с произведением (Л.Н. Толстой. «Мужик и Водяной»): слушать, читать, определять жанр и тему,
моделировать обложку, сравнивать с баснями других авторов по структуре и форме текста, определять
мораль и подбирать пословицы, иллюстрирующие мораль басни. Понимать нравственный урок басни,
обогащать своё представ ление о мире примером из басни. Пользоваться понятиями «басня», «баснописец»,«мораль басни», «рассказ басни». Читать выразительно басню (работать в парах). Сравнивать басни Толстого
и Эзопа. Повторять изученные басни русских баснописцев (И.А. Крылова, И.И. Хемницера, А.Е. Измайлова,
И.И. Дмитриева). Дополнять схему (на листочках или на компьютере). Читать наизусть (конкурс чтецов
«Басни русских баснописцев».
Универсальные учебные действия:
Познавательные УУД:
ориентироваться в учебнике (в условных обозначениях);
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
Регулятивные:
учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
учиться работать по плану.
Коммуникативные:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других.
Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная, коллективная, групповая; словесный,
практический.
Оборудование: запись на доске.
Ход урока:
1. Проверка домашнего задания: работа по группам; слушание сочиненийрассуждений от каждой
группы.
2. Выразительное чтение сказки Л.Н. Толстого «Два брата».
3. Повторение изученных басен Л.Н. Толстого и русских баснописцев.
Игра «Вспомни и назови».
— Это петух, — сказала старая мышь, — его не бойся. Ну, а другой зверь?
— Другой лежал на солнышке и грелся. Шейка у него белая, ножки серые, гладкие, сам лижет свою
белую грудку и хвостиком машет, на меня глядит.
Старая мышь сказала:
— Глупая ты. Вот это сам кот.
«Страшный зверь»
Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:
— Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжёт. А мы веселы оттого, что мы добры и никому
зла не делаем.
«Белка и волк»
Осенью у Муравьёв подмокла пшеница: они её сушили. Голодная стрекоза попросила у них корму.
Муравьи сказали: «Что же ты летом не собрала корму?» Она сказала: «Недосуг было: песни пела».
Они засмеялись и говорят: «Если летом играла, зимой попляши».
«Стрекоза и муравьи»
4. Работа с басней Л.Н. Толстого «Мужик и Водяной».
• Слушание басни (читает учитель), моделирование обложки.
• Выполнение заданий в учебнике.
• Упражнение в выразительном чтении басни.
• Знакомство со структурой басни и выделение частей (рассказ и скрытая мораль).
• Подбор пословиц, которые могли бы быть моралью басни (см. учебную хрестоматию, ч. 1).
5. Выполнение заданий в тетради.6. Задание на дом: подготовить выразительное чтение басни по учебнику или наизусть; найти в
библиотеке книгу с произведениями Л.Н. Толстого.