Конспект урока по литературному чтению для обучающихся 4 класса разработан по программе "Начальная школа 21 века», автор учебника Ефросинина Л. А. (научный руководитель В.Ф. Виноградова ) . Содержит цели, задачи, характеристику деятельности учащихся, планируемые результаты, методы и формы работы, универсальный учебные действия.
Произведения
Льва Николаевича Толстого (10 ч)
Дата: 19.01.18
Урок 70.
Тема: Л.Н. Толстой. «Русак»
Цели урока: развитие читательских умений (овладение основными видами устной и письменной литературной речи:
способностью воспринимать текст произведения, слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча,
понимать читаемое на уровне не только фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональное
отношение); воссоздавать в своём воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события).
Задачи:
Учебные задачи:
• учить полноценному восприятию художественного произведения на уровне понимания главной мысли — идеи;
• воспитывать эмоциональную отзывчивость к прочитанному, героям и их поступкам;
• учить выявлять точку зрения автора, высказывать собственное понимание произведения, подтверждать своё мнение
словами из текста;
• учить работать с текстами художественных и научнопопулярных рассказов, обнаруживать их особенности,
выделять эпизоды и части, составлять план;
• учить сравнивать разножанровые произведения (рассказ, басня, былина, быль) одного автора;
• отрабатывать навык чтения молча, учить пользоваться выразительными средствами чтения;
• учить пользоваться литературными терминами «тема», «идея», «литературный герой», «персонаж», «сюжет», «эпи
зод»;
• учить пользоваться разными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым, просмотровым);
• учить пересказывать (подробно, кратко, выборочно);
• учить творческому пересказу от лица одного из героев произведения;
• формировать умения работать с книгой (учебной, справочной, энциклопедической).
Учебные умения:
• выражать своё отношение к произведению, героям и их поступкам в форме монологического высказывания;
• интерпретировать содержание (что рассказал автор) и форму (как он это сделал);
•
•
•
•
определять главную мысль произведения (что хотел сказать автор);
работать самостоятельно с произведением (прочитать, понять содержание и особенности изображения образов
героев, пейзажа, поступков героев);
• пользоваться различными видами чтения и пересказа;
• выявлять точку зрения автора и выражать свою;
• определять жанр произведения и его особенности;
читать вслух и молча произведение в соответствии с требованиями программы;
выбирать и читать самостоятельно книги к изучаемому разделу, находить и использовать справочную
литературу об авторе.
Развивающие:
развивать логическое мышление учащихся, творческое воображение,
выразительную речь;
умения и навыки анализа произведения, поиск главного, стиль речи; развивать скорость техники чтения.
Воспитательные:
воспитывать интерес к предмету;
воспитательные возможности текста.
Характеристика деятельности учащихся:
Читать вслух новое произведение.
моделировать обложку.
Определять художественные особенности рассказа (повествование). Работать с текстом произведения: отвечать
на вопросы к тексту, делить его на смысловые части и озаглавливать их, составлять словесный план,
определять главную мысль.
Сравнивать рассказы
(«Черепаха» и «Русак»).
Пересказывать подробно по алгоритму (памятка 5).
Определять самостоятельно жанр и тему,Дополнять таблицу.
Фамилия автора,
заголовок
Жанр
Тема
Герой
Главная мысль
Выполнять творческую работу: составлять рассказописание любого животного.
Универсальные учебные действия:
Познавательные УУД:
ориентироваться в учебнике (в условных обозначениях);
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
Регулятивные:
учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
учиться работать по плану.
Коммуникативные:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других.
Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная, коллективная, групповая; словесный, практический.
Оборудование: запись на доске.
1. Повторение. Заполнение схемы.
Ход урока:
2. Работа с рассказом Л.Н. Толстого «Черепаха»:
проверка вариантов домашних заданий,
загадывание загадок о черепахе.
3. Слушание рассказа Л.Н. Толстого «Русак».
Обратите внимание. Этот рассказ Л.Н. Толстой сопроводил подзаголовком «описание». Важно, чтобы дети
почувствовали своеобразие этого жанра автор создаёт «видимые» образыкартины (поведение зайца; его
встреча с мужиками, с другими зайцами; наступление утра). Обратите внимание на то, как писатель рисует
картины; покажите смену описаний.
4. Работа с рассказом Л.Н. Толстого «Русак»: чтение по абзацам и их озаглавливание; объяснение
устаревших слов (поиск в толковом словаре).
5. Упражнения в чтении выбранного отрывка (описания).
6. Выполнение заданий в учебнике и тетради.
7. Сравнение рассказов Л.Н. Толстого «Черепаха», «Акула», «Русак». Дополнить таблицу (таблица дана в
поурочном планировании курса).
8. Задание на дом (по желанию): подготовить выразительное чтение одного из эпизодов; подробный пересказ;
выучить наизусть описание наступления утра.