Конспект логопедического занятия на тему:
«Игры для развития речи».
Логопедическая игротека.
Дуванова Е.В.,
учительлогопед
ГБОУ «Специальная школа
интернат с.Дмитрящевка»
Цель занятия: развитие интеллектуальных возможностей ребенка, и
привитие интереса к логопедическим занятиям.
Задачи:
Коррекционнообразовательные;
Совершенствовать лексико — грамматический строй речи;
Развивать глагольный словарь;
Совершенствовать навыки построения сложного предложения;
Развивать речевую активность, диалогическую речь (посредством ответов на
вопросы).
Коррекционноразвивающие:
Развивать высшие психические функции: зрительное и слуховое восприятие,
внимание, память, мышление;
Совершенствовать речевое дыхание, мелкую и общую моторику, мышцы
артикуляционного аппарата;
Развивать голос и мимическую мускулатуру;
Учить координировать речь с движениями;
Развивать творческие способности детей.
Коррекционновоспитательные:
Формировать навык сотрудничества, взаимопонимания,
доброжелательности, самостоятельности на занятии.
Воспитывать у детей культуру речи: не выкрикивать, не перебивать
товарищей, слушать друг друга.
Коррекционнооздоровительные:
Развивать двигательную активность.
Способствовать сохранению и укреплению психофизического здоровья
детей путём использования динамической паузы.
Оборудование: компьютер, доска (магнитная, интерактивная), фишки.
Используемые технологии:
игровые;
ИКТ;
Здоровьесберегающие.
Предполагаемые коррекционноразвивающие результаты:
развитие фонематического слуха; расширение активного словаря;
развитие мышления, памяти, внимания;
развитие учебной мотивации.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Слайд 1
I .ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. 1мин.
Много звуков есть на
свете:
Шелест листьев, плеск
волны,
А бывают звуки речи.
Мы их твёрдо знать
должны.
И. Лопухина
Логопед: — Здравствуйте, дорогие ребята!
Сегодня наше занятие мы назвали – «Логопедическая игротека».
В течение всего занятия нас будет сопровождать весёлый, неутомимый,
озорной… (появляется слайд с изображением Незнайки, дети называют
его) Незнайка.
Слайд 2
II . ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.
Логопед: — Он очень рад нашей встрече! Наш Незнайка, хочет
посмотреть с каким настроением вы пришли сюда. Давайте покажем.
Логопед: — Упражнение «Мое настроение»: Слайд 3 1 мин.
Мы умеем улыбаться
Мы умеем удивляться.
Мы умеем сердиться.
Мы умеем огорчаться.
Мы умеем улыбаться.
Логопед: — Какие вы красивые, когда улыбаетесь! Подарите улыбку
друг другу. Молодцы!
III
. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. 1 мин.
Логопед: Все мы очень любим играть. Значит, нас сегодня ждут
разнообразные, увлекательные, интересные задания, где каждый сможет
проявить себя и за правильный ответ вы будите получать фишку с веселым
человечком, а в конце занятия мы определим нашего победителя.
Слайд 4
1. РАЗМИНКА 10 мин.Слайд 5
1.1. Загадки «Весёлый алфавит».
1.Айболиту вы сперва,
Рот открыв, поёте…(А)
2. Обруч, мяч и колесо,
Вам напомнят букву…(О)
3.Давно известно детям всем:
Корова знает букву…(М)
4.Каждый барашек скажет тебе:
Очень уж любят они букву…(Б)
5.Разделять всех он мастак,
Безголосый…(Твёрдый знак)
6.На одной стоит ноге,
Любят гуси букву…(Г)
7.Целый час жужжит уже
На цветочке буква…(Ж)
8.Для шипенья хороша
В алфавите буква…(Ш)
9. Узнаешь сразу ты её
С двумя глазами буква…(Ё)
10. «Горячо как мне в свече!»
Причитает буква…(Ч)
11. «Хихихи, хахаха!»
Так хохочет буква…(Х)
12.Ходит с палочкой, увы,
По страницам буква…(Ы)
13.Не получится борща,
Если нет в нём буквы…(Щ)14.Точит коготь на крыльце
Царапучка буква…(Ц)
15. Половинка от жука
Составляет буква…(К)
16. Безголосый он добряк,
Всё смягчает…(Мягкий знак)
17. Я, очки на нос надев,
Стану сразу буквой…(Ф)
18. Я нашёл сучок в лесу,
Он похож на букву…(У)
1.2. Игра «Семь ответов на один звук» 7 мин
Буква «Т» в начале слова.
Слайд 6
1 Один из видов транспорта.
2 Детёныш коровы.
3 Имя девочки.
4 Учебная вещь.
5 Дерево, с которого летит пух.
6 Мобильный….. (телефон)
7 С помощью этого предмета рубят дрова.
Буква «Д» в начале слова.
1 Кто лечит людей.
2 Имя мальчика.
3 Зимний месяц.
4 Музыкальный инструмент.
5 На нём сидят и спят.
6 Что улитка носит на себе?
7 Кто всю ночь по крыше бьёт, да постукивает.
Логопед: Разминка закончилась, а у нас веселая, музыкальная
физкультминутка. 2 мин.
Логопед: Повторяем движения. (презентация….)
2.Игра на развитие лексикограмматических категорий. 3 мин.Слайд 7
Логопед: Итак, мы начинаем!
Однажды буквы поиграли,
Не по порядку в слове встали,
Но как им место отыскать?
Слова совсем нельзя понять.
И плачут буквы громко, дружно:
Кто нас расставит так, как нужно?
Логопед: ребята, у вас на столах лежат карточки с заданием, и вам нужно
переставить буквы так, чтобы получились слова.
(Приложение 1).
СЕНЬО – осень, ЛАШКО – школа, БЯТАРЕ – ребята, ЖБАДРУ – дружба,
ДОРАСТЬ – радость.)
Логопед: Видите, ребята, какие замечательные слова у нас появились.
Давайте прочтем их. Как важно, чтобы каждая буква в слове стояла на своём
месте.
3.Игра на развитие фонематического слуха. 2 мин.
Слайд 8
Логопед: Ребята, нам пришло срочное письмо. Кто же его автор? Мы
узнаем это быстро, если отгадаем первые буквы названий картинок, а затем из
них составим слово.
Слайд 9
(На слайде появляются картинки поочерёдно: Нос, енот, звезда,
нота, арбуз, йогурт, конь, аист).
— Я думаю, что вы догадались. Конечно, это…. (Незнайка). Правильно,
это наш озорник и выдумщик Незнайка.
А вспомните ребята, где живет Незнайка? (В Цветочном городе).
3.2. Письмо незнайки 5 мин.
Логопед: Незнайка в своем письме, хочет вам рассказать о растениях
Цветочного городка. Прочтите его самостоятельно.
(Приложение 2)
1.Своё весеннее расписание есть у чветов и у беревьев.
Своё весеннее расписание есть у цветов и у деревьев.
2.Ива чветёт в абреле, а ламдыш в гонце мая!Ива цветёт в апреле, а ландыш в конце мая!
3.Никогда не зачветёт ядлоня раньше церёмухи, а церёмуха раньше дерёзы.
Никогда не зацветёт яблоня раньше черёмухи, а черёмуха раньше берёзы.
4. Если чветёт орежникэто абрель.
Если цветёт орешникэто апрель.
5. Если на дерёзе серёжка нацало мая, а чветением сирени саканцивается
фесна.
Если на берёзе серёжка начало мая, а цветением сирени заканчивается
весна.
Логопед: Что же он пишет? Ничего понять нельзя! Опять всё перепутал
Незнайка. Давайте мы с вами восстановим текст на магнитной доске. Вы по
очереди будите выходить к доске и исправлять ошибки.
Логопед: Какие вы ошибки обнаружили? /Ответы детей/.
— Кто мне поможет прочитать, что хотел нам написать Незнайка?
— Молодцы! Видите, нужно произносить слова правильно. Сразу всё
становится ясно.
Iv . Обобщение и закрепление
1.Игра на внимательность (динамическая пауза) 2 мин.
Логопед: А чтобы вам получить заряд бодрости, мы с Незнайкой
приготовили для вас весёлые стихи. Вы должны быть очень внимательными и
отвечать «да» или «нет». Когда говорите «да», встаем, а когда «нет», сидим
на месте. Готовы? (Да!)
В рифму дайте мне ответ
Словом, «да» иль словом «нет».
Только вы не торопитесь,
На крючок не попадитесь!
В школе есть урок труда? (Да)
С улыбкой к зубному идём мы в кабинет? (Нет)
Борщ полезная еда? (Да)
После завтрака обед? (Да)
Есть колёса у ракет? (Нет)
Нужен вечером нам свет? (Да)V.
Рефлексия. 5 мин.
Логопед: Сегодня на занятии мы с вами много говорили о школе.
Ест бензин велосипед? (Нет)
Вы весёлые всегда? (Да!)
Давайте подумаем, о каких важных вещах шёл сегодня разговор?
Выводы:
Все буквы должны находиться на своих местах в слове, их нельзя путать;
Нужно употреблять слова в нужном значении, тогда тебя все
поймут;
Необходимо много трудиться, чтобы стать грамотным.
Логопед: А теперь давайте выразим свои мысли и чувства о логопедической
игротеке в рисунках (разукрасить буквы).
(Приложение 3)
Подведение итогов. 1 мин.
Логопед: Кто же стал сегодня победителем нашей логопедической
игротеки? (Подсчитываются фишки, и победителю выдаётся приз).
Логопед: Сегодня победителей гораздо больше, это и Незнайка,
который захотел учиться в школе, и все ребята, которые принимали активное
участие в нашем мероприятии. Молодцы! Спасибо вам!
Слайд 10Приложение 1
СЕНЬО
ЛАШКО
БЯТАРЕ
ЖБАДРУ
ДОРАСТЬ
Приложение 2
1.Своё весеннее расписание есть у чветов и у беревьев.
2. Ива чветёт в абреле, а ламдыш в гонце мая!
3. Никогда не зачветёт ядлоня раньше церёмухи, а церёмуха раньше дерёзы.
4. Фесной просто по чветучей фетке узнать, какой месяч в коду.
5. Если чветёт орежникэто абрель.
6. Если на дерёзе серёжка нацало мая, а чветением сирени сакацивается
фесна.Приложение 3