Занятие позволяет упражнять детей в словообразовании с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов; множественного числа имён существительных. Развивает артикуляционную, общую и мелкую моторику. Учит детей согласовать существительные с прилагательными, развивать фонематический слух, умение отвечать на вопросы по содержанию текста. Предназначено для детей старшего дошкольного возраста.
Занятие № 2. Тема: «Овощи. Звук и буква «У».
Задачи:
1. Упражнять детей в словообразовании с помощью уменьшительно – ласкательных
суффиксов;
2. Упражнять детей в образовании множественного числа имён существительных;
3. Развитие артикуляционной, общей и мелкой моторики;
4. Упражнять детей в согласовании существительных с прилагательными;
5. Развитие фонематического слуха;
6. Развивать умение отвечать на вопросы по содержанию текста;
Оборудование: картинки с артикуляционной гимнастикой, карточки с изображением
овощей, карточка со звуком «У».
Организационный момент. Сядет тот, кто назовёт любой овощ.
Сегодня мы на занятии будем говорить об овощах?
Игра «Назови ласково» (словообразование с помощью уменьшительно – ласкательных
суффиксов): огурец – огурчик; помидор – помидорчик.
Игра «Один – много» (образование множественного числа имён существительных): лук –
лучок; морковь – морковь; чеснок – чесночок.
Артикуляционная гимнастика.
улыбочка;
хоботок;
лопаточка;
змейка.
Игра «Назови цвет, форму» (согласование существительных с прилагательными).
Морковь (какая?) – оранжевая, треугольная;
Помидор (какой?) – круглый, красный;
Картофель (какой?) – круглый, белый;
Огурец (какой) – овальный, зелёный.
Физкультминутка.
Мы рыхлили, мы копали,
Дети имитируют работу с лопатой.
Наши ноженьки устали.
Топают ногами.
А теперь мы отдохнём.
Дети ложатся на коврик.
И опять копать пойдем.
Маршируют на месте.
Пальчиковая гимнастика «Овощи».
Собираем мы в лукошко
И морковку, и картошку.
Огурцы, фасоль, горох –
Урожай у нас не плох.
Закрепление характеристики звука «У».При произнесении звука «У» воздух изо рта выходит свободно. Губы при произнесении
звука вытягиваются в трубочку, похожи на кружок. Какой это звук? Положите руку на
горлышко, произнесите «У», горло дрожит, значит, звук произносится с голосом.
Игра «Поймай звук «У».
А, У, И, У, У, О, У.
Чтение, ответы на вопросы, пересказ.
КТО КАК ОДЕТ.
Дни стали ненастные, ночи холодеют. На огородах стали овощи убирать, чтобы не
попортились, не помёрзли. Сначала убрали огурцы – голыши. Потом лук в бумажных
рубашках. Потом бобы в шерстяных чулочках. Убрали репу, брюкву, редьку, морковку,
свёклу и разную петрушку.
Одна капуста осталась. Её позже всех убирают. У нее, у капусты, семьдесят одежек,
она холода не боится!
Вопросы:
1. Когда убирают овощи?
2. Какие овощи убрали с огородов?
3. Что осталось в огороде?
4. У капусты семьдесят одежек. Почему так говорят? (Ребёнок должен
вспомнить загадку о капусте).
Итог занятия.
С каким звуком познакомились на занятии?
Какие овощи вы запомнили?
В какие игры играли?
Что нового узнали?