Конспект логопедического занятия: Звуки [ч’]-[ц]. Буквы Ч,ч-Ц,ц.
Оценка 5
Разработки уроков
doc
дефектология
2 кл
21.02.2017
Конспект логопедического занятия представлен для фронтального занятия во 2 классе на базе школьного логопункта. Цель: Научить детей дифференцировать звуки изолированно, в слогах, в словах, в предложениях. Образовательные:
1.Закрепление понятий «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение».
2.Закрепление знаний о механизме образования звуков [ч’]-[ц].
3.Обогащение, уточнение и активизация словаря по теме: «Бабочки».
4.Формирование навыков различения звуков [ч’]-[ц].
Коррекционные:
1. Закрепление условно-рефлекторных связей на звуки [ч’] – [ц].
2. Закрепление отличительных параметров артикуляционных, акустических отличий в чужой и самостоятельной речи.
3. Дифференциация звуков [ч’] – [ц] в слогах, словах и предложениях.
4. Закрепление навыков контроля над правильным произношением в самостоятельной речи.
Воспитательные :
1. Воспитание интереса детей к занятиям.
2. Формирование коммуникативных умений: отвечать у доски, вести диалог.
Звуки [ч’]-[ц]. Буквы Ч,ч-Ц,ц..doc
Конспект логопедического занятия
(2 класс)
Тема: Звуки [ч’][ц]. Буквы Ч,чЦ,ц.
Цель: Научить детей дифференцировать звуки изолированно, в слогах, в
словах, в предложениях.
Задачи:
Образовательные:
1.Закрепление понятий «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение».
2.Закрепление знаний о механизме образования звуков [ч’][ц].
3.Обогащение, уточнение и активизация словаря по теме: «Бабочки».
4.Формирование навыков различения звуков [ч’][ц].
Коррекционные:
1. Закрепление условнорефлекторных связей на звуки [ч’] – [ц].
2. Закрепление отличительных параметров артикуляционных, акустических
отличий в чужой и самостоятельной речи.
3. Дифференциация звуков [ч’] – [ц] в слогах, словах и предложениях.
4. Закрепление навыков контроля над правильным произношением в
самостоятельной речи.
Воспитательные :
1. Воспитание интереса детей к занятиям.
2. Формирование коммуникативных умений: отвечать у доски, вести диалог.
Оборудование: зеркала, опорная таблица целеполагания, схемы анализа
артикуляции и характеристики звуков, картинный материал, слоговые
дорожки. №
п/п
1.
Этапы
Орг.
Момент
2.
Артикуля
ционная
гимнастика
3.
Тема занятия
Ход занятия
Действие логопеда
Действие детей
Здравствуйте, ребята. Слушайте
Здравствуйте.
внимательно, работайте
старательно. Повторяйте за
мной:
«Мы пришли на логопедическое
занятие. Мы внимательно
слушаем логопеда. Мы четко и
внятно произносим каждый звук.
Мы пишем красиво и аккуратно.
Мы проверяем каждую букву,
каждый слог, каждое слово».
Но, чтобы четко и правильно
произносить звуки, надо
подготовить речевой аппарат к
работе. Проведем
артикуляционную гимнастику.
Возьмите зеркала. Выполняем
следующие упражнения:
«рупор», «качели», «катушка»,
«горка», «грибочек», «чистим
нижние зубки», «лошадка»,
«почистим верхние зубки».
Молодцы!
Речевой аппарат мы
подготовили. А теперь
попробуйте сами
сформулировать тему нашего
занятия. Для этого отгадайте
загадку:
«Чуть выбравшись из кокона
Она вдруг превращается
Дети повторяют за
логопедом.
Дети берут зеркала и
выполняют
упражнения.
2 Из гусеницы в куколку,
А куколка – в красавицу».
(Картинка).
И еще одна загадка:
«Вьется, как веревка,
По листочку ловко,
Куколкой замрет вся,
Бабочкой проснется».
(Картинка).
Бабочка.
Гусеница.
Ребята, скажите какой пятый
звук в слове «бабочка»?
В слове «бабочка»
пятый звук [ч’].
А какой седьмой звук в слове
«гусеница»?
В слове «гусеница»
седьмой звук [ц].
Кто сформулирует тему нашего
Тема нашего занятия:
занятия?
звуки [ч’][ц].
Буквы Ч,ч Ц,ц.
Откройте тетради, запишите
число и тему сегодняшнего
Дети записывают тему
в тетрадь.
занятия.
А теперь все вместе определим
цели нашего занятия (опорная
таблица целеполагания):
1)правильно произносить звуки
[ч’][ц];
2)различать слова со звуками
[ч’][ц];
3)читать слоги и слова, в
которых есть буквы Ч,чЦ,ц;
4)составлять и записывать
предложения со словами, в
которых есть буквы Ч,чЦ,ц.
(Картинка).
Дети вместе с
логопедом определяют
цели занятия.
Чччч…
Как стрекочет кузнечик?
Цццц…
(Картинка).
3
4.
Целеполага
ния
5.
Произноше
ние звуков
в изолирован
ном виде 6.
Анализ
артикуляции
При произношении звука [ч’] в
каком положении находятся
губы?
При произношении
звука [ч’] губы
округлены, слегка
выдвинуты вперед.
При произношении звука [ч’]
между зубами есть щель, или
они сомкнуты?
При произношении
звука [ч’] между
зубами имеется щель.
При произношении звука [ч’] в
каком положении находится
язык?
При произношении звука [ч’]
какая воздушная струя?
При произношении звука [ч’],
что делают голосовые связки?
При произношении звука [ц] в
каком положении находятся
губы?
При произношении
звука [ч’] широкий
кончик языка
упирается в верхние
резцы (звучит [т’] ),
образуется смычка.
После взрыва смычки,
язык отходит от
верхних резцов,
образуется щель с
альвеолами. Средняя
часть спинки языка
поднята к твердому
небу. Мягкое небо
поднято.
При произношении
звука [ч’] воздушная
струя теплая
толчкообразная.
При произношении
звука [ч’] голосовые
связки не вибрируют.
При произношении
звука [ц] губы
находятся в
положении «улыбка»
4 При произношении звука [ц]
между зубами щель, или они
сомкнуты?
При произношении звука [ц] в
каком положении находится
язык?
При произношении звука [ц]
какая воздушная струя?
При произношении звука [ц], что
делают голосовые связки?
Скажите, в чем отличия
артикуляции звуков [ч’] и [ц]?
При произношении
звука [ц] между зубами
имеется щель.
При произношении
звука [ц] сначала
кончик языка
находится у основания
нижних резцов, затем
поднимается к
альвеолам верхних
резцов. Передняя и
средняя части спинки
языка опущены, задняя
часть спинки языка
поднята и упирается в
мягкое нёбо. Мягкое
небо поднято.
твердому нёбу.
При произношении
звука [ц] воздушная
струя толчкообразная,
холодная.
При произношении
звука [ц] голосовые
связки не вибрируют.
При произношении
звука [ч’] широкий
кончик языка
упирается в верхние
резцы (звучит [т’] ),
образуется смычка.
После взрыва смычки,
язык отходит от
верхних резцов,
образуется щель с
альвеолами. Средняя
часть спинки языка
5 поднята к твердому
небу. А при
произнесении звука [ц]
сначала кончик языка
находится у основания
нижних резцов, затем
поднимается к
альвеолам верхних
резцов. Передняя и
средняя части спинки
языка опущены, задняя
часть спинки языка
поднята и упирается в
мягкое нёбо.
7. Характерис
тика
звуков
Давайте дадим характеристику
звукам [ч’] и [ц].
Два человека запишут у доски,
Два человека пишут у
остальные записывают в
тетради.
доски, остальные
записывают в тетради.
Звук [ч’] какой – гласный или
согласный? Почему?
Звук [ч’] согласный,
потому что воздушная
Звук [ч’] какой – глухой или
звонкий? Почему?
струя встречает
преграду.
Звук [ч’] глухой,
потому что голосовые
связки не вибрируют.
Звук [ч’] какой – твердый или
Звук [ч’] мягкий.
мягкий? Почему?
А звук [ц] какой – гласный или
согласный ? Почему?
Звук [ц] согласный,
потому что воздушная
Звук [ц] какой – глухой или
звонкий? Почему?
струя встречает
преграду.
Звук [ц] глухой,
потому что голосовые
связки не вибрируют.
Звук [ц] какой – твердый или
Звук [ц] твердый.
6 мягкий? Почему?
Скажите, в чем отличия звуков
Звук[ч’]
[ч’] и [ц]?
мягкий, а звук [ц]
твердый.
8.
Связь звука
с буквой
Ребята, скажите, какой буквой
на письме обозначается звук
[ч’]?
А какой буквой на письме
обозначается звук [ц]?
На что похожа буква ”че”?
«Извивался червь в земле,
Ну совсем, как буква “че”.
(Картинка).
Ч – вы правильно решили
Пишут так же, как 4».
(Картинка).
На что похожа буква “це”?
«Вот какая буква Ц.
С коготочком на конце.
Коготок – царапка,
Как кошачья лапка».
(Картинка)
Звук [ч’] на письме
обозначается буквой
”че”.
Звук [ц] на письме
обозначается буквой
”це”.
На червя.
На кошачью лапку.
Из скольких элементов состоит
буква “че”?
Буква ”че” состоит из
2х элементов.
Из скольких элементов состоит
буква “це”?
Буква “це” состоит из
3х элементов.
Чем они отличаются?
Откройте тетради и запишите
букву “че” заглавную и
строчную, букву “це” заглавную
и строчную .
К вам прилетела бабочка, а на
крылышкахбуквы. Найдите те
У буквы “це” на один
элемент больше – это
«хвостик».
Дети пишут в тетради
задание.
Дети записывают.
7 9.
Развитие
фонемати
ческого слуха.
буквы, которые изучаем и
запишите в тетрадь.
Ребята, давайте поиграем в игру
«Поймай звук». Я буду
произносить звуки, а вы, когда
услышите звук [ч’], хлопните в
ладоши, а когда услышите звук
[ц], топните ногой.
Ж ш ц –ч б ч в б ц – ц –
н – ч – ч– н – з – ч – ц –л ц.
Я буду произносить слоги, а вы,
когда услышите слог со звуком
[ч’], хлопните один раз, а когда
услышите слог со звуком [ц],
хлопните два раза.
Ма – ча – цу – ич – цо – лму –
цве – бны – цку –вче – зва – чмы
–сли – цум –чик цак .
Я буду произносить слова, а вы,
когда услышите слово со
звуками [ч’] и [ц], поднимите
соответствующую карточку.
Бабочка, гусеница, таракан, жук,
пчела, цветок, весна, кузнечик,
порхает, червяк, кокон, муха
цокотуха.
Я буду говорить предложения, а
вы, когда услышите слова со
звуками [ч’] и [ц] поднимите
соответствующую карточку.
Дети хлопают и
топают.
Дети выполняют
задание.
Дети выполняют
задание.
Бабочки порхают над цветами, а
кузнечики стрекочут в траве.
Дети выполняют
задание.
Физминутка.
10
.
Ребята, сейчас мы немножко
отдохнем. Встаньте возле парты.
Дети выполняют
задание за логопедом.
8 Слушайте меня внимательно,
повторяйте за мной старательно.
Весною бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась.
Три – качнулась и присела
И к цветочкам полетела.
Молодцы! Садитесь на свои
места.
11 Дифференциа
ция: звуков в
слогах,
словах,
предложении.
1. Ребята, почитаем слоговые
Дети выполняют
дорожки.
Ча – ца, чу – цу, чо – цо,
че – це, ач – ац, уч – уц,
оч – оц, ич – иц.
задание.
Запишите слоги, которые
Дети записывают
запомнили.
2. Ребята прочитайте слово
правильно:
СЕНИЦАГУ
слоги.
Гусеница.
Скажите сколько звуков в слове
В слове «гусеница»
«гусеница»?
8 звуков.
На каком месте в слове
находится звук, который мы
Звук [ц] в слове щенок
находится на седьмом
изучаем?
месте.
Запишите это слово в тетради.
Дети записывают.
Ребята, я вам буду показывать
бабочек, а вы попробуйте
отгадать их названия.(Названия
бабочек на карточке).
Репница, пяденица
пятнистая, траурница,
лимонница,
боярышница,шашечниц
а красная, червонец
огненный..
9 Запишите в тетрадь названия
Дети записывают.
бабочек, которые вам
понравились тетради и
подчеркните изучаемые буквы.
Ребята, на поляну прилетели
бабочки, давайте их посчитаем.
3. Бабочка принесла вам
предложение. Но она так
спешила, слова разлетелись и
поменялись местами. Помогите
правильно расставить слова.
Одна бабочка, две
бабочки, три бабочки,
четыре бабочки, пять
бабочек.
Дети расставляют
слова в предложении.
А теперь запишите предложение
Дети записывают.
12
Работа над
текстом
в тетрадь.
Ребята, сейчас я вам прочитаю
текст, а вы внимательно
послушайте и запомните слова
со звуками [ч’] и [ц].
Гусеница.
Гусеница вылупляется из
личинки. С нею происходят
удивительные изменения. Она
свивает себе кокон из липкой
жидкости. Ее она вырабатывает
нижней губой. Эта жидкость
затвердевает на воздухе и
становится нитью. А многие
волосатые гусеницы прядут
кокон из своих волос. Потом из
кокона появляется бабочка. Она
живет своей взрослой жизнью.
Дети внимательно
слушают.
Ребята, назовите слова со
звуками [ч’] и [ц], которые вы
запомнили.
Дети называют слова и
пишут пропущенные
буквы.
10 Вставьте пропущенные буквы в
тексте.
13 Итог занятия
Ребята, расскажите с какими
звуками и буквами мы работали
сегодня на занятии.
Сегодня на занятии мы
работали со звуками
[ч’] и [ц] буквами “че”
В чем отличия артикуляции
звуков [ч’] и [ц]?
и “це”.
При произношении
звука [ч’] широкий
кончик языка
упирается в верхние
резцы (звучит [т’] ),
образуется смычка.
После взрыва смычки,
язык отходит от
верхних резцов,
образуется щель с
альвеолами. Средняя
часть спинки языка
поднята к твердому
небу. А при
произнесении звука [ц]
сначала кончик языка
находится у основания
нижних резцов, затем
поднимается к
альвеолам верхних
резцов. Передняя и
средняя части спинки
языка опущены, задняя
часть спинки языка
поднята и упирается в
мягкое нёбо.
Звук[ч’]
мягкий, а звук [ц]
Какие отличия в характеристике
твердый.
звуков [ч’] и [ц]?
Дети отвечают.
Какие слова вы запомнили со
звуками [ч’] и [ц]?
11 14
Оценка
Что было интересного на
занятии?
Занятие наше закончено. Вы
сегодня хорошо поработали.
Молодцы.
12
Конспект логопедического занятия: Звуки [ч’]-[ц]. Буквы Ч,ч-Ц,ц.
Конспект логопедического занятия: Звуки [ч’]-[ц]. Буквы Ч,ч-Ц,ц.
Конспект логопедического занятия: Звуки [ч’]-[ц]. Буквы Ч,ч-Ц,ц.
Конспект логопедического занятия: Звуки [ч’]-[ц]. Буквы Ч,ч-Ц,ц.
Конспект логопедического занятия: Звуки [ч’]-[ц]. Буквы Ч,ч-Ц,ц.
Конспект логопедического занятия: Звуки [ч’]-[ц]. Буквы Ч,ч-Ц,ц.
Конспект логопедического занятия: Звуки [ч’]-[ц]. Буквы Ч,ч-Ц,ц.
Конспект логопедического занятия: Звуки [ч’]-[ц]. Буквы Ч,ч-Ц,ц.
Конспект логопедического занятия: Звуки [ч’]-[ц]. Буквы Ч,ч-Ц,ц.
Конспект логопедического занятия: Звуки [ч’]-[ц]. Буквы Ч,ч-Ц,ц.
Конспект логопедического занятия: Звуки [ч’]-[ц]. Буквы Ч,ч-Ц,ц.
Конспект логопедического занятия: Звуки [ч’]-[ц]. Буквы Ч,ч-Ц,ц.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.