Конспект логопедического занятия: Звуки [ч’]-[ц]. Буквы Ч,ч-Ц,ц.
Оценка 5

Конспект логопедического занятия: Звуки [ч’]-[ц]. Буквы Ч,ч-Ц,ц.

Оценка 5
Разработки уроков
doc
дефектология
2 кл
21.02.2017
Конспект логопедического занятия: Звуки [ч’]-[ц]. Буквы Ч,ч-Ц,ц.
Конспект логопедического занятия представлен для фронтального занятия во 2 классе на базе школьного логопункта. Цель: Научить детей дифференцировать звуки изолированно, в слогах, в словах, в предложениях. Образовательные: 1.Закрепление понятий «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение». 2.Закрепление знаний о механизме образования звуков [ч’]-[ц]. 3.Обогащение, уточнение и активизация словаря по теме: «Бабочки». 4.Формирование навыков различения звуков [ч’]-[ц]. Коррекционные: 1. Закрепление условно-рефлекторных связей на звуки [ч’] – [ц]. 2. Закрепление отличительных параметров артикуляционных, акустических отличий в чужой и самостоятельной речи. 3. Дифференциация звуков [ч’] – [ц] в слогах, словах и предложениях. 4. Закрепление навыков контроля над правильным произношением в самостоятельной речи. Воспитательные : 1. Воспитание интереса детей к занятиям. 2. Формирование коммуникативных умений: отвечать у доски, вести диалог.
Звуки [ч’]-[ц]. Буквы Ч,ч-Ц,ц..doc
Конспект логопедического занятия  (2 класс) Тема: Звуки [ч’]­[ц]. Буквы Ч,ч­Ц,ц. Цель: Научить детей дифференцировать звуки изолированно, в слогах, в  словах, в предложениях.  Задачи: Образовательные:  1.Закрепление понятий «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение». 2.Закрепление знаний о механизме образования звуков [ч’]­[ц]. 3.Обогащение, уточнение и активизация словаря по теме: «Бабочки». 4.Формирование навыков различения звуков [ч’]­[ц].   Коррекционные:  1. Закрепление условно­рефлекторных связей на звуки [ч’] – [ц]. 2. Закрепление отличительных параметров артикуляционных, акустических  отличий в чужой и самостоятельной речи. 3. Дифференциация звуков [ч’] – [ц] в слогах, словах и предложениях. 4. Закрепление навыков контроля над правильным произношением в  самостоятельной речи. Воспитательные :  1. Воспитание интереса детей к занятиям. 2. Формирование коммуникативных умений: отвечать у доски, вести диалог. Оборудование: зеркала, опорная таблица целеполагания, схемы анализа  артикуляции и характеристики звуков, картинный материал, слоговые  дорожки. № п/п 1. Этапы Орг. Момент 2. Артикуля­ ционная гимнастика 3. Тема занятия Ход занятия Действие логопеда Действие детей Здравствуйте, ребята. Слушайте  Здравствуйте. внимательно, работайте старательно. Повторяйте за мной:  «Мы пришли на логопедическое занятие. Мы внимательно слушаем логопеда. Мы четко и внятно произносим каждый звук. Мы пишем красиво и аккуратно. Мы проверяем каждую букву, каждый слог, каждое слово».   Но, чтобы четко и правильно произносить звуки, надо подготовить речевой аппарат к работе. Проведем артикуляционную гимнастику.  Возьмите зеркала. Выполняем следующие упражнения: «рупор», «качели», «катушка», «горка», «грибочек», «чистим нижние зубки», «лошадка», «почистим верхние зубки». Молодцы! Речевой аппарат мы подготовили. А теперь попробуйте сами сформулировать тему нашего занятия. Для этого отгадайте загадку: «Чуть выбравшись из кокона Она вдруг превращается Дети повторяют за логопедом. Дети берут зеркала и выполняют упражнения. 2 Из гусеницы в куколку, А куколка – в красавицу». (Картинка). И еще одна загадка: «Вьется, как веревка, По листочку ловко, Куколкой замрет вся, Бабочкой проснется». (Картинка). Бабочка. Гусеница. Ребята, скажите какой пятый  звук в слове «бабочка»? В слове «бабочка» пятый звук [ч’]. А какой седьмой звук в слове  «гусеница»? В слове «гусеница» седьмой звук [ц]. Кто сформулирует тему нашего Тема нашего занятия: занятия? звуки [ч’]­[ц]. Буквы Ч,ч­ Ц,ц. Откройте тетради, запишите число и тему сегодняшнего Дети записывают тему в тетрадь. занятия. А теперь все вместе определим цели нашего занятия (опорная таблица целеполагания): 1)правильно произносить звуки [ч’]­[ц]; 2)различать слова со звуками [ч’]­[ц]; 3)читать слоги и слова, в  которых  есть буквы Ч,ч­Ц,ц; 4)составлять и записывать  предложения со словами, в  которых есть буквы Ч,ч­Ц,ц.     (Картинка). Дети вместе с логопедом определяют цели занятия. Ч­ч­ч­ч… Как стрекочет кузнечик? Ц­ц­ц­ц… (Картинка). 3 4. Целеполага­ ния 5. Произноше­ ние звуков в изолирован­ ном виде 6. Анализ артикуляции При произношении звука [ч’] в  каком положении находятся  губы? При произношении  звука [ч’] губы  округлены, слегка  выдвинуты вперед. При произношении звука [ч’] между зубами есть щель, или они сомкнуты? При произношении  звука [ч’] между  зубами имеется щель.   При произношении звука [ч’] в  каком положении находится  язык? При произношении звука [ч’] какая воздушная струя? При произношении звука [ч’], что делают голосовые связки? При произношении звука [ц] в каком положении находятся губы? При произношении звука [ч’] широкий кончик языка упирается  в верхние резцы (звучит [т’] ), образуется смычка. После взрыва смычки, язык отходит от верхних резцов, образуется щель с альвеолами. Средняя часть спинки языка поднята к твердому небу. Мягкое небо поднято. При произношении звука [ч’] воздушная струя теплая толчкообразная. При произношении звука [ч’] голосовые связки не вибрируют. При произношении звука [ц] губы находятся в положении «улыбка» 4 При произношении звука [ц] между зубами щель, или они сомкнуты? При произношении звука [ц] в каком положении находится язык? При произношении звука [ц] какая воздушная струя? При произношении звука [ц], что делают голосовые связки? Скажите, в чем отличия  артикуляции звуков [ч’] и [ц]? При произношении звука [ц] между зубами имеется щель. При произношении звука [ц] сначала кончик языка находится у основания нижних резцов, затем поднимается к альвеолам верхних резцов. Передняя  и средняя части спинки языка опущены, задняя часть спинки языка поднята и упирается в мягкое нёбо. Мягкое небо поднято.  твердому нёбу. При произношении звука [ц] воздушная струя толчкообразная, холодная. При произношении звука [ц] голосовые связки не вибрируют. При произношении звука [ч’] широкий кончик языка упирается  в верхние резцы (звучит [т’] ), образуется смычка. После взрыва смычки, язык отходит от верхних резцов, образуется щель с альвеолами. Средняя часть спинки языка 5 поднята к твердому небу. А при произнесении звука [ц] сначала кончик языка находится у основания нижних резцов, затем поднимается к альвеолам верхних резцов. Передняя  и средняя части спинки языка опущены, задняя часть спинки языка поднята и упирается в мягкое нёбо. 7. Характерис­ тика звуков Давайте дадим характеристику  звукам [ч’] и [ц]. Два человека запишут у доски, Два человека пишут у остальные записывают в тетради. доски, остальные записывают в тетради. Звук [ч’] какой – гласный или согласный?  Почему? Звук [ч’] согласный, потому что воздушная Звук [ч’] какой – глухой или звонкий? Почему? струя встречает преграду. Звук [ч’] глухой, потому что голосовые связки не вибрируют. Звук [ч’] какой – твердый или Звук [ч’] мягкий. мягкий? Почему? А звук [ц] какой – гласный или согласный ?  Почему? Звук [ц] согласный, потому что воздушная Звук [ц] какой – глухой или звонкий? Почему? струя встречает преграду. Звук [ц] глухой, потому что голосовые связки не вибрируют. Звук [ц] какой – твердый или Звук [ц] твердый. 6 мягкий? Почему? Скажите, в чем отличия звуков Звук[ч’] [ч’] и [ц]? ­ мягкий, а звук [ц] ­ твердый. 8. Связь звука с буквой Ребята, скажите, какой буквой на письме обозначается звук [ч’]? А какой буквой на письме обозначается звук [ц]? На что похожа буква ”че”? «Извивался червь в земле,  Ну совсем, как буква “че”. (Картинка). Ч – вы правильно решили­ Пишут так же, как 4». (Картинка). На что похожа буква “це”? «Вот какая буква Ц. С коготочком на конце. Коготок – царапка, Как кошачья лапка». (Картинка) Звук [ч’] на письме  обозначается буквой   ”че”. Звук [ц] на письме  обозначается буквой   ”це”. На червя. На кошачью лапку. Из скольких элементов состоит буква “че”? Буква ”че” состоит из  2­х элементов. Из скольких элементов состоит буква “це”? Буква “це” состоит из  3­х элементов. Чем они отличаются? Откройте тетради и запишите букву “че” заглавную и строчную, букву “це” заглавную и строчную . К вам прилетела бабочка, а на крылышках­буквы. Найдите те У буквы “це” на один  элемент больше – это  «хвостик». Дети пишут в тетради  задание. Дети записывают. 7 9. Развитие фонемати­ ческого слуха. буквы, которые изучаем и запишите в тетрадь. Ребята, давайте поиграем в игру «Поймай звук». Я буду произносить звуки, а вы, когда услышите звук [ч’], хлопните в ладоши, а когда услышите звук [ц], топните ногой. Ж ­ ш ­ ц –ч­ б ­ ч ­  в ­ б ­ ц – ц – н – ч – ч– н – з – ч – ц –л­ ц. Я буду произносить слоги, а вы,  когда услышите слог со звуком  [ч’], хлопните один раз, а когда  услышите слог со звуком [ц],  хлопните два раза. Ма – ча – цу – ич – цо – лму –  цве – бны – цку –вче – зва – чмы  –сли – цум –чик ­ цак . Я буду произносить слова, а вы,  когда услышите слово со  звуками [ч’] и [ц], поднимите   соответствующую карточку. Бабочка, гусеница, таракан, жук, пчела, цветок, весна, кузнечик,   порхает, червяк, кокон, муха­ цокотуха. Я буду говорить предложения, а  вы, когда услышите слова со  звуками [ч’] и  [ц] поднимите  соответствующую карточку. Дети хлопают и  топают. Дети выполняют  задание. Дети выполняют  задание. Бабочки порхают над цветами, а кузнечики стрекочут в траве. Дети выполняют  задание. Физминутка. 10 . Ребята, сейчас мы немножко отдохнем. Встаньте возле парты. Дети выполняют  задание за логопедом. 8 Слушайте меня внимательно, повторяйте за мной старательно.  Весною бабочка проснулась, Улыбнулась, потянулась. Раз – росой она умылась, Два – изящно покружилась. Три – качнулась и присела И к цветочкам полетела.     Молодцы! Садитесь на свои  места. 11 Дифференциа­ ция: звуков в слогах, словах, предложении. 1. Ребята, почитаем слоговые Дети выполняют дорожки. Ча – ца, чу – цу, чо – цо,  че – це, ач – ац, уч – уц,  оч – оц, ич – иц. задание. Запишите слоги, которые Дети записывают запомнили. 2. Ребята прочитайте слово правильно: СЕ­НИ­ЦА­ГУ слоги. Гусеница. Скажите сколько звуков в слове В слове «гусеница» «гусеница»?  8 звуков. На каком месте в слове находится звук, который мы  Звук [ц] в слове щенок находится на седьмом изучаем? месте. Запишите это слово в тетради. Дети записывают. Ребята, я вам буду показывать бабочек, а вы попробуйте отгадать их названия.(Названия бабочек на карточке). Репница, пяденица пятнистая, траурница, лимонница, боярышница,шашечниц а красная, червонец огненный.. 9 Запишите в тетрадь названия Дети записывают. бабочек, которые вам понравились тетради и подчеркните изучаемые буквы. Ребята, на поляну прилетели бабочки, давайте их посчитаем.  3. Бабочка принесла вам предложение. Но она так спешила, слова разлетелись и поменялись местами. Помогите правильно расставить слова. Одна бабочка, две бабочки, три бабочки, четыре бабочки, пять бабочек. Дети расставляют слова в предложении. А теперь запишите предложение Дети записывают. 12 Работа над текстом в тетрадь. Ребята, сейчас я вам прочитаю текст, а вы внимательно послушайте и запомните слова со звуками [ч’] и [ц]. Гусеница. Гусеница вылупляется из личинки. С нею происходят удивительные изменения. Она свивает себе кокон из липкой жидкости. Ее она вырабатывает нижней губой. Эта жидкость затвердевает на воздухе и становится нитью. А многие волосатые гусеницы прядут кокон из своих волос. Потом из кокона появляется бабочка. Она живет своей взрослой жизнью.  Дети внимательно слушают. Ребята, назовите слова со звуками [ч’] и [ц], которые вы запомнили. Дети называют слова и  пишут пропущенные  буквы. 10 Вставьте пропущенные буквы в тексте. 13 Итог занятия Ребята, расскажите с какими  звуками и буквами мы работали  сегодня на занятии. Сегодня на занятии мы работали со звуками [ч’] и [ц] буквами “че” В чем отличия артикуляции звуков [ч’] и [ц]? и “це”. При произношении звука [ч’] широкий кончик языка упирается  в верхние резцы (звучит [т’] ), образуется смычка. После взрыва смычки, язык отходит от верхних резцов, образуется щель с альвеолами. Средняя часть спинки языка поднята к твердому небу. А при произнесении звука [ц] сначала кончик языка находится у основания нижних резцов, затем поднимается к альвеолам верхних резцов. Передняя  и средняя части спинки языка опущены, задняя часть спинки языка поднята и упирается в мягкое нёбо. Звук[ч’] ­ мягкий, а звук [ц] ­ Какие отличия в характеристике твердый. звуков [ч’] и [ц]? Дети отвечают. Какие слова вы запомнили со звуками [ч’] и [ц]? 11 14 Оценка Что было интересного на занятии? Занятие наше закончено. Вы сегодня хорошо поработали. Молодцы. 12

Конспект логопедического занятия: Звуки [ч’]-[ц]. Буквы Ч,ч-Ц,ц.

Конспект логопедического занятия: Звуки [ч’]-[ц]. Буквы Ч,ч-Ц,ц.

Конспект логопедического занятия: Звуки [ч’]-[ц]. Буквы Ч,ч-Ц,ц.

Конспект логопедического занятия: Звуки [ч’]-[ц]. Буквы Ч,ч-Ц,ц.

Конспект логопедического занятия: Звуки [ч’]-[ц]. Буквы Ч,ч-Ц,ц.

Конспект логопедического занятия: Звуки [ч’]-[ц]. Буквы Ч,ч-Ц,ц.

Конспект логопедического занятия: Звуки [ч’]-[ц]. Буквы Ч,ч-Ц,ц.

Конспект логопедического занятия: Звуки [ч’]-[ц]. Буквы Ч,ч-Ц,ц.

Конспект логопедического занятия: Звуки [ч’]-[ц]. Буквы Ч,ч-Ц,ц.

Конспект логопедического занятия: Звуки [ч’]-[ц]. Буквы Ч,ч-Ц,ц.

Конспект логопедического занятия: Звуки [ч’]-[ц]. Буквы Ч,ч-Ц,ц.

Конспект логопедического занятия: Звуки [ч’]-[ц]. Буквы Ч,ч-Ц,ц.

Конспект логопедического занятия: Звуки [ч’]-[ц]. Буквы Ч,ч-Ц,ц.

Конспект логопедического занятия: Звуки [ч’]-[ц]. Буквы Ч,ч-Ц,ц.

Конспект логопедического занятия: Звуки [ч’]-[ц]. Буквы Ч,ч-Ц,ц.

Конспект логопедического занятия: Звуки [ч’]-[ц]. Буквы Ч,ч-Ц,ц.

Конспект логопедического занятия: Звуки [ч’]-[ц]. Буквы Ч,ч-Ц,ц.

Конспект логопедического занятия: Звуки [ч’]-[ц]. Буквы Ч,ч-Ц,ц.

Конспект логопедического занятия: Звуки [ч’]-[ц]. Буквы Ч,ч-Ц,ц.

Конспект логопедического занятия: Звуки [ч’]-[ц]. Буквы Ч,ч-Ц,ц.

Конспект логопедического занятия: Звуки [ч’]-[ц]. Буквы Ч,ч-Ц,ц.

Конспект логопедического занятия: Звуки [ч’]-[ц]. Буквы Ч,ч-Ц,ц.

Конспект логопедического занятия: Звуки [ч’]-[ц]. Буквы Ч,ч-Ц,ц.

Конспект логопедического занятия: Звуки [ч’]-[ц]. Буквы Ч,ч-Ц,ц.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.02.2017