Конспект мероприятия на неделе русского языка «Путешествие в страну Лингвинию»
Цель внеклассного мероприятия:
совершенствовать знания, умения и навыки владения русской речью.
Задачи:
Образовательные:
актуализировать знания учащихся; расширять кругозор учащихся по предмету, обогащать словарный запас.
Развивающие:
развивать творческие способности, коммуникативные умения, правильную речь учащихся, логическое мышление.
Воспитательные:
воспитывать познавательный интерес к изучению русского языка.
Оборудование: карточки с заданиями для команд, интерактивная доска, видео (мультфильм).
Конспект мероприятия на неделе русского языка
«Путешествие в страну Лингвинию»
Цель внеклассного мероприятия:
совершенствовать знания, умения и навыки владения русской речью.
Задачи:
Образовательные:
актуализировать знания учащихся; расширять кругозор учащихся по предмету,обогащать словарный запас.
Развивающие:
развивать творческие способности, коммуникативные умения, правильную речь
учащихся, логическое мышление.
Воспитательные:
воспитывать познавательный интерес к изучению русского языка.
Оборудование: карточки с заданиями для команд, интерактивная доска, видео
(мультфильм).
Ведущий. Мы с вами оказались в необыкновенной стране, в королевстве Лингвинии. А
вот и сама королева. Встречайте. (Входит королева в сопровождении подданных.
Стоящие на сцене раскланиваются, девушки склоняются в книксене. У девушек в
руках веера, юноши при шпагах. Королева усаживается на трон.)
Королева. Уважаемые господа! Сегодня мы собрались с вами на очередное
заседание нашего учёного совета, на котором предстоит выслушать послов из
подвластных нам графств и княжеств. (Члены учёного совета занимают места.)
Камергер. Посол из графства Фонетики барон Фон Звук.
(Вошедший барон раскланивается с королевой и приступает к докладу.)
Барон. Ваше Величество, рассудите спор, возникший в нашем графстве. Этому
спору уже тысяча лет, а спорщики всё не угомонятся.
Королева. В чём суть спора?
Барон. Виновники спора здесь, Ваше Величество. Пусть сами расскажут о своих
разногласиях.
(Входят два ученика – один Ь, другой – Ъ. Разыгрывается сценка.)
Не чересчур ли ты добряк? –
Так знаку Мягкому промолвил
Твёрдый знак.
Слова и буквы ты всегда смягчить стремишься.
Нет. В алфавит ты не годишься!
Кто б говорил, но ты б уж помолчал! –
Знак Мягкий Твёрдому на это отвечал.
Ты твёрд и груб.
Как суковатый дуб.
Давнымдавно пора, как букву ять,
Тебя из азбуки изъять.
Рассудите, Ваше Величество, кто из нас важнее?
Королева. Давайте выслушаем профессора фонетики. Ваша честь, кто прав в
данном споре?Профессор. (Встаёт, кланяется королеве и, обращаясь к спорщикам,
говорит):
Друзья, ваш разговор – никчемные слова.
Вы оба хороши, достойны оба чести,
Когда стоите в нужном месте.
А чтобы вы не спорили, вам надлежит стоять в разных местах: вам, уважаемый
Твёрдый Знак, после приставок на согласную перед буквами е, ё, ю, я. А вам,
милостивый государь, в корне слова перед теми же гласными и ещё перед
буквой и. И тогда не будет больше между вами спора.
(Знаки раскланиваются и уходят. Профессор садится на место.)
Королева. Господа, я хочу проверить вашу фонетическую эрудицию. Мы с
профессором загадаем вам загадку, и тот, кто не справится с ней, поедет в
графство Фонетики на стажировку. (Присутствующим раздаются листки и
ручки и предлагается выполнить фонетическую задачу.)
Профессор. Шёл по дороге старик, а навстречу ему боец. «Здравствуй, отец»,
говорит боец. А старик ему в ответ: «Здорово, служивый! Только зовут меня не
отец, а так, что с любого конца это слово читай – всё значение одинаковое. И имя
у меня такое же: хочешь, слева направо читай, хочешь – наоборот, всё
одинаково. И живу я в таком домике, что значение его не изменится, хоть как
читай. Около домика растёт растение с чудесным названием, что можно тоже как
угодно читать. И имя моей бабки с тем же свойством. А когда я в армии служил,
то меня опять таки называли таким именем, что читай хоть справа, хоть слева –
всё одинаково. Вот и разгадай».
Как называют старика?
Как его имя?
Где живёт старик?
Что за растение растёт возле его домика?
Как зовут бабку старика? (Дед. Тит, шалаш, боб, Анна, казак.)
(Вбегает фельдъегерь с письмом в руках . Отходит.
Королева (вскрывает письмо, читает его и с гневом обращается к учёному
совету). Да, безобразия творятся в моём королевстве. Завелись вредители, от
которых нам необходимо избавиться, иначе всё наше королевство исчезнет. Вот
полюбуйтесь. (Отдаёт письмо профессору Орфографии).
Профессор Орфографии (читает)
Пришло письмишко мне,
Гляжу –
Из лагеря, от Мишки.
Здесь чудный лук и я лижу
Написано в письмишке.
Лук лижет?! Что за чудеса?
Наверно, шутит, плут.Читаю дальше:
Здесь лиса, красивый длинный прут…
На днях в лесу нашёл я грусть и очень был доволен…
Нет, нет, не шутит он! Боюсь,
Мой друг смертельно болен.
Вернётся – надо полечить:
Заставить правила учить.
Да, грустные вести из графства Орфографии. Ну что ж, попытаемся
помочь. (Ученикам 5го класса раздаются листочки с текстом письма и
предлагается исправить написанное. Звание Умника получает тот, кто
быстро и правильно исправил ошибки. Ему надевают ленту как знак особого
расположения королевы и приглашают на заседание учёного совета.)
(Среди учёных слышатся всхлипывания.)
Королева. Милая лексика, в чём причина ваших слёз?
Лексика. Ваше Королевское величие, недавно я слышала разговор двух друзей и
не смогла удержаться от слёз.
Королева. Что вас так расстроило? Может быть, мы сможем помочь?
Лексика. А вот послушайте. (Входят двое друзей. Разыгрывается диалог.)
«Встретил я одного приятеля. Давно не виделись с ним!..
Как живёшь? – спрашиваю.
Нормально, отвечает.
А с учёбой как?
Нормально.
Ты, говорят, болел. Теперь всё в порядке?
Нормально.
Хорошо, значит?
Ну я ж говорю – нормально.
Странно ты говоришь…
Почему? Нормально.
Ты считаешь – нормально?
Нормально.
Да, грустно подумал я, простившись с приятелем. – Странно. Я ведь когдато был
вполне нормальным человеком!»
Лексика. Вот какая беда в моём графстве. Разучились люди общаться, говорить
друг с другом и радовать друг друга своей речью.
(Встаёт принц Этикет): Разрешите, Ваше Королевское величество, слово
сказать!
Королева. Говори. Что ещё случилось?Этикет. Та же беда. Люди не просто не хотят общаться, а забыли самые важные
слова. Мне мой знакомый граф рассказывал такой случай.
(Читает
стихотворение А. Шибаева «Дорогие слова».) Я попрошу всех, чтобы невежи
нас услышали, громко говорить те слова, которые они забыли.
Дядя Саша огорчён.
Рассказал он вот о чём.
Видел Настюоктябрёнка
я на улице сейчас.
Настя славная девчонка.
Настя ходит в первый класс.
Но…давно уже от Насти
Я не слышу слова…
А словото какое –
Очень дорогое!
Встретил Витю я, соседа.
Встреча грустная была:
На меня он, как торпеда,
Налетел изза угла!..
Но представьте! – зря от Вити
Ждал я слова…
А словото какое –
Очень дорогое!
Он про внучку говорил:
Экая досада!
Я портфель ей подарил.
Вижу: очень рада!
Но нельзя ж молчать, как рыба
Ну сказала бы…
Словото какое –
Очень дорогое!
Королева. Что скажет наш учёный совет?
Председатель учёного совета. Эта беда поправима. Следует не забывать о
вежливости, учтивости и не стесняться употреблять вежливые слова. А ребята
нам сейчас доказали, что они знают такие слова, но забывают их употреблять.
Помните: вежливость – показатель воспитанности.
(Появляется новое лицо.)
Граф Пунктуан. Уважаемая Королева Лингвинии! Прокралась беда и в моё
графство.Королева. Расскажите, милый граф, о вашем беспокойстве, может быть, мы чем
нибудь поможем.
Граф. (рассказывает историю А. Каневского «О пользе знаков препинания»).
Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений, искал
фразы попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли.
Потом он потерял знак восклицательный и знак вопросительный и перестал
задавать всякие вопросы. Никакие события не вызывали его любопытства, где бы
они ни происходили – в космосе, на Земле или даже в собственной квартире.
Ещё через пару лет он потерял двоеточие и перестал объяснять людям свои
поступки.
А к концу жизни у него остались только кавычки. Он не высказывал ни
одной собственной идеи, он всё время когонибудь цитировал: так он совсем
перестал мыслить и дошёл до точки.
И вот, Ваше Величество, какая неразбериха от этого произошла
(протягивает королеве письмо).
Королева (читает письмо вслух).
Кисель там варят из резины
там шины делают из глины
кирпич там жгут из молока
творог готовят из песка
стекло там плавят из бетона
плотины строят из картона
обложка там из чугуна
там варят сталь из полотна
кроят рубахи из пластмассы
посуду делают из пряжи
прядут там нитки из сукна
костюмы шьют из казана
едят там вилками компот
там пьют из чашки бутерброд
из мяса с сыром там котлеты
из мяса свежего конфеты
с начинкой сладкой суп с фасолью
в тарелках всё там варят с солью
в реке там рыба на бугре
мычит корова в конуре
собака лает на заборе
поёт синичка в коридоре
играют дети на стене
висит картина на окне
узоры инея в печуркегорят дрова в руках девчурки
нарядная там кукла в клетке
ручной щегол поёт салфетки
там на столе лежат коньки
к зиме готовят там очки
лежат для бабушки тетрадки
всегда содержатся в порядке.
(Королева хватается за голову и с криком «Ужас» падает в обморок.)
Граф Пунктуан (обращается к совету). Только вы можете спасти Королеву и всё
королевство Лингвинию. Верните назад знаки препинания в данном послании
(раздаются группам части стихотворения. Королеву приводят в чувство. Когда
работа выполнена, читают королеве).
Королева. Благодарю вас, господа. Вы не дали погибнуть нашему королевству и
доказали, что есть ещё грамотные люди в нашем государстве. Писарь, пишите указ по
всему королевству. (Королева диктует, а писарь пишет.)
Мал язык, да всем телом владеет. А посему приказываю:
1. русский язык – язык великой страны, язык великого народа, поэтому его надо
беречь;
2. пополнять свой словарный запас;
3. уважать знаки препинания и помнить о том, что от них иногда зависит судьба
человека, страны;
4. любить свой язык и помнить, что это самое богатое культурное наследие.
Данный указ соблюдать неукоснительно. Тех, кто не соблюдает указ и нарушает
принятые пункты, подвергать жестокому наказанию.
Указ подписывается всеми членами учёного совета и присутствующими.
Королева удаляется, вслед за ней уходят все участники заседания.)