Подготовительная работа: знакомство и изучение музыкальных инструментов, разучивание песни И. Русских «Паровозик»
Цель: развивать музыкальные способности детей через разные виды деятельности, развивать музыкальное восприятие, обогащать музыкальные впечатления, показать преемственность в работе музыкального руководителя и воспитателя в освоении детьми программы.
Образовательные задачи:
формировать представления о звуке
учить правильному овладению певческими навыками.
продолжать закреплять названия музыкальных инструментов
Развивающие задачи:
развитие музыкального слуха, внимания, памяти
развитие дыхательной и артикуляционной систем
развивать воображение детей
развивать внимание и логику
развивать мелкую моторику рук
развивать правильное интонирование
Воспитательные задачи:
воспитание умения эмоционального самовыражения, раскрепощенности и творчества в движениях
Словарная работа: колебание, вибрация
Оборудование и методическое обеспечение:
- музыкальный центр
- фонограммы Вальс№7 Ф.Шопена; Леонид Коган – концерт для скрипки с оркестром соль минор; Игорь Русских «Паровозик»
- расческа, ложка, игрушечные кастрюльки, резиновые колечки (канцелярские) – на каждого ребенка
- ноутбук
- столы
Цель: знакомство с новыми словами «колебание», «вибрация»
Конспект музыкального занятия «Добро пожаловать в страну
музыкальных звуков»
Подготовительная работа: знакомство и изучение музыкальных
инструментов, разучивание песни И. Русских «Паровозик»
Цель: развивать музыкальные способности детей через разные виды
деятельности, развивать музыкальное восприятие, обогащать
музыкальные впечатления, показать преемственность в работе
музыкального руководителя и воспитателя в освоении детьми
программы.
Образовательные задачи:
формировать представления о звуке
учить правильному овладению певческими навыками.
продолжать закреплять названия музыкальных инструментов
Развивающие задачи:
развитие музыкального слуха, внимания, памяти
развитие дыхательной и артикуляционной систем
развивать воображение детей
развивать внимание и логику
развивать мелкую моторику рук
развивать правильное интонирование
Воспитательные задачи:
воспитание умения эмоционального самовыражения,
раскрепощенности и творчества в движениях
Словарная работа: колебание, вибрация
Оборудование и методическое обеспечение:
музыкальный центр фонограммы Вальс№7 Ф.Шопена; Леонид Коган – концерт для
скрипки с оркестром соль минор; Игорь Русских «Паровозик»
расческа, ложка, игрушечные кастрюльки, резиновые колечки
(канцелярские) – на каждого ребенка
ноутбук
столы
Цель: знакомство с новыми словами «колебание», «вибрация»
Музыкальный руководитель: Добрый день, дорогие дети!
Давайте мы с вами вежливо поздороваемся. ( дети проговаривают с
муз. руководителем «вежливые слова»). А вы знаете, что все
звуки происходят от колебаний –быстрого дрожания воздуха, то
есть вибрация. Давайте, все вместе скажем эти новые слова
«колебание» и «вибрация». Способов заставить колебаться
воздух не так уж много. Потому – то все музыкальные
инструменты делятся всего на несколько видов. В одни
инструменты бьют или их трясут. В другие дуют. А третьи
щиплют за струны или водят по ним смычком. В четвертые что
делают? (муз. рук. подводит к ответу «нажимают на клавиши»,
путем мимического показа)
2 часть (2мин.)
Цель: Закрепление пройденных тем.
Музыкальный руководитель: Давайте вспомним, какие
музыкальные инструменты мы знаем.
Дети называют по картинкам знакомые инструменты: бубен,
барабан, треугольник, кларнет, саксофон, дудочка, флейта, труба,
скрипка, виолончель, гитара, контрабас, арфа, пианино, орган.
(Если дети затрудняются назвать, муз. рук. помогает)
2. Основная часть
1часть (5мин.) Проведение опытаЦель: С помощью исследования показать детям механизм
извлечения звука из муз. инструментов
Музыкальный руководитель: Дрожание воздуха называют
колебаниями, или вибрацией. Сейчас мы узнаем, как различные
инструменты порождают вибрацию воздуха.
Перед вами лежат расчески, оберните ее пергаментной
бумагой, прижмите ее ко рту и попробуйте пропеть звуки.
Чувствуете, как бумага колеблется и щекочет губы?
А теперь берем мисочки и ложки. Кончики пальцев приложите
к мисочке, чувствуете вибрацию? Так играет треугольник.
А теперь натянем резинки на пальчики и легонько подергаем за
него. Делаем мы это осторожно, чтобы резинка не
соскользнула с пальцев и не поранила вас. Внимательно
посмотрите на резинку, оберегая глаза. Видите, как резинка
колеблется. Если дернуть посильней, только осторожно,
вибрация усиливается, а звук становится громче. Так играет
гитара.
Приложите пальцы к горлу, чувствуете вибрацию? Оказывается,
когда мы говорим или поем у нас тоже происходит… (дети
должны сами сделать вывод).
2часть (7мин.) ИКТ.
Проводится музыкально – дидактическая игра «Назови лишний
инструмент».
Цель: С помощью игры развивать внимание и логику детей,
закрепить названия инструментов.
Музыкальный руководитель: Дети, мы все уже знаем названия
многих музыкальных инструментов, знаем родство муз.
инструментов. Посмотрите внимательно на экран и назовите
один лишний инструмент.
Предполагаемый ответ: Барабан и колокольчикМузыкальный руководитель: Почему?
Предполагаемый ответ: Потому, что барабан не относится к
клавишным, а колокольчик не является духовым.
Музыкальный руководитель: Посмотрите на второй слайд и
назовите лишний инструмент
Предполагаемый ответ: Гармошка и фортепиано( при правильном
ответе муз. рук хвалит детей)
Музыкальный руководитель: Молодцы! А теперь подумаем
почему?
Предполагаемый ответ: Гармошка не относится к струнным, а
фортепиано является клавишным инструментом.
Музыкальный руководитель: Молодцы! Посмотрите
внимательно и подумайте, почему труба лишняя, а фортепиано
не лишнее?
Предполагаемый ответ: У фортепиано тоже имеются струны, а
труба духовой инструмент. (Если дети затрудняются с ответом,
то муз. рук. постепенно подводит к правильному ответу: У
трубы нет струн, а у фортепиано, давайте вспомним, что
находится внутри этого инструмента? Правильно имеются
струны по, которым стучат молоточки).
Музыкальный руководитель: Теперь очень внимательно
посмотрите и подумайте почему один из этих инструментов
лишний. (Если дети затрудняются, то обращаю их внимание на
размеры и габариты)
Предполагаемый ответ: Скрипку держат в руке, а все
остальные инструменты стоят на полу.
3часть (1 мин.) Пальчиковая гимнастика.
Цель: развитие мелкой моторики в сочетании с музыкой;
будить воображение детей.Музыкальный руководитель: Дети, чем и как играют на
скрипке? Давайте покажем пальчиками, как это делается.
Активно двигаем пальчиками левой руки и водим правой
рукой, как бы смычком по струнам. ( Звучит Леонид Коган –
концерт для скрипки с оркестром соль минор)
А теперь покажем, как играют на фортепиано. (Звучит в записи
Вальс №7 Ф. Шопена)
(1мин.) Дыхательное упражнение
Цель: будить воображение детей, активизировать дыхательный
аппарат, работа над дыханием, артикуляцией.
Музыкальный руководитель: Дети, покажите – ка мне как
дуют в трубу. Что мы должны сделать, чтобы наше дыхание не
прерывалось как можно дольше?
Предполагаемый ответ: Нужно набрать носом, как можно
больше воздуха в легкие и выпускать его медленно, по мере
выдыхания.
(1мин.) Распевка
Музыкальный руководитель: В трубу подули, а теперь тихо –
тихо продудим в трубу. Затем, постепенно увеличивая звук.
Дети, что происходит, когда мы своим голосом изображаем
трубу? Приложите пальцы к горлу и скажите, что вы
чувствуете?
Предполагаемый ответ: Колебание
Музыкальный руководитель: Правильно, колебание или по
другому вибрацию. Звук появляется, когда наши связки
вибрируют. Или звук появляется когда воздух колеблется.
(6мин.) Пение
Цель: Развивать правильное интонирование, учить правильному
овладению певческими навыками. Учить эмоциональному
отклику.Музыкальный руководитель: Паровозик, паровозик,
Нас из сказки в сказку возит
Видим реки и леса
И, конечно, чудеса!
Какую песню Вам напомнили эти строчки?
Предполагаемый ответ: «Паровозик»
Музыкальный руководитель: Верно! Давайте вспомним, кто
написал эту чудесную песенку
Предполагаемый ответ: Игорь Русских Кировский поэт,
композитор, авторисполнитель.
Музыкальный руководитель: Какой у нее характер?
Предполагаемый ответ: Веселый, задорный…
Музыкальный руководитель: Как мы должны петь эту
песенку?
Предполагаемый ответ: Легко. Брать дыхание носом и
задержать его у нас в животе. Как только, зазвучит музыка, мы
должны начать петь под музыку.
3 Рефлексия (1 мин.)
Музыкальный руководитель: Дети, какие новые слова мы
сегодня узнали?
Предполагаемый ответ: Вибрация и колебание.
Музыкальный руководитель: Как происходит звук, за счет
чего?
Предполагаемый ответ: звук происходит, когда воздух
колеблется.
Музыкальный руководитель: Что происходит, когда мы
ударяем палочкой по барабану или дергаем за струну? (Еслидети затрудняются) Что происходит, когда мы ударяем
ложечкой по мисочке?
Предполагаемый ответ: Вибрация (при правильном ответе –
молодцы! Как хорошо Вы поняли наш материал!)
Музыкальный руководитель: Значит когда ударяем по
барабану или дергаем за струну происходит…?
Предполагаемый ответ: Вибрация
Музыкальный руководитель: Сколько многого мы сегодня узнали
с вами. Я хочу задать вам вопрос, понравилось ли вам сегодня
окунуться в мир звуков или нет? Если да – позвените в колокольчик,
если нет – постучите по ксилофону.
Ответ детей.
Музыкальный руководитель: Ребята, я хочу вам пожелать всего
доброго. Пусть ваше настроение будет таким же приподнятым и
радостным, как этот замечательный день!
Дети уходят из зала вместе с музыкальным руководителем.