Конспект урока по литературному чтению для обучающихся 4 класса разработан по программе "Начальная школа 21 века», автор учебника Ефросинина Л. А. (научный руководитель В.Ф. Виноградова ) . Содержит цели, задачи, характеристику деятельности учащихся, планируемые результаты, методы и формы работы, универсальный учебные действия.
Произведения
Михаила Юрьевича Лермонтова (5 ч)
Дата: 21.10.18
Урок 30.
Тема: М.Ю. Лермонтов. «Горные вершины...», «Утёс»
Цели урока: развитие читательских умений (овладение основными видами устной и письменной
литературной речи: способностью воспринимать текст произведения, слушать и слышать
художественное слово, читать вслух и молча, понимать читаемое на уровне не только фактов, но и
смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональное отношение); воссоздавать в своём
воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события).
Задачи:
Образовательные:
Учебные задачи:
• познакомить с новыми темами стихов М.Ю. Лермонтова (о Родине, природе);
• дать представление о жанрах произведений поэта (стихи, песни, сказки);
• закрепить понятия «рифма», «строфа», «пауза», «логическое ударение»;
• отрабатывать навык выразительного чтения;
• учить выразительному чтению стихов М.Ю. Лермонтова.
Учебные умения:
• называть произведения М.Ю. Лермонтова;
• определять тему и жанр произведений;
• выделять эпитеты, сравнения, метафоры и олицетворения в произведениях поэта;
• читать выразительно и наизусть произведения М.Ю. Лермонтова;
• сравнивать стихи русских поэтов о Родине (С. Никитин, М.Ю. Лермонтов, С.Д. Дрожжин).
Развивающие:
развивать логическое мышление учащихся, творческое воображение,
выразительную речь;
умения и навыки анализа басен, поиск главного, стиль речи; развивать скорость техники чтения.
Воспитательные:
воспитывать интерес к предмету;
воспитательные возможности текста.
Характеристика деятельности учащихся:
Выразительно читать стихотворение М.Ю.Лермонтова «Парус», передавая интонационный рисунок
(грусть, удивление).
Выполнять задания в учебнике и тетради.
Сравнивать стихотворения М.Ю.Лермонтова (работа с таблицей на листочках):
Заглавие
Тема
строфа
эпитеты
Универсальные учебные действия:
познавательные УУД:
ориентироваться в учебнике (в условных обозначениях);
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
регулятивные:
учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
учиться работать по плану.
Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого
текста);
слушать и понимать речь других.
Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная, коллективная, групповая; словесный,
практический.
Оборудование: запись на доске, портрет.
Ход урока
1.Проверка домашнего задания.
• Чтение наизусть выбранных стихотворений М.Ю. Лермонтова.
•
Рассматривание книг о Москве; творческая работа: короткий рассказ «Что значит для меня
Кремль».
• Сравнение своих работ со словами стихотворения М.Ю. Лермонтова «Москва, Москва!.. Люблю
тебя как сын...», образно раскрывающими и конкретизирующими смысл его признания люблю.
2.Самостоятельная работа со стихотворением М.Ю. Лермонтова «Горные вершины...»: чтение,
моделирование обложки.
3.Выразительное чтение, выполнение заданий в учебнике и тетради под руководством учителя,
чтение статьи «Обратите внимание» в учебнике.
4.Работа со стихотворением М.Ю. Лермонтова «Утёс».
• Слушание текста (читает учитель).
• Выполнение заданий к тексту.
• Чтение статьи «Обратите внимание».
5.Упражнение в выразительном чтении стихотворения.
6. Задание на дом (по выбору): выучить наизусть стихотворение М.Ю. Лермонтова «Утёс»;
выполнить задания в тетради к стихотворению М.Ю. Лермонтова «Утёс».