Создать условия для ознакомления с географическим положением зоны лесов, с частями лесов: тайгой, смешанным и широколиственным лесом, с растительным и животным миром зоны лесов; определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию представлений о лесной зоне; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир».
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЭСТОАЛТАЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ Д.Н.КУГУЛЬТИНОВА»
ЯШАЛТИНСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКА КАЛМЫКИЯ
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА
ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
В 4 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ
«ЛЕСА РОССИИ»
ПОДГОТОВИЛА И ПРОВЕЛА
УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
КОРЕХОВА О.Я.:ЛЕСА РОССИИ
Цели
деятельности
учителя
Тип урока
Планируемые
образовательные
результаты
Методы и формы
обучения
Образовательные
ресурсы
Создать условия для ознакомления с географическим положением зоны лесов, с частями лесов: тайгой, смешанным
и широколиственным лесом, с растительным и животным миром зоны лесов; определения границ знания
и «незнания»; способствовать формированию представлений о лесной зоне; первоначальных умений поиска
необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир»
Открытие нового знания
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться устанавливать
взаимосвязи в природе, работать с учебником, с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
Метапредметные (компоненты культурнокомпетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют
способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления;
слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение,
пользоваться учебником.
Личностные: имеют моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного
выбора; проявляют нравственные чувства и нравственное поведение
Объяснительноиллюстративный; фронтальная, коллективная, индивидуальная
http://www.zooclub.ru/voice/index4.shtml
http://download8.proshkolu.ru
Оборудование
Интерактивная доска, компьютер; карта «Природные зоны России»; гербарий, рисунки и фотографии с
изображением растительного и животного мира зоны лесов; запись голосов птиц
Основные
Тайга, смешанный лес, широколиственный леспонятия
Организационная структура урока
Этапы
урока
Обучающие
и развивающие
компоненты,
задания
и упражнения
Деятельность учителя
1
2
3
Эмоциональна
я,
психологическ
ая
мотивационна
я подготовка
учащихся
к усвоению
учебного
материала
I.
Мотивац
ия
(само
определе
ние)
к
учебной
деятельн
о
сти
Звучат в записи голоса птиц.
(слайд 1)
Читает стихотворение:
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится –
Что за зверь? Какая птица?
Формы
организац
Деятельность
ии
учащихся
взаимодей
ствия
на уроке
5
Фронталь
ная,
индивиду
альная
4
Слушают
учителя.
Принимают
участие в
диалоге с
учителем.
Демонстрирую
т готовность к
уроку, готовят
рабочее место
к уроку
Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)
Промеж
уточный
контроль
7
Устные
ответы,
организ
ация
рабочег
о места
6
Коммуникативные:
планируют учебное
сотрудничество с
учителем и
сверстниками, умеют
оформлять свои мысли
в устной форме,
вступать в диалог,
обмениваться
мнениями.
Личностные:
понимают и принимают
значение знаний для
человека; имеют
желание учитьсяВсе открой, не утаи:
Ты же видишь – мы свои!
(С. Погореловский.)
– В этом стихотворении «спрятана» тема нашего урока.
В какую природную зону мы сегодня отправимся?
(Слайд 2)
Проверка
домашнего
задания:
кроссворд.
II.
Актуализ
ация
опорных
знаний
– Разгадайте кроссворд
Задания:
1. Запишите 2–3 цепи питания, сложившиеся в тундре.
2. Перечислите экологические проблемы тундры.
.
Разгадывают
кроссворд.
Выполняют
задания
Фронталь
ная,
индивиду
альная,
кол
Познавательные:
осуществляют
логические действия:
анализ, синтез,
сравнение, обобщение,
ана
Устные
ответы,
выполне
нные
задания
1
2
3
4
Индивидуальн
ая работа
по карточкам
3. Перечислите сходства и различия природных зон:
тундры и арктической пустыни
Работа
с картой.
III.
Изучение
нового
– Теперь мы можем отправиться исследовать лесную зону
России. Найдите на карте природную зону лесов. Что вы
можете рассказать о лесной зоне, глядя на карту?
– Где находится зона лесов относительно зоны тундры?
Показывают
на карте.
Отвечают
на вопросы.
Продолжение табл.
6
7
логию,
классификацию,
сериацию, подведение
под понятие;
извлекают
необходимую
информацию из
текстов; используют
Устные
ответы
5
лективна
я
Фронталь
ная,
индивиду
альная2
1
материал
а
Рассказ
учителя о
растительном
мире зоны
лесов.
3
4
5
6
7
(Слайд 5)
– Познакомимся поближе с растительным миром тайги.
Здесь растут: ель, сосна, пихта, лиственница, кедровая
сосна.
– В каком тепловом поясе она лежит? Что характерно для
этого пояса?
– Какая поверхность у зоны лесов?
– Какие части лесной зоны вы увидели? Сравните их по
площади.
– Между тундрой и зоной лесов есть промежуток,
закрашенный темным цветом. Что это? Какую роль он
выполняет?
– Разным деревьям требуется разное количество тепла,
Ель – хвойное дерево с короткими, грубоватыми хвоинками.
одним меньше, другим больше. Хвойные деревья – ель,
Эти хвоинки расположены поодиночке. Шишки имеют
сосна, лиственница, пихта, кедровая сосна – менее
продолговатую форму. Ели – долгожительницы. В еловом
требовательны к теплу. Они хорошо растут в северной
лесу темно и влажно.
части лесной зоны. Это тайга – хвойный лес.
Сосна – хвойное дерево с ровным стволом желтого цвета.
– Далее к югу растут смешанные и широколиственные
Хвоинки сосны длинные, сидят парами. Шишки сосны
леса. Зима здесь мягче и нет многолетней мерзлоты. Много
имеют округлую форму. Сосновые леса светлые и сухие.
осадков и солнечного тепла
Пихта отличается от ели тем, что ее хвоинки плоские, а
( Слайд 3)
шишки торчат вверх и даже зрелые не падают на землю, а
просто с них опадают чешуйки.
Лиственница – единственное из хвойных деревьев, которое
на зиму сбрасывает иголки.
Кедровую сосну в народе называют сибирским кедром.
Ее хвоинки собраны в пучки по пять штук, а семена –
кедровые орешки.
– Разнообразен животный мир лесной зоны: здесь можно
встретить крупных и мелких животных, насекомых.
Рассмотрите иллюстрацию «Животный мир лесов».
знаково
Коммуникативные:
символические
обмениваются
средства; осознанно и
мнениями; умеют
произвольно строят
слушать друг друга,
речевое высказывание.
строить понятные для
Регулятивные:
партнера по
ориентируются в
коммуникации речевые
учебнике;
высказывания, задавать
контролируют учебные
вопросы с целью
действия, замечают
получения
допущенные ошибки;
необходимой для
осознают правило
решения проблемы
контроля
информации; могут
и успешно используют
работать в коллективе,
его в решении учебной
уважают мнение других
задачи; принимают и
участников
сохраняют цели и
образовательного
задачи учебной
процесса.
деятельности.
Личностные:
осознают свои
возможности в учении;
способны адекватно
рассуждать о причинах
своего успеха или
неуспеха в учении,
связывая успехи с
усилиями,
трудолюбием;
Слушают
учителя.
Сравнивают на
доске картины
«Хвойный лес»
и «Смешанный
лес».
Выполняют
задание
Климат зоны лесов
(Слайд 4)
Работа
по учебнику
(с. 100 – 101)
( Слайд 6)1
2
3
4
5
– Для животных нет границ – они живут по всей
зоне. Одни животные на зиму ложатся в спячку
(ежи, медведи), другие делают на зиму запасы.
(Слайд 7)
Продолжение табл.
7
6
проявляют
познавательный
интерес
к изучению предмета
(Слайд 8)
(Слайд
Составление
схемы «Леса
России».
IV.
Практич
еская
деятель
9)
– Запишите схему «Леса России» и укажите в
каждом столбике названия деревьев, которые растут
в том или ином лесу.
Заполняют
схему в
тетради.
Фронтал
ьная,
индивид
уальная.
Познавательные:
осуществляют
логические действия,
выдвижение гипотез
Устные
ответы,
записи
вность
(Слайд 10)
Составление
цепей питания.
– Используя иллюстрацию «Животный мир лесов»
в учебнике (с. 100–101), запишите 2–3 цепи питания,
характерные для леса.
1. Растения
2. Растения
3. Растения
→
заяцбеляк
мышьполевка
белка
сокол.
→
→
→
рысь;
→
соболь;
→
Составляют
цепи питания.
Выполняют
задания
тетради
и их обоснование,
поиск необходимой
информации;
используют знаково
символические сред
ства; моделируют
и преобразовывают
модели разных
типов; строят
речевое
высказывание,
логическую цепь
рассуждений,
доказательство.
Регулятивные:
осуществляют
контроль,
коррекцию, оценку,
волевую
1
2
3
4
5
6
7
Окончание табл.Работа в
парах
Обобщение
полученных на
уроке
сведений.
Заключительн
ая беседа.
Выставление
оценок
V. Итоги
урока.
Рефлекс
ия
Комментарий
учителя
VI.
Домашне
е задание
(Слайд 11)
саморегуляцию в
ситуации затруднения
– С какой природной зоной познакомились?
– В каких лесах вы были?
– Что вам больше всего понравилось?
– Как вы оцениваете свою деятельность на уроке?
Читают вывод
в учебнике (с.
105).
Отвечают
на вопросы
Фронталь
ная,
индивиду
альная
Задают
уточняющие
вопросы
Фронталь
ная
(Слайд 12)
(Слайд 13)
Устные
ответы
Задания
Познавательные:
ориентируются в своей
системе знаний –
отличают новое от уже
известного.
Регулятивные:
оценивают
собственную
деятельность на уроке
Регулятивные:
осуществляют поиск
решения поставленных
задачРесурсный материал
Кроссворд
1. Природная зона, которая расположена севернее Арктики. (Тундра.)
2. Хищная птица тундры, у которой всегда белое оперение. (Белая сова.)
3. Небольшие зверушки тундры, роют норки в снегу. (Лемминг.)
4. Небольшой гусь, который занесен в Красную книгу России: краснозобая… (Казарка.)
5. Растениеядная птица тундры, меняет оперение в зависимости от времени года. (Белая куропатка.)
6. Невысокий тундровый кустарник с синеватыми ягодами. (Голубика.)
7. Растение тундры, ягоды которого похожи на малину. (Морошка.)
8. Хищник тундры, имеет густой серый мех, его лапы короткие и широкие, питается леммингами и куропатками. (Песец.)
9. Основное занятие населения тундры. (Оленеводство.)
10. Зубовато, серовато, по тундре рыщет, оленей ищет. (Волк.)
11. Олений мох. (Ягель.)12. Редкая птица с длинной шеей. (Лебедь.)
13. Самое крупное травоядное животное тундры. (Олень.)
14. Вечнозеленое растение с красными ягодами. (Брусника.)
К л ю ч е в ы е с л о в а : ТАЙМЫРСКИЙ ЗАПОВЕДНИК.
Краткое описание животных зоны лесов России
Кедровка – таежная птица, на зиму делает запасы из кедровых орехов.
Белкалетяга – родственница белки, но меньше нее. Она умеет не только прыгать, но и летать: у нее есть кожные перепонки между передними и
задними лапками.
Бурый медведь – всеядный зверь, очень подвижный, может быстро бегать, прыгать, влезать на деревья, плавать.
Лось – лесной исполин. В различные сезоны года лоси потребляют разное количество пищи. В зимний период они объединяются в группы.
Рысь – хищник, имеет пятнистый окрас. По бокам головы развиты баки, а на ушах – кисточки. Рысь, затаившись, поджидает жертву и тихо
подкрадывается к ней.
Заяцбеляк на зиму меняет окрас, становится белым, только кончики ушей – черные, шерсть становится густой. Это осторожные животные.