Конспект на тему "Леса России"(4 класс, окружающий мир)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 17.02.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Создать условия для ознакомления с географическим положением зоны лесов, с частями лесов: тайгой, смешанным и широколиственным лесом, с растительным и животным миром зоны лесов; определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию представлений о лесной зоне; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир».
Иконка файла материала открытый урок по ом.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЭСТО­АЛТАЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ Д.Н.КУГУЛЬТИНОВА» ЯШАЛТИНСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКА КАЛМЫКИЯ КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА  ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В 4 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ  «ЛЕСА РОССИИ» ПОДГОТОВИЛА И ПРОВЕЛА УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ  КОРЕХОВА О.Я.:ЛЕСА РОССИИ Цели  деятельности  учителя Тип урока Планируемые  образовательные  результаты Методы и формы  обучения Образовательные  ресурсы Создать условия для ознакомления с географическим положением зоны лесов, с частями лесов: тайгой, смешанным  и широколиственным лесом, с растительным и животным миром зоны лесов; определения границ знания  и «незнания»; способствовать формированию представлений о лесной зоне; первоначальных умений поиска  необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир» Открытие нового знания Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться устанавливать взаимосвязи в природе, работать с учебником, с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира. Метапредметные (компоненты культурно­компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют  способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления;  слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение,  пользоваться учебником. Личностные: имеют моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного  выбора; проявляют нравственные чувства и нравственное поведение Объяснительно­иллюстративный; фронтальная, коллективная, индивидуальная http://www.zooclub.ru/voice/index4.shtml http://download8.proshkolu.ru Оборудование Интерактивная доска, компьютер; карта «Природные зоны России»; гербарий, рисунки и фотографии с  изображением растительного и животного мира зоны лесов; запись голосов птиц Основные Тайга, смешанный лес, широколиственный леспонятия  Организационная структура урока Этапы  урока Обучающие  и развивающие компоненты,  задания  и упражнения Деятельность учителя 1 2 3 Эмоциональна я,  психологическ ая  мотивационна я подготовка  учащихся  к усвоению  учебного  материала I.  Мотивац ия  (само­ определе ние)  к  учебной  деятельн о­ сти Звучат в записи голоса птиц.                                                (слайд 1)         Читает стихотворение: Здравствуй, лес, дремучий лес, Полный сказок и чудес! Ты о чем шумишь листвою Ночью темной, грозовою? Что там шепчешь на заре, Весь в росе, как в серебре? Кто в глуши твоей таится – Что за зверь? Какая птица? Формы организац Деятельность  ии  учащихся взаимодей ствия на уроке 5 Фронталь ная,  индивиду альная 4 Слушают  учителя.  Принимают  участие в  диалоге с  учителем.  Демонстрирую т готовность к  уроку, готовят  рабочее место  к уроку Формируемые умения (универсальные  учебные действия) Промеж уточный контроль 7 Устные  ответы, организ ация  рабочег о места 6 Коммуникативные:  планируют учебное  сотрудничество с  учителем и  сверстниками, умеют  оформлять свои мысли в устной форме,  вступать в диалог,  обмениваться  мнениями. Личностные:  понимают и принимают значение знаний для  человека; имеют  желание учитьсяВсе открой, не утаи: Ты же видишь – мы свои! (С. Погореловский.) – В этом стихотворении «спрятана» тема нашего урока.  В какую природную зону мы сегодня отправимся?          (Слайд 2) Проверка  домашнего  задания:  кроссворд.  II.  Актуализ ация   опорных знаний  – Разгадайте кроссворд  Задания: 1. Запишите 2–3 цепи питания, сложившиеся в тундре. 2. Перечислите экологические проблемы тундры. . Разгадывают  кроссворд. Выполняют  задания Фронталь ная,  индивиду альная,  кол­ Познавательные:  осуществляют  логические действия:  анализ, синтез,  сравнение, обобщение,  ана­ Устные  ответы, выполне нные задания 1 2 3 4 Индивидуальн ая работа  по карточкам 3. Перечислите сходства и различия природных зон:  тундры и арктической пустыни Работа  с картой. III.  Изучение нового  – Теперь мы можем отправиться исследовать лесную зону  России. Найдите на карте природную зону лесов. Что вы  можете рассказать о лесной зоне, глядя на карту? – Где находится зона лесов относительно зоны тундры? Показывают  на карте. Отвечают  на вопросы. Продолжение табл. 6 7 логию,  классификацию,  сериацию, подведение  под понятие;  извлекают  необходимую  информацию из  текстов; используют  Устные  ответы 5 лективна я Фронталь ная,  индивиду альная2 1 материал а Рассказ  учителя о  растительном  мире зоны  лесов. 3 4 5 6 7         (Слайд 5) – Познакомимся поближе с растительным миром тайги.  Здесь растут: ель, сосна, пихта, лиственница, кедровая  сосна. – В каком тепловом поясе она лежит? Что характерно для  этого пояса? – Какая поверхность у зоны лесов? – Какие части лесной зоны вы увидели? Сравните их по  площади. – Между тундрой и зоной лесов есть промежуток,  закрашенный темным цветом. Что это? Какую роль он  выполняет? – Разным деревьям требуется разное количество тепла,  Ель – хвойное дерево с короткими, грубоватыми хвоинками. одним меньше, другим больше. Хвойные деревья – ель,  Эти хвоинки расположены поодиночке. Шишки имеют  сосна, лиственница, пихта, кедровая сосна – менее  продолговатую форму. Ели – долгожительницы. В еловом  требовательны к теплу. Они хорошо растут в северной  лесу темно и влажно. части лесной зоны. Это тайга – хвойный лес. Сосна – хвойное дерево с ровным стволом желтого цвета.  – Далее к югу растут смешанные и широколиственные  Хвоинки сосны длинные, сидят парами. Шишки сосны  леса. Зима здесь мягче и нет многолетней мерзлоты. Много имеют округлую форму. Сосновые леса светлые и сухие. осадков и солнечного тепла Пихта отличается от ели тем, что ее хвоинки плоские, а     ( Слайд 3) шишки торчат вверх и даже зрелые не падают на землю, а  просто с них опадают чешуйки. Лиственница – единственное из хвойных деревьев, которое  на зиму сбрасывает иголки. Кедровую сосну в народе называют сибирским кедром.  Ее хвоинки собраны в пучки по пять штук, а семена –  кедровые орешки. – Разнообразен животный мир лесной зоны: здесь можно  встретить крупных и мелких животных, насекомых.  Рассмотрите иллюстрацию «Животный мир лесов». знаково­ Коммуникативные:  символические  обмениваются  средства; осознанно и  мнениями; умеют  произвольно строят  слушать друг друга,  речевое высказывание. строить понятные для  Регулятивные:  партнера по  ориентируются в  коммуникации речевые  учебнике;  высказывания, задавать  контролируют учебные вопросы с целью  действия, замечают  получения  допущенные ошибки;  необходимой для  осознают правило  решения проблемы  контроля  информации; могут  и успешно используют  работать в коллективе,  его в решении учебной  уважают мнение других задачи; принимают и  участников  сохраняют цели и  образовательного  задачи учебной  процесса. деятельности. Личностные:  осознают свои  возможности в учении;  способны адекватно  рассуждать о причинах  своего успеха или  неуспеха в учении,  связывая успехи с  усилиями,  трудолюбием;  Слушают  учителя.  Сравнивают на  доске картины  «Хвойный лес» и «Смешанный  лес». Выполняют  задание Климат зоны лесов (Слайд 4) Работа  по учебнику (с. 100 – 101)      ( Слайд 6)1 2 3 4 5 – Для животных нет границ – они живут по всей  зоне. Одни животные на зиму ложатся в спячку  (ежи, медведи), другие делают на зиму запасы.       (Слайд 7) Продолжение табл. 7 6 проявляют  познавательный  интерес  к изучению предмета    (Слайд 8)    (Слайд  Составление  схемы «Леса  России». IV.  Практич еская  деятель 9) – Запишите схему «Леса России» и укажите в  каждом столбике названия деревьев, которые растут в том или ином лесу. Заполняют  схему в  тетради. Фронтал ьная,  индивид уальная. Познавательные:  осуществляют  логические действия, выдвижение гипотез  Устные ответы, записи  вность   (Слайд 10) Составление  цепей питания.         – Используя иллюстрацию «Животный мир лесов»  в учебнике (с. 100–101), запишите 2–3 цепи питания, характерные для леса. 1. Растения  2. Растения  3. Растения  →  заяц­беляк   мышь­полевка   белка   сокол. → → →  рысь; →  соболь; → Составляют  цепи питания. Выполняют  задания тетради и их обоснование,  поиск необходимой  информации;  используют знаково­ символические сред­ ства; моделируют  и преобразовывают  модели разных  типов; строят  речевое  высказывание,  логическую цепь  рассуждений,  доказательство. Регулятивные:  осуществляют  контроль,  коррекцию, оценку,  волевую  1 2 3 4 5 6 7 Окончание табл.Работа в    парах         Обобщение  полученных на уроке  сведений. Заключительн ая беседа.  Выставление  оценок  V. Итоги  урока. Рефлекс ия Комментарий  учителя VI.  Домашне е задание   (Слайд  11) саморегуляцию в  ситуации затруднения – С какой природной зоной познакомились?  – В каких лесах вы были?  – Что вам больше всего понравилось? – Как вы оцениваете свою деятельность на уроке? Читают вывод  в учебнике (с.  105). Отвечают  на вопросы Фронталь ная,  индивиду альная Задают  уточняющие  вопросы Фронталь ная     (Слайд 12)  (Слайд 13) Устные  ответы Задания Познавательные:  ориентируются в своей системе знаний –  отличают новое от уже известного. Регулятивные:  оценивают  собственную  деятельность на уроке Регулятивные:  осуществляют поиск  решения поставленных  задачРесурсный материал Кроссворд 1. Природная зона, которая расположена севернее Арктики. (Тундра.) 2. Хищная птица тундры, у которой всегда белое оперение. (Белая сова.) 3. Небольшие зверушки тундры, роют норки в снегу. (Лемминг.) 4. Небольшой гусь, который занесен в Красную книгу России: краснозобая… (Казарка.) 5. Растениеядная птица тундры, меняет оперение в зависимости от времени года. (Белая куропатка.) 6. Невысокий тундровый кустарник с синеватыми ягодами. (Голубика.) 7. Растение тундры, ягоды которого похожи на малину. (Морошка.) 8. Хищник тундры, имеет густой серый мех, его лапы короткие и широкие, питается леммингами и куропатками. (Песец.) 9. Основное занятие населения тундры. (Оленеводство.) 10. Зубовато, серовато, по тундре рыщет, оленей ищет. (Волк.) 11. Олений мох. (Ягель.)12. Редкая птица с длинной шеей. (Лебедь.) 13. Самое крупное травоядное животное тундры. (Олень.) 14. Вечнозеленое растение с красными ягодами. (Брусника.) К л ю ч е в ы е   с л о в а : ТАЙМЫРСКИЙ ЗАПОВЕДНИК.                                                                                            Краткое описание животных зоны лесов России Кедровка – таежная птица, на зиму делает запасы из кедровых орехов. Белка­летяга  – родственница белки, но меньше нее. Она умеет не только прыгать, но и летать: у нее есть кожные перепонки между передними и задними лапками. Бурый медведь – всеядный зверь, очень подвижный, может быстро бегать, прыгать, влезать на деревья, плавать. Лось – лесной исполин. В различные сезоны года лоси потребляют разное количество пищи. В зимний период они объединяются в группы. Рысь  –   хищник,   имеет   пятнистый   окрас.   По   бокам   головы   развиты   баки,   а   на   ушах   –   кисточки.   Рысь,   затаившись,   поджидает   жертву   и   тихо подкрадывается к ней. Заяц­беляк на зиму меняет окрас, становится белым, только кончики ушей – черные, шерсть становится густой. Это осторожные животные.