Конспект урока по литературному чтению для обучающихся 4 класса разработан по программе "Начальная школа 21 века», автор учебника Ефросинина Л. А. (научный руководитель В.Ф. Виноградова ) . Содержит цели, задачи, характеристику деятельности учащихся, планируемые результаты, методы и формы работы, универсальный учебные действия.
Произведения
русских писателей о детях (6 ч)
Дата: 1718.11.18
Урок 4142.
Тема: Н.Гарин – Михайловский «Старый колодец»
Цели урока: развитие читательских умений (овладение основными видами устной и письменной
литературной речи: способностью воспринимать текст произведения, слушать и слышать
художественное слово, читать вслух и молча, понимать читаемое на уровне не только фактов,
но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональное отношение); воссоздавать в своём
воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события).
Задачи:
Образовательные:
• ввести в круг чтения произведения русских писателей о детях;
• повторить изученные произведения о детях;
• закрепить понятие «художественный рассказ»;
• учить работать с текстом произведения: делить текст на смысловые части, составлять план,
пересказывать по плану подробно и кратко;
• учить понимать главную мысль (идею) и содержание (мысли и чувства автора) произведения;
• учить понимать позицию автора и выражать свою точку зрения;
• отрабатывать навык чтения молча и вслух.
Развивающие:
развивать логическое мышление учащихся, творческое воображение,
выразительную речь;
умения и навыки анализа произведения, поиск главного, стиль речи; развивать скорость техники
чтения.
Воспитательные:
воспитывать интерес к предмету;
воспитательные возможности текста.
Учебные умения:
• называть произведения отечественных и зарубежных писателей о детях;
• самостоятельно работать с текстом: читать, разделять на смысловые части, составлять план;
• пересказывать по плану (подробно и кратко);
• различать героев главных и второстепенных, создавать их образы (внешний вид, поступки,
отношение автора);
• работать с книгами из библиотечного фонда (художественными, справочными);
• читать не менее 80 слов в минуту вслух и не менее 100 слов молча.
Характеристика деятельности учащихся:
Знакомиться с новым литературным жанром (повестью) и его структурой. Читать вслух для
одноклассников. Читать отдельные главы. Эмоционально реагировать на поведение героя,
определять авторское отношение к герою, выражать своё отношение к произведению и герою
(поступку Тёмы). Пользоваться поисковым чтением для составления плана. Работать с сюжетно
– композиционным треугольником, выделять кульминационный момент. Выразительно читать
эпизод. Оценивать поступок героя с позиции нравственности, человечности. Использовать в речи
ценностные понятия (жизнь, ценность жизни, чувство долга, сострадание).
Универсальные учебные действия:
познавательные УУД:
[Введите текст]
[Введите текст]
[Введите текст] ориентироваться в учебнике (в условных обозначениях);
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
регулятивные:
учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
учиться работать по плану.
Коммуникативные:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого
текста);
слушать и понимать речь других.
Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная, коллективная, групповая;
словесный, практический.
Оборудование: запись на доске, портрет.
Знакомство с новым разделом: чтение вступительной статьи.
1.
2. Первичное (ознакомительное) чтение главы из повести Н.Г. ГаринаМихайловского
Ход урока.
«Детство Тёмы»:
чтение учащимися по частям;
беседа по выявлению первичного восприятия прослушанного текста;
знакомство с понятием «повесть».
На заметку учителю. Повесть один из жанров эпической, повествовательной литературы.
С малым жанром повествовательной литературы рассказом учащиеся знакомы с 1 класса.
Если в рассказе изображается одно событие, то в повести обычно изображается целый ряд
событий, описывается какойто период в жизни человека. В событиях, описанных в повести,
принимают участие несколько действующих лиц, которые группируются вокруг героя.
3.Работа с текстом произведения:
выполнение заданий в учебнике и тетради;
построение сюжетнокомпозиционного треугольника.
4. Чтение статьи «Обратите внимание»: понятия «литературный герой», «эпизод».
5. Работа со словарёмсправочником «Книгочей».
6. Анализ образа Тёмы:
• портрет мальчика;
• его характер (отношение к другим людям, к Жучке);
• речь Тёмы (обращения, монологирассуждения);
• отношение автора к Тёме;
• отношение читателя к поступку мальчика.
7.
Задание на дом: подготовить рассказ о Тёме; взять в библиотеке книгу Н.Г. Гарина
Михайловского «Детство Тёмы», рассмотреть и прочитать; выполнить оставшиеся задания в
тетради.
[Введите текст]
[Введите текст]
[Введите текст][Введите текст]
[Введите текст]
[Введите текст]