Конспект организованной образовательной деятельности в области Познание формирование элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности тема: «Математическое королевство»
Цель НОД: выявить полученные знания, представления, умения, которые дети получили в течение учебного года,а также совершенствовать полученные знания, умения, навыкиВ файле предоставлен документ в формате Word
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр
развития ребенка – детский сад №46
Конспект организованной образовательной деятельности в области Познание
формирование элементарных математических представлений для детей
старшего дошкольного возраста
«Математическое королевство»
Подготовила воспитатель
высшей квалификационной категории
Торпачева Венера Раисовна«Математическое королевство»
Цель: выявить полученные знания, представления, умения, которые дети
получили в течение учебного года.
Задачи:
совершенствовать умение находить место числа в ряду, считать до 10 и
обратно;
решать задачи на сложение и вычитание;
совершенствовать знания о геометрических фигурах и форме
предметов;
совершенствовать умение анализировать объекты и вычленять из
представленного ряда лишний по характерному признаку;
развивать мыслительные операции, внимание, умение ориентироваться в
пространстве, сравнивать предметы по величине;
развивать у детей любознательность, взаимопомощь, навыки
самооценки.
Оборудование:
Карточки с цифрами; 3 домика; мяч; раздаточный математический
материал; геометрические фигуры; дидактическая игра «Найди лишний
предмет»; дидактическая игра «Найди место в ряду»; дидактическая игра
«Числасоседи»; дидактическая игра «Бусы»; дидактическая игра «На что
похоже»; музыкальное сопровождение; лабиринты и карандаши; звездочки,
флажки.Ход занятия:
Дети вместе с воспитателем становятся в круг.
В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо,
А теперь пойдем налево,
В центре круга соберемся,
И на место все вернемся.
Улыбнемся, подмигнем,
И опять играть начнем.
Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом.
Дидактическая игра «Определи свое место»
Ребенок определяет свое место в кругу по отношению к другим детям.
Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами отправимся в путешествие в
королевство Математики на ковресамолете. Вы полетите со мной? Давайте
мы с вами присядем на ковре, закроем глаза и представим себе, что мы летим.
Звучит волшебная мелодия, под которую дети, сидя на ковре, попадают в
королевство.
Воспитатель: Мы попали с вами в королевство математики. Но кто живет в
этом королевстве? Давайте знакомиться.Вот первый домик жителей математического королевства. В этом доме живут
Цифры. Они так долго готовились к встрече с вами, что совсем перепутали
свои места в числовом ряду. Помогите им ребята найти своё место.
Дидактическая игра «Найди место в ряду»
Один ребенок выполняет задание у доски, остальные на местах. Затем детям
предлагается посчитать до десяти прямым и обратным счетом.
Дидактическая игра «Числасоседи»
Дети вставляют карточки с цифрами в пустые окошки.
Дидактические игры «Скажи наоборот» и «Расставь по порядку»
Игра проводится с мячом. Воспитатель кидает мяч ребенку и называет
одно из математических понятий, а ребенок кидает мяч обратно и
называет противоположность названному понятию.
Длинный – короткий;
Большой – маленький;
Высокий – низкий;
Широкий – узкий;
Толстый – худой;
Далеко – близко;
Вверху – внизу;
Слева – справа;
Вперед – назад;
Один – много;
Снаружи – внутри;
Легкий – тяжелый.
Воспитатель: А сейчас давайте мы с расставим предметы (или картинки) по
величине: от короткого – к самому длинному, от узкого – к самому
широкому, от низкого – к самому высокому.
Воспитатель: Вот второй домик математических жителей. Только кто живет
в этом доме, я вам не скажу. Я хочу, что бы вы сами их отгадали. Узнаете? Да,это геометрические фигуры – большие озорники очень любят играть. И хотят
с вами поиграть. Вы согласны? Вот мы сейчас и посмотрим, кто из вас сможет
правильно выложить геометрические бусы.
Дидактическая игра «Бусы»
Дети продолжают логическую цепочку из геометрических фигур.
Дидактическая игра «На что похожа геометрическая фигура»
Дети подбирают к геометрическим фигурам карточки с предметами
похожей формы.
Динамическая пауза с элементами гимнастики для глаз «Геометрические
фигуры»
Вот фигурынепоседы,
Любят в прятки поиграть.
Так давайте их, ребята,
Будем глазками искать.
Будем глазками искать
К ним поближе подбегать.
Дружно глянем все налево.
Что там? Это же … квадрат.
Не уйти тебе проказник,
От пытливых глаз ребят.
На четырех углах квадрат
Шагает, прямо как солдат.
(Дети шагают на месте)
Теперь вправо посмотрите,
Узнаете? Это – … круг.
И тебя мы отыскали.
Нас встречай, любимый друг.
Вокруг себя мы повернемсяИ на место вмиг вернемся.
(Дети кружатся на месте)
Кто так высоко забрался,
Чуть до крыши не достал?
Эта странная фигура
Называется –… овал.
Прыгай, руки поднимай,
До овала доставай!
(Дети прыгают с поднятыми вверх руками)
Вниз глазами поведем,
Треугольник там найдем.
И на корточки присядем.
Хорошо фигуры знаем!
(Дети приседают)
Воспитатель: Вот третий домик. В этом домике живут Логические задачки.
Самые любимые, самые озорные. Их задания самые сложные. Они сейчас вас
попробуют вас запутать, будьте особенно внимательны.
Дидактическое упражнение «Задачки в стихах»
Четыре гусенка и двое утят
В озере плавают, громко кричат.
А ну, посчитай поскорей,
Сколько всего в воде малышей?
(Шесть)
Семь веселых поросят
У корытца в ряд стоят.
Два ушли в кровать ложиться –
Сколько свинок у корытца?
(Пять)
С неба звездочка упала,
В гости к детям забежала.
Три кричат вослед за ней:
«Не забудь своих друзей!»
Сколько ярких звезд пропало,С неба звездного упало?
(Четыре)
Пять цветочков у Наташи
И еще два дал ей Саша.
Кто тут сможет посчитать,
Сколько будет два и пять?
(Семь)
Привела гусынямать
Шесть детей на луг гулять.
Все гусята, как клубочки:
Три сынка, а сколько дочек?
(Три)
Дидактическая игра «Найди лишний предмет»
Дети должны найти лишний предмет из предложенных.
Воспитатель: А нам пора возвращаться в детский сад. Вернуться назад можно
только пройдя лабиринт.
Графическое упражнение «Лабиринт»
Дети карандашом «проходят» лабиринт.
Воспитатель: Ребята, сейчас я приглашаю всех на ковер – самолет, чтобы
совершить перелет в наш детский сад.
Звучит волшебная мелодия, под которую дети, сидя на ковре, попадают в
детский сад.
Воспитатель: Сегодня мы с вами совершили увлекательное путешествие в
Королевство Математики. Вам понравилось путешествие? Что вы там
видели? (Ответы детей)
Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю оценить свою работу. Тот, кто
считает, что полностью справился с заданиями – пусть возьмет по звездочке, а
кто считает, что не все у него сегодня получалось – тот пусть возьмет по
флажку. Дети делают свой выбор.