Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности: Откуда берётся звук
Оценка 5

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности: Откуда берётся звук

Оценка 5
Образовательные программы
doc
воспитательная работа
Детсад
18.10.2017
Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности: Откуда берётся звук
Развитие познавательной активности ребенка в процессе экспериментальной деятельности. Закреплять представления детей о понятии «звук». Сформировать представления о характере звука – громкости, тембре, длительности, высоте. Развивать умение сравнивать различные звуки, определять их источники, зависимость звучащих предметов от их размера. Подводить к пониманию причин возникновения звука – распространение звуковых волн. Выявить причины усиления и ослабления звука. Развивать слуховое внимание, фонематический слух и артикуляционный аппарат
Конспект НОД по опытно.doc
Конспект НОД по опытно­экспериментальной деятельности: Откуда берётся звук Посмотрите внимательно на эти рисунки (воспитатель показывает детям  изображения животных, которые прислушиваются к чему­то). Что общего вы заметили у этих животных?  Дети: У них "ушки на макушке”. Воспитатель: Они все прислушиваются.  Воспитатель: Как вы думаете лучше слышно, если уши большие?  Дети: (Ответы детей) Воспитатель: В какой сказке девочка интересовалась размером ушей своей  бабушки? Чтобы отвечать на этот вопрос надо узнать, как появляется звук Чтобы узнать, как появляется звук, проделаем опыт. Прижмем металлическую  линейку одним концом к столу, а за другой дернем. Раздастся звук. Меняя длину свободного конца линейки, можно получить звуки более низкие, грубые или более высокие. Привяжем тонкую проволоку или леску к чему­либо и дернем за нее. Снова  раздастся звук. Что вам напоминает натянутая леска? Струну гитары, балалайки. Приложим ладонь к своему горлу и начнем что­нибудь говорить. Что вы ощущаете  рукой? Горло дрожит. И линейка, и леска, и горло дрожали, колебались и заставляли дрожать воздух  возле себя. Эти колебания воздуха достигли нашего уха, и мы услышали звук. Выходит, что если дрожит, значит — звучит. Но почему же не раздается звук, если  мы начинаем, например, размахивать рукой? Дело в том, что человеческое ухо  слышит звук, если за 1 секунду совершается не меньше 20 и не больше 16000  колебаний. А так быстро размахивать рукой мы не сможем. Причем, чем больше колебаний, тем выше звук (тоньше). У каких зверей низкие,  “сердитые" голоса?  Дети: У медведя, льва, тигра.  Воспитатель: А высокие, тонкие? У мыши, птиц, комара У людей самый низкий голос называется бас. Самый высокий голос у мужчин —  тенор, у женщин — сопрано. Как выдумаете, почему комар, когда летит — пищит, а когда сядет — молчит? (Ответы детей) Воспитатель: В полете комар быстро машет крыльями — отсюда и звук. Почему  комар издает высокий звук, а пчела низкий? Как вы думаете, одинаково ли жужжит пчела, когда летит из улья и обратно?  Когда пчела летит обратно, ей тяжело, и она реже машет крыльями, значит звук при дороге в улей ниже. А теперь попробуем отвечать, почему лучше слышно, если уши большие? Мы узнали,  как появляется звук, как он распространяется. Представьте, что идет дождь и вы  хотите набрать дождевой воды в банку (воспитатель поднимает лейку высоко над  банкой и начинает лить из нее воду). Много ли воды попало в банку? Что можно сделать, что бы в банке оказалось больше воды? Поставить в нее  воронку. Опыт повторяют, но уже с воронкой и количество собранной воды сравнивают. Теперь попробуйте приставить воронку к уху острым концом (лучше, если у каждого  ребенка будет своя воронка). Воспитатель отходит и начинает что­либо говорить  шепотом. Почему лучше слышно? Дети: В широкий конец воронки попадает больше звука. Попробуйте поворачивать свою воронку в разные стороны. В каком случае слышно  лучше? Когда она направлена в сторону звука. (Ответы детей) Попробуйте объяснить, зачем зайцу большие уши? Зачем животные, прислушиваясь, поворачивают голову в разные стороны? Даже человек, когда хочет что­то лучше услышать, прикладывает руку к уху. Понаблюдайте за своими домашними питомцами — собаками и кошками. Воспитатель: Как сделать звук громче? Попросить детей взять расческу и дернуть за один зубчик. Раздастся писк, но очень  слабый. Теперь попробуйте перекладывать расческу к столу, и подоконнику... Звук  стал громче. Приставьте расческу к воронке. Громко? Дети: Да  Воспитатель: Почему? Когда зубчик дрожит, он заставляет дрожать и воздух  вокруг себя. Но зубчик маленький и мало воздуха начинает дрожать, поэтому звук  тихий. А когда приставим расческу к воронке, она тоже задрожала. Но воронка  большая и воздуха заставляет дрожать много. Получается громкий звук. Для усиления звука служат и деревянные “футляры” у музыкальных инструментов. У каких? У гитары, скрипки, балалайки, виолончели, пианино и др. Звук распространяется не только по воздуху. Попробуйте стукнуть по батарее в  одной комнате, в другой вы отчетливо услышите удар. Вспомните сказку, в которой  один из героев прикладывал ухо к земле и слышал топот бегущей лошади, хотя самой лошади еще не было видно. Можно приложить ухо к рельсу и услышать звук далеко идущего поезда.

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности: Откуда берётся звук

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности: Откуда берётся звук

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности: Откуда берётся звук

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности: Откуда берётся звук
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.10.2017