Конспект Н.Рубцов. «Тихая моя родина», «Ласточка» (4 класс, чтение)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 17.02.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока по литературному чтению для обучающихся 4 класса разработан по программе "Начальная школа 21 века», автор учебника Ефросинина Л. А. (научный руководитель В.Ф. Виноградова ) . Содержит цели, задачи, характеристику деятельности учащихся, планируемые результаты, методы и формы работы, универсальный учебные действия.
Иконка файла материала Урок 114.docx
Стихи Николая Михайловича Рубцова (4 ч) Дата: 13.04.18 Урок 114.  Тема:                                                Н.Рубцов. «Тихая моя родина», «Ласточка» Цели урока: развитие читательских умений (овладение основными видами устной и письменной литературной речи: способностью воспринимать текст произведения, слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча,   понимать   читаемое   на   уровне   не   только   фактов,   но   и   смысла   (иметь   свои   суждения,   выражать эмоциональное отношение); воссоздавать в своём воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события). Задачи: Образовательные: • познакомить учащихся со стихами Н.М. Рубцова; • развивать внимание к художественному слову и учить понимать образный смысл произведений; • учить понимать и интерпретировать образы, созданные поэтом; • учить понимать мысли и чувства автора, анализируя лексику, ритм, художественные детали стихотворения; • учить сравнивать стихи русских поэтов о Родине и слышать авторскую речь и интонацию; • повторить понятия «строфа», «стих» (строка), «рифма», «эпитет», «сравнение», «метафора»; • учить выразительному чтению (определять задачу чтения, составлять партитуру чтения); • воспитывать патриотические чувства у учащихся. Учебные умения: • называть стихи Н.М. Рубцова и определять их темы; • определять интонационный рисунок стихотворения и читать стихи, выражая чувства поэта; • отбирать стихи русских поэтов на заданную тему и сравнивать их особенности; • самостоятельно определять партитуру выразительного чтения; • читать выразительно наизусть стихи Н.М. Рубцова; • сравнивать стихи русских поэтов (А.С. Пушкина, И.С. Никитина, И.А. Бунина, С .А. Есенина, А.А. Блока, Н.М. Рубцова) о Родине и родной природе; • формулировать и высказывать своё отношение к Родине. Развивающие:  ­развивать логическое мышление учащихся, творческое воображение,  ­выразительную речь;  ­умения и навыки анализа произведения, поиск главного, стиль речи; развивать скорость техники чтения.  Воспитательные:  ­воспитывать интерес к предмету;  ­ воспитательные возможности текста.  Характеристика деятельности учащихся: Воспринимать на слух стихотворное произведение (Н.М. Рубцов. «Тихая моя родина»), читает учитель. Выражать своё мнение о прослушанном произведении. Работать с текстом:  читать по строфам, выделять рифмы,  указывать  логические ударения и паузы,  выполнять  задания в  учебнике и тетради.  Учиться читать выразительно с опорой на памятку 1.  Сравнивать  стихотворения (Н.М. Рубцова «Тихая моя родина» и И.С. Никитина «Русь») Универсальные учебные действия: Регулятивные: ­учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника; ­ учиться работать по плану. Коммуникативные: ­ оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); ­ слушать и понимать речь других. Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная, коллективная, групповая; словесный, практический. Оборудование: запись на доске.Ход урока: 1. Проверка домашнего задания (работа в группах или парах): выразительное чтение стихов о берёзе Н.М. Рубцова и С.А. Есенина наизусть или с листа. 2. Сравнение стихотворений С.А. Есенина и Н.М. Рубцова: работа с таблицей. Фамилия автора Заголово к Чувства Образ Рифма Строфа 3. Беседа о символах России, о берёзе как символе России. 4. Самостоятельное чтение стихотворения Н.М. Рубцова «Тихая моя родина». 5. Обмен мнениями после первичного восприятия. 6. Работа с каждой строфой: чтение, наблюдение за ритмом, рифмой, выделение выразительных средств, создание партитуры чтения (паузы, логические ударения, изменение темпа и тона); тренировочные упражнения в выразительном чтении молча и вслух. 7. Выполнение заданий к тексту в учебнике и тетради. 8. Сравнение стихотворений  «Тихая  моя родина» Н.М. Рубцова и «Русь» И.С. Никитина (тема, ритм, интонация, строфа, рифма). 9. Работа со стихотворением «Ласточка». 10. Первичное самостоятельное чтение учащимися. 11. Беседа по выявлению  первичного восприятия. (Какой случай описывает поэт? Какие чувства вызывает у вас это стихотворение? Почему горевала ласточка?) 12. Упражнение в чтении, определение вида строфы и рифмы. 13. Словарная работа и выполнение заданий в хрестоматии. 14. Задание   на   дом  (по   выбору):   выучить   наизусть   стихотворение   Н.М.   Рубцова   «Тихая   моя   родина»; выполнить задания в тетради к стихотворению «Ласточка».