Конспект ООД на тему "Звук и буква Ы" (дошкольники 5-6 лет)
Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русский язык
Детсад
04.04.2018
Данный материал отображает конспект образовательной деятельности с дошкольниками 5-6 лет и рассчитан для педагогов дошкольных учреждений, составлен в соответствии ФГОС по речевому и социально-коммуникативному развитию, формирует звуковую аналитико-синтетическую активность детей как предпосылки к обучению грамоте, развивает речи детей и психические процессы.Конспект составлен на 11 листах, отображены цель, задачи, материал и ход занятия
Конспект Наш гость Пых.docx
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 «Гармония» пгт.Забайкальск, Забайкальского края
Конспект основной образовательной деятельности
с дошкольниками 56 лет.
«Звук Ы и буква Ы»
Тема: Наш гость Пых.
Провела: учительлогопед Осипова Р.А.
пгт.Забайкальск, 2017г. Образовательная область: речевая, социальнокоммуникативная, познавательная.
Тема занятия: Наш гость Пых.
Цель занятия: Познакомить детей со звуком Ы и буквой Ы, через развитие всех компонентов речи , включая
формирование фонематического анализа и синтеза. (Пофилактика дисграфии и дислексии).
Задачи занятия:
Образовательные: Учить выделять звук Ы из слов
дубы, берёзы
акустическим признакам. Формировать фонематический анализ и синтез в слогах, словах и словосочетаниях. Уточнить
, давать характеристику звука по артикуляционным и
значение слова
пылесос
.
Развивающие: Развивать у детей артикуляционный аппарат, внимание, фонематическое восприятие, межполушарное
взаимодействие головного мозга. Продолжать развивать грамматический строй речи, связную речь детей; работа над
дыханием, дикцией,
Воспитательные: Воспитывать нравственноэстетические чувства. Формировать черты гармоничной и
незакомплексованной личности.
Материал: Сказочный персонаж Пых, картинки (мыло, дыня,часы, кактусы, машины, пылесосы, цветы, дубы, берёзы);
иллюстрация к сказке К.Чуковского «Бармалей»; Замок гласных звуков, цветовые символы, демонстрационные буквы.
Активизация словаря: часы наручные, настенные, уличные, настольные; машины стиральные, швейные, уборочные,
грузовые, легковые; пылесос. Этапы ООД
Содержание ООД
Организационный
момент
Релаксация.
Проблемная
ситуация.
(23 мин)
Предполагаемый
результат
Эмоционально
положительный
настрой на
занятие.
Деятельность учителялогопеда
Выставляются картинки.
Ребята, посмотрите, пожалуйста, на меня, а
сейчас на картинки.
Какие это деревья?
Вокруг себя повернитесь и в деревья
превратитесь. Представьте, что вы
превратились в дубы. Крепко упритесь
ногами в пол, сожмите кулаки. Сильный
ветер едваедва раскачивает большие дубы.
Они стонут низким голосом « ыыы».
А сейчас превратитесь в берёзы. Берёзы
раскачивает даже лёгкий ветерок.
Поднимите расслабленные руки, покачайте
ими. Берёзы поют высоким голосом: «ыы
ыы».
Деятельность
воспитанников
Находятся в свободной
игровой деятельности.
Дети отвечают; «Дубы и
берёзы».
Поворачиваются вокруг
себя.
Изображают движения
деревьев в соответствии со
словами, произнесёнными
логопедом. Основная часть.
Выделение звука ы из
слов.
Сообщение темы
занятия.
Артикуляционная и
кинезиологическая
гимнастика.
Характеристика
звука по
артикуляционным и
акустическим
признакам.
Как стонали дубы и берёзы?
Какой последний звук слышится в словах
дубы и берёзы?
Сегодня будем изучать звук Ы.
А сейчас, предлагаю вам, подготовить наши
язычки и ручки.
Произнесите звук Ы. Мы его можем петь?
Попробуем растянуть ниточку.
Что вы можете сказать об этом звуке?
Каким кружочком мы его будем
обозначать?
Ребята, я сейчас буду произносить разные
звуки, а вы когда услышите звук Ы,
хлопните в ладоши.
ыыыы.
Звук Ы
Выполняют упражнения
артикуляционной и
кинезиологической
гимнастики.
Да.
Растягивают воображаемую
ниточку.
Мы его можем петь. Значит
он живёт в красном замке.
Красным.
Дети слушают внимательно и
хлопают в ладоши.
Развитие
фонематического
восприятия. (Игра
«Поймай звук»)
Даю вам звук В и Ы. Какой слог
получился?
Какой слог получится, если вы «Возьмете»
звук М, а я «брошу» вам еще звук Ы?
А если к звуку Т «Придёт» звук Ы?
Произнесите эти слоги.
Какое слово получилось?
Какой первый звук в слоге ПЫ?
Второй?
Вы
Мы.
Ты.
Вымыты.
Вымыты.
Звук П.
Звук Ы.
У детей
формируется
фонематическое
восприятие,
развивается
артикуляционный
аппарат, мелкая
моторика .
Взаимодействуют
оба полушария
головного мозга.
Развивается
фонематическое
восприятие .
Формируется
фонематический
анализ и синтез. Произношение звука
Ы в слогах. Анализ и
синтез слогов и слова
Пых.
Обозначьте слог ПЫ кружочками.
Слышат звуки П, Ы – ктото пыхтит «ХХ
Х». Это звук Х скучает. Добавьте к слогу
ПЫ звук Х. Какое слово получилось?
Повторите.
(Выставляется сказочный персонаж
Пых)
Выкладывают кружочки.
Пых.
Пых, Пых.
Дети внимательно слушают.
Развивается
внимание.
А вот и Пых.
На самом тёмном чердаке
Живёт косматый Пых.
На чердаке, на сквозняке
Среди забытых книг.
Он летней ночью в тишине
Картинки смотрит при луне.
Глазёнки у него горят,
Как угольки в кострах.
На воробьёв и на мышат
Он нагоняет страх.
Он прибыл к нам из дальних мест.
Он дождик пьёт и ветер ест.
Он не боится высоты
Не птица он, не зверь…
А если мне не веришь ты,
Дождись, приятель, темноты,
И сам пойди проверь.
Чтение
стихотворения В.
Татаринова «Пых».
Пригласим Пыха на занятие. Скажите ему
какой звук мы изучаем.
Пых говорит, что очень любит этот звук.
Звук Ы.
В середине слова.
Развивается
фонематический
анализ и синтез. Где вы услышали звук Ы в имени Пых?
Покажем Пыху предметы со звуком Ы.
Выставляются картинки.
Часы, весы, цветы, кактусы, лыжи, машины,
пылесосы.
Где слышится звук Ы в этих словах?
Обозначьте место звука Ы в домике. А
сейчас предложите Пыху угощение, в
названии которого звук Ы будет звучать в
середине слова. (Сыр, дыня, тыква.) Знаете,
что он ещё любит? В слове первый звук К,
последний – Ы. Что это?
Пых спрашивает: «Какие бывают часы?»
На руках…
На стене….
На улице…
На столе…
Машины бывают тоже разные.
Они стирают, значит это….
На них шьют, значит это….
Убирают улицы…..
Перевозят грузы…
Дети, вы заметили, что звук Ы может стоять
только в середине или в конце слова и
никогда – в начале слова.
Дети называют их, выделяя
голосом звук ы: Часы, весы,
цветы, кактусы, лыжи,
машины, пылесосы.
В конце слов.
Конфеты.
Наручные.
Настенные.
Уличные.
Настольные.
Стиральные машины.
Швейные машины.
Уборочные машины.
Грузовые машины.
Пополняется
активный словарь
детей. Развивается
грамматический
строй речи.
Дети изображают работу
разных машин.
Пылесос.
Развивается
воображение.
Развивается
Произношение звука
Ы в словах. Пых спрашивает у вас: «С помощью, какой
машины можно избавиться от пыли? Что
сосёт пыль?»
Почему эту бытовую машину так назвали?
«Бросьте» Пыху из слова пыль первый звук.
Второй…
Третий…..
Какие одинаковые звуки в словах пыль,
Пых?
На каком месте стоит звук Ы в этих словах?
Расскажите Пыху об этих предметах. Для
чего они нужны? Что с ними можно делать?
(Выставляются картинки или предметы:
куклы, мыло, лыжи, карандаши, шорты,
столы).
Дети, вы любите игру «Чудесные
превращения»? Давайте покажем Пыху, как
мы умеем превращаться в разных зверей.
Дилыдилыпоявились ….
Мотымотымоты – появились….
Потому –что эта машина
сосёт пыль и др. ответы
детей
Звук П
Звук Ы.
звук Л’
Звуки П,Ы
На втором месте.
Дети составляют
предложения.
Крокодилы. Дети
изображают дремлющего
крокодила, затем –
охотящегося крокодила.
Бегемоты. Дети
показывают, как шагают
бегемоты, как широко они
открывают рты.
Жирафы. Дети тянутся
словообразование.
Развивается
воображение и
связная речь.
Развивается
просодическая
сторона
речи(ритма,
темпа),
воображения.
Произношение звука
Ы в
словосочетаниях.
Словообразование. Афыафыафы – жуют листики…..
Ныныны, водой брызгают ….
Яныяныяны, по веткам скачут ….
вверх, изображая жирафов.
Слоны. Дети надувают
щёки, как бы набирая воду,
затем «Брызгаются».
Обезьяны. Дети изображают
скачущих обезьян.
Физпауза
Уточнение значения
слова пылесос.
Анализ слова пыль.
Пыху очень хочется услышать ваши
чистоговорки. Придумайте их со словами
бегемоты, обезьяны, слоны.
(Выставляется иллюстрация к сказке К
Чуковского «Бармалей»). Вам знакома эта
сказка? Подскажите мне слова:
В Африке…..
В Африке…..
В Африке большие,
Злые….
А бедняжка буква Ы
Бродит с палочкой , увы.
Какие элементы вы заметили в букве Ы?
Встаньте по три человека. Догадайтесь, как
можно изобразить букву Ы.
Развивается
просодическая
сторона речи
(тембр, темп,
дикция, чувство
ритма)
Акулы.
Гориллы.
Крокодилы.
Две палочки и полуовал.
Два ребенка стоят прямо,
один – в полусогнутом
состоянии.
Подготовка к
обучению грамоте.
Ребята, сегодня мы с вами познакомились с
каким звуком?
Это гласный звук и мы его
поселили в красный замок.
Со звуком Ы.
Закрепление
материала и
положительный
настрой на Произношение звука
Ы в предложениях.
Какой это звук, в какой замок, мы его
поселили?
Кто к нам сегодня приходил в гости?
Давайте сделаем подарок Пыху и
прочитаем слоги мы, ны, ты, Пых со
звуком Ы.
Что вам сегодня больше всего понравилось
на занятии?
Пых.
Дети читают.
Дети отвечают.
Физкультминутка.
следующее
занятие. Произношение звука
Ы в чистоговорках и
стихах.
Знакомство с буквой
Ы. Заключительная часть.
Подведение итога.
Рефлексия.
1. Лылова Л.С.. Фронтальные логопедические занятия с детьми дошкольного возраста. Практическое пособие для
воспитателей, логопедов, методистов ДОУ, родителей и гувернеров. – Воронеж: ИП Лакоценина Н.А., 2012 – 208
с..
2. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов: Пособие для логопедов. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС,
2002. – 224с.
3. Цуканова С.П., Бетц Л.Л.. Учим ребёнка говорить и читать. Конспекты занятий по развитию фонематической
стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. III период обучения/ С.П. Цуканова,
Л.Л. Бетц. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007. – 112с..
Конспект ООД на тему "Звук и буква Ы" (дошкольники 5-6 лет)
Конспект ООД на тему "Звук и буква Ы" (дошкольники 5-6 лет)
Конспект ООД на тему "Звук и буква Ы" (дошкольники 5-6 лет)
Конспект ООД на тему "Звук и буква Ы" (дошкольники 5-6 лет)
Конспект ООД на тему "Звук и буква Ы" (дошкольники 5-6 лет)
Конспект ООД на тему "Звук и буква Ы" (дошкольники 5-6 лет)
Конспект ООД на тему "Звук и буква Ы" (дошкольники 5-6 лет)
Конспект ООД на тему "Звук и буква Ы" (дошкольники 5-6 лет)
Конспект ООД на тему "Звук и буква Ы" (дошкольники 5-6 лет)
Конспект ООД на тему "Звук и буква Ы" (дошкольники 5-6 лет)
Конспект ООД на тему "Звук и буква Ы" (дошкольники 5-6 лет)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.