Конспект открытого районного занятия на тему "Словообразование и словоизменение с использованием лексического материала по теме "Животные жарких стран." "Джунгли зовут".

  • Разработки уроков
  • docx
  • 31.05.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель: формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи по теме «Животные жарких стран». Задачи: - упражнять в образовании притяжательных прилагательных; - закреплять умение образовывать сложные слова путем сложения основ; -развивать навыки слогового состава слова; -упражнять в согласовании существительного с существительным в родительном падеже; -развивать связную речь детей и умение составлять рассказ-описание, используя схему; - активизировать словарь по данной теме; - развивать мелкую моторику рук. - развивать мыслительную деятельность на основе установления причинно-следственных связей; - закрепить представления о животных жарких стран и их особенностях; -развивать мышление, внимание; - воспитывать у детей познавательный интерес к окружающему; - воспитывать желание общаться друг с другом; Оборудование: картинки с изображением животных жарких стран, презентация «Животные жарких стран», аудиозапись Е.Железновой «У ЖИРАФА ПЯТНА-ПЯТНАШКИ», разрезные картинки, верёвочки, индивидуальные листы для задания «Найди животное», картинки с изображением смайлика грустного и весёлого, цветные карандаши.
Иконка файла материала конспект открытого занятия.docx
Управление образования администрации Ленинского муниципального района Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 «Машенька» Конспект занятия  в подготовительной к школе  логопедической группе для детей с ФФНР Тема «Словообразование и словоизменение с использованием лексического материала по теме «Животные жарких стран». «Джунгли зовут» Составила и провела:  учитель­логопед­Литвинова М.Л. пос. Володарского март 2017Цель: формирование лексико­грамматических средств языка и развитие  связной речи по теме «Животные жарких стран». Задачи: ­ упражнять в образовании притяжательных прилагательных; ­ закреплять умение образовывать сложные слова путем сложения основ; ­развивать навыки слогового состава слова; ­упражнять в согласовании существительного с существительным в  родительном падеже; ­развивать связную речь детей и умение составлять рассказ­описание,  используя схему; ­ активизировать словарь по данной теме; ­ развивать мелкую моторику рук. ­ развивать мыслительную деятельность на основе установления причинно­ следственных связей; ­ закрепить представления о животных жарких стран и их особенностях; ­развивать мышление, внимание; ­ воспитывать у детей познавательный интерес к окружающему; ­ воспитывать желание общаться друг с другом; Оборудование: картинки с изображением животных жарких стран,  презентация «Животные жарких стран», аудиозапись Е.Железновой «У  ЖИРАФА ПЯТНА­ПЯТНАШКИ», разрезные картинки, верёвочки,  индивидуальные листы для задания «Найди животное», картинки с  изображением смайлика грустного и весёлого, цветные карандаши.Дети заходят в группу под музыку. (Слайд 1). Ход занятия Логопед: ­Доброе утро, дети! В этом зале все друзья: я, ты, он, она. Обними соседа слева, Обними соседа справа. Погладь соседа слева, Погладь соседа справа. Все мы дружная семья: я, ты, он, она.  ­ Дети, давайте подарим улыбки друг другу и нашим гостям! И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день! ­ Предлагаю вам закрыть глаза и внимательно послушать голоса животных.  Если услышите голос тигра, садятся на свои места девочки, а если услышите  голос обезьян, то садятся мальчики. Слушаем внимательно. (Включается  запись голосов животных). Логопед: ­Предлагаю вам взять с тарелки тот смайлик, который отображает ваше  настроение сегодня. (Дети берут смайлик грустный или весёлый). Сегодня у всех хорошее настроение. (Стук в дверь, входит Обезьяна с конвертом). Обезьяна: ­Здравствуйте, дети! Кто любого рассмешит? Кто от слез избавит? Кто спасает от обид? Кто улыбку вам подарит?Ну конечно – обезьянка, Баловница, непоседа, Озорная хулиганка И любитель сладкого обеда. ­Разрешите представиться. Я­обезьяна и зовут меня ЧИКА. Я очень люблю  кривляться и всех дразнить готова постоянно. За мной повторяйте движения.  (Проводит психогимнастику «Обезьяна» на воспитание эмоциональности). ­Как тигр­ порычали, как лев гривой­помотал, как охотится чёрная пантера­ показали, как обезьянка все вместе­покривлялись, и как вы, ребята,  рассмеялась. ­Я принесла конверт, и он адресован подготовительной группе «Солнышко»  (отдаёт конверт логопеду). Логопед: ­Какой интересный конверт, что на нём изображено? (Пальмы и лианы). ­Вы догадались откуда конверт? (Из Африки). Давайте посмотрим, что в нём? (Открывает конверт и достаёт диск). ­ В конверте письмо, но не простое, а электронное! Как же нам его прочитать? (надо вставить диск в компьютер). Верно, вставим диск и узнаем, кто нам  его прислал. Обезьяна: ­У меня дома в Африке компьютера нет и мне тоже очень интересно узнать,  что в этом электронном письме. Логопед: ­Конечно, обезьянка оставайся с нами и присаживайся. (Обезьяна садится с  детьми). Логопед: ­Посмотрите внимательно на картинку. (Слайд 2). ­Кого вы на ней видите? (На экране картинка с наложенными  изображениями диких животных. Вызывает по одному ребёнку к экрану и  дети показывают животных, обводя силуэт).  ­Верно –это черепаха, верблюд, жираф, слон.  ­Как мы назовём их одним словом (дикие животные). Где живут эти  животные?­От кого же пришло письмо? (От диких животных жарких стран).  Почему их нас называют дикими животными? Дети: ­Дикими мы называем их потому, что они живут самостоятельно и обходятся  без помощи человека. Они сами добывают себе пищу, воспитывают  детенышей, строят жилища. ­Настало время прочитать это письмо. (Слайд 3) «Помогите,   помогите,   дорогие   дети!   В   Африке   случилась   беда,   все животные разбежались кто куда. Мы знаем, что вы всё про нас знаете и выполнив задания, поможете нам вернуться домой в Африку?» ­А для того, чтобы слушать и слышать хорошо и внимательно, делаем массаж  ушей старательно. Упражнение «Думающая шапочка»  (способствует развитию внимания, памяти, мышления, речи). Логопед: Улыбнулись. Взяли наши ушки,  Тянем до макушки ,                               (Тянуть указательным и большим Тянем их старательно ,                           пальцем верхние края ушей вверх) Слушаем внимательно. Тянем, тянем наши ушки, Но уже не до макушки ,                          (Тянуть боковые края ушей в стороны) Тянем ушки в стороны, Чтобы все запомнить здорово. Тянем наши ушки снова ,                          (Мочки ушей  вниз) Четко произносим каждое слово. Логопед:­Посмотрим, кто у нас первый потерялся, и чтобы узнать от кого первое  задание вам нужно отгадать загадку. Обезьяна: ­Можно я загадаю загадку? Очень много силы в нём, Ростом он почти что с дом. У него огромный нос, Будто нос Лет тысячу рос. (Слайд 4) Логопед: ­Как вы догадались, что это слон? (Слон большого роста и у него огромный  нос­это хобот). ­Задание (1) от слона такое: «Назовите детёнышей животных»  ­Я знаю, что у зверей, так же, как и у людей, каждая мама любит своего  детеныша. Давайте расскажем обезьянке ЧИКЕ об этом и поиграем в игру  «Кого любит мама». ­Я вам показываю картинку, а вы мне отвечаете, кого любит эта мама.  Скажите, кого любит эта «мама»? (показ картинок) ­ Львица любит львенка; ­ Слониха любит слоненка; ­ Верблюдица любит верблюжонка; Логопед: ­Молодцы! Вы все правильно назвали детёнышей животных. Обезьяна: ­ Вас ждет следующая загадка и задание (2): Он толстокож и неуклюж. Ему река –не глубже луж. Всю жизнь несёт свой мощный рог.За что прозвали....(носорог). (Слайд 5) Логопед: ­Как вы догадались, кто это носорог? (У носорога толстая кожа, он  неуклюжий, и у него на голове рог.). Обезьяна: ­Послушаем задание от носорога: «Дети, разделите на слоги названия  животных и выложите соответствующую цифру из верёвочки».  Вспомним правило деления слов на слоги. (Сколько в слове гласных, столько и слогов). ­ Определим количество слогов в названиях животных.(Дети выполняют  задание логопеда, отделяя слоги в словах, загибая пальцы. Выкладывают  цифру с помощью верёвочки). (Слова: слон, панда). Логопед:  ­ Очень хорошо! Мы с вами разделили слова на слоги. А впереди следующее  задание! От кого же оно?  Обезьяна: ­ Послушаем следующую загадку: По лужайке целый час Бегает игриво  Полосатенький матрас  С хвостиком и гривой. (Зебра) (Слайд 6) Логопед: ­Как вы догадались, что это зебра? (Зебра похожа на маленькую лошадку,  окрас у неё в полоску). Послушаем задание от зебры: «Давайте поиграем в  игру «Составь слово» (Задание 3). (Слайд 7) У жирафа длинная шея — жираф какой? (длинношеий). У верблюда два горба — ....(двугорбый) У крокодила острые зубы – значит он какой.. (острозубый) У бегемота толстые ноги — ....(толстоногий)У носорога длинный рог– значит он какой.. (длиннорогий) У обезьяны длинный хвост – значит она какая..(длиннохвостая) Логопед: ­Молодцы, справились с этим сложным заданием. Мы с вами уже умеем  образовывать не простые, а сложные слова. Обезьяна: ­Отгадайте ещё одну загадку: Высокий и огромный, Похож на кран подъёмный. Только этот кран живой! С длинной шеей, с головой! (Жираф). (Слайд 8) Логопед: ­Как вы догадались, почему это жираф?  (Жираф высокого роста и у него  длинная шея). ­Послушаем задание, которое нам приготовил жираф: «Мои дети очень любят  играть. Покажите, пожалуйста, веселую игру для моих детёнышей». (Слайд  11). Обезьяна; ­Можно я проведу весёлую игру? Логопед: ­Конечно, обезьянка можно. (Логоритмическое упражнение под музыку  Е.Железновой «У жирафа пятна­пятнашки»). Логопед:  ­Молодцы! Я думаю, что мы с этим заданием справились.  Обезьяна: ­Отгадайте ещё одну загадку: Он зеленый и ужасный, Он зубастый и  опасный, Быстро плавает, ныряет, Страх повсюду нагоняет.Обитает в жарких странах, Как зовут его? Кто знает? (Крокодил). (Слайд 9). Логопед: ­Как вы догадались, что это крокодил? (Крокодил зелёного цвета, зубастый, хищник). ­Послушаем задание (4): «Соберите картинку из частей, назовите, кто у вас получился». (Дети достают из конверта разрезные картинки частей тела животных,  собирают). (На экране изображения получившихся животных).(Слайд 10) ­Не все задания с электронного письма мы выполнили. Поиграем в игру «Чей,  чья, чьи?» Логопед: Грива чья? ­ львиная.  Шея чья ?­ жирафья.  Хвост чей? ­ обезьяний. Панцирь чей? ­ черепаший Хобот чей? ­ слоновий.  Горб чей? ­ верблюжий. Зубы чьи? ­ крокодильи Голова чья? ­ тигриная Обезьяна: ­Отгадайте следующую загадку: Носит домик роговой, Прячет хвостик с головой, Панцирь ­ щит её от страха, А трусиха ­ ...(черепаха) (Слайд 11) Логопед: ­Как вы догадались, что это черепаха? (Черепаха всегда носит на себе свой  дом, в который она прячется). ­Послушайте задание от черепахи (5): «Найдите и раскрасьте животного».­Рассмотрите рисунок, который лежит у вас на столе, и помогите отыскать  зверей. ­ Кто спрятался в нижнем правом углу рисунка? (тигр). Кого вы видите в  левом верхнем углу. Кто это? (слон)   ­ Кого ещё вы видите, назовите. (Жирафа, обезьяну, носорога, попугая,  крокодила, антилопу). Раскрасьте одного из зверей. Расскажите об одном  животном по таблице (описывают животного по таблице). (Слайд 12) Логопед: ­Дети, где вы ещё можете встретить животных жарких стран? (Мы можем встретить их в зоопарке). Логопед: ­Верно. В зоопарке животные живут в клетках. Это дом для животных и  животное свой дом будет всегда охранять. Какие правила вы должны  соблюдать, посещая зоопарк. (Дети отвечают, логопед дополняет) Логопед: ЗАПРЕЩАЕТСЯ!! Пролезать через ограждения. Кормить животных продуктами, принесенными с собой. Дразнить и пугать животных. Проводить фото и видео съёмки без разрешения. Фотографировать животных с фотовспышкой.Заходить за ограждения, засовывать пальцы к животным. Логопед: ­Вы всё знаете и умеете. А ты ЧИКА, как думаешь, наши дети помогли  вернутся домой животным? Обезьянка: ­Мне очень сегодня у вас понравилось. Дети с заданиями справились. Они  помогли вернуться животным домой, в Африку. Даже я узнала для себя много нового и интересного. А вам, дети какие задания запомнились? (Ответы  детей). ­У меня от ваших правильных ответов поднялось настроение. А у вас, какое  настроение? Логопед: ­ Возьмите тот смайлик, который отображает ваше настроение после занятия.  У всех осталось хорошее настроение.  ­ Вот и пришла пора прощаться. Обезьянке ЧИКЕ пора возвращаться домой в  Африку, к своим друзьям, которые благодаря вам вернулись домой. Обезьянка: ­Я приготовила вам сюрприз. Это­мои любимые фрукты­бананы .(Передаёт  рюкзак с бананами). Приготовьте ваши ладошки, я сейчас дотронусь до них,  для того чтобы, увести с собой в Африку частицу вашей доброты и теплоты  (дотрагивается до ладошек и уходит).  Логопед: ­Спасибо за проделанную работу, вы все задания выполнили. Угощение от  обезьяны ждёт вас в группе. Попрощаемся с гостями. До свидания.