Цель: формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи по теме «Животные жарких стран».
Задачи:
- упражнять в образовании притяжательных прилагательных;
- закреплять умение образовывать сложные слова путем сложения основ;
-развивать навыки слогового состава слова;
-упражнять в согласовании существительного с существительным в родительном падеже;
-развивать связную речь детей и умение составлять рассказ-описание, используя схему;
- активизировать словарь по данной теме;
- развивать мелкую моторику рук.
- развивать мыслительную деятельность на основе установления причинно-следственных связей;
- закрепить представления о животных жарких стран и их особенностях;
-развивать мышление, внимание;
- воспитывать у детей познавательный интерес к окружающему;
- воспитывать желание общаться друг с другом;
Оборудование: картинки с изображением животных жарких стран, презентация «Животные жарких стран», аудиозапись Е.Железновой «У ЖИРАФА ПЯТНА-ПЯТНАШКИ», разрезные картинки, верёвочки, индивидуальные листы для задания «Найди животное», картинки с изображением смайлика грустного и весёлого, цветные карандаши.
Управление образования администрации Ленинского муниципального района
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №16 «Машенька»
Конспект занятия
в подготовительной к школе
логопедической группе для детей с ФФНР
Тема «Словообразование и словоизменение с использованием
лексического материала по теме «Животные жарких стран».
«Джунгли зовут»
Составила и провела:
учительлогопедЛитвинова М.Л.
пос. Володарского
март 2017Цель: формирование лексикограмматических средств языка и развитие
связной речи по теме «Животные жарких стран».
Задачи:
упражнять в образовании притяжательных прилагательных;
закреплять умение образовывать сложные слова путем сложения основ;
развивать навыки слогового состава слова;
упражнять в согласовании существительного с существительным в
родительном падеже;
развивать связную речь детей и умение составлять рассказописание,
используя схему;
активизировать словарь по данной теме;
развивать мелкую моторику рук.
развивать мыслительную деятельность на основе установления причинно
следственных связей;
закрепить представления о животных жарких стран и их особенностях;
развивать мышление, внимание;
воспитывать у детей познавательный интерес к окружающему;
воспитывать желание общаться друг с другом;
Оборудование: картинки с изображением животных жарких стран,
презентация «Животные жарких стран», аудиозапись Е.Железновой «У
ЖИРАФА ПЯТНАПЯТНАШКИ», разрезные картинки, верёвочки,
индивидуальные листы для задания «Найди животное», картинки с
изображением смайлика грустного и весёлого, цветные карандаши.Дети заходят в группу под музыку. (Слайд 1).
Ход занятия
Логопед:
Доброе утро, дети!
В этом зале все друзья:
я, ты, он, она.
Обними соседа слева,
Обними соседа справа.
Погладь соседа слева,
Погладь соседа справа.
Все мы дружная семья:
я, ты, он, она.
Дети, давайте подарим улыбки друг другу и нашим гостям! И пусть хорошее
настроение не покидает нас целый день!
Предлагаю вам закрыть глаза и внимательно послушать голоса животных.
Если услышите голос тигра, садятся на свои места девочки, а если услышите
голос обезьян, то садятся мальчики. Слушаем внимательно. (Включается
запись голосов животных).
Логопед:
Предлагаю вам взять с тарелки тот смайлик, который отображает ваше
настроение сегодня. (Дети берут смайлик грустный или весёлый). Сегодня у
всех хорошее настроение.
(Стук в дверь, входит Обезьяна с конвертом).
Обезьяна:
Здравствуйте, дети! Кто любого рассмешит?
Кто от слез избавит?
Кто спасает от обид?
Кто улыбку вам подарит?Ну конечно – обезьянка,
Баловница, непоседа,
Озорная хулиганка
И любитель сладкого обеда.
Разрешите представиться. Яобезьяна и зовут меня ЧИКА. Я очень люблю
кривляться и всех дразнить готова постоянно. За мной повторяйте движения.
(Проводит психогимнастику «Обезьяна» на воспитание эмоциональности).
Как тигр порычали, как лев гривойпомотал, как охотится чёрная пантера
показали, как обезьянка все вместепокривлялись, и как вы, ребята,
рассмеялась.
Я принесла конверт, и он адресован подготовительной группе «Солнышко»
(отдаёт конверт логопеду).
Логопед:
Какой интересный конверт, что на нём изображено? (Пальмы и лианы).
Вы догадались откуда конверт? (Из Африки). Давайте посмотрим, что в нём?
(Открывает конверт и достаёт диск).
В конверте письмо, но не простое, а электронное! Как же нам его прочитать?
(надо вставить диск в компьютер). Верно, вставим диск и узнаем, кто нам
его прислал.
Обезьяна:
У меня дома в Африке компьютера нет и мне тоже очень интересно узнать,
что в этом электронном письме.
Логопед:
Конечно, обезьянка оставайся с нами и присаживайся. (Обезьяна садится с
детьми).
Логопед:
Посмотрите внимательно на картинку. (Слайд 2).
Кого вы на ней видите? (На экране картинка с наложенными
изображениями диких животных. Вызывает по одному ребёнку к экрану и
дети показывают животных, обводя силуэт).
Верно –это черепаха, верблюд, жираф, слон.
Как мы назовём их одним словом (дикие животные). Где живут эти
животные?От кого же пришло письмо? (От диких животных жарких стран). Почему
их нас называют дикими животными?
Дети:
Дикими мы называем их потому, что они живут самостоятельно и обходятся
без помощи человека. Они сами добывают себе пищу, воспитывают
детенышей, строят жилища.
Настало время прочитать это письмо. (Слайд 3)
«Помогите, помогите, дорогие дети! В Африке случилась беда, все
животные разбежались кто куда. Мы знаем, что вы всё про нас знаете и
выполнив задания, поможете нам вернуться домой в Африку?»
А для того, чтобы слушать и слышать хорошо и внимательно, делаем массаж
ушей старательно.
Упражнение «Думающая шапочка»
(способствует развитию внимания, памяти, мышления, речи).
Логопед:
Улыбнулись.
Взяли наши ушки,
Тянем до макушки , (Тянуть указательным и большим
Тянем их старательно , пальцем верхние края ушей вверх)
Слушаем внимательно.
Тянем, тянем наши ушки,
Но уже не до макушки , (Тянуть боковые края ушей в стороны)
Тянем ушки в стороны,
Чтобы все запомнить здорово.
Тянем наши ушки снова , (Мочки ушей вниз)
Четко произносим каждое слово.
Логопед:Посмотрим, кто у нас первый потерялся, и чтобы узнать от кого первое
задание вам нужно отгадать загадку.
Обезьяна:
Можно я загадаю загадку?
Очень много силы в нём,
Ростом он почти что с дом.
У него огромный нос,
Будто нос
Лет тысячу рос. (Слайд 4)
Логопед:
Как вы догадались, что это слон? (Слон большого роста и у него огромный
носэто хобот).
Задание (1) от слона такое: «Назовите детёнышей животных»
Я знаю, что у зверей, так же, как и у людей, каждая мама любит своего
детеныша. Давайте расскажем обезьянке ЧИКЕ об этом и поиграем в игру
«Кого любит мама».
Я вам показываю картинку, а вы мне отвечаете, кого любит эта мама.
Скажите, кого любит эта «мама»? (показ картинок)
Львица любит львенка;
Слониха любит слоненка;
Верблюдица любит верблюжонка;
Логопед:
Молодцы! Вы все правильно назвали детёнышей животных.
Обезьяна:
Вас ждет следующая загадка и задание (2):
Он толстокож и неуклюж.
Ему река –не глубже луж.
Всю жизнь несёт свой мощный рог.За что прозвали....(носорог). (Слайд 5)
Логопед:
Как вы догадались, кто это носорог? (У носорога толстая кожа, он
неуклюжий, и у него на голове рог.).
Обезьяна:
Послушаем задание от носорога: «Дети, разделите на слоги названия
животных и выложите соответствующую цифру из верёвочки».
Вспомним правило деления слов на слоги. (Сколько в слове гласных, столько
и слогов).
Определим количество слогов в названиях животных.(Дети выполняют
задание логопеда, отделяя слоги в словах, загибая пальцы. Выкладывают
цифру с помощью верёвочки).
(Слова: слон, панда).
Логопед:
Очень хорошо! Мы с вами разделили слова на слоги. А впереди следующее
задание! От кого же оно?
Обезьяна:
Послушаем следующую загадку:
По лужайке целый час
Бегает игриво
Полосатенький матрас
С хвостиком и гривой. (Зебра) (Слайд 6)
Логопед:
Как вы догадались, что это зебра? (Зебра похожа на маленькую лошадку,
окрас у неё в полоску). Послушаем задание от зебры: «Давайте поиграем в
игру «Составь слово» (Задание 3). (Слайд 7)
У жирафа длинная шея — жираф какой? (длинношеий).
У верблюда два горба — ....(двугорбый)
У крокодила острые зубы – значит он какой.. (острозубый)
У бегемота толстые ноги — ....(толстоногий)У носорога длинный рог– значит он какой.. (длиннорогий)
У обезьяны длинный хвост – значит она какая..(длиннохвостая)
Логопед:
Молодцы, справились с этим сложным заданием. Мы с вами уже умеем
образовывать не простые, а сложные слова.
Обезьяна:
Отгадайте ещё одну загадку:
Высокий и огромный,
Похож на кран подъёмный.
Только этот кран живой!
С длинной шеей, с головой! (Жираф). (Слайд 8)
Логопед:
Как вы догадались, почему это жираф? (Жираф высокого роста и у него
длинная шея).
Послушаем задание, которое нам приготовил жираф: «Мои дети очень любят
играть. Покажите, пожалуйста, веселую игру для моих детёнышей». (Слайд
11).
Обезьяна;
Можно я проведу весёлую игру?
Логопед:
Конечно, обезьянка можно. (Логоритмическое упражнение под музыку
Е.Железновой «У жирафа пятнапятнашки»).
Логопед:
Молодцы! Я думаю, что мы с этим заданием справились.
Обезьяна:
Отгадайте ещё одну загадку:
Он зеленый и ужасный,
Он зубастый и опасный,
Быстро плавает, ныряет,
Страх повсюду нагоняет.Обитает в жарких странах,
Как зовут его? Кто знает? (Крокодил). (Слайд 9).
Логопед:
Как вы догадались, что это крокодил? (Крокодил зелёного цвета, зубастый,
хищник).
Послушаем задание (4): «Соберите картинку из частей, назовите, кто у вас
получился».
(Дети достают из конверта разрезные картинки частей тела животных,
собирают). (На экране изображения получившихся животных).(Слайд 10)
Не все задания с электронного письма мы выполнили. Поиграем в игру «Чей,
чья, чьи?»
Логопед:
Грива чья? львиная.
Шея чья ? жирафья.
Хвост чей? обезьяний.
Панцирь чей? черепаший
Хобот чей? слоновий.
Горб чей? верблюжий.
Зубы чьи? крокодильи
Голова чья? тигриная
Обезьяна:
Отгадайте следующую загадку:
Носит домик роговой,
Прячет хвостик с головой,
Панцирь щит её от страха,
А трусиха ...(черепаха) (Слайд 11)
Логопед:
Как вы догадались, что это черепаха? (Черепаха всегда носит на себе свой
дом, в который она прячется).
Послушайте задание от черепахи (5): «Найдите и раскрасьте животного».Рассмотрите рисунок, который лежит у вас на столе, и помогите отыскать
зверей.
Кто спрятался в нижнем правом углу рисунка? (тигр). Кого вы видите в
левом верхнем углу. Кто это? (слон)
Кого ещё вы видите, назовите. (Жирафа, обезьяну, носорога, попугая,
крокодила, антилопу). Раскрасьте одного из зверей. Расскажите об одном
животном по таблице (описывают животного по таблице). (Слайд 12)
Логопед:
Дети, где вы ещё можете встретить животных жарких стран?
(Мы можем встретить их в зоопарке).
Логопед:
Верно. В зоопарке животные живут в клетках. Это дом для животных и
животное свой дом будет всегда охранять. Какие правила вы должны
соблюдать, посещая зоопарк.
(Дети отвечают, логопед дополняет)
Логопед:
ЗАПРЕЩАЕТСЯ!!
Пролезать через ограждения.
Кормить животных продуктами, принесенными с собой.
Дразнить и пугать животных.
Проводить фото и видео съёмки без разрешения.
Фотографировать животных с фотовспышкой.Заходить за ограждения, засовывать пальцы к животным.
Логопед:
Вы всё знаете и умеете. А ты ЧИКА, как думаешь, наши дети помогли
вернутся домой животным?
Обезьянка:
Мне очень сегодня у вас понравилось. Дети с заданиями справились. Они
помогли вернуться животным домой, в Африку. Даже я узнала для себя много
нового и интересного. А вам, дети какие задания запомнились? (Ответы
детей).
У меня от ваших правильных ответов поднялось настроение. А у вас, какое
настроение?
Логопед:
Возьмите тот смайлик, который отображает ваше настроение после занятия.
У всех осталось хорошее настроение.
Вот и пришла пора прощаться. Обезьянке ЧИКЕ пора возвращаться домой в
Африку, к своим друзьям, которые благодаря вам вернулись домой.
Обезьянка:
Я приготовила вам сюрприз. Этомои любимые фруктыбананы .(Передаёт
рюкзак с бананами). Приготовьте ваши ладошки, я сейчас дотронусь до них,
для того чтобы, увести с собой в Африку частицу вашей доброты и теплоты
(дотрагивается до ладошек и уходит).
Логопед:
Спасибо за проделанную работу, вы все задания выполнили. Угощение от
обезьяны ждёт вас в группе. Попрощаемся с гостями. До свидания.