Конспект открытого урока литературы по теме «Любовная лирика Пушкина», 9 класс
Оценка 4.6

Конспект открытого урока литературы по теме «Любовная лирика Пушкина», 9 класс

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература
9 кл
02.10.2019
Конспект открытого  урока литературы по теме  «Любовная лирика Пушкина», 9 класс
Конспект открытого урока литературы по теме «Любовная лирика Пушкина», 9 класс Цель урока – знакомство с любовной лирикой А. С. Пушкина, с адресатами любовной лирики поэта. Задачи урока: Обучающая: вызвать интерес к личности и творчеству поэта; углубить представление учащихся о любовной лирике. Развивающая: развивать устную речь учащихся, работать над обогащением словарного запаса. Воспитательная: воспитывать высокие нравственные и эстетические идеалы.
Конспект открытого урока литературы по теме 9 класс.docx
Конспект открытого  урока литературы по теме  «Любовная лирика Пушкина», 9 класс Цель урока – знакомство с любовной лирикой А. С. Пушкина, с адресатами любовной  лирики поэта. Задачи урока: Обучающая: вызвать интерес к личности и творчеству поэта; углубить представление  учащихся о любовной лирике. Развивающая: развивать устную речь учащихся, работать над обогащением словарного запаса. Воспитательная: воспитывать высокие нравственные и эстетические идеалы. Эпиграф: Прошли года, пройдут века – Его любовь осталась с нами. И так же трепетна строка, И так же искренне признанье. А. Дементьев Оборудование: записи стихотворений, романсов на стихи Пушкина: «Я помню чудное  мгновенье», компьютер. Звучит отрывок из романса Глинки “Я вас любил…”. Я знал любовь, но я не знал надежды, Страдал один, в безмолвии любил. Безумный сон покинул томны вежды, Но мрачные я грезы не забыл. А.С.Пушкин 1. Орг.момент Прежде всего, давайте вспомним, что такое лирика в литературе. Лирика ­ один из основных родов литературы, отражающий жизнь при помощи  изображения отдельных состояний, мыслей, чувств, впечатлений и переживаний  человека, вызванных теми или иными обстоятельствами. Лирическая поэзия ­ воспроизводит субъективное личное чувство и настроение автора. Есть очень важный и дорогой подарок судьбы – любовь. Ей посвящены самые  возвышенные и самые горькие строки поэзии, она вдохновляла художников и  музыкантов.  “Любовь”… В чем проявляется это чувство? Забывание себя, сознательное  жертвование собой. (Запись в тетрадь ассоциации учеников к этому слову): (слайд 1) Понятие “любовь” многозначно. Вот одно из его толкований: “Любовь – чувство  самоотверженной, сердечной привязанности”. Приходим к выводу, что в обыденной  жизни нам не хватает очарования, прелести, пронзительной нежности, которые  сопровождают настоящую любовь. Стихи Пушкина – это вовсе не дневник его любовных побед и поражений, а прежде  всего философские представления поэта о Женщине как источнике вдохновения. Традиционно считают, что его музой были женщины, которых он любил, которыми был  увлечен. 2. Актуализация знаний. Работа по теме урока Ребята, а какие стихотворения Пушкина о любви вам известны? Учитель: В жизни Пушкина было много женщин, однако стихи Пушкина – это вовсе не  дневник его любовных побед и поражений, а прежде всего философские представления поэта о Женщине как источнике вдохновения. Его музой были женщины, которых он  любил, которыми был увлечен. Перед вами имена и фамилии любимых женщин поэта  О влюбчивости поэта судят по его стихотворениям, но Пушкин не искал вечной любви,  вечной для него была только потребность любить.  Современники Пушкина высказывали самые разные точки зрения на отношение поэта к  женщинам. Но не подлежит спору, что в любви Пушкин был одарен выше среднего  человеческого уровня. Он был гениален в любви, может быть, не меньше, чем в поэзии.  Его чувственность, его пристрастие к внешней женской красоте всем бросалась в глаза. Во времена Пушкина у всех дам светского общества были альбомы, которые хранили  стихи, автографы, рисунки поклонников. Сегодня мы попытаемся создать свой устный  альбом; он небольшой, в нем всего несколько страниц, но они самые яркие, светлые,  одухотворенные любовью Пушкина.  Впервые мы столкнулись с темой любви, когда говорили о поэме «Руслан и  Людмила», написанной Пушкиным, когда ему исполнился 21 год. (Цитата). Вы, наверное, помните, что поэма посвящена молодым. Она – обращение к  современникам Пушкина, к будущей молодежи, ко всем поколениям. Именно из произведения мы узнали, что любовь может быть светлым, чистым,  благородным чувством, но мы видели и коварство, жестокость. Тогда мы с вами только читали и говорили о любви. Сейчас, некоторые из вас,  возможно, сами испытали это чувство, у некоторых оно только зарождается. А сегодня мы с вами поговорим о том, что же это чувство значило для Александра  Сергеевича Пушкина. Страница первая… Ребята, я предлагаю вам открыть первую страницу нашего журнала, из которой мы  узнали бы о Екатерине Павловне Бакуниной  Ученик: Бакунина Екатерина Павловна ­ первая юношеская, платоническая любовь  А.С. Пушкина. Молоденькая девушка, приветливая, милая. Она была старшей сестрой  Александра Бакунина, лицейского товарища Пушкина. Пушкин впервые увидел ее в Царском Селе. Семья Бакуниных жила там летом 1815  года. Бакунина не раз приезжала в лицей повидать брата, гуляла по аллеям парка,  бывала на лицейских праздниках. Пушкин был влюблен. Влюблен впервые, наивно,  восторженно и пылко. Он стал задумчив, рассеян, в классах отвечал невпопад.  Бакуниной увлекались и другие лицеисты, в том числе И. И. Пущин, будущий  декабрист. Но соперничество не послужило причиной охлаждения между друзьями. Теперь каждую свободную минуту проводил Пушкин у окна в томительном ожидании  и, завидев наконец вдалеке знакомую девичью фигурку, опрометью бежал на лестницу.  Там делал вид, будто вышел невзначай. Мимолетная встреча, несколько ничего не  значащих слов, улыбка... Но как это много для влюбленного. Пушкин томился любовью к Бакуниной всю зиму, весну и лето 1816 года. Вот так он об этом писал: Ученик: В те дни... в те дни, когда впервые  Заметил я черты живые  Прелестной девы, и любовь  Младую взволновала кровь,  И я, тоскуя безнадежно,  Томясь обманом пылких слов,  Везде искал ее следов,  О ней задумывался нежно,  Весь день минутной встречи ждал  И счастья тайных мук узнал. Учитель: Молодость говорила о себе, сердечная рана затянулась, появились новые  увлечения и источники вдохновения. Страница вторая… Учитель: 1820 год – новый этап в жизни Александра Сергеевича. Он ехал на юг, в  ссылку. Навстречу стихам, любви, надеждам. Южная ссылка поэта обернулась новыми,  яркими впечатлениями. Они запомнились ему надолго Счастливой неожиданностью оказалось для Пушкина его путешествие с семьей  Раевских по Крыму и Кавказу. В ту поездку генерал Раевский взял младшего сына  Николая и двух дочерей – 15­летнюю Марию и 14­летнюю Софью. Здесь он встретил  необыкновенную девушку – Марию Раевскую, будущую жену декабриста Сергея  Григорьевича Волконского Ученик: Когда Пушкин увидел Марию Раевскую впервые, она была шаловливым  подростком, с нежным характером, горящими живыми глазами, черными локонами и  смуглым лицом. Мария Николаевна вспоминала, как, путешествуя в карете с сестрой,  гувернанткой и Пушкиным, они остановились для того, чтобы полюбоваться морем.  Барышне захотелось поближе подойти к воде, и юный Александр, предугадывая ее  желание, последовал за ней. Александр Сергеевич начал проявлять интерес к Марии  Николаевне. Но не к ней одной. Ее сестры тоже привораживали Пушкина молодостью и красотой. Особенно старшая дочь Николая Николаевича, которая от природы была  скромной и серьезной барышней. Дни, проведенные с семейством Раевских , были  счастливейшими в жизни великого поэта. Он с удовольствием читал дочерям генерала  стихи, обсуждал с ними произведения Байрона и Вольтера. Но становились ли ближе  друг к другу Пушкин и Мария Раевская? Нет, кроме дружбы, сильных и глубоких  чувств к Александру Сергеевичу будущая жена декабриста не испытывала. А вот стихи Пушкина для Марии Раевской значили очень многое. Она восторгалась тем, как  Александр мастерски владел рифмой и умением на бумаге выражать чувства и эмоции.  И все­таки увлечение юной Машей постепенно переросло в настоящую любовь. И  Пушкин, будучи застенчивым с объектом своей страсти, возможно, в конце концов  осмелился сказать о своем чувстве, но взаимности так и не добился. Впоследствии  Александр Сергеевич серьезно переживал неразделенную любовь, что, конечно же,  отразилось в его творчестве. Ученик:На холмах Грузии лежит ночная мгла; Шумит Арагва предо мною. Мне грустно и легко; печаль моя светла; Печаль моя полна тобою, Тобой, одной тобой... Унынья моего Ничто не мучит, не тревожит, И сердце вновь горит и любит — оттого, Что не любить оно не может. Учитель: Ребята, вы услышали уже два стихотворения, посвященных двум разным  женщинам. Сами бы вы догадались, кому какое посвящено, ведь любовные  предыстории вам были рассказаны? Почему? (в стихотворениях говориться о чувствах  поэта, а не об отношениях, связывающих его с возлюбленными) любовную лирику поэта не стоит рассматривать как аналог «донжуанского списка». А О каком таком списке  идет речь? Обратимся в справочное бюро. (реализация индивидуального задания) Страница третья… Учитель: Летом 1823 года Пушкин был назначен в канцелярию новороссийского  генерал ­губернатора Михаила Семеновича Воронцова, в Одессу. Здесь 6 сентября 1823 года он и познакомился с его женой, Елизаветой Ксаверьевной Воронцовой. Ученик : Елизавета Ксаверьевна Воронцова была одной из привлекательнейших женщин своего времени. Все ее существо было проникнуто такою мягкою, очаровательною,  женственною грацией, таким неукоснительным щегольством, что многие без памяти  влюблялись в нее. Она была несколько старше Пушкина, однако, выглядела молодо,  бала хороша собой и отличалась утонченной любезностью полячки и светской дамы. Привычное внимание к молодой и красивой женщине скоро перешло в глубокое и  серьезное чувство. Вспыхнувшее к ней чувство было глубоким и ярким, и не осталось  безответным. Но счастье не могло быть долгим. По настоянию графа Воронцова  Пушкина выслали из Одессы в Михайловское. Он очень страдал. Перед отъездом поэта  Воронцова подари ему на память свой портрет в золотом медальоне и кольцо с  восьмигранным камнем из сердолика, с надписью на древнееврейском языке: "Симха,  сын почтенного рабби Ианфа, да будет благословенною его память". Согласно  преданию, перстень был подарен в качестве талисмана против несчастной любви. Это кольцо Пушкин бережно хранил. Поэт часами смотрел на портрет, вспоминая  возлюбленную; и тогда из­под пера Пушкина появилось стихотворение “Храни меня,  мой талисман…” С каким нетерпением ожидал Александр Сергеевич известий о Елизавете Ксаверьевне!  Ольга Сергеевна Павлищева, сестра поэта, вспоминала, что когда приходило письмо из  Одессы с печатью Воронцовой, Пушкин запирался в своей комнате, никуда ни выходил  и никого не принимал к себе. Но однажды он получил последнее письмо, которое Воронцова просила сжечь.  Александру Сергеевичу было мучительно трудно расстаться с ним, но он сделал это.  Всю свою боль поэт выразил в стихотворении “Сожженное письмо”. Ученик: Прощай, письмо любви! Прощай она велела. Как долго медлил я! Как долго не хотела Рука предать огню все радости мои! Но полно, час настал, гори письмо любви… Анализ стихотворения ­Ребята, а вам не показалось, что поэт словно разговаривает с письмом? Чем это  вызвано? (письмо для него не просто лист бумаги, оно от любимой, оно­часть  возлюбленной, и поэт обращается к нему как к живому существу) ­Покажите одушевленность сжигаемого письма (поэт обращается к нему: прощай, гори, листы твои, пепел милый, останься) ­«Прощай, письмо любви, прощай! Она велела…» ­Велела! Почему выбран именно этот глагол? Можно ли его заменить другим синонимами? (просила, приказала,  потребовала).­Можем, смысл не теряется, но Пушкин использует именно «велела», а  кто повелевает? (царица). Да, в этом слове есть что­то царственное, повелевает царица  и ее невозможно ослушаться. Для поэта письмо любимой­святыня, его касались руки возлюбленной, в нем дорогие  слова. ­ А нужна ли такая жертва? Ведь утаить письмо не трудно… (для поэта требование  любимой женщины священно, в пушкинскую эпоху этого было достаточно). ­Найдите строки, свидетельствующие о мучительности переживаний поэта перед  принятием тяжкого решения («Как долго медлил я…») ­Какой эффект достигается повторением: как долго…как долго? (чувствуем  напряженность момента) Но полно час настал, и поэт уничтожает письмо, а вместе с ним гибнет и часть его  души. Какими словами это передается? («Ничему душа моя не внемлет») Письмо превратилось в пепел, но даже он свят для Пушкина. «Останься век со мной на  горестной груди» ­О какой традиции говорит здесь Пушкин? Обратимся в справочное  бюро (подготовленный ученик) Учитель: Киенко Кристина подготовила свой творческий видеопроект по  стихотворению, посвященному Елизавете Воронцовой (просмотр, слайд 8) Страница четвертая… “Гением чистой красоты” для Пушкина была красавица Анна Керн, милая, добрая  женщина с несчастной судьбой. В 1824 году в Михайловском произошел бурный, хотя и краткосрочный роман 25­ летнего Пушкина с 19­летней Анной Керн, женой 52­летнего генерала Керна. Анна Петровна Керн. Судьба была не очень­то к ней благосклонна. В возрасте 17 лет  она была выдана замуж за генерала Ермолая Федоровича Керна – человека грубого и  ограниченного. Но жизнь ее озарится светом, любовью Пушкина. Впервые Пушкин встретил Анну  Петровну в Петербурге в доме Олениных. Это о ней поэт будет писать: «Хотите ли вы  знать, что за женщина госпожа Керн? У нее гибкий ум, она понимает все, огорчается  легко и так же легко утешается, робка в приемах обращения и смела – в поступках, но  она чрезвычайно привлекательна…» Бродя по аллеям Михайловского парка, Пушкин мучительно переживал охватившее его чувство. Он написал Анне Керн 7 восторженных посланий на французском языке. Он  называл ее “чудотворной”, “чудотворницей”.. Анна Керн уезжает. Вот и все. С тех пор  они больше не виделись. Где она и что с ней – ему ничего не было известно. Прошло  шесть лет. И велика была его радость, когда у старых друзей Осиповых, соседей по  имению, он неожиданно увидел ее, такую же обаятельную и красивую, как и прежде. Они встретились, вспомнили Петербург, юношеские годы. А на следующий день она  уезжала. Пушкин приехал её проводить и на прощанье подарил ей главу “Евгения  Онегина”, среди страниц из романа лежал вчетверо сложенный листок почтовой бумаги со стихами. Что бы ни думал тогда Пушкин, но стихи, которые он написал, стали одним из шедевров любовной лирики, и благодаря им на могилу А.П. Керн до сих пор кладут  цветы потомки. Эти стихи можно читать бесконечно, они звучат как музыка. Чтец Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты… С этой историей любви связана еще одна, не менее поэтичная. Композитор Михаил  Иванович Глинка, влюбившись в дочь А.П.Керн, написал музыку на стихи «Я помню  чудное мгновенье» Из одного шедевра родился второй. Звучит романс М. Глинки «Я помню чудное мгновенье» в исполнении Ирины  Стародубцевой Заслуженной артистки РФ, нашей с вами землячки (родилась в  Курске) Пятая страница… Учитель: Чувства Пушкина не были мимолетными, хотя и случайных влюбленностей в  его жизни немало, но Анна Алексеевна Оленина сыграла особую роль в биографии  поэта. Он мечтал сделать Аннет своей женой, он посвятил ей множество  стихотворений. Ученик: Они познакомились, когда Анне было всего 9 лет. Пушкин часто бывал в доме  директора публичной библиотеки, археолога, историка и художника Оленина. Конечно  же, он не мог не заметить хорошенькую девочку, которую за маленький рост все  ласково звали Анеточкой ­ малюткой. Вновь встретив ее 19­й девушкой в 1827 г. (после возвращения из ссылки в Петербург), Пушкин пылко влюбился. Ей было лестно внимание поэта, “это была честь, которой все завидовали”, но она не  считала Пушкина “большой партией”. Она не из тех “романтических особ”, которые  способны “потерять голову”. Пушкин посватался к Олениной в 1829 году, но родители  ее были к нему неблагосклонны. Как ни хороша и привлекательна была Аннет, вышла замуж она уже после смерти  Пушкина, в 1840 году, тридцати двух лет, за полковника лейб­гвардии Гусарского  полка Федора Александровича Андро де Ланжерона, в будущем – президента Варшавы, а счастлива не будет. Но гений Пушкина щедр, и поэт посвящает ей стихи, несравненные по силе  возвышенных, идеальных чувств: строки, которые стали одним из самых известных  романсов “Я вас любил”, “Ты и вы”, “Не пой, красавица, при мне”, “ Ее глаза» Ее глаза Она мила — скажу меж нами — Придворных витязей гроза, И можно с южными звездами Сравнить, особенно стихами, Ее черкесские глаза. Она владеет ими смело, Они горят огня живей; Но, сам признайся, то ли дело Глаза Олениной моей! Какой задумчивый в них гений, И сколько детской простоты, И сколько томных выражений, И сколько неги и мечты!.. Потупит их с улыбкой Леля — В них скромных граций торжество; Поднимет — ангел Рафаэля Так созерцает божество А позднее поэт написал ей в 1829 году прощальные стихи “Я вас любил...”. Шестая страница, и последняя… Мы открываем самые прекрасные и самые трагические страницы из жизни Пушкина.  Бурно прожита молодость, настала пора зрелости. Жажда личного, семейного счастья,  стремление любить и быть любимым – вот какие чувства владели им в эти  года. Шестую страницу альбома мы посвящаем Наталье Николаевне Гончаровой. Ученик: Пушкина Наталья Николаевна, урожденная Гончарова, ­ жена поэта. Пушкин  познакомился с ней в Москве на балу в декабре 1829 года.  «Когда я увидел ее в первый раз, – писал он, – красоту ее едва начали замечать в  свете. Я полюбил ее, голова у меня закружилась, я сделал ей предложение». Мать  Натальи Николаевны не дала согласия на брак, хотя и не отказала окончательно,  ссылаясь на то, что дочь еще слишком молода. Мучаясь ожиданием ответа, Пушкин  уезжает на Кавказ. Весной 1830 года он неожиданно получает через знакомого,  приехавшего из Москвы, привет от Гончаровых. Увидев в этом завуалированное  приглашение вернуться, поэт, как на крыльях, полетел в Москву. В начале апреля 1830  года он сделал предложение вторично, и на этот раз оно было принято. 18 февраля 1831 года в церкви Вознесения, что у Никитинских ворот, Пушкин и  Натали обвенчались. Поэт был счастлив, введя в свой дом (впервые в жизни у него  появился свой дом) молодую красавицу жену. Вскоре после свадьбы Пушкин писал  другу: “Я женат – и счастлив! Желание мое, чтоб в жизни ничего не изменилось –  лучшего не дождусь”. Чувство глубокой любви и нежности к жене Пушкин сохранил  на протяжении всей их совместной жизни. Тонкая, как стебель цветка, талия,  мраморные плечи, безукоризненный овал лица – весь облик Н. Гончаровой напоминал  идеальных женщин в картинах Рафаэля. Пушкин любил, чтобы другие, особенно  близкие люди, восхищались его женой. Поэт говорил Брюллову: “У меня, брат, такая красавица жена, что будешь стоять на коленях и просить снять с нее портрет”. Её он считал своей мадонной. Ученик читает стихотворение «Мадонна»: Не множеством картин старинных мастеров Украсить я всегда желал свою обитель, Чтоб суеверно им дивился посетитель, Внимая важному сужденью знатоков. В простом углу моем, средь медленных трудов, Одной картины я желал быть вечно зритель, Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков, Пречистая и наш божественный спаситель — Она с величием, он с разумом в очах — Взирали, кроткие, во славе и в лучах, Одни, без ангелов, под пальмою Сиона. Исполнились мои желания. Творец Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна, Чистейшей прелести чистейший образец. Учитель: В письме Наталье Гончаровой из Петербурга поэт писал: "Прекрасные дамы  просят меня показать ваш портрет и не могут простить мне, что его у меня нет. Я  утешаюсь тем, что часами простаиваю перед мадонной, похожей на вас как две капли  воды: я бы купил ее, если бы она не стоила 40 тысяч рублей". Мадонна Рафаэля не  только напоминала Пушкину Наталью Николаевну Гончарову, но и вдохновила поэта  на создание его поэтического шедевра "Мадонна".  Пушкин был счастлив в семейной жизни. Это подтверждают его письма. За 6 лет,  которые они прожили вместе, Наталья Николаевна родила четверых детей. Да,  Александр Сергеевич и Наталья Николаевна были счастливы, но не их вина в том, что  они жили в обществе, не желавшем терпеть счастье поэта. Поэт погиб. Одно из  последних пушкинских произведений обращено также к жене. 3. Закрепление Давайте задумаемся над тем, как менялось чувство любви в лирике Пушкина. В лицее  любовь предстает поэту как одухотворяющее страдание («Певец», «Желание») в  период южной ссылки любовь начинает звучать как слияние со стихией жизни,  природы, любовь уподобляется вдохновению творчества («Редеет облаков летучая  гряда», «Ночь»). Стихотворение «Я помню чудное мгновенье» открывает любовь как неискоренимое  никакими враждебными обстоятельствами чувство, как неотъемлемую стихию  человеческого сердца. Любовь для поэта – это свобода, ибо ей нет границ, она не подчиняется никому и  ничему, даже собственной воле человека. К сожалению, времени у нас немного, но из того \, что мы сегодня услышали, хотелось бы узнать, что дала вам сегодня  встреча с Пушкиным? О чем заставила задуматься? Какой вывод можно сделать о чувстве – любовь? Любовь – прекрасное чувство, которое «приподнимает» человека над обыденностью,  помогает по­настоящему ощутить полноту и многообразие жизни. Каждое стихотворение Пушкина – свой неповторимый мир, свои оттенки развития  чувства любви. Разлука, грусть, страдания сопутствуют самым лучшим стихотворениям о любви. В любовной лирике поэта проступает мысль, что любовь ­ даже неразделенная, даже  безответная – огромное благо. Пушкин воспринимает любовь как удивительный  божественный дар. Чтобы увидеть предельную ясность мысли и чувства поэта, желание радости, счастья,  взаимной любви любимому человеку, достаточно просто прочитать выразительно  стихотворение Пушкина. Пушкин был влюбчивым человеком, но очень душевным и интересным. Несколько раз  влюблялся в замужних, посвящал им стихи, но он был человеком чести, не позволял  себе компрометировать своих возлюбленных. Очень сильно взволновало стихотворение «Я вас любил», потому что здесь заключены  общечеловеческие ценности: доброта, благородство, порядочность. Пусть любовь будет неудачной, безответной, мы должны быть благодарными, не  обижать любимых, желать им только счастья. 4. Итог урока. Любовь для поэта – источник жизни, радости, лучших побуждений человеческой души.  Чисто и свежо чувство лирического героя. Грусть безответной любви – и вместе с тем  счастье, потому что счастье любимой женщины важнее, выше личного счастья того, кто ее любит. Я вас любил так искренне, так нежно, Как дай вам Бог любимой быть другим. Это ли не чувство, возвышающее душу, это ли не высшее выражение гуманности,  благородства души, уважения к женщине. 4. Рефлексия Ребята, я предлагаю вам поделиться своими впечатлениями от сегодняшнего урока  следующим образом: вы разбираете цветные карточки, в которых указан адресат  вашего обращения. Ваша задача: в одном­двух предложениях поделиться с данным  человеком вашими впечатлениями о уроке, назвать несколько прилагательных,  которые, по­вашему мнению, подходят к данному уроку. На карточках следующие  адресаты (директор школы, классный руководитель, мама, папа, младший брат/ сестра,  друг/ подруга, друг из параллельного класса и т.д.) Выставление оценок ­группа чтецов, как вы оцениваете работу биографов, все ли сообщения были  информативными, интересными? ­группа биографов, какую оценку заслуживают чтецы, выразительным ли было  прочтение стихотворений, прочувствованно? Домашнее задание: Написать письмо А. С. Пушкину с заданным началом: «Когда я читаю Ваши стихи о  любви, у меня возникает желание сказать Вам...», ответить на вопросы учебника  стр.135 Самоанализ урока литературы « Любовная лирика А. С. Пушкина» Класс: 9 ФИО учителя литературы: Быкова Н. А. Количество учащихся по списку:14 Присутствовало: 12 Место проведения: МОУ СОШ №14 с. Просянка Обстановка способствовала плодотворной работе и усвоению знаний ( в кабинете чисто, освещение хорошее). Оргмомент ( взаимное приветствие, фиксация  отсутствующих, проверка готовности учеников к уроку) настроил ребят на работу. Тема: Любовная лирика А. С. Пушкина. Цели урока: Обучающая: расширить и углубить знания учащихся о творчестве А.С.Пушкина;  обогатить знания учащихся; показать глубину произведений; вызвать интерес к слову  художественного произведения; помочь учащимся понять всю сложность переживаний, всё богатство чувств поэта; учить интерпретировать, чувствовать слово; развивать навык  анализа лирического текста Развивающая: развивать устную речь учащихся, работать над обогащением словарного  запаса, совершенствовать навыки работы с дополнительной литературой. Воспитательная: воспитывать эстетическое восприятие и интерес к предмету,  способствовать духовному росту учащихся. Само содержание учебного материала соответствует целям урока, отличается  доступностью. Цели были поставлены реальные. Морально – психологическая обстановка  была демократичной Форма урока: урок – беседа с элементами рассуждения Тип и структура урока: урок изучения нового материала с соответствующей структурой.  Структура соответствует теме и целям урока. Все этапы шли последовательно, хорошо  продумана их продолжительность. Знакомство с новым материалом проходило в виде  рассказа ­ представления. Время на уроке было распределено экономно, удалось выполнить все намеченное, включая задания по определению изобразительно – выразительных средств, по теории литературы.  В конце урока были подведены итоги, предложено несколько вопросов на контроль  изученного. Домашнее задание объявлено своевременно, за 2 минуты до звонка. Содержание урока. Тема урока соответствует плану учебной программы. Новый  материал был подготовлен и преподнесен учителем и учащимися полно, достоверно,  доступно и интересно. Особое внимание уделялось выразительности речи обучающихся. Методы и приемы обучения. На уроке использовались различные формы работы:  индивидуальная, коллективная и самостоятельная работа. Методы: наглядный,  репродуктивный, частично – поисковый, исследовательский, рассказ, беседа, . Все эти  методы отвечают содержанию учебного материала, целям урока. Также были  использованы разные формы организации урока: фронтальная (беседа по наводящим  вопросам при закреплении материала); групповая ( ребята работали по группам,  устанавливая адресаты любви поэта); индивидуальная (при знакомстве с новым  материалом, при закреплении изучения новой темы. Контроль усвоения знаний был осуществлен в форме письменных работ, беседы. Использование компьютера достаточно  целенаправленно и подчинено цели урока: познакомить учащихся с адресатами любовной  лирики А. С. Пушкина. Соблюдены главные воспитательные, дидактические, психологические и санитарно  гигиенические требования к уроку. Домашнее задание не содержало проблемных  вопросов. Выводы: Триединая дидактическая цель, я считаю, достигнута. Поставленные цели были приняты  всеми учащимися. Реальные результаты – активная работа учащихся на уроке. Намеченное в основном было  выполнено. Методы, подобранные учителем оптимально подобраны под содержание дидактической  цели. Чередование словесных методов и форм организации познавательной деятельности  способствовали предупреждению перегрузки учащихся а процессе урока. В ходе  просмотренной презентации положительным моментом являются: ­ наглядное изображение изученного материала; ­ подбор иллюстративного материала; ­ элемент новизны подачи изученного материала. Проведение данного урока с использованием ИКТ считаю целесообразным, так как это  позволяет в более простой, интересной, доступной для детей форме преподнести учебный  материал. Рефлексия показала, что своими успехами и участием в работе довольны все учащиеся,  отметили сотрудничество. Материал изложен в соответствии с программными требованиями, соответствует  возрастным особенностям детей. Для домашнего задания было предложено задание, которое требует творческого подхода. Урок достиг целей, представляет собой целостную систему. Связь и между  дидактическими задачами, содержанием учебного материала, методами формами  обучения прочные и обеспечили оптимальное функционирование всей системы урока. ТДЦ урока реализована.

Конспект открытого урока литературы по теме «Любовная лирика Пушкина», 9 класс

Конспект открытого  урока литературы по теме  «Любовная лирика Пушкина», 9 класс

Конспект открытого урока литературы по теме «Любовная лирика Пушкина», 9 класс

Конспект открытого  урока литературы по теме  «Любовная лирика Пушкина», 9 класс

Конспект открытого урока литературы по теме «Любовная лирика Пушкина», 9 класс

Конспект открытого  урока литературы по теме  «Любовная лирика Пушкина», 9 класс

Конспект открытого урока литературы по теме «Любовная лирика Пушкина», 9 класс

Конспект открытого  урока литературы по теме  «Любовная лирика Пушкина», 9 класс

Конспект открытого урока литературы по теме «Любовная лирика Пушкина», 9 класс

Конспект открытого  урока литературы по теме  «Любовная лирика Пушкина», 9 класс

Конспект открытого урока литературы по теме «Любовная лирика Пушкина», 9 класс

Конспект открытого  урока литературы по теме  «Любовная лирика Пушкина», 9 класс

Конспект открытого урока литературы по теме «Любовная лирика Пушкина», 9 класс

Конспект открытого  урока литературы по теме  «Любовная лирика Пушкина», 9 класс

Конспект открытого урока литературы по теме «Любовная лирика Пушкина», 9 класс

Конспект открытого  урока литературы по теме  «Любовная лирика Пушкина», 9 класс

Конспект открытого урока литературы по теме «Любовная лирика Пушкина», 9 класс

Конспект открытого  урока литературы по теме  «Любовная лирика Пушкина», 9 класс

Конспект открытого урока литературы по теме «Любовная лирика Пушкина», 9 класс

Конспект открытого  урока литературы по теме  «Любовная лирика Пушкина», 9 класс

Конспект открытого урока литературы по теме «Любовная лирика Пушкина», 9 класс

Конспект открытого  урока литературы по теме  «Любовная лирика Пушкина», 9 класс

Конспект открытого урока литературы по теме «Любовная лирика Пушкина», 9 класс

Конспект открытого  урока литературы по теме  «Любовная лирика Пушкина», 9 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.10.2019