Конспект открытого урока литературы в 9 классе по теме: «Серебряный век русской поэзии»
Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русская литература
9 кл
01.04.2018
Цели урока:
1. Дать толкование понятия “Серебряный век”
2. Сделать обзор поэзии серебряного века
3. Познакомить учащихся с основными направлениями и представителями эпохи
4. Актуализировать знания учащихся о творчестве поэтов Серебряного века с целью дальнейшего восприятия стихотворений указанного периода.
Оборудование:
• Компьютер
• Проектор
• Экран
• Приложение (презентация Power Point)
• учебник
• рабочие тетради
Тип урока: обзорный урок.
Конспект урока.doc
Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение
«Большесосновская средняя общеобразовательная школа»
село Большая Соснова Большесосновский район, Пермский край.
Конспект урока по литературе в 11 классе
Тема: «Серебряный век русской поэзии»
Голубева Ольга Леонидовна
учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории Тема: «Серебряный век русской поэзии»
Цели урока:
1. Дать толкование понятия “Серебряный век”
2. Сделать обзор поэзии серебряного века
3. Познакомить учащихся с основными направлениями и представителями эпохи
4. Актуализировать знания учащихся о творчестве поэтов Серебряного века с целью дальнейшего
восприятия стихотворений указанного периода.
Оборудование:
Компьютер
Проектор
Экран
Приложение (презентация Power Point)
учебник
рабочие тетради
Тип урока: обзорный урок.
Учитель:
Ход урока:
(Презентация. Слайд №3). Серебряный век – блеск, яркость, звон, утонченность, хрусталь, бокалы,
хрупкость, капель, металл, оружие, мгновенность, недолговечность, отражения, блики, прозрачность,
свечение, сияние, дымка, туман, волшебство, тайна, шепот, голоса, уста, глаза…
Что вы почувствовали, услышав эти слова?
Что это для вас серебряный век?
Это время, это чувство, это мироощущение?
Повлияла ли на ваше понимание этих слов музыка?
Какие чувства она у вас вызвала?
Ответы учеников на вопросы
Тема нашего урока: «Серебряный век русской поэзии». (Презентация. Слайд №2)
Впервые название «серебряный век» использовал философ Н. Бердяев, но закрепилось после
появления статьи Н. Оцупы «Серебряный век русской поэзии» (1933) (Презентация. Слайд №4)
Выразительное чтение стихотворения А. Блока «Двадцатый век». (Презентация. Слайд №6) Стихотворение Александра Блока «Двадцатый век» и музыкальное произведение «Чардаш» Винченцо
Монти (Презентация. Слайд №7)
Прослушивание произведения «Чардаш» Винченцо Монти
– как сочетаются музыка и стихи?
Что их объединяет?
(Человек этой тревожной, противоречивой, кризисной эпохи понимал, что живет в особое
время, предчувствовал надвигающиеся катастрофы, находился в состоянии растерянности,
беспокойства, осознавая свое роковое одиночество).
Хронологические рамки
(Презентация. Слайд №5)
Вопрос о хронологических рамках Серебряного века остаётся спорным. «Серебряный век» условно
датируется 1890ми гг. — первым двадцатилетием XX в. Если в определении начала «серебряного
века» исследователи достаточно единодушны — это явление рубежа 80х — 90х годов XIX века, то
конец этого периода — вызывает споры. Он может быть отнесён и к 1917, и 1921 году. Одни
исследователи настаивают на первом варианте, полагая, что после 1917 года с началом Гражданской
войны «Серебряный век» прекратил своё существование, хотя в 1920е годы ещё живы были те, кто
создал это явление своим творчеством. Другие полагают, что русский серебряный век прервался в год
смерти Александра Блока и расстрела Николая Гумилёва, а также эмиграции многих поэтов и
писателей в начале 1920х годов из России. Наконец, существует точка зрения, что концом
«Серебряного века» можно считать рубеж 1920—1930х годов, связанный с самоубийством
Владимира Маяковского и усилением идеологического контроля над литературой. Таким образом,
временн е рамки этого периода составляют около тридцати лет.
ыы
Модернизм (фр. мodern новейший) художественноэстетическая система, сложившаяся в начале XX
века, воплотившаяся в системе относительно самостоятельных художественных направлений и
течений, характеризующихся ощущением дисгармонии мира, разрывом с традициями реализма,
бунтарскоэпатирующим мировосприятием. (Презентация. Слайд №8,9)
Модернизм в России имел разные литературные формы:
Символизм
Акмеизм
Футуризм
Имажинизм
Символизм
(Презентация. Слайд №10)
Новое литературное направление — символизм — явилось порождением глубокого кризиса,
охватившего европейскую культуру в конце XIX века. Кризис проявился в негативной оценке
прогрессивных общественных идей, в пересмотре моральных ценностей, в утрате веры в силу научного
сознания, в увлечении идеалистической философией. Русский символизм зарождался в годы крушения
Народничества и широкого распространения пессимистических настроений. Все это обусловило тот
факт, что литература «Серебряного века» ставит не злободневные социальные вопросы, а глобальные философские. Хронологические рамки русского символизма — 1890е годы — 1910 год. На
становление символизма в России повлияли две литературные традиции:
российская — поэзия Фета, Тютчева, проза Достоевского;
французский символизм — поэзия Поля Верлена, Артюра Рембо, Шарля Бодлера. Основная
мысль: искусство — средство познания мира.
Основные черты символизма:
отрицание действительности (мир зверинец, тюрьма, келья);
мир непознаваем;
жизнь сон, игра теней;
самообожествление;
метание человека от мрака к свету (мотив качелей);
одиночество;
Вечная Женственность, Душа мира
Символизм не был однородным. В нём выделялись школы и течения: «старшие» и «младшие»
символисты.
Старшие символисты (Презентация. Слайд №11)
Петербургские символисты: Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, Ф. К. Сологуб, Н. М. Минский. В
творчестве петербургских символистов поначалу преобладали упаднические настроения, мотивы
разочарования. Поэтому их творчество иногда называют декадентским.
Декаденство (лат. decadentia упадок) – явление в культуре конца XIX начала XX веков,
отмеченное отказом от гражданственности, погружением в сферу индивидуальных переживаний.
Выразительное чтение стихотворения К. Бальмонта «Я в этот мир пришел, чтоб видеть
солнце…» (Презентация. Слайд №12)
Каково настроение лирического героя?
Каково настроение «Сонаты»
Иоганна Себастьяна Баха?
Созвучны ли они?
Что видит перед собой лирический герой?
О чем он думает?
Что для него мир? (Презентация. Слайд №13)
Московские символисты: В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт.
«Старшие» символисты воспринимали символизм в эстетическом плане. По мысли Брюсова и
Бальмонта, поэт — прежде всего творец сугубо личных и чисто художественных ценностей. Младшие символисты:
А. А. Блок (ранние произведения), А. Белый, В. И. Иванов. «Младшие» символисты воспринимали
символизм в философскорелигиозном плане. Для «младших» символизм — философия,
преломленная в поэтическом сознании. (Презентация. Слайд №14)
Стихотворение Андрея Белого «Родине»
Обратите внимание на дату создания стихотворения.
О чем она вам говорит?
Каково настроение лирического героя?
Созвучно ли оно с настроением музыкальной композиции
«Полет валькирий» Рихарда Вагнера?
Что значит Россия для лирического героя?
(Презентация. Слайд №15,16)
Футуризм
(Презентация. Слайд №17,18)
Футуризм был первым авангардным течением в русской литературе. Отводя себе роль прообраза
искусства будущего, футуризм в качестве основной программы выдвигал идею разрушения
культурных стереотипов и предлагал взамен апологию техники и урбанизма как главных признаков
настоящего и грядущего. Родоначальниками русского футуризма считаются члены петербургской
группы «Гилея». «Гилея» была самым влиятельным, но не единственным объединением футуристов:
существовали также эгофутуристы во главе с Игорем Северянином (СанктПетербург), группы
«Центрифуга» и «Мезонин поэзии» в Москве, группы в Киеве, Харькове, Одессе, Баку.
Кубофутуризм
В России кубофутуристами называли себя «будетляне», члены поэтической группы «Гилея». Для них
был характерен демонстративный отказ от эстетических идеалов прошлого, эпатаж, активное
использование окказионализмов. В рамках кубофутуризма развилась «заумная поэзия». К поэтам
кубофутуристам относились Велимир Хлебников, Елена Гуро, Давид и Николай Бурлюки, Василий
Каменский, Владимир Маяковский, Алексей Кручёных, Бенедикт Лившиц.
Выразительное чтение стихотворения Маяковского «А вы могли бы?»
(Презентация. Слайд №19,20)
Что показалось вам необычным в этом стихотворении?
Все ли слова были вам понятны?
Чем вы это объясните?
Видите ли вы в стихотворении черты города?
Какими словами они переданы? Попробуйте найти общее между звучанием музыкальной композиции «Женитьба Фигаро»
Вольфганга Амадея Моцарта и стихотворением В. Маяковского «А вы могли бы».
Эгофутуризм
Помимо общего футуристического письма для эгофутуризма характерно культивирование
рафинированности ощущений, использование новых иноязычных слов, показное себялюбие.
Эгофутуризм был явлением кратковременным. Б льшая часть внимания критики и публики была
перенесена на Игоря Северянина, который достаточно рано отстранился от коллективной политики
эгофутуристов, а после революции полностью изменил стиль своей поэзии. Большинство
эгофутуристов либо быстро изживали стиль и переходили в другие жанры, либо вскорости
совершенно оставляли литературу. Помимо Северянина, к этому течению в разное время примыкали
Вадим Шершеневич, Рюрик Ивнев и другие.
оы
Акмеизм
(Презентация. Слайд №21,22)
Акмеизм (адамизм) выделился из символизма и противостоял ему. Акмеисты провозглашали
материальность, предметность тематики и образов, точность слова (с позиций «искусства ради
искусства»). Его становление связано с деятельностью поэтической группы «Цех поэтов».
Основателями акмеизма были Николай Гумилёв и Сергей Городецкий. К течению присоединились
жена Гумилёва Анна Ахматова, а также Осип Мандельштам, Михаил Зенкевич, Георгий Иванов и
другие.
Основные принципы акмеистов:
отказ от мистической туманности;
приятие мира во всем его многообразии;
четкость образов, звучность, красочность;
обращение к прошлому (мифы, история);
стремление придать слову точное значение;
обращение к человеку;
Выразительное чтение стихотворения Ахматовой «Мне голос был». (Презентация. Слайд №23,24)
Почему именно «Баркарола» Петра Ильича Чайковского стала музыкальным фоном данного
стихотворения?
Почему же лирическая героиня не покидает грешную Россию?
Что для неё Россия?
Новокрестьянская поэзия
Понятие «крестьянская поэзия», вошедшее в историколитературный обиход, объединяет поэтов
условно и отражает только некоторые общие черты, присущие их миропониманию и поэтической
манере. Поэты, причисляемые к данному направлению себя так не называли и не образовывали
литературного объединения или направления с единой теоретической платформой. Однако всем
«новокрестьянским» поэтам в той или иной мере были присущи обращения к теме деревенской России
(вопреки России «железной»), связь с миром природы и устного творчества. Вместе с тем им
оказались внятны и стилевые устремления «русского модерна». Известнейшими новокрестьянскими поэтами периода Серебряного века были: Николай Клюев, Пётр
Орешин, Сергей Клычков. К этому течению также примыкал Сергей Есенин.
Имажинизм
Имажинисты заявляли, что цель творчества состоит в создании образа. Основное выразительное
средство имажинистов — метафора, часто метафорические цепи, сопоставляющие различные
элементы двух образов — прямого и переносного. Для творческой практики имажинистов характерен
эпатаж, анархические мотивы. На стиль и общее поведение имажинизма оказал влияние русский
футуризм. Основатели имажинизма — Анатолий Мариенгоф, Вадим Шершеневич и Сергей Есенин. К
имажинизму также примыкали Рюрик Ивнев и Николай Эрдман.
Заполните пробелы в сравнительной таблице модернистских течений рубежа 1920 веков.
(Презентация. Слайд №25)
Скажите, какие характеристики какому течению соответствуют. (Презентация. Слайд №26)
Рефлексия: (Презентация. Слайд №27,28)
Конспект открытого урока литературы в 9 классе по теме: «Серебряный век русской поэзии»
Конспект открытого урока литературы в 9 классе по теме: «Серебряный век русской поэзии»
Конспект открытого урока литературы в 9 классе по теме: «Серебряный век русской поэзии»
Конспект открытого урока литературы в 9 классе по теме: «Серебряный век русской поэзии»
Конспект открытого урока литературы в 9 классе по теме: «Серебряный век русской поэзии»
Конспект открытого урока литературы в 9 классе по теме: «Серебряный век русской поэзии»
Конспект открытого урока литературы в 9 классе по теме: «Серебряный век русской поэзии»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.