Конспект открытого урока литературы в 9 классе по теме: «Серебряный век русской поэзии»
Оценка 4.8

Конспект открытого урока литературы в 9 классе по теме: «Серебряный век русской поэзии»

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русская литература
9 кл
01.04.2018
Конспект открытого урока литературы в 9 классе по теме: «Серебряный век русской поэзии»
Цели урока: 1. Дать толкование понятия “Серебряный век” 2. Сделать обзор поэзии серебряного века 3. Познакомить учащихся с основными направлениями и представителями эпохи 4. Актуализировать знания учащихся о творчестве поэтов Серебряного века с целью дальнейшего восприятия стихотворений указанного периода. Оборудование: • Компьютер • Проектор • Экран • Приложение (презентация Power Point) • учебник • рабочие тетради Тип урока: обзорный урок.
Конспект урока.doc
Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение «Большесосновская средняя общеобразовательная школа» село Большая Соснова Большесосновский район, Пермский  край. Конспект урока по литературе  в 11 классе Тема: «Серебряный век русской поэзии» Голубева Ольга Леонидовна учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории Тема: «Серебряный век русской поэзии» Цели урока:  1. Дать толкование понятия “Серебряный век” 2. Сделать обзор поэзии серебряного века  3. Познакомить учащихся с основными направлениями и представителями эпохи 4. Актуализировать знания учащихся о творчестве поэтов Серебряного века с целью дальнейшего  восприятия стихотворений указанного периода. Оборудование:   Компьютер  Проектор  Экран  Приложение (презентация Power Point)   учебник рабочие тетради Тип урока: обзорный урок. Учитель: Ход урока: (Презентация. Слайд №3). Серебряный век – блеск, яркость, звон, утонченность, хрусталь, бокалы, хрупкость, капель, металл, оружие, мгновенность, недолговечность, отражения, блики, прозрачность, свечение, сияние, дымка, туман, волшебство, тайна, шепот, голоса, уста, глаза…                 Что вы почувствовали, услышав эти слова?  Что это для вас ­ серебряный век?                  Это время, это чувство, это мироощущение?  Повлияла ли на ваше понимание этих слов музыка?                    Какие чувства она у вас вызвала?  Ответы учеников на вопросы Тема нашего урока: «Серебряный век русской поэзии». (Презентация. Слайд №2) Впервые   название   «серебряный   век»   использовал   философ   Н.   Бердяев,   но   закрепилось   после появления статьи Н. Оцупы «Серебряный век русской поэзии» (1933) (Презентация. Слайд №4) Выразительное чтение стихотворения А. Блока «Двадцатый век». (Презентация. Слайд №6) Стихотворение Александра Блока «Двадцатый век» и музыкальное произведение «Чардаш» Винченцо Монти (Презентация. Слайд №7) Прослушивание произведения  «Чардаш» Винченцо Монти                      – как сочетаются музыка и стихи?                                   ­ Что их объединяет?    (Человек   этой   тревожной,   противоречивой,   кризисной   эпохи   понимал,   что   живет   в   особое время,   предчувствовал   надвигающиеся   катастрофы,   находился   в   состоянии   растерянности, беспокойства, осознавая свое роковое одиночество). Хронологические рамки (Презентация. Слайд №5) Вопрос о хронологических рамках Серебряного века остаётся спорным. «Серебряный век» условно датируется 1890­ми гг. — первым двадцатилетием XX в. Если в определении начала «серебряного века» исследователи достаточно единодушны — это явление рубежа 80­х — 90­х годов XIX века, то конец   этого   периода   —   вызывает   споры.   Он   может   быть   отнесён   и   к   1917,   и   1921   году.   Одни исследователи настаивают на первом варианте, полагая, что после 1917 года с началом Гражданской войны «Серебряный век» прекратил своё существование, хотя в 1920­е годы ещё живы были те, кто создал это явление своим творчеством. Другие полагают, что русский серебряный век прервался в год смерти   Александра   Блока   и   расстрела   Николая   Гумилёва,   а   также   эмиграции   многих   поэтов   и писателей   в   начале   1920­х   годов   из   России.   Наконец,   существует   точка   зрения,   что   концом «Серебряного   века»   можно   считать   рубеж   1920—1930­х   годов,   связанный   с   самоубийством Владимира Маяковского и усилением идеологического контроля над литературой. Таким образом, временн е рамки этого периода составляют около тридцати лет. ыы Модернизм (фр. мodern ­ новейший) художественно­эстетическая система, сложившаяся в начале XX века,   воплотившаяся   в   системе   относительно   самостоятельных   художественных   направлений   и течений,   характеризующихся   ощущением   дисгармонии   мира,   разрывом   с   традициями   реализма, бунтарско­эпатирующим мировосприятием. (Презентация. Слайд №8,9) Модернизм в России имел разные литературные формы:   Символизм  Акмеизм  Футуризм   Имажинизм Символизм (Презентация. Слайд №10) Новое   литературное   направление   —   символизм   —   явилось   порождением   глубокого   кризиса, охватившего   европейскую   культуру   в   конце   XIX   века.   Кризис   проявился   в   негативной   оценке прогрессивных общественных идей, в пересмотре моральных ценностей, в утрате веры в силу научного сознания, в увлечении идеалистической философией. Русский символизм зарождался в годы крушения Народничества и широкого распространения пессимистических настроений. Все это обусловило тот факт, что литература «Серебряного века» ставит не злободневные социальные вопросы, а глобальные философские.   Хронологические   рамки   русского   символизма   —   1890­е   годы   —   1910   год.   На становление символизма в России повлияли две литературные традиции: российская — поэзия Фета, Тютчева, проза Достоевского;   французский символизм — поэзия Поля Верлена, Артюра Рембо, Шарля Бодлера. Основная мысль: искусство — средство познания мира. Основные черты символизма: отрицание действительности   (мир­ зверинец, тюрьма, келья); мир непознаваем; жизнь ­ сон, игра теней; самообожествление; метание человека от мрака к свету (мотив качелей); одиночество; Вечная Женственность, Душа мира Символизм   не   был   однородным.   В   нём   выделялись   школы   и   течения:   «старшие»   и   «младшие» символисты. Старшие символисты (Презентация. Слайд №11)     Петербургские символисты: Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, Ф. К. Сологуб, Н. М. Минский. В  творчестве петербургских символистов поначалу преобладали упаднические настроения, мотивы  разочарования. Поэтому их творчество иногда называют декадентским. Декаденство  (лат.   decadentia   ­   упадок)   –   явление   в   культуре   конца   XIX   ­   начала   XX   веков, отмеченное отказом от гражданственности, погружением в сферу индивидуальных переживаний. Выразительное чтение стихотворения К. Бальмонта «Я в этот мир пришел, чтоб видеть  солнце…» (Презентация. Слайд №12)        Каково настроение лирического героя?                  Каково настроение «Сонаты»                           Иоганна Себастьяна Баха?                         Созвучны ли они?  Что видит перед собой лирический герой?  О чем он думает?  Что для него мир? (Презентация. Слайд №13) Московские символисты: В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт. «Старшие»   символисты   воспринимали   символизм   в   эстетическом   плане.   По   мысли   Брюсова   и Бальмонта, поэт — прежде всего творец сугубо личных и чисто художественных ценностей. Младшие символисты:  А. А. Блок (ранние произведения), А. Белый, В. И. Иванов. «Младшие» символисты воспринимали символизм   в   философско­религиозном   плане.   Для   «младших»   символизм   —   философия, преломленная в поэтическом сознании. (Презентация. Слайд №14) Стихотворение Андрея Белого «Родине» Обратите внимание на дату создания стихотворения.                                    О чем она вам говорит?                      Каково настроение лирического героя?        Созвучно ли оно с настроением музыкальной композиции                        «Полет валькирий» Рихарда Вагнера?                  Что значит Россия для лирического героя? (Презентация. Слайд №15,16) Футуризм (Презентация. Слайд №17,18) Футуризм был  первым  авангардным  течением в  русской литературе.  Отводя себе  роль прообраза искусства   будущего,   футуризм   в   качестве   основной   программы   выдвигал   идею   разрушения культурных стереотипов и предлагал взамен апологию техники и урбанизма как главных признаков настоящего   и   грядущего.   Родоначальниками   русского   футуризма   считаются   члены   петербургской группы «Гилея». «Гилея» была самым влиятельным, но не единственным объединением футуристов: существовали   также   эго­футуристы   во   главе   с   Игорем   Северянином   (Санкт­Петербург),   группы «Центрифуга» и «Мезонин поэзии» в Москве, группы в Киеве, Харькове, Одессе, Баку. Кубофутуризм В России кубофутуристами называли себя «будетляне», члены поэтической группы «Гилея». Для них был   характерен   демонстративный   отказ   от   эстетических   идеалов   прошлого,   эпатаж,   активное использование  окказионализмов.  В рамках кубофутуризма развилась  «заумная поэзия». К поэтам­ кубофутуристам относились Велимир Хлебников, Елена Гуро, Давид и Николай Бурлюки, Василий Каменский, Владимир Маяковский, Алексей Кручёных, Бенедикт Лившиц. Выразительное чтение стихотворения Маяковского «А вы могли бы?»  (Презентация. Слайд №19,20) Что показалось вам необычным в этом стихотворении?                             Все ли слова были вам понятны?                                    Чем вы это объясните?               Видите ли вы в стихотворении черты города?                             Какими словами они переданы? Попробуйте найти общее между звучанием музыкальной композиции «Женитьба Фигаро» Вольфганга Амадея Моцарта и  стихотворением В. Маяковского «А вы могли бы». Эгофутуризм Помимо общего футуристического письма для эгофутуризма характерно культивирование  рафинированности ощущений, использование новых иноязычных слов, показное себялюбие.  Эгофутуризм был явлением кратковременным. Б льшая часть внимания критики и публики была  перенесена на Игоря Северянина, который достаточно рано отстранился от коллективной политики  эгофутуристов, а после революции полностью изменил стиль своей поэзии. Большинство  эгофутуристов либо быстро изживали стиль и переходили в другие жанры, либо вскорости  совершенно оставляли литературу. Помимо Северянина, к этому течению в разное время примыкали  Вадим Шершеневич, Рюрик Ивнев и другие. оы Акмеизм (Презентация. Слайд №21,22) Акмеизм   (адамизм)   выделился   из   символизма   и   противостоял   ему.   Акмеисты   провозглашали материальность,   предметность   тематики   и   образов,   точность   слова   (с   позиций   «искусства   ради искусства»).   Его   становление   связано   с   деятельностью   поэтической   группы   «Цех   поэтов». Основателями акмеизма были Николай Гумилёв и Сергей Городецкий. К течению присоединились жена Гумилёва Анна Ахматова, а также Осип Мандельштам, Михаил Зенкевич, Георгий Иванов и другие. Основные принципы акмеистов:       отказ от мистической туманности;  приятие мира во всем его многообразии; четкость образов, звучность, красочность; обращение к прошлому (мифы, история); стремление придать слову точное значение; обращение к человеку; Выразительное чтение стихотворения Ахматовой «Мне голос был». (Презентация. Слайд №23,24) Почему именно «Баркарола» Петра Ильича Чайковского стала музыкальным фоном данного  стихотворения? Почему же лирическая героиня не покидает грешную Россию? Что для неё Россия? Новокрестьянская поэзия Понятие «крестьянская поэзия», вошедшее в историко­литературный обиход, объединяет поэтов  условно и отражает только некоторые общие черты, присущие их миропониманию и поэтической  манере. Поэты, причисляемые к данному направлению себя так не называли и не образовывали  литературного объединения или направления с единой теоретической платформой. Однако всем  «новокрестьянским» поэтам в той или иной мере были присущи обращения к теме деревенской России (вопреки России «железной»), связь с миром природы и устного творчества. Вместе с тем им  оказались внятны и стилевые устремления «русского модерна». Известнейшими новокрестьянскими поэтами периода Серебряного века были: Николай Клюев, Пётр  Орешин, Сергей Клычков. К этому течению также примыкал Сергей Есенин. Имажинизм Имажинисты заявляли, что цель творчества состоит в создании образа. Основное выразительное  средство имажинистов — метафора, часто метафорические цепи, сопоставляющие различные  элементы двух образов — прямого и переносного. Для творческой практики имажинистов характерен  эпатаж, анархические мотивы. На стиль и общее поведение имажинизма оказал влияние русский  футуризм. Основатели имажинизма — Анатолий Мариенгоф, Вадим Шершеневич и Сергей Есенин. К  имажинизму также примыкали Рюрик Ивнев и Николай Эрдман. Заполните пробелы в сравнительной таблице модернистских течений рубежа 19­20 веков. (Презентация. Слайд №25)    Скажите, какие характеристики какому течению соответствуют. (Презентация. Слайд №26) Рефлексия: (Презентация. Слайд №27,28)

Конспект открытого урока литературы в 9 классе по теме: «Серебряный век русской поэзии»

Конспект открытого урока литературы в 9 классе по теме: «Серебряный век русской поэзии»

Конспект открытого урока литературы в 9 классе по теме: «Серебряный век русской поэзии»

Конспект открытого урока литературы в 9 классе по теме: «Серебряный век русской поэзии»

Конспект открытого урока литературы в 9 классе по теме: «Серебряный век русской поэзии»

Конспект открытого урока литературы в 9 классе по теме: «Серебряный век русской поэзии»

Конспект открытого урока литературы в 9 классе по теме: «Серебряный век русской поэзии»

Конспект открытого урока литературы в 9 классе по теме: «Серебряный век русской поэзии»

Конспект открытого урока литературы в 9 классе по теме: «Серебряный век русской поэзии»

Конспект открытого урока литературы в 9 классе по теме: «Серебряный век русской поэзии»

Конспект открытого урока литературы в 9 классе по теме: «Серебряный век русской поэзии»

Конспект открытого урока литературы в 9 классе по теме: «Серебряный век русской поэзии»

Конспект открытого урока литературы в 9 классе по теме: «Серебряный век русской поэзии»

Конспект открытого урока литературы в 9 классе по теме: «Серебряный век русской поэзии»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2018