Конспект открытого урока окружающего мира по теме
«Организм человека». 3-й класс
Цель: обобщить ранее полученные знания об организме человека; учить прислушиваться к своему организму, чтобы помочь ему ритмично работать, соблюдая здоровый образ жизни.
Планируемые предметные результаты освоения материала:
характеризовать важнейшие системы органов человека и их функции;
рассказывать о системах органов организма человека, их строении и работе; объяснять значения понятий;
понимать взаимосвязь систем органов организма человека;
выполнять основные правила личной гигиены;
формировать адекватную оценку своих достижений.
Планируемые личностные результаты освоения материала:
ориентация на выполнение правил здорового образа жизни на основе знаний об организме человека;
Планируемые метапредметные результаты освоения материала:
Регулятивные
Учащиеся научатся:
понимать цель познавательной деятельности;
планировать свои действия при выполнении заданий;
осуществлять текущий контроль и оценку результатов выполнения заданий.
Познавательные
Конспект открытого урока окружающего мира по теме
«Организм человека». 3й класс
Цель: обобщить ранее полученные знания об организме человека; учить
прислушиваться к своему организму, чтобы помочь ему ритмично работать, соблюдая
здоровый образ жизни.
Планируемые предметные результаты освоения материала:
характеризовать важнейшие системы органов человека и их функции;
рассказывать о системах органов организма человека, их строении и работе; объяснять
значения понятий;
понимать взаимосвязь систем органов организма человека;
выполнять основные правила личной гигиены;
формировать адекватную оценку своих достижений.
Планируемые личностные результаты освоения материала:
ориентация на выполнение правил здорового образа жизни на основе знаний об
организме человека;
Планируемые метапредметные результаты освоения материала:
Регулятивные
Учащиеся научатся:
понимать цель познавательной деятельности;
планировать свои действия при выполнении заданий;
осуществлять текущий контроль и оценку результатов выполнения заданий.
Познавательные
Учащиеся научатся:
сравнивать и классифицировать изучаемые объекты по различным признакам;
находить необходимую информацию в книгах;
получать информацию, используя тексты, таблицы, рисунки, схемы;
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
выполнять парные и групповые задания в классе;
сотрудничество с учителем и одноклассниками.
1. Организационный момент.
Ребята, какое у вас сейчас настроение? Поприветствуйте наших гостей и подарите им
свои улыбки !
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Будем вместе мы трудиться,
Не пристало нам лениться!
Народная мудрость гласит: «Дерево ценят по плодам, а человека по делам». На уроке
мы вместе будем трудиться и оценим ваши дела. Надеюсь, наше сотрудничество будет
интересным и плодотворным
Беседа учителя: Одному мудрецу задали вопрос: “Что для человека важнее – богатство или слава?”
Он ответил: “ни то, ни другое, а здоровье. Здоровый нищий счастливее больного
короля”
А другой предупредил: “Мы замечаем, что самое ценное для нас – это здоровье, только
когда его у нас уже нет”. Поэтому, здоровье нужно беречь смолоду. А для того, чтобы
быть здоровым, нужно знать строение своего организма и уметь его беречь. Об этом мы
будем говорить на уроке. Тема нашего урока “Организм человека”. (Запишите в
тетрадь).
Но сначала мы повторим предыдущую тему.
Ответьте на вопросы:
2. Проверка домашнего задания
Перечислите звенья круговорота жизни?
(Растения, животные, грибы с бактериями)
Как в этом круговороте называют растения и почему?
(Растения – производители, потому что они создают, производят питательные вещества
– крахмал и сахар – из углекислого газа и воды при солнечной энергии)
Как в этом круговороте называют животных и почему?
(Животные – организмы – потребителями, потому что они потребляют вещества,
производимые растениямипотребителями)
Как в этом круговороте называют грибы с бактериями и почему?
(Грибы с бактериями – разрушители, потому что они разрушают мёртвые остатки
растений и животных)
Во что превращаются мёртвые остатки растений и животных благодаря работе грибов
и бактерий?
(Мёртвые остатки растений и животных сначала перегнивают, а потом разлагаются,
образуя минеральные соли)
Где происходит накапливание перегноя и разложение его?
(В почве)
Что же накапливается в почве?
(Питательные вещества, минеральные соли)
Какова же роль почвы в круговороте жизни?
(Без неё был бы нарушен круговорот веществ в природе)
Расскажите о круговороте жизни на Земле.
(Растения корнями впитывают воду с растворёнными в ней минеральными солями и
поэтому растут. Растениями питаются животные. Когда растения и животные умирают,
то они благодаря грибам и бактериями разрушаются: перегнивают и разлагаются. В
почве накапливается запас питательных веществ для новых растений и т.д.)
Вывод: Всё в природе взаимосвязано. Поэтому нужно бережно относиться ко всему
живому на земле. И в том числе и к человеку
3. Актуализация опорных знаний
Можно ли сказать, что человек является частью природы? А к какой природе
относится человек: живой или неживой? Почему?
(Человек, как и всё живое, дышит, питается, растёт, развивается, рождается и умирает)
Чем человек отличается от всех других на Земле живых организмов?(Он – мыслящее существо, обладает речью и умеет трудиться)
Значит, как мыслящее существо, человек может заботиться о своём здоровье. И в этом
человеку помогают науки: анатомия, физиология, гигиена. Сегодня мы узнаем, что
изучает каждая из этих наук. Запишите новые слова в тетрадь.
А вот что такое здоровый человек?
“Мозговой штурм”
Как должен выглядеть здоровый человек.
Я предлагаю описать внешний вид здорового человека. Каждый даёт одну
характеристику.
Учитель выписывает основные моменты высказываний детей.
Мы описали внешний вид здорового человека.
На какие две группы можно разделить все органы человеческого тела? (Внешние и
внутренние)
Как и любое другое живое существо, человек имеет внешнее и внутреннее строение.
Давайте вспомним внешнее строение человека.
А теперь вспомните о внутреннем строении человека.
Вывод: Всё в человеке взаимосвязано. Внешнее строение связано с внутренним
строением. И у здорового человека все органы работают хорошо. Но многое зависит от
нас. И сейчас вы в этом убедитесь.
3. Физминутка.
Сейчас немного отдохнем, и выполним задание.
Игра “Шок”
Я раздала вам задания. Вы должны раздать 5 жетонов другим ребятам. Жетон с
заданием остаётся у вас.
У кого на карточке стоит крестик встаньте. Эти ребята болеют болезнью грязных рук.
Вы все в результате можете заразиться кишечной палочкой. Чтобы этого избежать,
нужно выполнять требования науки Гигиены, то есть мыть руки чаще.
Гигиена – наука о сохранении и укреплении здоровья.
Вывод: здоровье зависит от вас самих.
А что нужно знать, чтобы сохранять и укреплять здоровье?
(Нужно знать строение организма)
А что такое организм?
4. Получение новых знаний
Организм человека это система органов, взаимосвязанных между собой и образующих
единое целое.
Какие же системы есть в человеческом организме?
Работа в группах.
Каждая группа получает задание: рассказать о работе системы.
2 группа о кровеносной системе
1 группа – о пищеварительной
3 группа – о нервной
4 – дыхательной
5 – опорнодвигательнаяВы можете использовать материал учебника на стр.128.
Защита своих работ
(Остальные дети ставят оценку за выполненную работу)
Я прошу всех остальных слушать внимательно и оценить работу всей группы.
Перечислите органы пищеварения.
(Рот, глотка, пищевод, желудок, печень, кишечник)
Как называется система этих органов?
(Пищеварительная система)
Что обеспечивает пищеварительная система?
(Обеспечивает переваривание пищи)
Перечислите органы кровообращения.
(Сердце, сосуды)
Как называется система этих органов?
(Кровеносная система)
Что обеспечивает кровеносная система?
(Обеспечивает движение крови в организме)
Что такое кровь?
(Чтение определения крови)
Перечислите органы нервной системы.
(Головной мозг, спинной мозг, нервы)
Что обеспечивает нервная система?
(Управляет деятельностью всего организма)
Как происходит управление организмом?
(Чтение пояснения)
Перечислите органы дыхательной системы.
(Носоглотка, трахея, лёгкие, бронхи, диафрагма)
Чем обеспечивает организм дыхательная система?
(Обеспечивает организм кислородом)
Как это происходит?
(Чтение пояснения)
Перечислите органы, которые отвечают за опору и движение организма.
(Кости скелета и мышцы)
Что приводит в движение кости скелета?
(Мышцы)
Как это происходит?
(Чтение пояснения)
Как называется система, обеспечивающая опору и движение организму?
(Опорнодвигательная система)
Есть ещё одна система органов в теле человека. Это – выделительная система.
К ней относятся органы мочеполовые и кожа?
При помощи мочеполовых органов из организма выводятся не нужные организму
вещества в виде мочи и кала.
А кожа выводит не нужные организму соли в виде пота.
(Чтение пояснения)
Найдите в учебнике пояснение: что изучает наука Анатомия.А наука физиология?
5. Обобщение новых знаний
Выберите название тех органов, которые выполняют одинаковую работу.
№1: сосуды, сердце, мозг;
№2: желудок, кишечник, мозг;
№3: лёгкие, нос, мозг;
№4: скелет, мышцы, мозг.
Вопросы для группы №1.
Что у вас лишнее?
Что объединяет сосуды и сердце?
Что двигается по сосудам?
Какую работу выполняет сердце?
Вывод: обеспечивает движение крови по организму
Если кровь движется, сосуды её несут. Как можем назвать эту систему одним словом?
(Кровеносная система)
Вопросы для группы №2.
Какие два слова объединили?
Докажите, почему вы так решили? (обеспечивает переваривание пищи)
Если пища переваривается этими органами, как мы можем назвать эту систему?
(Пищеварительная система)
Вопросы для группы №3.
Какую работу выполняют нос и лёгкие?
Чем насыщается наш организм во время дыхания?
Вывод: обеспечивает организм кислородом.
Если при помощи лёгких и носа мы дышим, как мы можем назвать эту систему?
(Дыхательная система)
Вопросы для группы №4.
Что вы объединили?
Для чего нам нужен позвоночник? (опора организма)
Какую работу выполняют мышцы? (помогают двигаться)
Вывод:
опора, движение – объедините эти слова и попробуйте назвать эту систему? (опорно
двигательная система)
создаёт опору для организма и позволяет двигаться.
А теперь все вместе назовём слово, которое оказалось лишним во всех группах. (мозг)
Для чего человеку нужен мозг? (управляет организмом, посылает импульсы к
нервным окончаниям)
Таким образом, обеспечивает слаженную работу всех систем. А сама система
называется нервная.
Вывод: мы рассмотрели системы внутренних органов и изучили работу этих систем.Наука, изучающая систему внутренних органов, называется анатомия.
Наука, изучающая работу внутренних органов, называется физиология.
6. Домашнее задание:
Учебник: стр. 128–131, читать и отвечать на вопросы.
Тетрадь: стр. 34.
7. Итог.
Сохранение своего здоровья – одна из главных задач любого человека. Делать это надо
с самого детства.