Конспект открытого урока по литературе в 5 классе по рассказу И.С. Тургенева "Муму"
Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русская литература
5 кл
09.10.2019
Конспект открытого урока по литературе в 5 классе по рассказу И.С. Тургенева "Муму"
Цели урока:
Познакомить с биографией И.С.Тургенева
Познакомить с обстоятельствами, объясняющими появление рассказа.
Показать своеобразие Тургенева-повествователя.
Развивать умение краткого пересказа текста и художественного пересказа отдельного эпизода.
2. Словарная работа (объяснение выделенных значений слов записать в тетрадь)
Конспект открытого урока по литературе в 5 классе по рассказу И.С. Тургенева Муму.docx
Конспект открытого урока по литературе в 5 классе по
рассказу И.С. Тургенева "Муму"
Цели урока:
Познакомить с биографией И.С.Тургенева
Познакомить с обстоятельствами, объясняющими появление рассказа.
Показать своеобразие Тургеневаповествователя.
Развивать умение краткого пересказа текста и художественного пересказа отдельного
эпизода.
1. Организационный момент.
Ребята здравствуйте, поприветствуем друг друга, пожелаем удачной работы
2. Словарная работа (объяснение выделенных значений слов записать в тетрадь)
Крепостное право – форма зависимости крестьян, при которой они находились в
полной зависимости от своих хозяев и не имели никаких прав.
Помещик (от слова «поместье», «усадьба») – дворянин, владеющий поместьем и
живущий за счет труда крепостных крестьян.
Гувернёр – воспитатель дворянских детей.
Дворня – вся прислуга в барском доме и дворе.
Челядь, холопы – дворовые люди в богатом доме; покорные, безответные слуги.
Нравственность внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек,
этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами.
Достоинство совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих
качеств в самом себе.
Крепостной крестьянин, находящийся в крепостной зависимости от своего
помещика.
3. Вступительное слово учителя
Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством И.С.Тургенева.
Много лет назад в дальней господской деревне Сычево жил глухонемой от рождения
мужик, по имени Андрей. Но приметила его барыня (маменька Варвара Петровна),
восхитилась гвардейским его ростом и медвежьей силой, пожелала иметь того
гвардейца у себя при московском доме в дворниках. Пусть колет дрова для кухни и
комнат, возит в бочке воду из Александровского фонтана, обхаживает и сторожит
барский двор. Ни у кого не будет во всей Москве такого гигантадворника, как
дворник вдовы полковника Екатеринославского полка. А что нем да глух как пробка
— и того лучше!
Для мужика городская работа — легкая, скучная. Но вот жил и жил Андрей, словно б
не жалуясь, при барыне до самой ее смерти, службу справлял аккуратно, госпожу свою
уважал, ни в чем ей не перечил.
Однажды приглянулась немому тихая дворовая девушка, а барыня, зная это, рассудила
отдать ее замуж за другого — он это стерпел. И собачонку свою, по кличке Муму, любимицу, из речки Фонтанки спасенную както зимою, отраду и утешение, безропотно
утопил сам, коли барыня приказала.
Уж как он там с нею прощался, с собачонкой, как топил, неизвестно. А только с той
поры ни разу не улыбнулся Андрей, подарки от госпожи принимал хмуро, как
каменный, а на собак не глядел, отворачивался. По смерти же барыни так же хмуро, без
благодарности принял он вольную да и ушел кудато на Русь.
— Ребята, не напоминают ли вам когото герои этой истории?
— Да, напоминают глухонемого дворника Герасима и барыню, у которой он жил.
— Вы правы, действительно, это герои рассказа Тургенева «Муму»: Герасим и старая
барыня. Получается, что история, которую описал Тургенев в своем произведении, не
придумана им, а происходила на самом деле.
3. Беседа.
Уч: Сегодня мы продолжим разговор об удивительно интересном, но в то же время
очень сложном произведении, рассказе «Муму», великого русского писателя XIX века
И.С.Тургенева.
Сообщение о значении имени Герасим (Слайд №3)
Уч: И.С.Тургенев не случайно дал своему герою имя Герасим. Дома вы подготовили
сообщение о значении имени Герасим.
(Сообщение ученика) (Попутно проводится словарная работа: слова и их лексические
значения записаны на доске: Почтенный – внушающий почтение, заслуживающий его.
Уважаемый уважение – почтительное отношение, основанное на признании чьих –
либо достоинств.)
Имя «Герасим» переводится с греческого языка как «почтенный, уважаемый».
Происхождение: имя Герасим пришло в Россию из Византии вместе с христианством.
Покровитель имени преподобный Герасим Вологодский родился в Киеве, в 1147 году
построил церковь во имя Святой Троицы и монастырь в лесу, в полуверсте от реки
Вологды.
В имени Герасим довольно хорошо сочетаются добродушие, твердость.
Человек с этим именем обладает очень чувствительной натурой. Добрый и отзывчивый,
он помогает всем, кто к нему обращается, но нередко сам становится жертвой своей
доброты. Это человек неконфликтный, в обществе он держится довольно
уравновешенно, однако в некоторых, довольно редких случаях, все же может и
вспылить. При этом остановить его бывает очень тяжело. Он трудолюбив.
Судьба не делает Герасиму подарков. Все, что у него есть, добыто упорным трудом, но
он не заостряет особого внимания на том, как тяжело ему дается кусок хлеба.
Женится поздно, осторожно выбирает подругу жизни. Семья у Герасима крепкая,
дружная. Дети растут в атмосфере покоя и дружелюбия, много знают, всем
интересуются.
4. Беседа по вопросам:
1. Объясните, почему Тургенев так назвал героя?
2.Соотнесите черты Герасима Вологодского и Герасима из рассказа «Муму».
Работа в группах Уч: Чтобы выявить особенности характера героя нам предстоит поработать в группах.
(Класс делится на 4 группы методом свободного выбора. Каждая группа получает
задания. После подготовки учащиеся каждой группы отвечают. Учитель направляет,
руководит деятельностью учащихся)
1 группа – Как описывает автор Герасима? (И.С. Тургенев пишет: « Из числа всей
челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати
вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рождения… Герасим был нрава
строгого и серьезного, любил во всем порядок»
Вывод: Герасим богатырь, замечательное лицо, глухонемой, серьезный,
строгий. (Слайд № 4)
(Попутно объясняем слово «замечательный» исключительный по своим достоинствам)
2 группа Отношение к труду. ( И.С. Тургенев пишет: «Одарённый необычайной
силой, он работал за четверых — дело спорилось в его руках, и весело было смотреть
на него, когда он либо пахал и, налегая огромными ладонями на соху, казалось, один,
без помощи лошадёнки, взрезывал упругую грудь земли, либо о Петров день так
сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой берёзовый лесок смахивать с
корней долой, либо проворно и безостановочно молотил трёхаршинным цепом, и как
рычаг опускались и поднимались продолговатые и твёрдые мышцы его плечей.
Постоянное безмолвие придавало торжественную важность его неистомной работе.
Славный он был мужик...»)
Вывод: Герасим сильный, ловкий, умелый, трудолюбивый, неутомимый, славный,
выполняющий свой долг – крепостную повинность. (Слайд № 5)
(Попутно объясняем слово «неистомная» неутомимая, «славный» очень хороший)
3 группа – Интерьер каморки. («...он устроил её себе сам, по своему вкусу: соорудил в
ней кровать из дубовых досок на четырёх чурбаках, истинно богатырскую кровать; сто
пудов можно было положить на неё — не погнулась бы; под кроватью находился
дюжий сундук; в уголку стоял столик такого же крепкого свойства, а возле столика —
стул на трёх ножках, да такой прочный и приземистый, что сам Герасим, бывало,
поднимет его, уронит и ухмыльнётся. Каморка запиралась на замок, напоминавший
своим видом калач, только чёрный; ключ от этого замка Герасим всегда носил с собой
на пояске. Он не любил, чтобы к нему ходили».
Вывод: нелюдимый, все делает основательно. (Слайд №6)
4 группа – Отношение окружающих к герою. ( Все в околотке стали уважать его после
того, как Герасим расправился с ворами, незнакомые люди отмахивались и кричали на
него. «Со всей челядью Герасим находился в отношениях не то чтобы приятельских –
они его побаивались, а в коротких: он считал их за своих»)
Вывод:
одинокий, сильный, был в коротких отношениях с челядью.
5. Закрепление
1) Уч: Какие качества присущи Герасиму? (Учитель с учащимися дополняют
цепочку черт, качеств героя: Герасим – это богатырь, замечательное лицо, глухонемой,
серьезный, строгий, сильный, ловкий, умелый, трудолюбивый, неутомимый, славный,
выполняющий свой долг – крепостную повинность, нелюдимый, все делает
основательно… ) Какие качества вам близки?
Какие выводы вы сделали для себя?
И.С.Тургенев подчеркивает не столько физическую, но прежде нравственную силу
Герасима. В чем, кроме трудолюбия, она проявляется? (Оторванный от родного
окружения и привычной работы, используемый в барском доме лишь в качестве
«представительной фигуры», Герасим сумел сохранить чувство собственного
достоинства, остаться таким же трудолюбивым, собранным и прямым, каким был в
родной деревне).
2) Уч: В завершении урока составим синквейн к слову Герасим. (Уч – ся работают в
группах)
Например,
Герасим
Могучий, работящий
Служит, любит, работает
Имеет широкую деревенскую душу
Богатырь
С момента создания рассказа И. С. Тургенева «Муму» прошло 159 лет. Но до сих пор
его читают, и он оставляет глубокий след в душе каждого читающего, заставляет нас
становится лучше, чище. Я очень надеюсь, что вы тоже будете стремиться к
совершенству.
С каким настроением вы уходите с урока?
6. Домашнее задание. Составить письменный или устный рассказ о героях, живущих в
доме барыни: Татьяна, Капитон, Гаврила. (по выбору)
Конспект открытого урока по литературе в 5 классе по рассказу И.С. Тургенева "Муму"
Конспект открытого урока по литературе в 5 классе по рассказу И.С. Тургенева "Муму"
Конспект открытого урока по литературе в 5 классе по рассказу И.С. Тургенева "Муму"
Конспект открытого урока по литературе в 5 классе по рассказу И.С. Тургенева "Муму"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.