Конспект открытого урока по литературе в 5 классе по рассказу И.С. Тургенева "Муму"
Оценка 4.9

Конспект открытого урока по литературе в 5 классе по рассказу И.С. Тургенева "Муму"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русская литература
5 кл
09.10.2019
Конспект открытого урока по литературе в 5 классе по рассказу И.С. Тургенева "Муму"
Конспект открытого урока по литературе в 5 классе по рассказу И.С. Тургенева "Муму" Цели урока: Познакомить с биографией И.С.Тургенева Познакомить с обстоятельствами, объясняющими появление рассказа. Показать своеобразие Тургенева-повествователя. Развивать умение краткого пересказа текста и художественного пересказа отдельного эпизода. 2. Словарная работа (объяснение выделенных значений слов записать в тетрадь)
Конспект открытого урока по литературе в 5 классе по рассказу И.С. Тургенева Муму.docx
Конспект открытого урока по литературе в 5 классе по рассказу И.С. Тургенева "Муму" Цели урока: Познакомить с биографией И.С.Тургенева Познакомить с обстоятельствами, объясняющими появление рассказа. Показать своеобразие Тургенева­повествователя. Развивать умение краткого пересказа текста и художественного пересказа отдельного  эпизода. 1. Организационный момент. Ребята здравствуйте, поприветствуем друг друга, пожелаем удачной работы 2. Словарная работа (объяснение выделенных значений слов записать в тетрадь) Крепостное право – форма зависимости крестьян, при которой они находились в  полной зависимости от своих хозяев и не имели никаких прав. Помещик (от слова «поместье», «усадьба») – дворянин, владеющий поместьем и  живущий за счет труда крепостных крестьян. Гувернёр – воспитатель дворянских детей. Дворня – вся прислуга в барском доме и дворе. Челядь, холопы – дворовые люди в богатом доме; покорные, безответные слуги. Нравственность ­ внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами. Достоинство ­ совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих  качеств в самом себе. Крепостной ­ крестьянин, находящийся в крепостной зависимости от своего  помещика. 3. Вступительное слово учителя ­ Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством И.С.Тургенева. Много лет назад в дальней господской деревне Сычево жил глухонемой от   рождения  мужик, по имени Андрей. Но приметила его барыня (маменька Варвара Петровна),  восхитилась гвардейским его ростом и медвежьей силой, пожелала иметь того  гвардейца у себя при московском доме в дворниках. Пусть колет дрова для кухни и  комнат, возит в бочке воду из Александровского фонтана, обхаживает и сторожит  барский двор. Ни у кого не будет во всей Москве такого гиганта­дворника, как  дворник вдовы полковника Екатеринославского полка. А что нем да глух как пробка  — и того лучше! Для мужика городская работа — легкая, скучная. Но вот жил и жил Андрей, словно б  не жалуясь, при барыне до самой ее смерти, службу справлял аккуратно, госпожу свою  уважал, ни в чем ей не перечил. Однажды приглянулась немому тихая дворовая девушка, а барыня, зная это, рассудила  отдать ее замуж за другого — он это стерпел. И собачонку свою, по кличке Муму, любимицу, из речки Фонтанки спасенную как­то зимою, отраду и утешение, безропотно  утопил сам, коли барыня приказала. Уж как он там с нею прощался, с собачонкой, как топил, неизвестно. А только с той  поры ни разу не улыбнулся Андрей, подарки от госпожи принимал хмуро, как  каменный, а на собак не глядел, отворачивался. По смерти же барыни так же хмуро, без благодарности принял он вольную да и ушел куда­то на Русь. — Ребята, не напоминают ли вам кого­то герои этой истории? — Да, напоминают глухонемого дворника Герасима и барыню, у которой он жил. — Вы правы, действительно, это герои рассказа Тургенева «Муму»: Герасим и старая  барыня. Получается, что история, которую описал Тургенев в своем произведении, не  придумана им, а происходила на самом деле. 3. Беседа.  Уч: Сегодня мы продолжим разговор об удивительно интересном, но в то же время  очень сложном произведении, рассказе «Муму», великого русского писателя XIX века И.С.Тургенева. Сообщение о значении имени Герасим (Слайд №3) Уч: И.С.Тургенев не случайно дал своему герою имя Герасим. Дома вы подготовили  сообщение о значении имени Герасим.  (Сообщение ученика) (Попутно проводится словарная работа: слова и их лексические  значения записаны на доске: Почтенный – внушающий почтение, заслуживающий его.  Уважаемый ­  уважение – почтительное отношение, основанное на признании чьих –  либо достоинств.) Имя «Герасим» переводится с греческого языка как «почтенный, уважаемый».  Происхождение: имя Герасим пришло в Россию из Византии вместе с христианством.  Покровитель имени ­ преподобный Герасим Вологодский  родился в Киеве, в 1147 году построил церковь во имя Святой Троицы и монастырь в лесу, в полуверсте от реки  Вологды.  В имени Герасим довольно хорошо сочетаются добродушие, твердость. Человек с этим именем обладает очень чувствительной натурой. Добрый и отзывчивый, он помогает всем, кто к нему обращается, но нередко сам становится жертвой своей  доброты. Это человек неконфликтный, в обществе он держится довольно  уравновешенно, однако в некоторых, довольно редких случаях, все же может и  вспылить. При этом остановить его бывает очень тяжело. Он трудолюбив.   Судьба не делает Герасиму подарков. Все, что у него есть, добыто упорным трудом, но  он не заостряет особого внимания на том, как тяжело ему дается кусок хлеба.  Женится поздно, осторожно выбирает подругу жизни. Семья у Герасима крепкая,  дружная. Дети растут в атмосфере покоя и дружелюбия, много знают, всем  интересуются. 4. Беседа по вопросам: 1. Объясните, почему Тургенев так назвал героя? 2.Соотнесите черты Герасима Вологодского и Герасима из рассказа «Муму». Работа в группах Уч: Чтобы выявить особенности характера героя нам предстоит поработать в группах.  (Класс делится на 4 группы методом свободного выбора. Каждая группа получает  задания. После подготовки учащиеся каждой группы отвечают. Учитель направляет,  руководит деятельностью учащихся)      1 группа – Как описывает автор Герасима? (И.С. Тургенев пишет: « Из числа всей  челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати  вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рождения… Герасим был нрава  строгого и серьезного, любил во всем порядок» Вывод: Герасим богатырь, замечательное лицо, глухонемой, серьезный,  строгий. (Слайд № 4) (Попутно объясняем слово «замечательный» ­ исключительный по своим достоинствам) 2 группа ­  Отношение к труду. ( И.С. Тургенев пишет: «Одарённый необычайной  силой, он работал за четверых — дело спорилось в его руках, и весело было смотреть  на него, когда он либо пахал и, налегая огромными ладонями на соху, казалось, один,  без помощи лошадёнки, взрезывал упругую грудь земли, либо о Петров день так  сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой берёзовый лесок смахивать с  корней долой, либо проворно и безостановочно молотил трёхаршинным цепом, и как  рычаг опускались и поднимались продолговатые и твёрдые мышцы его плечей.  Постоянное безмолвие придавало торжественную важность его неистомной работе.  Славный он был мужик...») Вывод: Герасим сильный, ловкий, умелый, трудолюбивый, неутомимый,  славный,  выполняющий свой долг – крепостную повинность. (Слайд № 5) (Попутно объясняем слово «неистомная» ­ неутомимая, «славный» ­ очень хороший) 3 группа –  Интерьер каморки. («...он устроил её себе сам, по своему вкусу: соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырёх чурбаках, истинно богатырскую кровать; сто  пудов можно было положить на неё — не погнулась бы; под кроватью находился  дюжий сундук; в уголку стоял столик такого же крепкого свойства, а возле столика —  стул на трёх ножках, да такой прочный и приземистый, что сам Герасим, бывало,  поднимет его, уронит и ухмыльнётся. Каморка запиралась на замок, напоминавший  своим видом калач, только чёрный; ключ от этого замка Герасим всегда носил с собой  на пояске. Он не любил, чтобы к нему ходили». Вывод:  нелюдимый, все делает основательно. (Слайд №6) 4 группа – Отношение окружающих к герою. ( Все в околотке стали уважать его после  того, как Герасим расправился с ворами, незнакомые люди отмахивались и кричали на  него. «Со всей челядью Герасим находился в отношениях не то чтобы   приятельских –  они его побаивались, ­ а в коротких: он считал их за своих») Вывод:     одинокий, сильный, был в коротких отношениях с челядью. 5. Закрепление   1) Уч:  ­ Какие качества присущи Герасиму?  (Учитель с учащимися дополняют  цепочку черт, качеств героя: Герасим – это богатырь, замечательное лицо, глухонемой, серьезный, строгий, сильный, ловкий, умелый, трудолюбивый, неутомимый,  славный,  выполняющий свой долг – крепостную повинность, нелюдимый, все делает  основательно… ) ­ Какие качества вам близки? ­ Какие выводы вы сделали для себя? ­ И.С.Тургенев подчеркивает не столько физическую, но прежде нравственную силу  Герасима. В чем, кроме трудолюбия, она проявляется? (Оторванный от родного  окружения и привычной работы, используемый в барском доме лишь в качестве  «представительной фигуры», Герасим сумел сохранить чувство собственного  достоинства, остаться таким же трудолюбивым, собранным и прямым, каким был в  родной деревне).  2) Уч: В завершении урока составим синквейн к слову Герасим. (Уч – ся работают в  группах) Например, Герасим Могучий, работящий Служит, любит, работает Имеет широкую деревенскую душу      Богатырь ­ С момента создания рассказа И. С. Тургенева «Муму» прошло 159 лет. Но до сих пор  его читают, и он оставляет глубокий след в душе каждого читающего, заставляет нас  становится лучше, чище. Я очень надеюсь, что вы тоже будете стремиться к  совершенству. ­ С каким настроением вы уходите с урока? 6. Домашнее задание. Составить письменный или устный рассказ о героях, живущих в  доме барыни: Татьяна, Капитон, Гаврила. (по выбору)

Конспект открытого урока по литературе в 5 классе по рассказу И.С. Тургенева "Муму"

Конспект открытого урока по литературе в 5 классе по рассказу И.С. Тургенева "Муму"

Конспект открытого урока по литературе в 5 классе по рассказу И.С. Тургенева "Муму"

Конспект открытого урока по литературе в 5 классе по рассказу И.С. Тургенева "Муму"

Конспект открытого урока по литературе в 5 классе по рассказу И.С. Тургенева "Муму"

Конспект открытого урока по литературе в 5 классе по рассказу И.С. Тургенева "Муму"

Конспект открытого урока по литературе в 5 классе по рассказу И.С. Тургенева "Муму"

Конспект открытого урока по литературе в 5 классе по рассказу И.С. Тургенева "Муму"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.