Конспект открытого урока по обществознанию
Оценка 4.8

Конспект открытого урока по обществознанию

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
обществознание
10 кл
07.05.2017
Конспект открытого урока по обществознанию
Конспект открытого урока по обществознанию для 10 класса. Тема урока "Экономика. Роль экономики в жизни общества". Современный урок с отработанной структурой урока, ходом урока, рабочими картами, оценочными листами, итоговым тестом. Включён дополнительный материал для самостоятельного изучения. Представлен аспектный анализ урока.Для открытых уроков и изучения нового материала.
конспект открытого урока по обществознанию 10 класс.doc
Конспект открытого урока по теме  «Экономика. Роль экономики в жизни общества» Разработал: учитель истории и обществознания Бейдерман А.В. Дата проведения: 25 ноября 2016 года Урок составлен  в рамках программы по обществознанию и составлен на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования (базовый уровень)   и авторской программы   «Обществознание 10­11 классы». Базовый уровень.   Авторы ­ Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая,   Л.Ф. Иванова, А.И.Матвеев. М.: Просвещение, 2009. По   учебнику:  Обществознание.   10   класс.   Базовый   уровень.   Боголюбов   Л.Н., Аверьянов Ю.И., Городецкая Н.И.  М.: Просвещение, 2013­2014 Класс:   10 Продолжительность:  40 минут По рабочей программе:   6 урок Тип урока: изучение нового материала  Формы работы учащихся: фронтальная, групповая Учебно   –   методический   комплект:  названия   групп,   рабочие   места   групп, карточки с терминами, рабочие карты групп,  экономические газеты и журналы, чистые листы бумаги, маркеры, ноутбук, мультимедиа проектор, экран, сканер. Цели урока:   ­ обучающие —  углубить  представления   об  экономике  как   важной  сфере жизни   общества,   её   основных   проявлениях,   о   взаимосвязях   с   другими сторонами жизни общества, о влиянии экономики на общественную жизнь; ­развивающие ­  развивать   у   учащихся   умения   осуществлять   комплексный поиск;   систематизировать   социальную   информацию   по   теме;   сравнивать, анализировать,   делать   выводы;   рационально   решать   познавательные   и проблемные задания; ­воспитательные   ­   учащихся.  способствовать   выработке   гражданской   позиции Технологии: коммуникативные технологии, личностно­ориентированный подход.  развитие   критического   мышления,   информационно­ Присутствовали: зам. директора по УВР Евстифорова И.А,  руководитель  Гуманитарной кафедры лицея Соловых Т.А., руководитель предметной секции  истории и географии Довгий М.А.,  учителя истории. СТРУКТУРА УРОКА Этап урока Деятельность учителя  Объяснение хода урока Деятельность ученика Время Внимательное  прослушивание 1 (в мин.) № 1 2 3  4 5 6 Организационный момент Актуализация Изучение нового материала Вызов 1)Постановка  проблемы 2) Просмотр  видеоролика  3) Работа в  лабораториях 4) Взаимооценка по  предложенным  критериям 5)Выступления групп 6) Формулирование  вывода (возможна  дискуссия) Закрепление изученного материала  Подведение итогов урока, домашнее задание Рефлексия Контроль за выполнением Выполнение заданий Помощь в формулировки Объяснение задания,  координация, контроль,  консультация Заслушивание ответов,  помощь в трансляции рис. Подведение итогов  (проведение дискуссии) Организация работы по  выполнению з.1 Формулировка итогов  урока, домашнего задания,  (создание теста, мини­ проекта для желающих  углубления знаний по  теме). Объясняет задание Участие в постановке  проблемы Выполнение  проблемного задания в  группах  Оценка качества работы  членов своей группы Выступление перед  классом Участие в обсуждении  (дискуссии) Выполнение задания Запись в тетрадь Выполняют задание 3 3 3 7 1 12 3 3 2 2 40 Ход урока.  этап I. Организационный     .   Готовность к уроку. Настрой, рекомендации. II. Актуализация. 1. Приём деления на группы. 2. Оценивание. (Первые три человека — 2 балла, остальные, правильно севшие — 1 балл, ошиблись — 0 баллов) III. Вызов. 1. Просмотр видеоролика (подготовленного учеником) об экономической жизни  края. 2. Просмотр прессы (на столах). 3. Постановка проблемы учащимися с помощью учителя. ( Если посмотреть, о чём  больше всего пишут газеты и говорит телевидение в начале 21 века, то  обнаружится, что одна из основных тем ­ состояние экономики страны). Почему  же об экономике идёт так много разговоров, почему из­за неё так много спорят  политики и простые люди, почему экономические новости иногда заставляют  людей радоваться, огорчаться или тревожиться?  Чтобы ответить на эти вопросы,  сегодня на уроке нам предстоит выяснить..., (что же означает понятие (термин)  экономика и какую роль играет экономика в жизни общества)). IV. Работа в лабораториях. 1­я Группа «Экономика как подсистема». 2­я Группа «Экономика и уровень жизни». 3­я Группа «Экономика и соц. структура». 4­я Группа «Экономика и политика» Индивидуальное сообщение ­ «Экономика и духовная жизнь общества» V. Выводы. VI. Закрепление. VII. Подведение итогов урока. VIII. Рефлексия. Фрагменты видеоролика (подготовленного учеником) об экономической жизни края. Экономические газеты и журналы    Итоговое тестирование по теме ЧЕЛОВЕК В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ  1. Акция — это:    а) часть уставного капитала акционерного общества; б) документ, удостоверяющий членство в акционерном обществе, с которым связаны имущественные  права; в) общая сумма капитала, на которую компания имеет право выпускать ценные бумаги. , 2. Акционерный тип собственности предполагает:   а) равные доли акционеров; б) право на получение части дохода;  в) работу акционера на предприятии. 3. Акция — это ... имущество.  а) движимое;   б) недвижимое; в) личное, не передающееся по наследству. 4. Американское государство и предприниматели осуществляют крупные расходы на  переподготовку работников. Это связано с: а) уровнем культуры в стране; б) гуманистическими идеями;   в) прибылью предприятий. 5. Бартер — это: а) обмен товара на товар без платежа денег (фактически натуральное хозяйство); б) безналичный расчет, основанный на зачете взаимных обязательств; в) импорт товаров, свободных от обложения таможенными пошлинами. 6. В производственных отношениях главные:   а) отношения собственности; б) отношения, возникающие в процессе распределения благ;   в) отношения обмена. 7. В странах Запада ориентация на более полное удовлетворение потребностей человека вызвана:   а) распространением среди предпринимателей гуманистических идей; б) борьбой рабочих за свои права;  в) экономической необходимостью: успех фирмы зависит от человеческого фактора.  8. Владелец акции является собственником ... предприятия. а) частного;    б) корпоративного;        в) государственного. 9. Доходы человека складываются из:  а) заработной платы; б) капитала, помещенного в банк;   в) суммы, добытой нечестным путем (воровством, грабежом); г) выигранной суммы;    д) верно все названное 10. Доходы человека чаще всего зависят от:  а) наследства;   б) эффективного вложения средств; в) выгодного предприятия;   г) стечения обстоятельств. 11. Культура потребления состоит в:  а) умении вести себя в ресторане; б) умении экономить на всем;  в) рациональном использовании своего дохода. 12. Отчуждение состоит в том, что: а) человек работает на предприятии, которое лично ему не принадлежит; б) производитель свободен от средств производства; в) человек работает не на своем, а на чужом месте. 13. Под влиянием НТР положение рабочего меняется:  а) в лучшую сторону: тяжелый физический труд заменяется умными машинами;  б) приводит к массовым увольнениям рабочих, к безработице;  в) в худшую сторону: возникают проблемы экологии, гигантские силы разрушения, отмирание многих  профессий;    г) все утверждения верны. 14. Путь преодоления отчуждения — это  а) демократизация управления предприятиями; б) повышение зарплаты работающим;   в) повышение работника в должности; г) прямая зависимость личного дохода от результатов хозяйствования. 15. Равенство доходов — это: а) справедливый путь распределения материальных благ; б) подрыв стимулов к трудовой деятельности, приводящий к сокращению объема дохода; в) верны оба утверждения. 16. Роль рабочего в системе производства при современном уровне НТР заключается в ... функции,  а) исполнительной;  б) контрольно­управляющей;  в) двигательной. 17. Самый распространенный тип собственности в XX веке: а) частная;    б) государственная;     в) смешанная;    г) кооперативная. 18. Собственность есть:  а) только у владельцев капитала, богатых людей; б) только у тех, кто имеет дом, дачу, машину;    в) у всех. 19. Современное общество обеспечивает стабильность за счет: а) самых богатых людей;    б) среднего класса;    в) рабочих. 20. Чтобы заниматься предпринимательской деятельностью, человеку необходимо:  а) наличие большого количества денег; б) умение сорганизовывать людей, способность вести их за собой; в) обладать какой­то властью, занимать высокий пост; г) быть профессионалом в своем деле;    д) обладать инициативой, решительностью. Рефлексия.  Заполни, пожалуйста, таблицу. В графу «П» ­ «плюс» поставь галочку, если понравился урок. В графу «М» ­ «минус» поставь галочку, если не понравился урок. В графу «И» ­ «интересно» впиши все любопытные факты, о которых узнал на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. П М И РАБОЧАЯ КАРТА РАБОЧАЯ КАРТА Шаг   1.  Прочитайте   пункт  «Экономика   как   подсистема   общества»  §12   и Группа 1. дополнительный материал. Шаг 2.  Проанализируйте, полученную информацию  и представьте её графически Шаг 1.  Прочитайте пункт  «Экономика и уровень жизни»  §12 и дополнительный Группа 2. материал. Шаг 2.  Проанализируйте, полученную информацию и представьте её графически (схема, кластер или таблица). Шаг 3. Оцените объективно работу каждого в группе по предложенным критериям. Шаг 3. Подготовьте выступающего. Шаг 4. Защитите свой проект перед одноклассниками. (схема, кластер или таблица). Шаг 3. Оцените объективно работу каждого в группе по предложенным критериям. Шаг 3. Подготовьте выступающего. Шаг 4. Защитите свой проект перед одноклассниками. РАБОЧАЯ КАРТА Группа     3  . РАБОЧАЯ КАРТА Группа     4  . Шаг 1. Прочитайте пункт «Экономика и социальная структура общества»  §12 и дополнительный материал. Шаг   1.  Прочитайте   пункт  «Экономика   и   политика»  §12   и   дополнительный материал. Шаг 2.  Проанализируйте, полученную информацию  и представьте её графически (схема, кластер или таблица). Шаг 2.  Проанализируйте, полученную информацию и представьте её графически (схема, кластер или таблица). Шаг 3. Оцените объективно работу каждого в группе по предложенным критериям. Шаг 3. Подготовьте выступающего. Шаг 4. Защитите свой проект перед одноклассниками. Шаг 3. Оцените объективно работу каждого в группе по предложенным критериям. Шаг 3. Подготовьте выступающего. Шаг 4. Защитите свой проект перед одноклассниками. Критерии оценки работы в группах Критерии оценки работы в группах 1. Уровень знаний 1 до 3 2. Активность от 1 до 3 3. Коммуникативность от 1 до 3 4. Ответ у доски от 1 до 3 итого: 12­9б. ­ «5» 8­5б. ­ «4» 4­2б ­ «3»            Критерий Ф.И. 1 2 3 4 итого оценка 1. Уровень знаний 1 до 3 2. Активность от 1 до 3 3. Коммуникативность от 1 до 3 4. Ответ у доски от 1 до 3 итого: 12­9б. ­ «5» 8­5б. ­ «4» 4­2б ­ «3»            Критерий Ф.И. 1 2 3 4 итого оценка Критерии оценки работы в группах Критерии оценки работы в группах 1. Уровень знаний 1 до 3 2. Активность от 1 до 3 3. Коммуникативность от 1 до 3 4. Ответ у доски от 1 до 3 итого: 12­9б. ­ «5» 8­5б. ­ «4» 4­2б ­ «3» 1. Уровень знаний 1 до 3 2. Активность от 1 до 3 3. Коммуникативность от 1 до 3 4. Ответ у доски от 1 до 3 итого: 12­9б. ­ «5» 8­5б. ­ «4» 4­2б ­ «3»            Критерий Ф.И. 1 2 3 4 итого оценка            Критерий Ф.И. 1 2 3 4 итого оценка Дополнительный материал для изучения Механизм взаимодействия экономики и политики. Коновалов В.  Политика стала терять свое доминирующее положение, как и предвидел  Н.Бердяев. Экономическая сфера стала разрывать узы, стягиваемые политическим фактором, выходить из подчинения непосредственным потребностям, жесткой  регламентации со стороны государства. Экономика, гражданское общество в  новых капиталистических условиях стали приобретать статус всеобщего,  числящегося раньше за политикой, государством. Политика как «общее дело», как сфера общего интереса начинает выступать, и это отмечалось уже Гегелем, как иллюзорно всеобщее, формально общее, общий  интерес как всеобщий частный интерес. У Маркса, несмотря на традиционное  оперирование категорией «государства как всеобщего», в той же «Критике  гегелевской философии права» начинает прорываться признание за частной  собственностью (частной категорией) «всеобщей функции», «всеобщей  государственной связи», «всеобщей категории». Для Маркса (в работе «К еврейскому вопросу») продолжает оставаться загадкой  тот факт, что государственно­гражданская жизнь, политическая общность  низводятся деятелями политической эмансипации (французской революции 1789  г.) до роли средства для сохранения неких прав человека, т.е. буржуа. Сitoyen как  персонификация политического государства объявляется слугой эгоистического  homme, представляющего гражданское общество и его глубинную основу ­  экономику (104, т. 1, 402). Маркс в этом фрагменте не может примириться с таким принижением всеобщего, если оно может выступать даже в роли средства. Чуть  позднее в противоречии вышеизложенному о тех же эмансипаторах как  утопической мечте для Германии Маркс пишет как о «всеобщих представителях»,  которые «действительно представляют собой социальный разум и социальное  сердце» всего общества (104, т. 1, 425). Итак, класс буржуазии может выражать «всеобщий интерес», а экономика  соответственно приобретает всеобщий характер, всеобщее отношение. Взаимодействие между целым и частью ­ характерная черта любой общественной  организации. Поведение части, особенного, определяется поведением целого,  всеобщего. При средневековой цеховой организации хозяйства преобладало  сознательное политическое начало, всеобщее. Экономическое было подчинено  политическому. При становлении и функционировании капиталистических отношений преобладает экономическое начало. Политическое «всеобщее» переходит в разряд особенного,  частного, теряет качество всеобщего. Политическое становится подчиненным  экономическому. Происходит своего рода переворачивание содержательной стороны процесса, а значит, и категорий. Конечно, это не одномоментный акт, а  достаточно продолжительный по времени и сложный по характеру процесс. Инверсия охватывает помимо категорий «целого» и «части» такие, как  «содержание» и «форма», «цель» и «средство», «причина» и «следствие»,  «необходимое» и «случайное», и такие фундаментальные, как «объективное» и  «субъективное». Приобретает другое содержание и противоречивое единство между политическим  и экономическим механизмами как самостоятельной организационной системой.  Развитие экономики становится свободным, т.е. осуществляется по своим  собственным законом. Экономический механизм в основу своего  функционирования положил принцип самоорганизации, который можно раскрыть  через гегелевское определение «свободного механизма». Это механизм, который  есть одновременно причина и цель, сам себе осуществление, движущая сила,  начало и результат. Петровичев А. Н. соискатель института проблем региональной экономики (г. Санкт­Петербург) Социально­экономические аспекты категории `качество жизни` В последние годы понятие `качество жизни` заняло в общественном мнении и  научном обороте прочное положение. Растущий интерес к проблематике качества  жизни свидетельствует о том, что российское общество в настоящее время  озабочено уже не столько проблемой самосохранения, сколько вопросами  устойчивого социально­экономического развития и восстановления своей роли и  достойного места в мировом сообществе.  Индекс развития человеческого потенциала является универсальным показателем  для анализа и сравнения социально­экономического положения различных стран и  регионов. Он рассчитывается на основе трех составляющих:  1) индекс продолжительности жизни  2) индекс образованности населения  3) индекс реального ВВП (валового внутреннего продукта) на душу населения. Первый показатель является обобщенной характеристикой состояния здоровья  населения и эффективности функционирования национальной системы  здравоохранения, второй ­ определяет степень развития в стране системы  образования, третий ­ дает обобщенную характеристику экономических  возможностей населения.  Разработка соответствующей методики исследования качества жизни предполагает изучение механизма адаптации населения как к местным условиям, так и  разрабатываемой на федеральном уровне социально­экономической политике  (пенсионной политики, программы занятости населения, жилищной программы,  федеральных стандартов в сфере здравоохранения, образования, социальной  защиты населения). Кроме того, ряд экономических показателей, применяемых  Минэкономразвитием, сопоставимы с западными. Следует отметить, что перспективным направлением изучения дифференциации  уровня жизни в регионах следует считать не только (и не столько) расширение  числа показателей, но и совершенствование аппарата многомерного  статистического анализа, применяемого для типологизации регионов по наборам  социальных индикаторов. Положение малоимущего населения, качество жизни в  регионе определяется целым рядом параметров, которые регулярно не  фиксируются в статистике ­ например, ухудшением работы общественного  транспорта, снижением качества работы коммунальных служб (водоснабжения,  отопления).  Главный вывод состоит в том, что существующие показатели позволяют в большей  степени оперировать понятием `уровень жизни`, но не `качеством жизни`. Для  периода преодоления системного кризиса измерение уровня жизни вполне  оправданно, однако при устойчивом росте экономики следует больше внимания  уделять качественным параметрам в виде социальной и экономической адаптации. Социальная структура общества и экономика. “Внеэкономические” факторы  социальной дифференциации Более углубленное понимание “социального", “социальных отношений" состоит в  том, что последние рассматриваются также как взаимоотношения групп,  образующих социальную структуру и играющих определенную роль в организации  общественного производства. Роль эта, в свою очередь, обусловлена местом  группы в сложной системе собственности, функционирующей посредством  реальных хозяйственных механизмов владения, пользования и распоряжения  различными элементами собственности.  Социальная структура образуется не только посредством взаимоотношения  классов ­ социальных групп, позиция которых в обществе состоит в том, что одни  из них являются собственниками средств производства, а другие таковыми не  являются. Соответственно первые в процессе функционирования производства  имеют возможность использовать труд других для поддержания и увеличения  собственного богатства. Социальная структура общества является более сложным  образованием. Она обусловлена также дифференциацией части населения, которая не относится ни к каким классам (например, артист, учитель, кассир и др.), и  внутриклассовым делением. Об этом свидетельствуют и исторический анализ  социальной структуры прошлых обществ (о чем речь уже шла), и социальная  дифференциация современных обществ. Многообразный характер использования  средств производства, распоряжения ими, а также распоряжения людьми,  осуществляющими ту или иную деятельность, различные возможности присвоения  многообразных благ и услуг, а также многообразие характеристик, определяющих  имущественное положение ­ все это обусловливает природу социального субъекта  и социальное положение группы, к которой он принадлежит. Совокупность таких  групп, их связи и взаимодействия образуют социальную структуру общества, не  сводимую к классовым отношениям.  Отношение к средствам производства также может быть многообразным. Даже  использование средств производства может носить разный характер и, соответственно, по­разному обусловливать социальное положение пользователя.  На двоякий смысл понятия “использование средств производства” в условиях  государственной собственности обратила внимание современный социолог Т.  Заславская. Во­первых, это использование средств производства различными  профессиональными группами, характеризуемое количеством и качеством этих  средств, их техническим совершенством. Необходимость и умение применять в  процессе труда сложные и уникальные технические устройства повышают  социальный статус определенных групп работников. Во­вторых, это использование средств производства (полулегальное) или части готовой продукции для личных  нужд или реализации на сторону [16, 40]. Современные социологи обращают  внимание также на социально­классовые признаки и их “операционализацию” [17,  388­392]. В условиях повсеместного функционирования либо преобладания  государственной собственности (как это было, например, в советском обществе)  решающим фактором, обусловливающим позицию в социальной иерархии, являлся  механизм распоряжения собственностью: кто, как, на основании чего и в какой  мере ею распоряжается. В этом и заключается суть вопроса о связи  управленческой иерархии с реальной экономической властью и соответственно с  социальной дифференциацией.  Что такое «экономика»? Во­первых, так называют способ организации деятельности людей, направленной  на создание благ, необходимых им для потребления. Синонимом этого значения  слова «экономика» является понятие «хозяйство».  Во­вторых, «экономика» обозначает науку, которая исследует как люди  используют имеющиеся ограниченные ресурсы для удовлетворения своих  неограниченных потребностей в жизненных благах. Само название этой науки было дано великим ученым Древней Греции Аристотелем путем соединения двух слов:  «эйкос» — хозяйство и «номос» — закон, так что «экономика» в буквальном  переводе с древнегреческого означает «законы хозяйства». Поскольку  экономическая наука изучает поведение людей, то она относится к категории  общественных (социальных) наук, так же как история или философия, хотя  применяемые в ней методы исследования предполагают более широкое  использование математики и разнообразных графиков. В экономической жизни есть три главных участника: семьи, фирмы и  государство. Они взаимодействуют между собой, координируя свою деятельность как непосредственно, так и через рынки факторов производства (то есть ресурсов,  с помощью которых можно организовать производство благ) и потребительских  товаров (благ, которые непосредственно потребляются людьми). Трудно переоценить роль, которую играют в экономической жизни общества  фирмы и государство. И все же главное из действующих лиц экономики —  человек, семья.  Дело в том, что именно ради удовлетворения нужд людей, их конкретных  потребностей в благах и должна осуществляться хозяйственная деятельность в  любой стране.  Кроме того, деятельность и фирм, и государственных организаций, равно как и  события на тех или иных рынках, определяется решениями, которые принимают люди.  Вот почему экономическая наука изучает не объективные процессы наподобие  природных явлений, а поведение людей в тех или иных хозяйственных ситуациях.  Это поведение определяется субъективными желаниями и интересами людей,  формирование которых имеет общие рациональные основания. Исследуя их,  экономическая наука помогает людям, фирмам и государству лучше предвидеть  последствия своих решений в сфере экономики.  Отрывок из книги Липсиц И.В., «Экономика». В 2­х книгах., издательство  «Вита­Пресс», 2004 г. Планирование Были поставлены цели  урока:  Аспектный анализ Фактический результат ­   обучающие   —  углубить   представления   об экономике как важной сфере жизни общества, её   основных   проявлениях,   о   взаимосвязях   с другими сторонами жизни общества, о влиянии экономики на общественную жизнь; ­развивающие   ­  развивать   у   учащихся   умения осуществлять поиск; систематизировать социальную информацию по теме;   сравнивать,   делать выводы; рационально решать познавательные и проблемные задания; ­воспитательные ­  способствовать выработке гражданской позиции учащихся.   анализировать,     комплексный ­ данная цель достигалась путём групповой и  индивидуальной работы, работы с параграфом  и дополнительной литературой, привлекая  различные источники, выдвигая  самостоятельно проблему урока. ­ работа с источниками, использование ИОР,  самостоятельная фильтрация полученной  информации и её систематизация. ­ делали собственные выводы, приводили  примеры Это   было   первый   урок   по   теме   экономика,   поэтому   тип   урока   определён   как изучение нового материала. Преемственность   данного   урока   просматривается   в   практических   выводах   к параграфу, которые были заданы на дом для самостоятельного рассмотрения. Чтобы компактно рассмотреть в течении урока параграф были применены формы групповой   работы,   самостоятельной,   и   упрощение   материала   с   помощью составления   кластеров.   Для   этого   активно   привлекались   дополнительные источники. Урок прошёл на хорошей организации самостоятельной работы учащихся, цели достигнуты, оценивание происходило по бальной системе.

Конспект открытого урока по обществознанию

Конспект открытого урока по обществознанию

Конспект открытого урока по обществознанию

Конспект открытого урока по обществознанию

Конспект открытого урока по обществознанию

Конспект открытого урока по обществознанию

Конспект открытого урока по обществознанию

Конспект открытого урока по обществознанию

Конспект открытого урока по обществознанию

Конспект открытого урока по обществознанию

Конспект открытого урока по обществознанию

Конспект открытого урока по обществознанию

Конспект открытого урока по обществознанию

Конспект открытого урока по обществознанию

Конспект открытого урока по обществознанию

Конспект открытого урока по обществознанию

Конспект открытого урока по обществознанию

Конспект открытого урока по обществознанию

Конспект открытого урока по обществознанию

Конспект открытого урока по обществознанию

Конспект открытого урока по обществознанию

Конспект открытого урока по обществознанию

Конспект открытого урока по обществознанию

Конспект открытого урока по обществознанию

Конспект открытого урока по обществознанию

Конспект открытого урока по обществознанию

Конспект открытого урока по обществознанию

Конспект открытого урока по обществознанию

Конспект открытого урока по обществознанию

Конспект открытого урока по обществознанию
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.05.2017