Конспект открытого урока по окружающему миру

  • Разработки уроков
  • doc
  • 27.06.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект открытого урока по окружающему миру во 2 классе по теме "Тело и вещество". Урок естественнонаучного цикла совместно обучающихся детей с ОВЗ и сверстников, не имеющих ограничения здоровья, направленный на достижение метапредметных результатов.3. В проекте имеется методический комментарий, поясняющий действия учителя.2. Перечень используемых педагогических приёмов организации учебной деятельности для обучающихся с ОВЗ полностью соответствует их возможностям и делает её доступной для достижения метапредметных результатов.Урок естественнонаучного цикла совместно обучающихся детей с ОВЗ и сверстников, не имеющих ограничения здоровья, направленный на достижение метапредметных результатов.
Иконка файла материала конспект открытого урока с ребенком с ОВЗ.doc
Конспект открытого урока Состав класса: в классе 24 человека, из них с нормой развития – 23,  среди учащихся класса один ребенок с умеренной у/о. Предмет: окружающий мир  Класс: 2  Тема: Тело и вещество Цели урока: СОЗДАТЬ УСЛОВИЯ ДЛЯ «обычные» дети ­  создать   условия   для   формирования   понятий   «тело», «вещество» ­развития умения планировать и оценивать свою работу; ­развития навыков сотрудничества в паре; ­формирования   ценностного   отношения   к   совместной   учебно­ познавательной деятельности. «особенный» ребенок ­принятия и понимания понятий «тело», «вещество» ­развития умения планировать и оценивать свою работу; ­развития навыков сотрудничества в паре; ­ формирования ценностного отношения к совместной учебно­ познавательной деятельности. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Формируемые УУД: Личностные:  ­   признавать   важность   учебы   и   познания   нового; понимать, зачем нужно выполнять те или иные учебные действия; ­   проявлять   интерес   к   поиску   и   присвоению   общих способов решения учебных задач. Регулятивные:  ­  участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения; ­   сотрудничать   с   одноклассниками   при   работе   в   паре, группе; ­ сверять свои действия с целью и   при необходимости исправлять   ошибки   с   помощью   учителя   и одноклассников; Формируемые УУД: Личностные:  ­   признавать   важность   учебы   и   познания   нового; понимать, зачем нужно выполнять те или иные учебные действия; ­  проявление   учебно­познавательного   интереса   к новым   общим   способам   решения   поставленных задач Регулятивные:  ­ в материализованной,   громкоречевой   и   умственной форме; ­  участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения;   действий     выполнение   учебных­   вырабатывать   критерии   оценки   своих   действий   в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно. Познавательные:  ­ делать выводы на основе обобщения; ­ определять последовательность действий для решения предметной задачи. Коммуникативные:  ­ подтверждать аргументы фактами; ­ сотрудничать с одноклассниками   при работе в паре, группе; ­ участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения. ­   сотрудничать   с   одноклассниками   при   работе   в   паре, группе; ­ сверять свои действия с целью и   при необходимости исправлять   ошибки   с   помощью   учителя   и одноклассников; ­   вырабатывать   критерии   оценки   своих   действий   в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно. Познавательные:  ­   делать   выводы   на   основе  осуществления   анализа объектов   с   выделением   существенных   и несущественных признаков; ­ определять последовательность действий для решения предметной задачи.  Коммуникативные:  ­   учитывать   разные   мнения   и   интересы   и обосновывать собственную позицию. ­ подтверждать аргументы фактами; ­ сотрудничать с одноклассниками   при работе в паре, группе; На уроке применяются следующие коррекционные методы: информационные методы (беседа, консультирование). Практические методы (приучение, упражнение, воспитывающие ситуации). Оценочные методы (поощрение). Дидактические приёмы, применяемые для ребенка с ограниченными возможностями здоровья: развитие  наблюдательности через показ явлений; наглядность в практически значимой деятельности; сознательность и  активность в усвоении знаний; учёт индивидуальных особенностей. Методы обучения:  1.Методы управления учебной деятельностью и восприятия информации:а) по источнику передачи и восприятия информации – словесные, наглядные,  практические;  б) по логике передачи и восприятия информации – индуктивные и дедуктивные; в) по степени самостоятельности учащихся – проблемно ­ поисковые; г) по степени управления учебной деятельностью – учебная деятельность,  организованная и управляемая учителем, самостоятельная деятельность уч­ся,  2.Методы стимулирования: а) интерактивные методы – работа в группах; 3. Методы контроля и самооценки а) фронтальная работа, опрос; б) самоконтроль. Оборудование: мультимедийная презентация урока; разные виды словарей; карточки для парной работы; кусочек пластилина и салфетка для каждого ученика; картон для групповой работы; предметы для опытов: карандаш, вода в стакане, коробка спичек, тарелочка.Этапы урока Содержание этапа Действия обучающихся с нормой развития Действия обучающегося с ОВЗ Прмимечание 1.Организационный момент. Цель для учителя:  способствовать подготовке уч­ся к продуктивной  работе на уроке. Цель, которая должна быть  достигнута учащимися:  подготовиться к продуктивной  работе на уроке. Задачи:  ­ создать положительный   эмоциональный настрой; Методы: словесные, наглядные 1) вступительное слово учителя ­ Мир, который нас окружает,  полон тайн и загадок. Скажите,  что нам помогает изучать  окружающий мир? Приведите  примеры. (Органы чувств,  книги, приборы, исследования)  ­ Витя, а как считаешь ты, что  из перечисленного мы можем  использовать на уроке? ­ Хорошо! Но помните, загадки  открываются только тем, кто  умеет удивляться и задавать  вопросы, кто в привычных  вещах может разглядеть что­то  особенное. отвечают отвечает Спрашиваю  «особенного  ребёнка» в  классе, хвалю.­ Давайте вспомним  веселую  песенку Флипа.  (просмотр фрагмента  мультфильма о Флипе (песня) ­ А вы готовы отправиться по  тропинке знаний и увидеть в  самом обыденном что­нибудь  удивительное?  (Да) ­ Тогда, вперед – за новыми  знаниями. 1) исследование слова «ТЕЛО» ­ Сегодня на уроке у нас будет  работать информационный  центр. Как вы думаете, с какой  целью? (Наверное, будем  искать новые слова) (ставлю табличку) Информационны й центр ­ Верно, с помощью этих умных книг – словарей  вы будете  находить необходимую на  уроке  информацию. ­ К столу я приглашаю …  Ответ (Наверное,  будем искать  новые слова) 2. Постановка учебной задачи. Цель для учителя:   способствовать выявлению  затруднения при выполнении  задания и постановке учебной  задачи. Цель, которая должна быть  достигнута учащимися:  осмыслить возникшую трудность  при выполнении задания и  определить учебную задачу. Методы: словесные; наглядные;  Прошу  прочитать  название  таблички  особенного  ребенкапрактические; побуждающий от  проблемной ситуации диалог;  учебная деятельность,  организованная и управляемая  учителем; самостоятельная  деятельность уч­ся,  (приглашаю 2­х уч­ся для работы со словарями) (на доску прикрепляю) ТЕЛО ­ Ребята, что вы  себе  представляете, когда читаете  или слышите слово «ТЕЛО»?  ­ Мы с вами будем рассуждать,  а ребята найдут значение этого  слова в нужном словаре.  ­ Мы с вами услышали  много  мнений. Кто же прав, как ты  думаешь, Витя? Давайте  послушаем наш  информационный центр. (дети  зачитывают статью в  словаре) ­ Оказывается, у этого слова  несколько значений. ­ Ребята, как вы думаете, какое  значение слова «ТЕЛО» будет  нам интересно на уроке  (высказывания  детей) Отвечает. (предположен ия детей) Прошу  прочитать  название  таблички  особенного  ребенка Ребенок с ОВЗ  работает по  индивидуально й карточке с  опорой на  наглядный  материалокружающего мира?  (подвести детей к выбору  значения: Тело – отдельный  предмет в пространстве, а  также часть пространства,  заполненная материей, каким­ нибудь веществом) ­ Скажите, что в этом  определении вам уже понятно  или знакомо?   ­ Что мы можем исследовать,  узнать на уроке?   ­ Как вы думаете, какая будет  тема сегодняшнего урока?  ­ Давайте вместе  сформулируем цель урока.  (Познакомиться с новыми  понятиями «тело», «вещество») (Тело –  отдельный  предмет в  пространстве) (Можно узнать,  что такое  материя и  вещество) Формулируют  цель урока. (Тело и  вещество) Проговаривает  цель урока. 3. Совместное открытие знаний. Цель для учителя:   с помощью активных форм  1) формирование понятия  «ТЕЛО» а) нахождение тел вучебной деятельности подвести  учащихся к открытию новых  знаний. Цель, которая должна быть  достигнута учащимися:  познакомиться со значением слов  «тело», «вещество» Методы:  учебная деятельность,  организованная и управляемая  учителем; самостоятельная  деятельность уч­ся; проблемно –  поисковые; работа в парах и  группах; эвристическая беседа пространстве ­ Итак, продолжаем наше  исследование. Посмотрите  вокруг себя и назовите тела.  ­ Можно ли перечислить все  тела в окружающем мире?  ­ Подумайте, какие признаки  есть у всех тел?   б) деление тел на группы  (парная работа) ­ Подумайте, можно ли все тела в окружающем мире можно  разделить на группы? ­ На экране вы видите разные  тела. Я предлагаю вам в парах  обсудить, на какие группы  можно их разделить.  (дети находят и называют  тела) отвечает (Нет, их очень  много) (У тел есть  форма, цвет,  размер, свое  назначение) Выполняют задание самостоятельно. Предоставляю возможность  ответить  «особенному»  ребёнку. Особенный  ребенок  выполняет задание под руководством учителя. ­ Для выполнения работы  возьмите конверты, в них лежат листочки с названиями тел.  ­ Давайте проверим вашу  работу.  (дети составляют 2 группы) Проговаривает  вывод(Все тела в  окружающем  мире можно  разделить на 2  группы:  естественные  тела и  искусственные) ­ Давайте сделаем вывод, на  какие группы можно разделить  тела в окружающем мире?   ­ Добавляем в нашу схему  новые слова. (прикрепляю к доске слова) естественные  искусственные в) первичное закрепление  полученного знания ­ А теперь я предлагаю  проверить, как вы это усвоили.  (на экране картинки  различных тел)  ­ К какой группе тел можно  отнести эти предметы? ФИЗМИНУТКА ­ Немного отдохнем от  умственной работы и поиграем.  Я буду называть различные  тела, вы делайте приседание,  если услышите название  Спрашиваю  «особенного  ребёнка» в  классе, хвалю. Выполняет  задание на  индивидуально й карточке  Выполняет вместе со всемиискусственного тела или стойте прямо, если тело –  естественное. Понятно?  (Да) (слова: телевизор, звезда,  цветок, автомобиль,  камень, тарелка, дневник, лиса, колесо, яблоко) 2) формирование понятия  «ВЕЩЕСТВО» а) раскрытие значения слова ­ Еще раз вспомним значение  слова «ТЕЛО» (чтение по  экрану хором) ­ Что такое ТЕЛО мы  выяснили, а теперь постараемся узнать, что такое материя или  вещество.  ­ В информационным центре  будут работать …  (приглашаю 2­х уч­ся для работы со словарями) ­ А мы с вами опять будем  рассуждать. Как вы думаете,  что же такое вещество?(если детям трудно, показываю по­очереди ложки: железную, деревянную, пластмассовую)  ­ Как называется это тело?   ­ Чем эти тела похожи?   (Называются одинаково) ­ Чем тела отличаются? (Тела  отличаются цветом, формой,  размером, материалом, из  которого они сделаны) (показываю по­очереди ложки: железную, деревянную, пластмассовую) ­ Из какого материала сделана  эта ложка? (Она сделана из  железа (дерева, пластмассы) (Ложка) Спрашиваю  «особенного  ребёнка» в  классе, хвалю. Спрашиваю  «особенного  ребёнка» в  классе, хвалю. ­ Кто уже догадался, что же  такое вещество?   ­ Проверим вашу догадку.  Слово информационному  центру.  (Вещество – это то, из чегосделано тело) (дети  зачитывают  статью в  словаре) Читает вслух и  прикрепляем вместе к доске слово (предположен ия детей) ­ И это слово мы присоединим  к нашей схеме. вещество ­ Действительно, все тела  состоят из веществ. Есть тела,  которые образованы одним  веществом, например: мел  (показываю), кусочек сахара  (показываю), вот эта линейка  (показываю). ­ Приведите свои примеры.  ­ Есть тела, которые состоят из  нескольких веществ. Как вы  думаете, из каких веществ  состоит карандаш?   А лупа – инструмент  настоящего исследователя? ­ Проверим ваши догадки.  (показываю на экране)  ­ Ученые установили, что в  свою очередь вещества состоят  из мельчайших частиц, которые(Ломоносов  Михаил  Васильевич) Спрашиваю  «особенного  ребёнка» в  классе, хвалю. видны только под  микроскопом. Изучением  частиц в веществах занимался  великий русский ученый.  (на экране портрет ученого) ­ Вы узнали этого ученого? Кто  это?  ­ Он доказал, что частицы  бывают сложными и простыми.  Сложные частицы состоят из  простых. Позже ученые  убедились в этом и назвали  сложные частицы  МОЛЕКУЛАМИ, а простые  частицы АТОМАМИ. ­ Слово «АТОМ»  придумали  много веков назад в Греции.  Оно означает НЕДЕЛИМЫЙ.  Атомы такие маленькие, что их  не разглядеть даже в  микроскоп.  Чтобы они были  видны, их нужно собрать  миллион штук. И образуется  молекула. Как из букв  образуются слова, так из  атомов образуются молекулы.б) первичное закрепление  нового знания ­ Чтобы вы лучше запомнили  это, немного поиграем.  ­ Все вы – простые частицы –  АТОМЫ. По моей команде вы  будете составлять сложные  частицы – МОЛЕКУЛЫ. Если я скажу, молекулы состоят из 3­х атомов, то вы соединяетесь по 3 человека и образуете круг. Если по 4 атома, то 4 человека  образуют круг. Понятно? ­ Да. (игра повторяется несколько  раз) г) три состояния веществ ­ Ребята, подумайте, все ли  вещества одинаковы по своему  состоянию? Вспомните воду.   ­ Как вы думаете, от чего это  зависит?  ­ Ученые исследовали разные  тела и установили, что в  Участвует  вместе со всеми (Нет.  Есть твердые  вещества,  жидкие и  газообразные)(рассужд ения детей) зависимости от того, как  молекулы соединяются и на  каком расстоянии друг от друга находятся, образуются разные  вещества: твердые, жидкие,  газообразные.  (добавляю к схеме слова) ­ Давайте и мы с вами  попробуем определить, на  каком расстоянии находятся  молекулы в твердых веществах. Для этого проведем несколько  опытов. Только будьте очень  внимательны и все хорошо  запоминайте. Опыт 1: Возьмите простой  карандаш и попробуйте  разъединить его молекулы на  части.  ­ Получилось?  (Нет) (дети  выполняют  Выполняет  задание под­ Даже если придется её  сломать, то нужно приложить  силу. Как вы думаете, почему? Вывод:     в твёрдых веществах  молекулы  плотно прилегают  друг к другу.  ­ Чтобы это запомнить,  представьте себе большую  толпу людей. Легко ли вам  будет протиснуться сквозь  толпу?  (Конечно, нет) Опыт 2:  Назовите самое  распространенное вещество в  жидком состоянии. (Вода)  Давайте попробуем  разъединить ее молекулы. Мне  нужен один помощник. (приглашаю 1 ученика к столу учителя) ­ Перелей воду в другой стакан, возьми воду пальцами.  ­ Удалось разъединить  молекулы воды? (Да) Почему  это произошло?  руководством  учителя. задание  учителя  самостоятель но) (приглашаю Витю  к столу учителя) Привлекаю кпроведению опыта Проговаривает  ответ Привлечь к проведению опыта Отвечают     в  жидких веществах  Вывод:   молекулы находятся на  некотором расстоянии друг от  друга.   ­ Опять представьте толпу  людей, между которыми есть  промежутки. Легко вам будет  пройти? (Да) Опыт 3: Мне снова нужен  помощник. Я сейчас зажгу  спичку. От неё будут исходить  молекулы дыма.  ­ Получиться ли разъединить молекулы дыма? Как это сделать? (Помахать руками) ­ Куда делся дым? (Он  улетучился, растворился) ­ Правильно, молекулы при  малейшей возможности  разлетелись кто куда.    газообразные вещества Вывод:   состоят из молекул, которые  далеко стоят друг от друга.­ Какую группу людей мы  можем себе представить? д) первичное закрепление  полученного знания ­ Вы хорошо запомнили, как  расположены молекулы в  разных веществах? Тогда я  предлагаю составить модели  твердого, жидкого о  газообразного вещества из  пластилина. Как это сделать, я  вам расскажу. ­ Возьмите кусочек пластилина  и  скатайте шарик. Это  молекула. ­ А теперь вспомните, что мы  говорили о расстоянии между  молекулами в разных  веществах. ­ Я предлагаю вам  объединиться в группы по  рядам и из своих молекул  составить на картоне модель: 1 ряд – твердого вещества; дети выполняют задание учителя) Выполняет задание под руководством учителя2 ряд – жидкого; 3 ряд – газообразного (для работы раздаю листы картона) ­ Проверим вашу работу. (листы прикрепляю к доске, добавляя в схему)  ­ Вы согласны?  Работают самостоятельно ­ А теперь сверьте свои модели  с образцом. (на экране) ­ У вас также получилось? ­ Наступило время подведения  итога урока.  ­ Расскажите по схеме, что  нового вы узнали на уроке? Вам поможет наша схема. ­  Оцените, как вы усвоили тему сегодняшнего урока и  поставьте метку в таблицу. 4. Подведение итога урока. Цель для учителя:   содействовать осознанию уч­ся  своей учебной деятельности,  самооценке результатов своей  деятельности и деятельности  класса. Цель, которая должна быть  достигнута учащимися:  осознать степень усвоения  учебного материала и дать оценку  (чтение  составленной  схемы Спрашиваю  «особенного  ребёнка» в  классе, хвалю. Учительсвоей деятельности и деятельности класса. ­ Кто выбрал строчку «Урок  полезен, все понятно!»;  (дети поднимают руки) «Лишь кое­что чуть­чуть  неясно!»; «Еще придется потрудиться!»; «Да, трудно все­таки учиться!». ­ Я рада, что сегодня вам было  все понятно и интересно, значит новое знание надолго  задержится в вашей голове. ­ Чтобы закрепить новый  материал, я предлагаю  несколько заданий на выбор.   прочитать статью на стр.  47­49;  выполнить тестовые  задания по этой теме;  изучить материал в  электронной книге ­ Урок окончен!!! 5. Домашнее задание. Цель: закрепление нового  материала помогает  ребенку с ОВЗ  оценить свою  работу. Участвует в  организованной  учителем  дискуссии.  Анализирует и  осмысливает,  проговаривают и  фиксирует свои  достижения. Спрашиваю  особенного  ребенка: Какое  задание хотел  бы выполнить  ты, Витя? отвечает