Конспект открытого урока по русскому чтению "Евгений Львович Шварц "Сказка о потерянном времени"
Оценка 4.7

Конспект открытого урока по русскому чтению "Евгений Львович Шварц "Сказка о потерянном времени"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русская литература
8 кл
11.01.2019
Конспект открытого урока по русскому чтению "Евгений Львович Шварц "Сказка о потерянном времени"
Конспект открытого урока по русскому чтению "Евгений Львович Шварц "Сказка о потерянном времени" разработан для обучающихся 8 класса коррекционной школы 8 вида. одной из воспитательных задач урока является воспитание ответственности за распределение своего времени; трудолюбия, стремления беречь и ценить свое и чужое время.
Шварц конспект урока.docx
Докучаевская специальная общеобразовательная школа­интернат№27 Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики Евгений Львович Шварц «Сказка о потерянном времени». Открытый урок по русскому чтению в 8 классе Подготовила: учитель Никитина О. С. Тема урока Евгений Львович Шварц «Сказка о потерянном времени».  Цель урока: формировать умение анализировать художественное произведение. Задачи урока.  создать   условия   для   отработки   навыков   чтения   (беглость,   правильность, осознанность, выразительность);  учить ориентироваться в тексте через выборочное чтение; анализировать заголовок произведения, соотносить его с темой и главной мыслью текста; повторить знания о сказке как жанре народного творчества и авторской сказке;  развивать   и   корригировать  логическое   и   образное   мышление,   долговременную память,   зрительное   и  слуховое  восприятие,   технику   чтения,   социальную   и коммуникативную компетенции; способствовать   развитию   связной   речи   обучающихся   посредством   правильных   и полных ответов на поставленные вопросы, обогащать словарный запас;  воспитывать   ответственность   за   распределение   своего   времени;   трудолюбие, стремление беречь и ценить время. Тип урока: комбинированный. Методы и приемы: наглядный, словесный, «Мозговой штурм», «Ассоциативный куст», музыкальный анонс сказки, работа в парах. Межпредметные связи: русский зык, СБО. Оборудование:   портрет   Е.   Л.   Шварца,   текст   сказки,   иллюстрации   по   теме   урока, таблица «Пословицы», ноутбук, карточки с заданиями для работы в парах. Ход урока I. Подготовительный этап 1.Организационный момент. 2. Психологический настрой  ­ Сегодня необычный урок. К нам пришли гости. ­ Улыбнитесь гостям, друг другу. Я желаю всем хорошей работы. Песчинки сложились в секунды, Секунды сложились в минутки, Минутки сложились в часы. Так пробегают сутки, Время вперёд спешит. ­ Вот и мы не будем понапрасну терять время, начнём урок. ­ Ребята, посмотрите, все ли готово к уроку? Отчет дежурного, проверка по журналу. 1 II. Основной этап 1. Мышечная гимнастика с фиксацией внимания на дыхании. • • • • • На вдохе наберите в руки воображаемый песок. Пальцы сильно сжаты в кулак, удерживайте песок в руках (задержка дыхания). Постепенно раскрывая пальцы, высыпайте песок (на выдохе). Стряхните песок с рук, расслабляя кисти и пальцы. Уроните   бессильно   руки   вдоль   тела:   лень   двигать   тяжёлыми   руками. (Повторить игру 2­3 раза.) 2. Речевая разминка ­ Ребята, послушайте, пожалуйста, что мы слышим? (Звук тиканья часов). ­ Перед вами на доске предложения. Прочитайте их. Делу время – потехе час. Время как воробей: упустишь – не поймаешь. Время не деньги, потеряешь – не найдёшь. Час упустишь, годом не наверстаешь. ­ Как называют предложения, высказывания, в которых заключена народная мудрость? ­ Правильно. На доске – пословицы и поговорка.  ­ Какой общей темой можно объединить все четыре пословицы? О чём они? ­ Что происходит, когда идут часы? (Часы отсчитывают время. Идут секунды, минуты, часы, идет время, а значит идет наша жизнь) ­ А для чего люди изобрели часы? ­ На каждое дело человеку отпущено определенное количество времени. Не случайно говорят: Делу – время, потехе – час. ­ Как вы понимаете эту поговорку? ­ Время идет не останавливаясь ­ А вот почему я для нашего урока выбрала именно пословицы о времени, вы узнаете чуть позже. 3. Актуализация опорных знаний а) прием «Мозговой штурм». ­ Как называется большая тема, которую мы сейчас изучаем на уроках?  ­ Вспомните и скажите, что такое сказка? ­ Прочитайте определение из энциклопедического словаря (на партах): Сказка ­ это один из видов фольклора, с вымышленным сюжетом и героями. Сказка ­ повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных событиях. Сказка   —   один   из   видов   фольклора.   Эпическое,   преимущественно   прозаическое произведение волшебного, героического или бытового характера. ­ Чем сказка отличается от других литературных произведений? (Волшебные предметы, зачин, концовка, троекратный повтор, использование числа три) ­ Назовите сказки, которые вы читали. (Ответы обучающихся) ­ На какие 2 группы их можно разделить? (Народные и авторские) б) составление ассоциативного куста «Сказки» 2 волшебные добро - зло поучительн ый конец бытовые народные о животных сказ ки авторские 4. Проверка домашнего задания. а) вопросы по сказке братьев Гримм «Король Дроздобород» ­ Какую сказку изучали на прошлом уроке? – Кто автор? ­ Почему сказка называется «Король Дроздобород»? ­ Почему принцесса вышла замуж за нищего? ­ Какие занятия нашел ей нищий? ­ Смогла ли королевна выполнить все задания, которые давал ей муж? Почему? ­ Какая новая работа ждала ее? ­ Кем оказался король Дроздобород? ­ Какой урок преподнес король Дроздобород королевне? ­ Чем закончилась эта сказка? б) оценки за домашнее задание. 5. Сообщение темы и цели урока ­ Сегодня мы с вами познакомимся  с литературной сказкой Е. Л. Шварца «Сказка о потерянном   времени»;   будем   стараться   читать   бегло   и   осознанно,   работать   над выразительностью речи, будем ставить вопросы и отвечать на них; рассмотрим поступки героев, увидим, что происходит, если терять время и сделаем для себя выводы. ­ Запишите в тетрадь число и тему урока. 6. Работа по теме урока а) краткие сведения о писателе. На доске – портрет Е. Шварца и годы его жизни: 1896–1958 гг. ­ Евгений Львович Шварц родился в 21 октября 1896 году в Казани в семье врача. Детство   будущего   писателя   прошло   в   Майкопе.   Родители   любили   театр,   сами участвовали в любительских спектаклях и передали любовь к театру и литературе сыну.  В 1914 году, после окончания гимназии, Шварц поступил на юридический факультет Московского университета. Гражданская война поменяла его планы. Шварц поступил в ростовскую Театральную мастерскую. Со временем он стал печатать пьесы­сказки для детей и взрослых. Писатель поднимал в своих сказках “вечные вопросы”: о сущности человеческой натуры, о добре и зле, о том, что такое “подвиг”…” 3 В 1956 году Шварц был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Умер Шварц в Ленинграде 15 января 1958 г. б) работа над названием сказки. ­ Прочитайте название произведения. ­ Как вы думаете, что подразумевал писатель под «потерянным временем»? ­ Наверно, это зря проведенное время, безделье. ­ Вспомните те пословицы, которые мы рассматривали в начале урока. О чем они? ­ Теперь вы понимаете, почему я выбрала именно эти пословицы? Почему? в) просмотр музыкального анонса сказки г) словарная работа. ОКЛАДИСТАЯ (борода) – широкая и густая КЕРОСИНОВАЯ ЛАМПА – лампа, освещающая при помощи керосина. ХОДИКИ – небольшие стенные часы с маятником и гирями. «ПИОНЕРСКАЯ ПРАВДА» ­ газета, издаваемая для детей в 20­ом веке, рассказывала о жизни советских пионеров и школьников. ­ Вспомните и скажите, что такое антонимы? ­ Подберите антонимы к словам: состариться – помолодеть; трудиться – бездельничать, лениться. д) работа в тетрадях ­ Запишите антонимы в тетрадь и одну, понравившуюся вам пословицу. е) гимнастика для глаз ­ Сейчас подготовим глаза для работы. ж) комбинированное чтение (учитель – хорошо читающий ученик) ­   Мы   со   Стасом   прочитаем   сказку,   а   вы   слушайте   внимательно,   следите,   обратите внимание на интонацию, на паузы, на ударение в словах. з) вопросы по первичному восприятию текста ­ Как звали героя сказки?  ­ Что с ним произошло? (Он внезапно постарел).  и) самостоятельное чтение детьми сказки («жужжащее»). Индивидуальная работа с Александром М., Богданом А. ­ Встретились ли другие непонятные слова? 6. Веселая физминутка. Видеоролик. 7. Продолжение работы по теме урока. а) фронтальное чтение вслух. б) работа над содержанием сказки и выборочное чтение. ­ Где случилась эта история? (В городе).  ­ Куда попал Петя? (В лес, в избушку злых волшебников) Прочитайте этот эпизод. ­   Какое   решение   принимает   Петя,   подслушав   разговор   волшебников?   Как   это характеризует мальчика? ­ Сколько заколдованных ребят мальчик должен найти? Куда отправился мальчик?  ­   Прочитайте   отрывки,   с   помощью   которых   автор   показал,   что   все   люди   вокруг трудятся. 4 ­ Кого Петя нашёл сначала? ­ Каким образом? (Выборочное чтение) ­ Когда Петя нашёл всех детей­старичков, что произошло дальше? ­ Что понял Петя, разыскивая ребят? Найдите в тексте слова, подтверждающие это. ­   Почему   смутились,   покраснели   и   отказались   дети­старики   от   предложения школьников? ­ Какие чувства они испытали, видя заботу детей? ­ Понял ли Петя, почему с ним такое случилось? ­   Почему   ребята   смогли   победить   волшебников?   (собрались,   поторопились,   успели, помогли друг другу). ­ Понравилась вам сказка? Чему она учит? Найдите главную мысль сказки прочитайте её «…ты помни: человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет». ­ Важна ли в наше время проблема, о которой рассказал Е. Л. Шварц? Почему? ­ Можно ли вернуть прошедшее время? ­ В сказке оказалось можно, если переставить стрелки часов. ­ А в реальной жизни? 8. Закрепление материала а) чтение по ролям отрывка из сказки (разговор волшебников). б) работа в парах (обучающиеся получают задания в конверте). ­ Понравился ли вам конец сказки? ­ Не теряете ли вы иногда время понапрасну? ­ Как будете относиться ко времени? ­ Какие виды работ больше понравились? ­   А   теперь   вспомните   и   скажите,   что   мы   делали   на   уроке?   Как   вы   считаете,   мы выполнили наши задачи? ­ Вы сегодня молодцы. Все были внимательными и активными и, я надеюсь, что все поняли на уроке. У кого­то, может, есть вопросы по теме урока 2. Домашнее задание 5 умный,   послушный,   непоседливый,    внимательный,   усидчивый,   несобранный, 1­ая и 2­ая группы Выберите и подчеркните те качества, которые помогают ученикам добиться успехов в учёбе и жизни.  Ленивый,   рассеянный, любознательный, безответственный, целеустремлённый, неряшливый, организованный 3­я группа. Выделите и подчеркните предложение, в котором отражена главная мысль сказки. Петя Зубов всегда опаздывал на уроки. Петя Зубов не ценил своё время. Не надо терять понапрасну время. От любого несчастья может спастись человек. Петя Зубов научился не терять время зря. III. Заключительный этап  трудолюбивый,  добросовестный, 1. Итог урока Читать,   пересказывать   сказку;   3­ая   группа   –   читать,   пересказывать   понравившийся отрывок. 3. Оценивание работы обучающихся на уроке (с комментариями). 6

Конспект открытого урока по русскому чтению "Евгений Львович Шварц "Сказка о потерянном времени"

Конспект открытого урока по русскому чтению "Евгений Львович Шварц "Сказка о потерянном времени"

Конспект открытого урока по русскому чтению "Евгений Львович Шварц "Сказка о потерянном времени"

Конспект открытого урока по русскому чтению "Евгений Львович Шварц "Сказка о потерянном времени"

Конспект открытого урока по русскому чтению "Евгений Львович Шварц "Сказка о потерянном времени"

Конспект открытого урока по русскому чтению "Евгений Львович Шварц "Сказка о потерянном времени"

Конспект открытого урока по русскому чтению "Евгений Львович Шварц "Сказка о потерянном времени"

Конспект открытого урока по русскому чтению "Евгений Львович Шварц "Сказка о потерянном времени"

Конспект открытого урока по русскому чтению "Евгений Львович Шварц "Сказка о потерянном времени"

Конспект открытого урока по русскому чтению "Евгений Львович Шварц "Сказка о потерянном времени"

Конспект открытого урока по русскому чтению "Евгений Львович Шварц "Сказка о потерянном времени"

Конспект открытого урока по русскому чтению "Евгений Львович Шварц "Сказка о потерянном времени"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.01.2019