9 класс |
|
||||||||||||||||||||||||||
Урок 1 - 2 |
Сложные предложения с разными видами связи |
||||||||||||||||||||||||||
Цели: |
помочь учащимся практически усвоить понятие “сложное предложение с различными видами связи”, показать необходимость формирования умения использовать различные синтаксические конструкции в зависимости от задач, условий общения. |
||||||||||||||||||||||||||
Задачи: |
1. дать понятие о сложных предложениях с разными видами союзной и бессоюзной связи; ознакомить учащихся с правилом постановки знаков препинания в сложных предложениях с сочинительной и подчинительной связью в случаях, когда сочинительный и подчинительный союзы оказываются рядом; начать отработку пунктуационных навыков в предложениях данной структуры; 2. развивать умения определять структурные особенности сложных предложений с разными видами связи – союзной и бессоюзной; формировать умение анализировать, строить и употреблять в письменной речи такие конструкции, правильно расставлять в них знаки препинания; 3. воспитывать чувство ответственности за свое образование. |
||||||||||||||||||||||||||
Прогнозируемые результаты: |
учащиеся самостоятельно осуществляют поиск знания, в сотрудничестве решают учебные задачи, находят пути решения проблемных учебных ситуаций; анализируют сложные предложения с разными видами связи, понимают схемы предложений, составляют свои сложные предложения с разными видами связи. |
||||||||||||||||||||||||||
Оборудование: |
презентация, опорные схемы, раздаточный материал для парной и групповой работы |
||||||||||||||||||||||||||
Ход урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|||||||||||||||||||||||||
I. Организационно - мотивационный этап |
1. Приветствие учащихся. 2. Определение темы урока. Целеполагание. Для одного нет ничего сложнее синтаксиса сложного предложения, для другого нет ничего проще синтаксиса сложного предложения, но для того и другого нет ничего интереснее синтаксиса сложного предложения, потому что и тот, и другой думают, пытаются анализировать синтаксис сложного предложения! Академик В.А.Обручев - Как вы думаете, какая тема будет главной на уроке? - Что мы должны будем отложить в «багаж наших знаний»? (С какой целью мы будем работать на уроке?) - А зачем нам нужны эти новые знания в будущем? И нужны ли? 3. Мотивация учебной деятельности. - Прочитайте предложение. Определите шаги, которые приведут вас цели. Знание
выше простой информации, а мудрость - это больше, чем знание; |
Приветствуют учителя.
Читают высказывания Обручева, определяют тему урока, формулируют цель и задачи урока.
Прочитывают предложение, определяют ключевые слова – шаги успешности. Вот эти шаги к успешности: ü информация ü знания ü опыт ü мудрость ü и как результат – успешность! |
|||||||||||||||||||||||||
II.Этап актуализации опорных знаний |
4. Мозговой штурм. 1 часть. Теоретический опрос. 1. Какие предложения называются сложными? 2. Как в сложных предложениях могут быть соединены простые предложения? 3. На какие две группы в зависимости от средств связи делятся сложные предложения? 4. На какие две группы делятся союзные сложные предложения? 5. Какое предложение называется сложносочинённым? 6. Какое предложение называется сложноподчинённым? 7. Посредством чего соединяются части бессоюзного сложного предложения?
2 часть. Работа со схемами 1) Найдите среди предложенных схем 4-е лишнее и обоснуйте свой выбор.
2) Соотносите указанные сложные предложения с данными схемами.
- Как вы определили СП с разными видами связи? Вспомните, какие существуют связи простых предложений в составе сложной конструкции.
|
Групповая работа. Лист с вопросами передается от одного члена группы к другому и заполняется ответами – прием «Малая карусель» Взаимопроверка - прием «Большая карусель».
Ответ: 1-Г, 2-А, 3-В
Ответ: 1-Б, 2-В, 3-А, 4-Г
|
|||||||||||||||||||||||||
III.Этап открытия нового знания |
5. Исследовательская работа. А. Виды синтаксической связи в сложных предложениях. - Определите виды союзной и бессоюзной связей в сложном предложении. Соотнесите виды связи с предложениями. Сделайте вывод.
Б. Знаки препинания в сложном предложении с различными видами связи Блок 1. Знаки препинания в сложном предложении с различными видами связи (на стыке двух союзов) - Внимательно рассмотрите два предложения. Что у них общего? - Чем они отличаются? Нужна ли запятая на стыке союзов? - Сделайте вывод: когда в многочленных сложных предложениях между рядом оказавшимися союзами ставится запятая, а когда – нет. 1) С вёсел падали капли, и (?) когда они касались воды, на их месте вспыхивало голубое сияние. 2) С вёсел падали капли, и (?) когда они касались воды, то на их месте вспыхивало голубое сияние. Блок 2. Знаки препинания в сложном предложении с различными видами связи (запятая перед И) Мы знаем, что в сложных предложениях перед разделительным союзом И ставится запятая. [ - = ], и [ - = ] Гол забили, и игра оживилась. - Как вы думаете, всегда ли ставится запятая перед союзом И в сложном предложении? - Запишите предложения и объясните, почему в них не стоит запятая перед сочинительным союзом И. 1) Это было в ту пору, когда все казалось радостным и от жизни ждали только одни радости. 2) Занималась заря и двери заводили свой разноголосый концерт, когда старички садились за столик и пили кофе. |
Исследование рабочего материала (работа в парах). Определяют виды связи в предложенных предложениях, соотносят с вариантами ответов. Ответ: 1-Б, 2-В, 3-Г, 4-А Делают выводы, сверяют с теорией учебника §35, стр. 220
Исследование рабочего материала (работа в парах). Вывод: Ставим ли запятую между союзами, оказавшимися рядом? ДА! Условие: после придаточного нет второй части составного союза (то, так, тем ). НЕТ! Условие: после придаточного есть вторая часть составного союза (то, так, тем ).
Ставим ли запятую перед союзом И в данных ситуациях? Вывод: запятая не ставится перед союзом И, если соединяемые ими предложения имеют общий второстепенный член или общее придаточное предложение |
|||||||||||||||||||||||||
IV.Операционно-деятельный этап |
6. «Тренинг начинающего корректора» (орфографический и пунктуационный практикум) 1) Рассказ Клавы Ошибкиной - Вы работаете в редакции детского журнала. Клава Ошибкина
прислала рассказ. Не смотря на бальшие трудности, которые встретились нам в туристическом походе, который состоялся во второй половине июня месяца, когда законьчились все эгзамины мы провели его с хорошим успехом, так-как все учасники были хорошо подготовленны к тому, что бы не опасатся лишений, которые если ты хорошо помниш теорию туризма не избежны в каждом походе.
2) Заполните таблицу (2, 3 колонки пустые, знаки препинания не расставлены)
3) Мини-тест - В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
|
Работа в группах (парах). Выполняют предложенные задания, сверяют с эталоном на слайдах презентации. Самопроверка, взаимопроверка.
|
|||||||||||||||||||||||||
V.Рефлексивно-оценочный этап |
7. Рефлексия деятельности. 1) Оцените свою работу на уроке, выбрав начало фразы за основу: • Сегодня я узнал(а)… • Было интересно… • Было сложно… • Я понял(а),что … • Теперь я могу… • Я научился(ась)… • У меня получилось… • Я смог(ла)… 2) Поставьте себе оценку: как усвоили тему, как работали (реально и виртуально) .
|
Осуществляют рефлексию деятельности – заполняют оценочный лист |
|||||||||||||||||||||||||
Домашнее задание |
§35, стр. 220, выводы в тетради-справочнике (опорные схемы); упражнение №408 (группировка предложений по типам связи, составление схем) |
Записывают домашнее задание |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.