Конспект открытого урока "Трудные времена"
Оценка 4.8

Конспект открытого урока "Трудные времена"

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
окружающий мир
4 кл
12.02.2017
Конспект открытого урока "Трудные времена"
Конспект открытого интегрированного урока по окружающему миру в 4 классе "Трудные времена" В данном конспекте были собраны материалы . которые достаточно полно для данного возраста раскрывает эту тему. Участвовали учителя географии, истории, русского языка. Урок насыщенный и плодлтворный, дети много вынесли с него.
Интегрированный урок по окружающему мир1.doc
1 Интегрированный урок по окружающему миру.  4 класс. Тема: «Трудные времена на Русской земле». Цель:  сформировать представление о военном деле на Руси, познакомить с  героическими страницами истории Отечества; развивать на выки  самостоятельной работы в группах, умения работать с картой и  дополнительным материалом, пересказывать по плану; воспитывать гордость за  свою страну. Тип урока: Учебное занятие обобщения и систематизации ЗУН. Оборудование: раздаточный материал, карта, проектор.    № 1.  Организационный момент. Ход урока Мне хотелось бы начать наш урок с крылатого выражения « Не зная прошлого, мы не имеем права на будущее.» Помня об этих словах давайте   проверим     как   мы   изучили     страницы   истории   Древней Руси. 2. Повторение пройденного материала. От каких слов произошло слово «город»? ­Что из себя представляли первые города? ­С какой целью города были огорожены стенами? ­Как назывался центр русского города? ­Что располагалось внутри Кремля? ­Как называется стольный град великих князей? ­На берегах какой реки расположился город Новгород? ­А у какого озера он стоит? ­Кто жил в Новгороде? ­Что нашли археологи? Фронтальный опрос.   3.  Введение в тему урока. Постановка целей и задач на уроке.  Под большим шатром  Голубых небес­ Вижу даль шатров зеленеется. Широко ты ,Русь, по лицу земли В красе царственной развернулася!  Во всех концах света белого Про тебя идет слава громкая. 2 Уж и есть за что, Русь могучая, Полюбить тебя, назвать матерью, Стать за честь твою против недруга. За тебя в нужде сложить голову! Это   стихотворение   «   Русь»   написал   известный   вам   поэт   Иван Савич Никитин. ­Как вы считаете ,какие мысли и чувства о русской земле хотел передать поэт? ­А когда враг нападал, то для народа какие наступали времена? ­Так о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?Кто догадался? Тема нашего урока ­­­­« Трудные времена на русской земле»­­­ На предыдущих уроках вы познакомились  с историей Древней Руси, с  крещением Руси , с такими крупными городами как Киев, Новгород.   Расширялись территории, строились новые города. Русь расцветала. Но   не   все   было   так   гладко.   Наше   путешествие   по   истории   России продолжается, и сегодня мы окажемся в 13 веке, в котором наступили трудные   времена   для   русского   народа.   Тема   нашего   урока   «Трудные времена на Русской земле». В 13 веке наша Русь­Матушка подверглась множеством   нападений   со   стороны   врагов.     были разграблены, постройки разрушены, сожжены. Сегодня на уроке мы  познакомимся с героическими страницами  истории Отечества, продолжим учится работать с картой, работать  в группах, познакомимся с именем великого полководца. У нас на уроке присутствуют гости, которые помогут вам в решении  вопросов и расскажут много интересного. Это учитель истории и  учитель географии.   Территории    Словарная работа. Монголы­ кочевые племена Золота   Орда   ­государство,   созданное   монголами   после   завоевания Руси. Дань –налог, взимаемый победителем с побежденных. Хан­ Рыцарь­ Крестоносцы­ Сейчас мы совершим путешествие на несколько веков в прошлое. 3 Работать вы будете парами(  у вас есть карточки с вопросами, в течении всего урока вы будете слушать, делать пометки и потом ответите на эти вопросы. Задание 1. 1.Кто такие монголы? 2.В чем заключалась сила монгольских племен? 3.Кто возглавил войско завоевате6лей? 4.Какое княжество подверглось первому удару? 5.Почему пала Рязань? 6.Каки еще города заняли кочевники? 7.Подумайте, почему несмотря на героическое сопротивление русского народа, монголы победили? Задание 2. 1.Какие цели преследовали шведы и немцы? 2.Почему именно это время они выбрали для нападения? 3.Почему Александр одержал победу над шведами? 4.Как стали называть Александра после этой победы 6.Почему рыцарей называли крестоносцами? 7.Как проходила битва и чем она закончилась?   В 8 веке на Русь обрушились тяжелые испытания. С юга пришло монголо­татарское войско. Кто такие монголо­татары? (рассказ   учителя   истори   ио   монголо­татарах)  Николаевна) Елена Анатольевна, как учитель географии, знакомит с событиями по карте. (Светлана ­Это кочевые (переезжающие с места на место) монгольские племена. Они занимались разведением скота: лошадей, верблюдов, коров, овец, коз. Скоту нужны пастбища, поэтому монголы переходили с места на место  в поисках новых пастбищ.     Монголы жили в юртах ­ лёгких домах из жердей и войлока. При переездах   юрты   разбирали   и   грузили   в   повозки.   Монголы   были неприхотливым и очень терпеливым народом. Они могли не есть по два­ три дня  и легко переносили  холод. Даже между собой они редко жили в мире и согласии, а уж с другими племенами и народами и подавно по­ 4 стоянно враждовали. О них ходила молва как о жестоких и свирепых людях.       По   словам   древнего   историка,   они   имели   «мужество   львиное, терпенье собачье». Кочевая жизнь делала из каждого монгола искусного наездника и умелого воина. Мужчины много времени проводили на охоте, упражнялись в стрельбе из лука. Дети с двух­трех лет начинали ездить верхом на лошади и учиться стрелять без промаха.  ­   Рассмотрите рисунки воинов: русских и монгольских: Сравните. Монгольские воины имеют лучшее снаряжение. Поздней осенью 1237 года Батый привел к русским границам огромное войско. На его пути лежало Рязанское княжество. У рязанцев не было сил, чтобы дать отпор такому сильному врагу. Рязанский князь Юрий Игоревич обратился за помощью к владимирскому и черниговскому князьям, но те не откликнулись на его призыв о помощи. Пять дней держалась Рязань, на шестой ­ пала. Все жители погибли. Вслед   за   Рязанью   монголо­татары   заняли   Коломну,   Москву,   Тверь, Владимир. Завоеватели разрушили и сожгли прекрасные русские города. Маленький   город   Козельск   враги   штурмовали   семь   недель.   Защитники города   погибли.   Врагам   достались   одни   развалины,   но   и   их   хан   Батый приказал стереть с лица земли. В 1240 году был разграблен и разрушен Киев.    Батый после завоевания Руси основал огромное государство – Золотую Орду.   Центром   Золотой   Орды   стал   город   Сарай.   (около   современной Астрахани). Хотя коренные русские земли территориально не входили в Золотую Орду, они находились в полной зависимости от нее: подчинялись приказам   ханов,   платили   огромную   дань,   подвергались   опустошающим набегам  (монголы, юрта, кочевники­слайды) В 1206 году монголов объединил Чингизхан(слайд) Вооружение монголов(слайд) Конница (слайд) ­Как вы думаете, почему   Русь, которое было лучше развито, чем кочевники,   лучше   преуспевающее   в   военном   деле,   с   укрепленными городами, не смогло дать достойный отпор полчищам Батыя?     Потому что не был мира и согласия между русскими князьями: они соперничали друг с другом, так как каждый хотел  стать главным среди всех. 5 ­И как бы ни было сильно  кажд ое  в отдельности­ его военная сила ни шла ни в какое сравнение с силой монголов. 240 лет хозяйничали монголы на русской земле. ( успехи татаро­монгольских завоевателей­слайд) (Итоги татаро­монгольского нашествия­слайд)  Сократилось население Руси.  ­  Разрушено 49 (из 74)городов.  ­  Гибель ремесленников привела к утрате профессий и ремесел.  ­   Западная Европа была спасена от разгрома. Угроза с северо­запада. ­Но на  этом все не закончилось. Угроза для Руси возникла на северо­ западе. ­Какой город ближе всего находиться к северо­западным границам? (Новгород) « Кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет» ­Чьи эти слова и что означают, вы попробуете ответить позже. Князь Александр Невский. Ледовое побоище. (учитель истории)     Летом 1240 года крупные силы католических рыцарей начали  наступление на северо­западные русские земли.     Собрав дружину свою, где подобрались крепкие  воины, новгородский князь   Александр,   которому   тогда   было   19   лет,  после   внезапной   атаки выбил немцев из захваченных городов на реке Неве. За это народ прозвал его Александр Невский.( фрагмент из фильма)      В 1242 году от шведских и немецких рыцарей началась новая угроза.       Невский решил не дожидаться противника на своих землях, а встретить на   эстонской   территории,   собрав   12—15   тысяч   воинов,   большую   часть которых составляли ополченцы из Новгорода. Немцы и русские хорошо знали   боевой   строй   друг   друга.   Противник   рассчитывал   свободно справиться с русскими, порубив их боевые порядки. Невский приготовил сюрприз. Указание отходить при столкновении дальше на лед. (слайд)                  5 апреля, когда немeцкиe рыцари выстроившиеся тупым клином, прозванным   у   русских   «свиньей»,   врубились   в   боевые   порядки новгородцев, те стали отходить. Немцы еще нажали и затем втянулись на лед озера. С боков, взяв противника «в клещи», ударила русская конница, смяв немцев и окружив. эту «бронированную свинью». (слайд) 6          Немцы поняли, что оказалась в западне. Лишь немногим из рыцарей удалось спастись бегством по льду озера.      Новгородская   пехота   была   вооружена   специальными   крючьями   для стаскивания всадников с коней и самострелами. Около 7 км преследовали по   весеннему   льду   тяжеловооруженных   рыцарей.   Каждый   из   них   весил около 120 кг. Стал ломаться лед, и многие потонули в водах Чудского озера.   Сражение на Чудском озере вошло в историю, как Ледовое побоище. Учитель   вывод:  Именем   Александра   Невского   был   назван   сначала русский   в   1725,   а   затем   советский   в   1942   орден   для   офицеров—от командира   взвода   до   командира  дивизии   за   руководство   успешной операцией, в результате которой врагу наносился большой урон. В 1995 году день 5 апреля объявлен Днем воинской славы России. (слайд) Очень хорошо, что именно сегодня мы вспоминаем о подвигах русских воинов. Сколько лет прошло с того знаменитого события?    765 лет. 4. Итог урока. ­ С каких слов мы начали наш урок?  ­ Так в чём же смысл этих слов?  ­ Почему?  Игра  «Мозговой штурм»(Закрепление изученного)  Кто возглавил поход на Русь?  Сколько дней оборонялись рязанцы?  Какой город оказал Батыю серьёзное сопротивление?  Кто напал на Русь в 13 веке?  Как стало называться государство монголо – татар?  Какая появилась новая угроза?  Кто выступил против шведов и немцев?  Как ему удалось разбить шведов?  Какое прозвище он получил за эту победу?  Как называлась битва на Чудском озере?  Чем она закончилась? 5. Домашнее задание.  1 вариант (нашествие Батыя) 2 вариант( Александр Невский)­ пересказ 7 Материал к уроку. 1. Трудные времена на Русской земле. Нашествие монголо­татар.    В XIII веке на Русь обрушились тяжелые испытания. С юга пришло монголо­ татарское     войско. Кто такие монголо­татары. Это кочевые (переезжающие с места   на   место)   монгольские   племена.   Они   занимались   разведением   скота: лошадей,   верблюдов,   коров,   овец,   коз.   Скоту   нужны   пастбища,   поэтому монголы переходили с места на место  в поисках новых пастбищ.      Монголы   жили   в   юртах   ­   лёгких   домах   из   жердей   и   войлока.   При переездах юрты разбирали и грузили в повозки. Монголы были неприхотливым и   очень   терпеливым   народом.   Они   могли   не   есть   по   два­три дня   и   легко   переносили   холод.   Даже   между   собой   они   редко   жили   в мире и согласии, а уж с другими племенами и народами и подавно постоянно враждовали.   О   них   ходила   молва   как   о   жестоких   и   свирепых людях.      По словам древнего историка, они имели «мужество львиное, терпенье собачье». Кочевая жизнь делала из каждого монгола искусного наездника и умелого воина. Мужчины много времени проводили на охоте, упражнялись в стрельбе из лука. Дети с двух­трех лет начинали ездить верхом на лошади и учиться стрелять без промаха.  ­   Рассмотрите рисунки воинов: русских и монгольских: Сравните. Монгольские воины имеют лучшее снаряжение. Поздней   осенью   1237   года   Батый   привел   к   русским   границам   огромное войско.  На  его  пути  лежало  Рязанское  княжество.  У  рязанцев   не  было   сил, чтобы   дать   отпор   такому   сильному   врагу.   Рязанский   князь   Юрий   Игоревич обратился за помощью к владимирскому и черниговскому князьям, но те не 8 откликнулись на его призыв о помощи. Пять дней держалась Рязань, на шестой ­ пала. Все жители погибли. Вслед за Рязанью монголо­татары заняли Коломну, Москву, Тверь, Владимир. Завоеватели разрушили и сожгли прекрасные русские города. Маленький город Козельск враги штурмовали семь недель. Защитники города погибли. Врагам достались одни развалины, но и их хан Батый приказал стереть с лица земли. В 1240 году был разграблен и разрушен Киев.   Батый после завоевания Руси основал огромное государство – Золотую Орду. Центром Золотой Орды стал город Сарай. (около современной Астрахани). Хотя коренные русские земли территориально не входили в Золотую Орду, они находились в полной зависимости от нее: подчинялись приказам ханов, платили огромную дань, подвергались опустошающим набегам.  ПРОБЛЕМА: на доске:  Нашествие захватчиков.   Учитель: Почему же Русь покорилась монголо­татарам?  ПРИЧИНА: на доске: Раздробленность Руси на княжества.           Потому   что   не   был   мира   и   согласия   между   русскими   князьями:   они соперничали друг с другом, так как каждый хотел стать главным среди всех.   И как бы ни было сильно каждое княжество в отдельности ­ его военная сила ни шла ни в какое сравнение с необъятной силой монголов. Двести сорок лет хозяйничали   монголы   на   русской   земле.   Двести   сорок   лет   понадобилось русским людям, чтобы собрать силы и прогнать врага со своей земли.       2. Князь Александр Невский. Ледовое побоище.     Летом 1240 года крупные силы католических рыцарей начали наступление на  северо­западные русские земли.     Собрав дружину свою, где подобрались крепкие  воины, новгородский князь Александр, которому тогда было 19 лет, после внезапной атаки выбил немцев из  захваченных   городов   на  реке  Неве. За  это  народ  прозвал  его Александр Невский.      В 1242 году от шведских и немецких рыцарей началась новая угроза.       Невский решил не дожидаться противника на своих землях, а встретить на эстонской территории, собрав 12—15 тысяч воинов, большую часть которых составляли ополченцы из Новгорода. Немцы и русские хорошо знали боевой строй друг друга. Противник рассчитывал свободно справиться с русскими, порубив их боевые порядки. Невский приготовил сюрприз. Указание отходить при столкновении дальше на лед.           5 апреля, когда немeцкиe рыцари выстроившиеся тупым клином, прозван­ ным у русских «свиньей», врубились в боевые порядки новгородцев, те стали отходить. Немцы еще нажали и затем втянулись на лед озера. С боков, взяв 9 противника «в клещи», ударила русская конница, смяв немцев и окружив. эту «бронированную свинью».       Немцы поняли, что оказалась в западне. Лишь немногим из рыцарей удалось спастись бегством по льду озера.      Новгородская   пехота   была   вооружена   специальными   крючьями   для стаскивания всадников с коней и самострелами. Около 7 км преследовали по весеннему льду тяжеловооруженных рыцарей. Каждый из них весил около 120 кг. Стал ломаться лед, и многие потонули в водах Чудского озера.   Сражение на Чудском озере вошло в историю, как Ледовое побоище. Учитель вывод: Именем Александра Невского был назван сначала русский в 1725, а затем советский в 1942 орден для офицеров—от командира взвода до командира  дивизии за руководство успешной операцией, в результате которой врагу   наносился   большой   урон.   В   1995   году   день   5   апреля   объявлен   Днем воинской славы России.  Очень   хорошо,   что   именно   сегодня   мы   вспоминаем   о   подвигах   русских воинов. Сколько лет прошло с того знаменитого события?    765 лет. 3. Русь расправляет крылья.  Московский князь Иван Калита. Московскому князю Ивану Даниловичу народ дал меткое прозвище. Калита так на Руси называли кожаную сумку для денег. Калитой окрестили князя по двум причинам. Во­первых, ему удалось скопить и утаить от жадных ордынских ханов немало золота и серебра. Во­вторых, Иван Данилович постоянно носил у себя на поясе кошель с монетами для раздачи бедным и нищим. Иван   Калита   приходился   внуком   знаменитому   князю   Александру Невскому.   Во   владение   ему   достался   глухой,   затерянный   в   лесах   городок Москва. Но со временем крохотное княжество Ивана Калиты так разрослось, что   стало   самым   большим   и   сильным   среди   русских   земель,   а   Москва превратилась в богатый, хорошо укрепленный город. В   то   время   Иван   сдружился   с   митрополитом,   который   тогда   управлял всеми церковными делами на Руси. Калита упросил митрополита переехать в Москву.   С   тех   пор   к   Москве,   как   духовной   столице,   стала   тянуться   вся Русская земля. Москве от этого была прибыль и почет. Сделавшись великим князем, Калита стал еще чаще ездить в Орду, говорил там льстивые речи, постоянно возил подарки и вошел в большую милость к хану. Хан совсем вверился московскому князю и поручил ему собирать дань со всей Русской земли. Калита повел это дело так ловко, что и татары были 10 довольны, и его собственная казна пополнела. Тогда он стал покупать у других князей   их   волости,   а   где   было   возможно   ­   там   брал   силою.   Московское княжество год от года все росло и крепло, а к концу жизни Ивана стало самым большим и сильным на Руси. При   Иване   Калите   на   сорок   лет   прекратились   губительные   ордынские нашествия и погромы. Благодаря этой передышке Русь получила возможность начать   собирать   силы,   чтобы   позднее   дать   чужеземным   захватчикам решительный   отпор.   Таки   образом,   Калита   первый   из   князей   понял,   что главная причина бессилия Русской земли и всех ее бедствий уделы, и начал губить   их   беспощадно.   Он   первый   стал   собирать   сращивать   с   Москвою разрозненные   части   Русской   земли,  поэтому   его   и   называют   первым собирателем Руси. Учитель   вывод:  Великий   князь   Иван   Калита   умер   в   марте   1340   года, оставив сыновьям сильное княжество и богатую казну. В исторических источниках указаны только годы правления князя, а даты рождения нет.   1332 – 1340 годы. 4. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Мамаево побоище. Куликовская битва             Почти полтора века тяжким бременем лежало господство Золотой Орды на русских землях. Потомок Александра Невского — московский князь Дмитрий Иванович перестал платить им дань. Он сумел объединить вокруг Москвы русские земли для отпора Орде. Главой Золотой Орды в это время был хан Мамай. Мамай во главе огромного войска двинулся на Русь.  Московский князь призвал под свои знамена всех, кому дорога земля русская. На его клич отозвались   многие.   Перед   выступлением   Дмитрий   Иванович   посетил   виднейшего представителя   русского   духовенства   —   Сергия   Радонежского,   который   благословил воинство на битву , а так же  послал с ним двух монахов воинов ­  Пересвета и Ослябю. 8 сентября 1380 г. противники встретились. Дмитрий решил вынудить Мамая начать бой не дожидаясь союзников. Он решил: «Лучше честная смерть, чем 11 злая жизнь!» Переправившись через Дон, князь приказал : сжечь мосты, чтобы и мысли   об   отступлении   не   шло.   Дмитрий   занял   на   Куликовом   поле   такую позицию, чтобы татары не могли зайти ему в тыл с флангов. Мамаю оставалось атаковать лишь в лоб.   Летопись писала об этом сражении, что была брань крепкая и сеча злая, копья ломались, как солома, стрелы падали дождем, мечи сверкали молнией, и лилась кровь,   как   вода,   и   падало,   как   трава   под   косой,   бесчисленное   множество мертвых   с   обеих:   сторон.   Татарами   овладел   ужас,   они   побежали.   Лишь небольшая часть мамаевой орды сумела уйти от погони. Русские потеряли не менее 20 тысяч человек. По окончании битвы победители вдруг увидели, что нигде нет князя Дмитрия. Его стали искать и нашли живым, приваленным березой, в помятых доспехах, но он не был ранен. Больше недели русские хоронили павших, а в конце сентября вернулись в Москву, где предводителя войска нарекли Дмитрием Донским.        Монголо­татары хотели заставить русских продолжить выплату дани и ввести мусульманство. Московский князь хотел добиться для русских земель независимости от Орды.        Учитель вывод: Перед битвой встретились татарский богатырь Челубей и русский   монах   Александр   Пересвет.   Они   ударили   друг   друга   копьями,   и Челубей   упал   головой   к   своему   войску  —  плохая   примета,   означавшая   по­ ражение. Пересвет, тоже пронзенный копьем, несколько секунд продержался в седле и упал головой к татарам.  Итоги и значение: огромное войско монголо­татар потерпело сокрушительное поражение.   Золотая   Орда   стала   слабее.   Мамай   был   убит   своими.   Русские поняли, что их сила — в объединении вокруг Москвы. В народе появилась вера в скорое освобождение от власти татар. 5. Иван 3. Стояние на Угре. Тихая победа.  Великое стояние на реке Угре. В 1462 г. на московский престол вступил 22­летний сын Василия Темного Иван. С 10­летнего возраста он был соправителем слепого отца. Ивана III отличали осторожность, скрытность, тонкий политический расчет. Целью своей жизни новый князь ставил подчинение Москве всех русских земель и свержение ордынского ига.  Долго томилась Русь под властью татар. Но при великом Московском князе Иване   третьем   положение   стало   меняться:   подвластные   ему   русские   земли перестали платить татарам дань. Тогда хан Ахмат задумал нападение на русские земли. И в 1480 году осенью выступил в поход. 12 Московские войска заняли укрепленные переправы на реке Оке, и татары повернули   на   северо­запад,   чтобы   через   менее   полноводную   Угру переправиться в московские владения.  Организовав оборону на Угре, на переправах встали войска с пушками, Иван III  поехал   в   Москву,   чтобы   помириться   со   своими   братьями   и   чтобы договориться с братьями тоже привести свои полки на Угру. В конце октября ударили морозы, и Иван дал войскам приказ отойти, чтобы приготовиться к обороне. Однако татары, видимо, подумали (ведь они видели очень большое количество русских войск), что им готовят западню, стремятся заманить в ло­ вушку. И тогда случилось, по словам летописцев, чудо: татары, объятые странным ужасом, побежали восвояси, не пролив русской крови, не захватив ни одного пленника в московских землях.  Так   закончилась   эпоха   господства   кочевников   на   Руси,   долгое   время называвшаяся монголо­татарским игом.  Учитель вывод:   в традициях того времени достойной считалась победа, во имя которой было пролито много крови. Но с военной точки зрения она была эффективной.   Московское   великое   княжество,   став   центром   объединения русских земель, сбросило зависимость татарского государства и вскоре само перешло в наступление на остатки Золотой Орды. Общий вывод:  В ходе нашествия было разорено хозяйство страны, резко сократилось   население.   Из   74   городов   Древней   Руси,   которые   известны археологам,  49  разбил Батый,  15  из  них  превратились  в  сёла,  а 14  исчезли. Угасли   многие   ремёсла.   Большой   урон   был   нанесён   культуре.   В   нашествие погибли многие храмы, сгорели летописи и книги.    Всё это вызвало замедление общественного и культурного развития Руси, которое сохранялось до начала 14 столетия.    Русский народ спас Европу и её культуру от страшного врага – татаро­ монгольских   завоевателей.   А.С.   Пушкин   писал:   «России   определено   было высокое предназначение, её необозримые равнины поглотили силы монголов и остановили их нашествие на самом краю Европы».

Конспект открытого урока "Трудные времена"

Конспект открытого урока "Трудные времена"

Конспект открытого урока "Трудные времена"

Конспект открытого урока "Трудные времена"

Конспект открытого урока "Трудные времена"

Конспект открытого урока "Трудные времена"

Конспект открытого урока "Трудные времена"

Конспект открытого урока "Трудные времена"

Конспект открытого урока "Трудные времена"

Конспект открытого урока "Трудные времена"

Конспект открытого урока "Трудные времена"

Конспект открытого урока "Трудные времена"

Конспект открытого урока "Трудные времена"

Конспект открытого урока "Трудные времена"

Конспект открытого урока "Трудные времена"

Конспект открытого урока "Трудные времена"

Конспект открытого урока "Трудные времена"

Конспект открытого урока "Трудные времена"

Конспект открытого урока "Трудные времена"

Конспект открытого урока "Трудные времена"

Конспект открытого урока "Трудные времена"

Конспект открытого урока "Трудные времена"

Конспект открытого урока "Трудные времена"

Конспект открытого урока "Трудные времена"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.02.2017