Конспект открытого занятия по обучению грамоте

  • Разработки уроков
  • docx
  • 15.05.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Закрепление понятия "звук", классификация звуков. Цель: Повторить какие бывают звуки, вспомнить классификацию звуков: речевые- неречевые, гласные - согласные звуки. Программные задачи: Образовательные:  Закрепление понятия "звук";  Продолжить формировать умение различать гласные и согласные звуки;  Закрепление умения дифференцировать речевые и неречевые звуки;  Учить определять место звука в слове, синтезировать звуки речи.  Продолжить работу по закреплению умения звукового анализа слова;  Познакомить с понятием "звуковые домики"  Расширять словарный запас. Развивающие:  Развивать речевое внимание, фонематический слух, память, мышление;  Развивать мелкую моторики пальцев рук;  Упражнять в правильной артикуляции поз речевого аппарата;  Развивать познавательный интерес и любознательность. Воспитательные:  Воспитывать интерес к учебной деятельности;  Воспитывать дружелюбное отношение друг к другу, умение слушать других.
Иконка файла материала Конспект открытого занятия 30.11.16.docx
Конспект  занятия по обучению грамоте и  развитию речи  курса "Обучайки Грамотейки" Возраст детей: 6 лет                                                           ПДО Исмагилова  Р.Р. Дата проведения: 30.11.16 Тема занятия:  Закрепление  понятия "звук",  классификация звуков. Цель:  Повторить какие бывают звуки, вспомнить классификацию звуков:  речевые­ неречевые, гласные ­  согласные звуки.  Программные  задачи: Образовательные:  Закрепление понятия  "звук";   Продолжить формировать умение различать гласные и согласные звуки;  Закрепление умения  дифференцировать речевые и неречевые звуки;  Учить определять место звука в слове, синтезировать звуки речи.  Продолжить работу по закреплению умения звукового анализа слова;  Познакомить с понятием "звуковые домики"  Расширять словарный запас. Развивающие:   Развивать речевое внимание, фонематический слух, память, мышление;  Развивать мелкую моторики пальцев рук;  Упражнять в правильной артикуляции поз речевого аппарата;  Развивать познавательный интерес и любознательность. Воспитательные:  Воспитывать интерес к учебной деятельности;  Воспитывать  дружелюбное отношение друг к другу, умение слушать   других. Тип занятия: Занятие по закреплению знаний, умений и навыков Форма работы: игровая Методы обучения: наглядные, игровые Оборудование и материал:   Демонстрационный: магнитная доска, магниты, планшет "Азбука",  игрушки (сова, совёнок  Грамотейка,  кукла Альберт), предметные  картинки (дикие звери и домашние животные), звонок, рисунок с героями  "Простоквашино",  схемы: речевые ­ неречевые звуки, гласные­согласные  звуки.  Раздаточный материал: листочки с заданиями.            Фонограммы  : звуковой эффект движения поезда, звуки леса и другие  неречевые звуки: раскаты грома, шуршание листьев, стук дятла,тарахтение трактора, гул самолета, карканье вороны, кудахтание кур и крик петуха, и др.  ТСО: ноутбук, музыкальный центр, магнитная доска.  Словарная работа: звук, речевой ­ неречевой звук, гласные ­  согласные звуки   План занятия: 1. Оргмомент.  Проверка   готовности   детей   к   занятию.   Создание психологического настроя на работу.                                          (1­3 мин)  (Звенит звонок)  Звенит звонок, всех нас зовет. Зовет играть, творить, мечтать.  Здравствуйте. Я рада всех вас видеть. 2. Актуализация  усвоения знаний предыдущих занятий.        (10­15 мин)  Вы помните, что символ нашей школы ­  Мудрая сова, которая  знает много интересного,  ее друзья неторопливый Ёжик и шустрый лисенок отправились в Страну Азбуку. Путь в эту страну проходит через город Звуков.  Сегодня мы продолжим наше путешествие с гостем, который плохо  знает русский язык. Зовут его Альберт  Симпсон, и он приехал к нам из Америки.  Речевые и неречевые звуки.  Наш   путь   мы   продолжим   со   станции   "Простоквашино".     Давайте прислушаемся, что мы с вами можем услышать? (фонограмма  звуков)  Какие звуки мы с вами услышали, речевые или неречевые? (неречевые)  А какие звуки тогда речевые? (которые произносит человек)  Ч  Э   Л  О  В  Э  К (   педагог  произносит  раздельно  каждый  звук  и   делает удивленное лицо)  Похоже Звуковички решили  подшутить и сыграть с вами в игру. Синтез речевых звуков.     Игра «Звуки рассыпались» (синтез).  Ребята, я буду называть звуки,  а вы – писать буковку  (костюмчик звуковичка) на доске (на листочках) и  собирать их в слова.  «К»,«о»,«т»;«р»,«а»,«к»;«р»,«о»,«т»; «м», «а», «к»; «н», «о», «с».  Ребята, что я произносила? (Звуки).    Что вы записывали? (Буквы)   А вы что из них составляли? (Слова).  Всему название дано –и зверю, и предмету. Вещей кругом полным – полно, а безымянных нету! И все, что видит только глаз –над нами и под нами И все, что в памяти у нас, означено словами. Физминутка.  Пока мы с вами собирали звуки и слова, потихонечку добрались до леса. Прогуляемся?  Повторяйте за мной. По тропинке мы идем (хлопки по бедрам).  Ой, смотрите, какая полянка, а там такая высокая трава. Пойдем по ней? (растирание ладошек)  Внимание,   впереди   болото   (сжимаем   кулачки   и   чмокаем).   Будьте осторожны!  Ой, что то капнуло! Дождик начинается с редких капелек, поэтому хлопаем по   левой   ладошке   одним   пальчиком   правой   руки.   Добавляем   еще   один пальчик, потом еще, потом еще... И вот уже у нас пошел ливень!   Надо бежать  обратно!  По болоту...  По траве...  По дорожке...Ой, ребята, а куда мы прибежали?  Да это же...  Домик Лесника.  А вы знаете, кто такой лесник? (лесной смотритель, сторож)  А кто такой лесовик, леший? (сказочное существо, лесной дух, пугает людей в лесу)  Лесник нам приготовил загадки.  Загадки (развитие образного мыщления)  Кто по елкам ловко скачет и взлетает на дубы     Кто в дупле орехи прячет, сушит на зиму грибы? (Белка)  Хозяин лесной просыпается весной,    А зимой под вьюжный вой спит в избушке снеговой.(Медведь)  Трав копытами касаясь, ходит по лесу красавец.     Ходит смело и легко, рога раскинув широко. (Олень, лось)  На овчарку он похож. Что ни зуб­то острый нож!    Он бежит оскалив пасть, на овцу готов напасть. (Волк)  О каких животных говориться в загадках? (О лесных зверях)  Хитрая  плутовка, рыжая головка,    Пушистый хвост ­ краса. Кто это?   (Лиса) 3. Закрепление изученного материала. Звуковой анализ слова. Знакомство со звуковыми домиками.  Ребята,   а   наш   Альберт   не   понял   кто   это   лиса.   Давайте   попробуем   ему объяснить, что это за животное. Опишите ему, какая она? (Ответы детей) На доску выставляется картинка с изображением лисы с лисятами.  Хорошо, это лиса, а это кто? (Лисята).  А где они все живут? ( В норе).  Значит нора чья? (Лисья).  Молодцы! Лиса, лисята, лисья – это мы произнесли…(Слова).  А все слова состоят из чего? (Из звуков).  А теперь давайте сделаем звуковой анализ слова «ЛИСА».  Все дети делают у себя на столе, а один ребенок – у доски… Сделали! Молодцы! А сейчас, глядя на схему, скажите:  Сколько в слове всего звуков? (4).  Сколько гласных звуков? (2).  Сколько согласных звуков? (2).  Сколько твердых согласных? (1).  Сколько мягких согласных? (1).  А теперь скажите, сколько слогов в этом слове? (2).  Как вы узнали? (Прохлопали).  Обратите внимание, у нас два гласных звука и два слога.  Напоминаю   вам   секрет   ­   правило:«Сколько   в   слове   гласных,   столько   и слогов».  А теперь поставим в слове ударение. Как мы это сделаем?   (Позовем к себе).  ЛИСА – иди ко мне. На какой слог ударение? ( На второй). Молодцы!  Давайте сделаем для этого слова звуковой домик. (Выкладывание на доске квадратиков с обозначением звуков дети рисуют на листочках)  Вот наш звуковой домик готов! 4. Самостоятельная   (практическая)   работа   обучающихся.   Закрепление знаний и способов действий.    Практические задания. Тренировочные упражнения  Игра   "Зашифрованное   слово".  У   каждого   ребёнка   карточка,   на которой зашифровано слово, под буквами написаны цифры. Ребёнок должен расставить цифры по порядку и прочесть полученное слово. ОРКОАВ    ЗОАК    БКАОСА  ШКАОК    ЬЛШОАД     ККИОРЛ     НЬВИЯС 231465     3241   356214    31524     613245      165324     452361  Цифры по порядку быстро расставляйте     Полученное слово вслух вы прочитайте.  Игра с мячом "Встречу слово на дороге, разобью его на слоги".  Каждый ребёнок называет слово , обозначающее картинку, которые висят на доске   в  виде  горы   и  ударяет   мячом   об  пол  столько   раз,  сколько  в  слове слогов.  Впереди гора стоит, из картинок состоит.     Обойти её не сложно, разобрать на слоги нужно.  Игра   "Собери   слово   из   слогов".  Дети   делятся   на   две   команды. Каждой команде даются карточки со слогами. Нужно собрать слово.  РЕ­БЯ­ТА  МО­ЛОД­ЦЫ 5. Итог занятия.  (Устное подведение результатов работы, выводы, высказывания детей)    Вы действительно, молодцы. Хорошо поработали. Что вам понравилось сегодня. Что показалось сложным?ОРКОАВ     231465                             ЗОАК     3241 БКАОСА   356214 ШКАОК     31524 ЬЛШОАД      613245 ККИОРЛ      165324 НЬВИЯС 452361