Конспект открытой образовательной ситуации Тема «Дорога в храм»
Оценка 5
Разработки уроков
docx
окружающий мир
Детсад
11.05.2018
Формирование представления детей о храме, как всеобщей ценности, его значением в жизни православных христиан.Знакомство с историей
принятия христианства на Руси. Расширение знания детей о православных храмах и их внешнем виде.Закрепление правила поведения в храме. Воспитание ценностного отношения к духовному, историческому и культурному наследию.
8 Конспект Дорога в Храм.docx
Конспект открытой образовательной ситуации
Тема: «Дорога к Храму»
Задачи:
1. Формировать представление детей о храме, как всеобщей ценности, его
значением в жизни православных христиан.
2. Познакомить с историей принятия христианства на Руси;
3. Расширять знания детей о православных храмах и их внешнем виде
4.Закрепить правила поведения в храме.
5. Развивать эстетическое восприятие, способность передавать красоту храма
при помощи красок.
6. Воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и
культурному наследию, а также нравственные чувства любви к Родине, к семье.
Словарная работа (купол, крест, храм, колокольня, звонница, подсвечник,
свеча);
Задачи по образовательным областям:
«Социальнокоммуникативное развитие»:
1. Продолжать знакомить с достопримечательностями родного города;
2. Прививать уважение, любовь к православным традициям своего народа;
3. Познакомить детей с православными традициями жизни как радостью жизни
христиан, рассказать о храме, как о доме Божьем;
4.
«Познавательное развитие»:
1.Расширять знания детей о православных храмах и их внешнем виде.
«Художественноэстетическое развитие»:
1. Продолжать знакомить детей с храмовой архитектурой;
2. Развивать умения воспринимать качества и свойства предметов окружающего
мира, развивая различные органы чувств – зрение, слух, осязание;
3. .
«Речевое развитие»:
1. Совершенствовать диалогическую форму речи;
2.
3. Помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения:
прививать чуткость к поэтическому слову;
4. Закрепить умение выразительно наизусть читать стихи.
«Физическое развитие»:
1. Развивать физические способности при выполнении движений по тексту
стихотворения. Предварительная работа:
1. Знакомство с храмом родного города;
2. Экскурсия в Храм Пресвятой Богородицы г. Колы;
3. Разучивание с детьми стихов по теме;
4. Выставка «Православные храмы», состоящая из фотоизображений храмов, с
разной архитектурой;
5. Просмотр видеофильма Храм Пресвятой Богородицы г. Колы
Оборудование и материалы:
1. Иллюстрации зданий родного города: многоэтажный дом, одноэтажный дом.
2. Фотографии с изображением храмов родного города.
3. Видео материалы (Храм Пресвятой Богородицы г. Кола)
4. Фонограммы (, По дорожке в Божий храм, Мой храм – О. Газманова).
5. Материалы для мастеркласса (восковые пластины, фитильная нить,
украшение – мелкие цветы, тонкая атласная лента).
Ход
1.Организационный момент
Здравствуйте, вместе мы скажем,
Счастья, любви вам, добра.
О Боге сегодня расскажем,
Пусть он хранит нас всегда.
Воспитатель :Часто слышим мы такое выражение: «Русь златоглавая». И,
действительно, ни в какой другой стране нет такого количества храмов, как на
Руси. Оказать помощь (материальную или физическую) при строительстве
храма, считалось делом хорошим и благодатным, и наш народ ни жалел ни сил,
ни денег.
Это наша история, часть культурного наследия и об этом мне хочется рассказать
вам, показать красоту храмов, величественность построек.
В наше время мы наряжаемся и идем в театр, кино, просто погулять, а раньше
(как рассказывала моя бабушка) люди доставали из сундуков самую красивую
одежду, обувь и шли в Храм
2.Аудиозапись – звон колоколов.
Воспитатель: Что это за звон вы слышите и куда он нас зовет?
(ответы детей: в храм) Стихотворение В. Бородина «Дорога к храму»
Дорога к храму нелегка,
Она трудна, она длинна,
Через овраги и луга,
Но всё же в храм ведет она.
2. Основная часть.
Воспитатель: Кто знает, как называется страна в которой мы живем? (ответы
детей)
Россия – это огромная по своей территории страна, в которой много городов
больших и маленьких, деревень, поселков и в каждом городе, в каждом поселке
есть храм.
Храм– это особенно красивые и величественные здания, которые обычно
строились всем миром, то есть весь народ принимал участие в их строительстве.
Я предлагаю посмотреть на некоторые из них
(показ слайдов с изображением: храма Христа Спасителя и храма Василия
блаженного в г. Москве, храма Покрована Нерли в г. Владимире, храма
Александра Невского в г. Нижнем Новгороде)
Посмотрите ,как красивы по своему все эти храмы: все они разные, но есть в
них и чтото общее. А теперь посмотрите внимательно и скажите, чем же они
отличаются?
Ответы детей: разный цвет, размер, величина, количество куполов.
Воспитатель: Да, все храмы разные, но есть в них и чтото общее. Что?
Ответы детей :У всех есть купола, все купола венчаются крестом.
А, знаете ли вы, что обозначает крест? (ответы детей)
Крест – это символ христианской православной веры, символ спасения.
Но не всегда на русской земле, была православная вера (христианство).
Когда – то давнымдавно, более тысячи лет назад на Руси покланялись идолам
фигуркам ,вырезанным из дерева, и в каждой местности был свой идол божок.
Чтобы объединить русский народ, князь Владимир Святославович решил
принять единую веру. Но какую? Были разосланы послы во все страны. У
мусульман князю не понравилось то, что нельзя есть мясо и пить вино; у иудеев
не было своей страны, их бог рассеял по всем странам; у католиков все было
очень мрачно.
Послы прибывшие из православной Византии, рассказывали о поразившей их
ослепительной красоте Собора Св. Софии в Константинополе, торжественности и роскоши богослужений. Все увиденное убеждало в том, «что
пребывает там Бог с людьми».
Князь Владимир принял христианство, крестился сам и весь народ. Во время
крещения с самим князем Владимиром случилось чудо: до крещения – князь был
жестоким, грубым, после крещения он изменился – стал справедливым, мудрым,
кротким; в народе даже прозвали его – Красным солнышком.
С тех пор Русь стала православной, а на русской земле появились храмы и звон
их колоколов слышен в каждом уголке России.
Физкультминутка: Колокола. В. Бородина (стр. 63)
Слышен звон из далека – (руки поднять вверх)
Нам поют колокола: (руки внизу – ладошки в стороны, наклоны вправо влево)
То протяжно и негромко, (раскачивание рук перед туловищем вправо – влево)
То вдруг быстро и так звонко (хлопают в ладоши)
Разольется песня эта, (развести руки в стороны)
Полетит быстрее ветра… (руки раздвинуты в стороны, кругообразные движения
рук
Через годы и века туловищем – имитация полета)
Нам поют колокола! (руки внизу – ладошки в стороны, наклоны вправо влево)
Храм – это жилище Бога на земле и каждый человек может прийти туда.
Кто знает для чего люди ходят в храм? (ответы детей) Конечно, вы все правы:
в храме можно поставить свечку помолиться, попросить помощи у
Бога, креститься, исповедаться, причаститься, встретить праздник. В храме
можно молиться, там живет Бог.
Послушайте стихотворение Виктории Бородиной
Я пойду сегодня в храм,
Я поставлю свечку сам.
Помолюсь, и в тишине
Благодать придет ко мне.
В храме тихо и светло,
Лучик света бьет в стекло,
Здесь звучат псалмы, каноны,
А со стен глядят иконы.
Воспитатель: Чем же храм отличается от других зданий?
Дети: У храма есть купол и крест.
Воспитатель: Где вы видели храмы?
Дети: В нашем городе, на картинках, по телевизору.
Воспитатель: Какой Храм есть в нашем городе?
(выставляется картинка с изображением Храма Пресвятой Богородицы Воспитатель: Как вы уже заметили, Храм Божий по своему внешнему виду
отличается от прочих зданий. В храме пребывает особая благодать или милость
Божия, которая подается нам через совершающих Богослужение – священников.
Воспитатель: На что по форме похож храм? Что возвышается над храмом?
Воспитатель
Воспитатель: Какого цвета бывают купола на храмах?
Воспитатель: Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня
или звонница, т. е. башня, на которой висят колокола. Для чего они служат?
Воспитатель: Послушайте стихотворение:
: Почему на купол ставят крест?
Колокольня – это башня,
Где звенят колокола,
Нас, зовя от дел домашних
На священные дела.
Воспитатель :А сейчас мы отправляемся внутрь храма.
В храме все устроено так, чтобы помогать людям молиться, пробуждать
духовные, возвышенные чувства. Вы многие были в храме, что вы видели на
стенах?
Воспитатель: Кто изображен на иконах?(ответы детей)
Воспитатель: Стены расписаны фресками с изображением библейских событий.
Скажите, что ставят перед иконами в храме? Для чего это нужно?
Как нарядно в нашем храме!
Всюду свечи – много, много.
Я шепчу на ушко маме:
«Мама, хорошо у Бога!
И я тоже так хочу
Поскорей зажечь свечу!
Я на цыпочки привстану
И сама ее поставлю. Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что, когда люди ходят в храм, то там нужно
себя поособенному вести?
Послушайте стихотворение, которое написал один монах.
Памятка мальчику:
Прежде чем зайти в собор,
Головной сними убор,
Злые мысли отгони:
Не нужны тебе они.
Памятка девочке:
Скромную надень одежду,
В брюках в храм идёт невежда,
Голову платком покрой
И тихонько в храме стой.
Мальчику и девочке:
Никого не осуждай,
Помощь нищему подай,
Поставь свечку и потом
Осени себя крестом.
Богомыслие храни,
Лень подальше прогони,
Душой с Богом примирись,
И со всеми ты молись.
Богомольцев не толкай,
К чину в храме привыкай.
Не гляди по сторонам —
Неполезно это нам.
Хоть старушка, хоть девица
Не посматривай на лица,
Глазки в землю опусти,
О грехах своих грусти.
И скажу я от души:
Выйти с храма не спеши,
Стой на службе до конца,
Слушай проповедь отца.
Приложись потом к кресту,
Обещание дай Христу,
Что исправиться намерен,
Слову своему будь верен.
Даром время не губи, Службу Божию полюби.
Воскресенья подожди,
На молитву приходи.
Воспитатель: В храм нужно входить с духовной радостью, со смирением и
кротостью. Во время богослужения все должны стоять в безмолвии и без
движения. Когда входишь в храм и видишь святые иконы, думай о том, что сам
Господь и святые смотрят на тебя. Неприлично сидеть во время всей службы, за
исключением случаев болезни и немощи. Нельзя в храме баловаться и бегать.
Воспитатель: А как нужно одеваться в храм?
Дети: Нарядно, чисто, красиво.
Воспитатель: Сегодня мы с вами совершили путешествие в Храм попробовали а.
Что вам наиболее запомнилось? Как называется дом Бога?
Воспитатель: Чтобы обращаться к Богу за советом, рассказать ему о своих
мечтах и просьбах в молитве – нужно почаще заглядывать в дом, где живёт
частичка души Господа.
Игра «Так и не так»
Цель: закрепить правила поведения в храме
(Если можно так вести себя в храме – дети хлопают; нельзя – топают)
Воспитатель спрашивает: мальчики, войдя в храм, снимают головные уборы
в храме можно болтать
девочки стоят в храме в платочке
дети ходят в храм поесть конфет
девочки ходят в храм в брюках
люди ходят в храм поставить свечку
Продуктивная деятельность Рисование
« Дорога к храму
»
Воспитатель : Каждый из вас, хотя бы один раз, с мамой, с папой или бабушкой
ходил в храм. Давайте нарисуем дорогу, которая вела нас к Храму.
(Дети рисуют дорогу к Храму)
Подведение итогов: предложить детям рассказать, что им больше всего
запомнилось, понравилось, показалось интересным.
Конспект открытой образовательной ситуации Тема «Дорога в храм»
Конспект открытой образовательной ситуации Тема «Дорога в храм»
Конспект открытой образовательной ситуации Тема «Дорога в храм»
Конспект открытой образовательной ситуации Тема «Дорога в храм»
Конспект открытой образовательной ситуации Тема «Дорога в храм»
Конспект открытой образовательной ситуации Тема «Дорога в храм»
Конспект открытой образовательной ситуации Тема «Дорога в храм»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.