Конспект урока по математике для обучающихся 4 класса по теме "План и масштаб" разработан по программе "Начальная школа 21 века ( научный руководитель В.Ф. Виноградова ) . Содержит цели, задачи, характеристику деятельности учащихся, планируемые результаты, методы и формы работы, универсальный учебные действия .
Дата: 31.10.18
Урок 36
Тема: План и масштаб
Цели урока:
1) сформировать понятия «план» и «масштаб», научить записывать масштаб, читать масштаб, чертить план,
используя масштаб;
2) развивать устную речь учащихся, фонематический слух, совершенствовать культуру речи, развитие
орфографической зоркости, расширение кругозора; способность к самоконтролю; развивать логическое
мышление, память, внимание, расширение кругозора, способствовать обогащению словарного запаса;
развивать мелкую моторику кистей рук, развивать умение выполнять вербальные инструкции учителя;
способность к рациональной организации своего рабочего места;
3) воспитание прилежного отношения к учебе, дружелюбия, аккуратности в работе, любознательности,
пытливости при получении новых знаний, воспитывать чувство взаимоуважения, взаимовыручки; усидчивости,
самостоятельности, дисциплинированности.
Характеристика деятельности учащихся:
Строить несложный план участка местности прямоугольной формы в данном масштабе. Выполнять расчёты:
находить действительные размеры отрезка, длину отрезка на плане, определять масштаб плана; решать
аналогичные задачи с использованием географической карты
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Коммуникативные (построение речевых высказываний,
партнерами, планирование учебного сотрудничества).
Личностные (умение соблюдать установленные правила).
Регулятивные
формулировать тему и выявлять объект исследования, коррекция).
Познавательные (умения анализировать текст, классифицировать, ставить проблему, работать с текстом,
умение выделять существенное, наблюдать, обобщать, строить речевые высказывания, делать выводы и
использовать полученные знания в практической деятельности).
Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная, коллективная, групповая; словесный,
практический.
Оборудование: запись на доске.
(самоконтроль, самооценка, целеполагание, планирование, прогнозирование, умение
лидерство и согласованность действий с
Ход урока
I
II
Организационный момент.
Введение в тему урока.
№ 1 с.93
Прочитайте задание № 1.
Рассмотрите рисунок.
Как посчитать? (найти площадь)
Найдите площадь 1 грядки. ( 1*2 = 2 м2)
Сколько пакетиков нужно? (2 : 1 = 2п.)
Найдите площадь 2 грядки. ( 1*3 = 3 м2)
Сколько пакетиков нужно? (3 : 1 = 3п.)
Рубрика «Обсудим вместе» с.93.
На листе бумаги Маша начертила план своей грядки. Во сколько раз все размеры на плане меньше
размеров грядки?
1 см = 100 см
В 100 раз меньше.
Что это значит?
Прочитайте в учебнике на с.94.
Рубрика «Это важно»
1 Начертите в тетради план грядки, как у Маши. Поставьте размеры в м и укажите масштаб плана.
1 : 1 – 1 см на плане равен 1 м
№ 2 с.94
Объясните, что означает масштаб.
1 : 10 – 1 см на плане = 10 см на местности
1 : 5 – 1 см на плане = 5 см на местности
1 : 1 000 – 1 см на плане = 1 000 см на местности
1 : 2 000 000 – 1 см на плане = 2 000 000 см на местности
№ 3 с.94
Запишите масштаб плана.
1 : 10 000
1 : 50
1 : 10
1 : 1
Задача.
Длина реки 6 км. Начертите план реки. Укажите масштаб.
1 см = 1 км
Начертите отрезок, равный длине реки.
Масштаб: 1 : 1
Можно 1 км = 1 000 м * 100 см = 10 000см
1 см= 10 000 см
Масштаб 1 : 10 000
№ 5 с.95
1 : 100
4 * 100 = 400 см = 4 м
Ответ: 4 метра длина каждой стороны клумбы.
№ 6 с.95
4 см = 20 м
1 см = 5 м
Масштаб 1 : 5
№ 7 с.95
Масштаб 2 : 1
2 см на плане = 1 см в реальности
Измерьте длину гусеницы. (6 см)
А в реальности? (6 : 2= 3 см)
Рубрика «Это важно знать!» с. 96
№ 8 с.96
Что означает масштаб?
№ 9 с.96
10 : 5
10 : 10
№ 10 с.96
Масштаб 10 : 1
Радиус = 3 см = 30 мм
210 мм на плане = 1 мм в реальности
30 : 10 = 3 (мм)
Ответ: 3 мм радиус колёсика.
III
IV
Итог урока
Д/з: с.97 № 13, 15
3