Конспект по литературе. Тема: С. А.Есенин. «Пугачёв» как поэма на историческую тему. (8 класс)
Оценка 5

Конспект по литературе. Тема: С. А.Есенин. «Пугачёв» как поэма на историческую тему. (8 класс)

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русская литература
8 кл
04.09.2019
Конспект по литературе. Тема: С. А.Есенин. «Пугачёв» как поэма на историческую тему. (8 класс)
Цели: расширить представление учеников о творческой биографии Есенина; Определить авторское отношение к личности Пугачёва и бунту как стихийному всплеску народного недовольства. Планируемые результаты: Личностные: воспитание уважения к отечеству, его истории, формирование уважительного отношения к труду, доброжелательного уважения к другому человеку, его мировоззрению и т.е. Метапредметные: развитие умения работать в группе, составлять таблицы и схемы для решения учебных задач, использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью; развитие ИКТ-компетенции. Предметные: понимание литературы как особого способа познания жизни воспитания читателя, способного аргументировать своё мнение; создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного. Тип урока: приобретение новых знаний и умений Оборудование: учебник, презентация, проектор, экран, ноутбук.
Тема.docx
Тема: С. А.Есенин. «Пугачёв» как поэма на историческую тему. Цели: расширить представление учеников о  творческой биографии Есенина; Определить   авторское   отношение   к   личности   Пугачёва   и   бунту   как   стихийному   всплеску народного недовольства.  Планируемые результаты: Личностные:  воспитание   уважения   к   отечеству,   его   истории,   формирование   уважительного отношения к труду, доброжелательного уважения к другому человеку, его мировозрению и т.е. Метапредметные: развитие умения работать в группе, составлять таблицы и схемы для решения учебных задач, использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью; развитие ИКТ­компетенции. Предметные: понимание литературы как особого способа  познания жизни воспитания читателя, способного аргументировать своё мнение; создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного. Тип урока: приобретение новых знаний и умений Оборудование: учебник, презентация, проектор, экран, ноутбук. Ход урока 1.Мотивация Слово учителя. «В этом имени слово – «есень» Осень, ясень, осенний цвет. Что­то в нём от русских песен: Поднебесье, тихие веси. Сень берёз и синь – рассвет. Что­то есть в ней и от весенней Грусти, юности, чистоты… Только скажут: « Сергей Есенин» Всей России встают черты!» (Николай Браун) ­Сегодня на уроке мы будем говорить с вами о поэте Сергее Есенине, его творчестве. Давайте  вспомним его биографию. С начальных классов мы знаем стихи Есенина. Это поэт, пишущий о  природе. Ребята, каково ваше восприятие поэзии Есенина? 2.Актуализация опорных знаний. Сообщение ученика о биографии поэта 21 сентября (3 октября) 1895 года в селе Константинове Рязанской губернии в семье Александра  Никитича и Татьяны Федоровны Есениных родился сын Сергей. Маленький Сережа воспитывался в семье деда по матери. Есенин вспоминает о деде: «Это был  удивительный человек, яркая личность, умственный мужик». В 1904 году Есенин пошел в Константиновское – годичное земское училище. А потом с 1909 по  1912 года учился в Спас­Клепиках в церковно – учительской школе. В августе 1921 года Есенин приезжает в Москву. В первой половине 1916 года Есенин призывается в армию, но благодаря стараниям друзей  получает назначение санитаром в Царскосельский военно­санитарный поезд № 143. Его первые стихи были опубликованы в 1915 году в журнале "Мирок". Писать собственные  стихотворения он начал еще будучи ребенком. В 1915 после первых публикаций он познакомился с Городецким и Блоком. Эти имена уже были  значимыми для русской литературы. В Петрограде Есенин начал военную службу и был назначен в Царское село. Однажды он даже выступил со своими стихами перед императрицей Александрой  Федоровной.  Его первый самостоятельный сборник стихов "Радуница" увидел свет годом позже. Этот сборник,  наполненный печалью, грустью и любовью к родной природе, сделал поэта популярным, принес  ему общественное признание, обратил на него внимание критиков.   Есенин познакомился с имажинистами ближе к 20­м годам. Он сразу же увлекся идеями создания глубоких образов, метафорой. Именно после увлечения новыми идеями он выпустил множество  сборников стихов, которые также были приняты публикой довольной тепло.  В этот период свет увидели сборники "Исповедь хулигана", "Стихи скандалиста", "Москва  кабацкая" и большая поэма "Пугачев.  3. Работа по теме урока Слово учителя:  ­ В 1921 г. русский поэт С. Есенин создаёт трагедию “Пугачёв”, в которой обращается к  событиям народного восстания 1773–1774 гг. Почти 150 лет отделяют поэта от того времени. Вопросы к обучающимся: ­Чем же вызван его интерес к событиям истории, к личности Пугачёва?  «Кто такой Емельян Пугачев?»  Сообщение ученика Слово учителя об истории создания поэмы С.А.Есенина  «Пугачев».      В 1920 году С.А.Есенин задумывает драматическую поэму «Пугачев», которую заканчивает в середине 1921 года. Пугачевское восстание привлекло внимание поэта, озабоченного желанием осмыслить   путь   крестьянства   в   революции.   Он   прочел   много   исторических   источников   о пугачевщине, побывал в тех местах, где проходило восстание. Раньше других вставало перед поэтом,   обратившимся   к   этой   теме   имя   автора   «Капитанской   дочки»   и   «Истории   Пугачева. Есенин   говорил   о   своем   желании   прочесть   эти   страницы   истории   иначе,   нежели   это   сделал Пушкин. Он не принял «дворянскую точку зрения» Пушкина, обвинив его в том, что тот «многое …   изобразил   просто   неверно».   Говоря   о   Пугачеве,   Есенин   назвал   его     «почти   гениальным человеком» и, отдав ему «основную роль » в поэме, в каждой ее сцене вывел новых действующих лиц. Вспомните,  в каких произведениях мы уже встречались с этим историческим лицом? ­ Каким изображается Пугачёв в  народных   песнях?    Итак, каким представляет нам А.С. Пушкин Пугачева? (ответы учащихся) ­ Заполним колонку таблицы Образ героя противоречивый. А.С. Пушкин старается придерживаться исторической правды,  перед написанием произведения изучает не только записи, но и беседует с очевидцами. В повести  автор старается сблизить две противостоящие стороны: Пугачев – враг, кровожадный разбойник и завоеватель и Пугачев – справедливый защитник, мужественный и благородный воин. Но,  несмотря на это, автор считает бунт Пугачева жестоким, безжалостным и беспощадным.  С какой стороны открывается Пугачёв в сцене суда? (Он, действительно, подтверждает   мнение о нём. «Пугачев сидел в креслах на крыльце комендантского дома. На нем был  красивый казацкий кафтан, обшитый галунами. Высокая соболья шапка с золотыми  кистями была надвинута на его сверкающие глаза». Желание соответствовать тому  положению, которое он на себя взял – ГОСУДАРЬ – в одежде, в поведении. Он мрачен,  грозен, и все, кто ему не присягает, оказываются на виселице. Он жесток, кровожаден  даже. В нём жажда подчинить себе. ) ­ Неужели в нём и впрямь нет ничего человеческого? Анализ ( (Есть. Милует Петра, платит  ему добром за добро. Великодушен, жалует лошадь, шубу да полтину денег). ­ Как в поэме Есенина показан образ Пугачёва? ЧТЕНИЕ, СЛУШАНИЕ ПОЭМЫ Поэма «Пугачёв» состоит из восьми частей. В них последовательно разворачивается картина крестьянского восстания. Сначала Пугачёв появляется в Яицком городке. Там он разговаривает со сторожем и понимает, что именно он должен быть тем самым человеком, который «первым бросит камень». Далее описано бегство калмыков. Затем осенней ночью Пугачёв обсуждает восстание с Караваевым. В следующей части читатели уже узнают о намерении Пугачёва назвать себя Петром. Он хочет объединить в восстании разные народы и надеется добиться успеха. Хлопуша появляется перед читателями в главе «Уральский каторжник». Герой отмечает, что Пугачёва любят за удаль и буйство, для него не имеет большого значения, является ли бунтовщик Петром   на   самом   деле.   Восставшие   движутся   к   городам,   но   бунт   подавлен.   Пугачёв   окружён казаками. Он не сумел удержать власть в своих руках, не смог изменить предначертанный ход истории.   Он   снова   один,   без   соратников,   как   и   в   самом   начале   поэмы,   что   создаёт своеобразную кольцевую композицию. ­Интересно, что именно монолог Хлопуши часто читал сам Есенин, сохранилась даже фонограмма с записью. Основной темой произведения стало крестьянское восстание. В нём проявилась в полной мере  удаль, бесстрашие народа. Можно отметить, что с самого начала легко предугадать, что восстание  обречено «Пугачев» С.А. Есенина «Капитанская дочка» А.С.  Пушкина Фольклор Волевой, сильный, решительный,  но очень самоуверенный  мятежник. Крестьяне любят его за  удаль и буйство, но он вкрадчивый, сумасбродный и  смешной. Пугачев олицетворяет русский  бунт.   Зачинщик стихийного  крестьянского бунта. Видим героя глазами Петра  Гринева. Принцип историзма –  реальные события, реальные  личности. Разбойник, простой  мужик, жестокий вожак, но  справедливый, сдерживает  слово. Царь­избавитель, защитник,  герой былин, песенный  разбойник. ­Какую же мысль несет в себе образ Пугачева, вышедший из­под пера С. Есенина?  Есенин  раскрывает в образе Пугачева черты могучего бунтаря, который по призванию должен повести казаков и крестьян  дорогой мести и борьбы к свободе. Но народ, желавший получить свободу,  еще  неспособен был  ее завоевать. Вся надежда крестьян и казаков на  лучшее будущее была связана   с  верой  в хорошего  царя.  Мы  видим,  что народ воспринимает  Пугачева,  как защитника, это тот человек, который спасет их. Его разбой ради благого дела. В Пугачёве  Есенина мы видим обреченность, трагическую предопределенность. Чумаков Что это? Как это? Неужель мы разбиты? Сумрак голодной волчицей выбежал кровь зари лакать. О эта ночь! Как могильные плиты, По небу тянутся каменные облака. Выйдешь в поле, зовешь, зовешь, Кличешь старую рать, что легла под Сарептой, И глядишь и не видишь — то ли зыбится рожь, То ли желтые полчища пляшущих скелетов. Нет, это не август, когда осыпаются овсы, Когда ветер по полям их колотит дубинкой грубой. Мертвые, мертвые, посмотрите, кругом мертвецы, Вон они хохочут, выплевывая сгнившие зубы. Сорок тысяч нас было, сорок тысяч, И все сорок тысяч за Волгой легли, как один. Даже дождь так не смог бы траву иль солому высечь, Как осыпали саблями головы наши они. Что это? Как это? Куда мы бежим? Сколько здесь нас в живых осталось? От горящих деревень бьющий лапами в небо дым Расстилает по земле наш позор и усталость. Лучше б было погибнуть нам там и лечь, Где кружит воронье беспокойным, зловещим свадьбищем, Чем струить эти пальцы пятерками пылающих свеч, Чем нести это тело с гробами надежд, как кладбище! Почему гибнет Пугачёв? Емельян предан своими казаками и казнён. Он принёс себя  жертву, но достигнута ли цель? Какова цена, которую пришлось заплатить за  достижение её? Оправдывает ли цель средства? Что побудило казаков предать своего вожака? (Творогов: Это не тяжелее, чем хруст  ломаемых в теле костей…) Очень значим в понимании ответа на этот вопрос монолог Бурнова: Нет, нет, нет! Я совсем не хочу умереть! Эти птицы напрасно над нами вьются. Я хочу снова отроком, отряхая с осинника медь, Подставлять ладони, как белые скользкие блюдца. Как же смерть? Разве мысль эта в сердце поместится, Когда в Пензенской губернии у меня есть свой дом? Жалко солнышко мне, жалко месяц, Жалко тополь над низким окном. Только для живых ведь благословенны Рощи, потоки, степи и зеленя. Слушай, плевать мне на всю вселенную, Если завтра здесь не будет меня! Я хочу жить, жить, жить, Жить до страха и боли! Хоть карманником, хоть золоторотцем, Лишь бы видеть, как мыши от радости прыгают в поле, Лишь бы слышать, как лягушки от восторга поют в колодце. Яблоневым цветом брызжется душа моя белая, В синее пламя ветер глаза раздул. Ради бога, научите меня, Научите меня, и я что угодно сделаю, Сделаю что угодно, чтоб звенеть в человечьем саду! [5] “Роковая зацепка за жизнь” ­ вот та причина, которая толкнула казаков предать своего  вождя. Если мы не хотим залить землю кровью, необходимо отказаться от бунта как способа  преобразования жизни и соблюдать государственные и человеческие законы. Этому учит нас  наша история. Русский философ Н. Бердяев писал: “Нет ничего более злого, чем стремление  осуществить во что бы то ни стало благо”.   4.Подведение итогов урока.  Летом 1922 года Есенин читал поэму «Пугачев» М.Горькому в Берлине. Горький  вспоминает об этом так: «Взволновал он меня до спазмы в горле, рыдать хотелось. Помниться, я  не мог сказать ему никаких похвал, да он – я думаю – и не нуждался в них». Какое настроение вызвала у вас поэма С.Есенина «Пугачев»?  Личность Пугачева спорная, отношение к нему складывается разное. Несмотря на осуждение  восстаний и жестоких кровопролитий, авторы не отрицают положительных черт человека, С.  Есенин раскрывает натуру мятежника через его восприятие родных просторов. 5.Рефлексия.   Приём Синквейн Пугачёв сильный, храбрый сражается, прововзглашает,  освобождает Пугачёв — предводитель крестьянского восстания Народный герой Д/Зад чтение поэмы по ролям, произведение Шмелева прочитать

Конспект по литературе. Тема: С. А.Есенин. «Пугачёв» как поэма на историческую тему. (8 класс)

Конспект по литературе. Тема: С. А.Есенин. «Пугачёв» как поэма на историческую тему. (8 класс)

Конспект по литературе. Тема: С. А.Есенин. «Пугачёв» как поэма на историческую тему. (8 класс)

Конспект по литературе. Тема: С. А.Есенин. «Пугачёв» как поэма на историческую тему. (8 класс)

Конспект по литературе. Тема: С. А.Есенин. «Пугачёв» как поэма на историческую тему. (8 класс)

Конспект по литературе. Тема: С. А.Есенин. «Пугачёв» как поэма на историческую тему. (8 класс)

Конспект по литературе. Тема: С. А.Есенин. «Пугачёв» как поэма на историческую тему. (8 класс)

Конспект по литературе. Тема: С. А.Есенин. «Пугачёв» как поэма на историческую тему. (8 класс)

Конспект по литературе. Тема: С. А.Есенин. «Пугачёв» как поэма на историческую тему. (8 класс)

Конспект по литературе. Тема: С. А.Есенин. «Пугачёв» как поэма на историческую тему. (8 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.09.2019