МБОУ «Лицей №1» п.Добринка.
Урок литературного чтения в 3 классе.
УМК «Перспектива»
Учитель Коробова Е.Д.
Тема: И.А.Бунин «Первый снег»
Цели:
1. Познакомить учащихся со стихотворением И.А.Бунина «Первый снег»
2. Совершенствовать навыки чтения: сознательность, правильность,
выразительность.
3. Формировать умение сравнивать, анализировать литературные
произведения и произведения искусства.
4. Развивать внимание, речь учащихся, обогащать их словарный запас.
5. Воспитывать интерес к чтению и любовь к русской природе.
Ход урока:
Этапы урока
|
Содержание урока |
Комментарии учителя, УУД. |
|||||||||
1. Орг.момент
2. Актуализация знаний.
3. Введение в тему. Целеполагание.
4. Погружение в тему.
5. Закрепление.
6. Итог урока.
7. Рефлексия. |
Ребята, вы готовы начать урок? Ну, что ж, пусть этот урок нас порадует всех И каждый из нас ощутит свой успех. Я желаю вам успеха. 1.Работа с акростихом. Прочтите вполголоса стихотворение-загадку и скажите, о чем оно? С неба падали пушинки С интонацией удивления На замерзшие поля. Жаркой шубой тополя. И укрыли дом и площадь Скороговоркой Необычным одеялом. Как же их зовут? – ты спросишь, Шепотом, с увеличением Имя здесь я написала. скорости чтения - Отгадку вы найдете, если прочтете сверху вниз первые буквы стихотворных строк. Такой вид стихотворений называется акростихом.
-У вас на столах лежат снежинки. Напишите на них, то вы сегодня желаете на уроке своему товарищу и обменяйтесь пожеланиями.
2. Речевая разминка
-Произнесите слово снежинка с вопросительной интонацией, с восклицательной, удивленно,
3. Работа в парах.
-Договоритесь, кто каким способом будет читать товарищу выбранные строки, потом оцените его. - В чем ценность подобных упражнений? ( развитие речи, дикции) -Когда и кому в жизни может пригодиться хорошая дикция?
3. Проверка домашнего задания. -Вот сейчас мы и посмотрим, с какой дикцией вы будете рассказывать стихотворение, заданное на дом. -Один выступает, остальные – члены жюри: критики или защитники, которые по ходу чтения должны заполнить оценочный лист.
4. Физминутка (музыкальная)
5. Знакомство с автором и названием произведения. - Сегодня мы продолжаем знакомиться с творчеством великих русских поэтов. Разминка для ума. -Из двух предложенных заданий выберите то, какое вам по силам: *Чтобы узнать фамилию автора, разгадайте анаграмму. * А чтобы узнать название произведения, задание в таблице посложнее: с помощью стрелок пройдитесь по буквам и прочтите получившееся словосочетание. П Г Е Н Е Р О С К В Ы Х М З Й Т Работа в группе над проектом. * Отдельная группа ребят должна спроектировать паспорт поэта, работая с информационной статьей. Обязанности в группах: -Один оформляет титульный лист -Другой ищет необходимую информацию -Третий фиксирует полученную информацию -Четвертый-ответственный, помогает всем и выступает с готовой работой. -Итак, назовите автора и произведение, с которым мы будем сегодня знакомиться. (на доске вывешивается портрет поэта и название.) И,А,Бунин «Первый снег» -Предположите, что о первом снеге мог бы написать Бунин? Проверим ваши предположения в ходе работы.
Откройте учебник на стр.149. определите жанр произведения. -Какие же цели поставим на уроке? Словарная работа. -Сразу хочу обратить ваше внимание на непонятные слова, которые встретятся в стихотворении. Давайте их прочтем с правильной постановкой ударения. Найдите в словаре Ожегова их значение. На доске: пахнУло, пУрпуром, веренИцею. Пурпур – ярко-красный цвет. Вереница - ряд сходных предметов (людей, фигур), движущихся друг за другом цепью, один за другим. 6. Работа по содержанию произведения. -Итак, послушайте это стихотворение в записи, запомните, в каком темпе и с какой интонацией оно читается. (Дети слушают аудиозапись) -Какую картину вам нарисовало ваше воображение? -Какое впечатление на вас произвело это стихотворение? -Прочтите стихотворение самостоятельно «жужжащим» чтением. -О чем же это стихотворение?
-Давайте проанализируем каждую строфу. 1. Прочтите первую строфу. -О чем здесь говорится? -Какое настроение передают эти строки? -Какие выразительные средства языка встретились? (ярким пурпуром – метафора) -Давайте расставим логическое ударение для выразительного чтения. Я прочту, а вы выделите нужные слова. 2.-Прочтите вторую строфу. -О чем здесь говорится? -Меняется ли здесь настроение? -С каким чувством прочтем эти строки? -Какие выразительные средства языка встретились? (сад пустынный – эпитет) -Давайте расставим логическое ударение. 3. Прочтите третью строфу. -О чем здесь говорится? -Какое чувство предают эти строки? -Какие выразительные средства языка встретились ( белой скатертью полей – метафора, запоздалой вереницею – эпитет) -Давайте расставим логическое ударение. -Какие чувства испытывает Бунин к описываемой природе? -Какие слова говорят о том, что ему нравится природа? -Что вы испытывали, когда выпал первый снег?
Таблица настроений и чувств.
7. Сравнительный анализ стихотворения с произведениями искусства.
- Свои произведения посвящали природе не только поэты, но и художники. Выберите из нашей галереи репродукцию, в которой можно найти какое-то сходство с содержанием, настроением стихотворения И.Бунина. -Рассмотрите репродукцию картины Василия Поленова «Ранний снег». -В каких красках написана картина?(тяжелые серые тучи) -Какой день изображен?(пасмурный) -Какое настроение передает картина?
- Когда, по вашему мнению, выпал первый снег на картине Поленова: ранней осенью, поздней осенью или зимой? -Что заставило вас так подумать?
8.Конкурс чтецов.
У доски или с места один читает, другие оценивают с помощью оценочного листа.
9. Работа с системой голосования. Тест на усвоение понятий.
*Выберите правильное определение: Пурпур –это название цветка. Пурпур – это ярко- красный цвет. Пурпур – это тёмные тучи на небе.
* Вереница – это…. Движение предметов по кругу. Косяк журавлей. Ряд движущихся друг за другом предметов.
* Акростихом называют Стихотворение, у которого по первым буквам каждой строки можно прочитать слово. Выразительное средство языка. Маленький рассказ. 10. Подведение итогов.
- Каких целей вам удалось сегодня добиться? - Какими новыми словами пополнился ваш словарный запас? - Чему нас учат стихи?
11. Самооценка.
-Оцените свою работу и уровень полученных знаний в тетрадях успехов. Отметки за урок:………………………….
12. Домашнее задание по выбору:
|
Эмоциональный настрой, личностные УУД.
Познавательные УУД, пополнение словарного запаса.
Развитие речи, дикции.
Коммуникативные УУД.
Связь с жизнью.
Регулятивные УУД
Здоровьесбережение
Познавательные УУД
Развитие мышления
Коммуникативные, регулятивные, познавательные УУД
Познавательные УУД
Обогащение словарного запаса.
Личностные УУД
Межпредметная связь.
Проблемный вопрос
Познавательные УУД, развитие внимательности
Воспитательный момент
Регулятивные, личностные УУД |
МБОУ «Лицей №1» п.Добринка.
Урок литературного чтения в 3 классе.
УМК «Перспектива»
В.Поленов «Ранний снег»
Учитель Коробова Е.Д.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.