Конспект по музыке на тему «Интонация - феномен человеческой речи и музыки» (2 класс)
Оценка 4.6

Конспект по музыке на тему «Интонация - феномен человеческой речи и музыки» (2 класс)

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
музыка
2 кл
06.11.2018
Конспект по музыке на тему «Интонация - феномен человеческой речи и музыки» (2 класс)
Конспект предназначен учителям музыки и обучающимся 2 класса (УМК В.О. Усачевой, Л.В. Школяр «Музыка», 2 класс), позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета «Музыка» раскрыть рассматриваемую тему 1 урока 2 четверти «Введение в понятие об интонации». Цель: Обогащение эмоционально-интонационного восприятия школьников. Задачи: - знакомить учащихся с понятием «музыкальная интонация»; находить истоки разговорной и музыкальной интонации, определять их выразительное значение; - познакомить учащихся с новым жанром вокальной и инструментальной музыки (Вокализ); показать интонационные возможности мелодии как главного выразительного средства в музыке; - определять на слух музыкальные интонации в новых и ранее изученных произведениях; - воспитывать эмоционально ценностное отношение к музыке, музыкальный вкус учащихся; - развивать навыки музыкального восприятия путём сравнительного анализа вокальной и инструментальной музыки; - развивать образное ассоциативное мышление, творческое воображение; - развивать умение выделять главное, вести записи в Музыкальном дневнике (тетради); - формировать через песенный репертуар исполнительские (вокально-хоровые) навыки.
Мокшанова_ 2 кл_2.1.docx
Усачева, Школяр. Музыка, 2 класс II четверть Урок 1. Введение в понятие об интонации Тема: Интонация ­ феномен человеческой речи и музыки Цель: Обогащение эмоционально­интонационного восприятия школьников. Задачи: ­   знакомить   учащихся   с   понятием   «музыкальная   интонация»;   находить   истоки разговорной и музыкальной интонации, определять их выразительное значение;  ­ познакомить учащихся с новым жанром вокальной и инструментальной музыки (Вокализ); показать интонационные возможности   мелодии как главного выразительного средства в музыке; ­   определять   на   слух   музыкальные   интонации   в   новых   и   ранее   изученных произведениях; ­ воспитывать эмоционально ценностное отношение к музыке, музыкальный вкус учащихся; ­ развивать   навыки   музыкального   восприятия   путём     сравнительного   анализа вокальной и инструментальной музыки; ­ развивать образное ассоциативное мышление, творческое воображение; ­ развивать   умение   выделять   главное,   вести   записи   в   Музыкальном   дневнике (тетради); ­ формировать   через   песенный   репертуар   исполнительские   (вокально­хоровые)  навыки. Средства обучения и оборудование: 1. Учебник, с. 38—39, 42—43.  2. Музыкальный материал:  Л. ван Бетховен. Симфония № 5 (фрагмент 3­й части «Тема судьбы») / учебник, с. 101—102; фонохрестоматия; нотная хрестоматия, с. 8.  C.В. Рахманинов. «Вокализ».  С.С. Прокофьев. «Болтунья» / ЭФУ, с. 39; фонохрестоматия. ХОД УРОКА ВВОДНАЯ ЧАСТЬ I. 1. Организационный момент. Музыкальное приветствие 2. Мотивация 1) Музыкальные каникулы Мы   снова   встретились   с   вами   в   нашем   музыкальном   классе   после   каникул. Каникулы – слово старинное, и в переводе с латинского – древнего, но уже мёртвого языка, оно означает период наиболее жарких дней, когда на небе по утрам появлялась звезда Сириус (на лат. «Каникула»).  Наверное, раньше у школьников было не так уж много каникулярных дней. А у вас, кроме летних, есть и осенние, и зимние, и весенние каникулы. И в каждую пору – свои, особенные   события,   праздники,   впечатления.   Например,   сейчас   ­   поздняя   осень,   на календарной   странице   отмечена   дата   6   ноября.   Совсем   недавно   прошел   праздник, отмеченный в календаре красным цветом – 4 ноября.  В   каникулы   не   нужно   было   рано   утром   спешить   в   школу.   Не   было   уроков   по математике, русскому языку, чтению и уроков музыки тоже не было. Значит, и музыки все эти дни в вашей жизни не было? Или была?  Расскажите немного о ваших каникулах. Возможные ответы учащихся:   –   На   празднике   звучало   много   музыки,   в   первую   очередь   маршей   и   песен­ маршей...  ­ Да, в праздничные дни отовсюду раздается много музыки: песенной, танцевальной, маршевой. И песня, и танец, и марш рождены человеком, нужны человеку и выражают человека – его чувства и мысли, его движения и поступки. Вот взгляните на себя: каждый из вас шагает, танцует, поёт и остаётся при этом одним и тем же человеком. Меняются ваше поведение, ваши мысли, ваши чувства, а вы­то сами не меняетесь при этом!  А вы замечали, как во время танца, даже незаметно для самого себя, вы начинаете что­то напевать, вроде как бы подпевая своим танцевальным движениям? Или даже так: идёте куда­нибудь (марш!), но идёте чуть­чуть подпрыгивая, этакой танцующей походкой (танец!), и ещё при этом что­то напеваете (песня!)… Вот вам и все «три кита» объединились в одном и том же настроении, в одном и том же движении. Так бывает и в жизни, и в искусстве буквально на каждом шагу! Вспомните,   в   каком   крупном   произведении   М.   Глинки     мы   с   вами   много   пели, танцевали   мазурку   на   польском   балу   во   дворце?   А  в   конце   за   кулисами   слушали   хор победный: «Славься, славься ты, Русь моя! Славься ты, Русская наша земля!» Это был настоящий праздник! Как звучал этот хор? ­ Это звучало мощно, празднично и красиво. – Потому что все объединились, победили, поют славу своей Отчизне. Это и есть единство! Это и есть хор! 2) Дидактическая игра «Интонационная викторина» Цель   игры:  проверить   полученные   знания   в   1­й   четверти   и   за   1­й   класс, подготовить к пониманию новой темы (интонационная выразительность музыки), заставить задуматься о роли интонации в музыке. ­ Давайте с вами поиграем. Узнайте на слух, что за интонация сейчас прозвучит, и назовите, какая музыка выросла из этих интонаций. Звучат  песенные,   танцевальные,   маршевые   и   смешанные   интонации   из музыкального материала 1­го и начала 2­го класса: С.С. Прокофьев. Танец рыцарей из балета   «Ромео   и   Джульетта»;   М.П.   Мусоргский.   «Балет   невылупившихся птенцов» из цикла «Картинки с выставки»; К. Глюк. Мелодия из оперы «Орфей и Эвридика»; М.И. Глинка «Камаринская», «Танец с кубками» П.И. Чайковского из балета «Спящая красавица», П.И. Чайковский. «Утренняя молитва» из «Детского альбома». Учащиеся   узнают   их   на   слух,   называют   произведения,   вспоминают,   какая музыка выросла из этих интонаций. Далее   обязательно   звучат  «Тема   судьбы»   Л.   Бетховена,   интонация «Вокализа» С.В. Рахманинова. Когда выясняется, что дети эти интонации еще не слышали, учитель задает вопрос:  ­ Какая музыка, по вашему мнению, может получиться из этих мелодий, из этих интонаций? Возможные ответы детей: ­ Получится песенная мелодия. Грустные размышления («Вокализ»).  ­ Может получиться ария героя с таким­то характером. Здесь чувствуется сила, потому и музыка будет сильная (Бетховенская «Тема судьбы»). ­ Что же, давайте поразмышляем!  Дело в том, ребята, что вся музыка существует как развитие интонаций. Другими словами,   музыка   имеет  интонационную   природу,  и   потому   появившаяся   какая­либо интонация   не   останется   просто   интонацией,   а   может   дальше   расти   и   расти   –   получит дальнейшее развитие. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ II. 1. «Вокализ» С. В. Рахманинова Есть произведения, которые трудно охарактеризовать одним словом. О произведении, котором пойдет речь сегодня, такого не скажешь. Прослушав его, само собой сразу приходит в голову слово «божественное». Необыкновенно трогательная и душевная мелодия этого произведения, наверно, не оставит равнодушным никого... О чем тоскует музыка, о чем она печалится?.. 1) Прослушивание (инструментальный вариант). 2) Беседа, музыкальный анализ ­ Какие чувства у вас возникли, когда звучало это произведение? Нужны ли здесь слова? ­ Лирические, немного грустные. Чувство грусти, печали, нежности. ­ Слова здесь не нужны, каждый слушатель слышит что­то своё.  ­ Совершенно верно. Слова здесь действительно не нужны, о глубине чувств говорит мелодия.  Поэтому говорят, что мелодия – это мысль, выраженная звуками.  Поэтому так важно внимательно вслушиваться в музыкальную речь. И вот тут мы с вами должны вспомнить про интонацию как объединяющий стержень музыкальной речи и словесной. Напомните, что это за понятие и как вы его понимаете. ­   Интонация   –   это   душа   музыки,   ее   основа.   Из   маленького   «зернышка»­ интонации   может   вырасти   не   просто   песня   или   какой   другой   небольшой   жанр,   а произведение крупной формы. ­   По   интонации   можно   отличить   колыбельную   песню   от   плясовой,   русскую музыку от зарубежной, старинную от современной. ­ Действительно, по интонации мы можем  прочувствовать характер произведения, понять музыкальный образ. Интонация (от   латинского   «интоно»   —   «громко   произношу»)  —   в   широком смысле означает воплощение художественного образа в музыкальных звуках. Ее называют именно душой музыки, основой музыкального мышления и общения. Как она устроена? Подобно слову, интонация – это единство звука и смысла.  Мы   с   вами   знаем,   что   композиторы   используют   разные   средства   музыкальной выразительности,   чтобы   передать   различные   образы. Одним   из   главных   выразительных средств в музыке является мелодия. Как вы думаете, почему? ­ Мелодия передаёт мысли и чувства человека. Через мелодию композитор нам о чём­то рассказывает. ­ Совершенно верно. В обычной нашей речи свои мысли мы передаём словами, они складываются во фразы и предложения. Тоже происходит и в мелодии: несколько звуков образуют мотив – маленькую частицу мелодии, несколько мотивов составляют фразу, а фразы образуют предложения.   Конечно, проще понять музыкальное произведение, когда есть название или стихотворный текст, например в песне. А теперь подумайте, что станет с песней, если их нее убрать стихотворный текст? ­ Наверное, просто музыка, без слов. Содержание будет у каждого слушателя своё. А некоторым людям будет не всё понятно. ­ Конечно, но останется самое главное – мелодия. А её можно просто пропеть или сыграть на каком­нибудь инструменте, правда? Вот и получится песня без слов. Так в музыке возникли жанры, где главенствует выразительная песенная мелодия. Жанр, который сейчас звучал, называется вокализ. Вокализ – произведение для  голоса с инструментальным сопровождением, исполняемое на тянущемся гласном звуке. Автором данного вокализа является русский композитор Сергей Васильевич Рахманинов. Вокализ был написан Рахманиновым в начале 20­го века и посвящен выдающейся русской­ советской   оперной   певице.   Вокализ   –   одно   из   самых   известных   произведений   С.В. Рахманинова. Сохранились   воспоминания   певицы,   в   которых   она   рассказывает   об   этом произведении: «…Это   талантливое,   прекрасное   произведение,   написанное   с   большим художественным вкусом, знанием, произвело сильное впечатление. Когда я высказала ему (прим. – Автору музыки) своё сожаление о том, что в этом произведении нет слов, он на это сказал: ­ Зачем слова, когда вы своим голосом и исполнением сможете выразить всё лучше и значительно больше, чем кто­нибудь словами.» «Вокализ» Рахманинова в истоках своих связан с русской песенностью. Элементы народного   песенного   стиля   органично   вливаются   здесь   в   мелодику,   отмеченную   яркой индивидуальностью. О связи «Вокализа» с русской протяжной песней говорит и широта мелодии, и неторопливый и, как кажется, «бесконечный» характер её развития. Музыка очень выразительна и содержательна, и действительно не нуждается в поэтическом тексте. ­ Вокализ написан в простой 3­х частной форме. Сокровенное содержание этого произведения   –   Китеж­град   России.     Стиль   Рахманинова   вырос   на   основе   знаменного распева. И в еще большей степени, ­ овеян святостью. От него исходит сила соборная, просветляющая. В музыке вокализа слышно усердие, томление по чистоте, потому печаль не просто светла, свет в ней как устремление и упование, раскрываются высокие раздумья и чувства, раскрывается перед нами прекрасная, тонкая, благородная душа человека. Давайте   прослушаем   еще   один   вариант   «Вокализа»   Сергея   Васильевича Рахманинова. 3) Прослушивание в вокальном варианте. ­   Что­нибудь   изменилось?   Мелодия?   Характер?   Настроение?   Как   стала   звучать музыка? ­ Добавился голос. Но ни характер музыки, ни настроение не изменились. ­ Почему, как вы думаете? ­ Неизменной осталась интонация. Только эту же интонацию передавал голос певицы. ­ Совершенно верно. И здесь гениальная в смысле воспроизведения  российского духа  музыка!   предстаёт   перед   нами   как   образец  «одноинтонационного   развития», которое позволяет в полной мере насладиться ощущением целостности образа. Один и тот же общий тон видоизменяется только в рамках  внутренней жизни одного состояния. Но   как   гениально   искусство   развития   композитором   исходной   интонации   выводит   нас далеко за рамки одного чувства, заставляя пережить всю гамму: от зарождения чувства до его кульминации и последующего «свёртывания» (как бы погружения в самого себя). Могла ли вырасти из рахманиновской интонации какая­либо другая, контрастная ей, музыкальная тема? ­ Нет. Здесь только одна интонация, просто с изменениями в мелодии. ­   Да,   ребята,   вы   правы.   Контрастный   материал   в   музыке   вокализа   Рахманинова отсутствует. Однако такое развитие всей музыки «из одного зерна» позволяет нам выразить жизнь   изображенного   композитором   чувства   в   виде   аллегорического   растения:   именно потому «музыка живая», что она растёт, как живой организм. И мы можем слышать, как «музыка растёт, разветвляется фразами и с каждым новым звуком совершает движение во времени   и   пространстве».   Такой   «музыкальный   рост»   мелодии   мы   можем   назвать звучащим пространством музыки.  Из интонации «Вокализа» должна была получиться именно такая музыка, поэтому производный характер средней части, хоть и выражает новую грань содержания, будет являться естественным развитием, ростом основного «зерна­интонации». Трогательную   историю   об   отношении   самого   С.   Рахманинова   к   этому   своему произведению рассказывал великий скрипач 20­го века Натан Мильштейн, лично знавший и много   общавшийся   с   композитором:   «Как­то   раз   мы   с   Пятигорским   приехали,   не условившись   заранее,   к   Рахманинову   домой   ­   как   всегда,   около   четырех   часов   дня. Пятигорский был с виолончелью, я ­ со скрипкой. Дверь нам открыла прислуга: «Тихо, тихо ­ хозяин спит...» (Днем, после русского обеда, Рахманинов обыкновенно отдыхал. Дом в это время замирал.) На цыпочках мы с Пятигорским вошли в гостиную. На пюпитре увидели   ноты   рахманиновского   «Вокализа»,   который   мы   оба   знали   очень   хорошо.   Не сговариваясь, мы оба вынули инструменты из футляров и стоя начали играть «Вокализ» ­ тихо­тихо, в унисон, с разницей в октаву. Вдруг к нам вышел Рахманинов. Заспанный, он был похож на арестанта со своей короткой стрижкой и в полосатой пижаме с поднятым воротником. Без слов он подошел к роялю   и,   тоже   стоя,   подыграл   нам   аккомпанемент   ­   но   как!   Когда   мы   все   доиграли «Вокализ» до конца, Рахманинов все так же безмолвно ушел из комнаты ­ со слезами на глазах...». 2. «Судьба стучится в дверь…» А вот бетховенской интонации – в его музыкальной «Теме судьбы», по контрасту с рахманиновской, ­ уготовлена иная роль. Первоначальный  четырёхнотный  мотив   Вступления   повторяется,   в  той   или  иной форме,   во   всех   четырёх   частях   крупного   симфонического   произведения   немецкого композитора Людвига Вана Бетховена – знаменитой его Симфонии №5. Я специально называю слово «мотив», поскольку это не тема и не мелодия. Это именно мотив­интонация. Начальный мотив звучит коротко, решительно и сильно. Обычно композитор, заявив тему,  начинает   её   развитие.   Но  Бетховен   поступил   иначе.   Он   обрывает   главную   тему, отводит на второй план, снова и снова повторяет её. И в конце вновь с невероятной силой и энергией   вступает   главный   мотив.   Вся   1­я   часть   почти   всецело   основана   на   принципе производного   контраста.   Вроде   бы,   отчетливо   наблюдается   контраст   между   суровой категоричностью   первых   четырех   тактов   и   волевой   устремленностью   дальнейшего продолжения. Однако, основа контраста – один и тот же мотив. Разительно преображаясь, он воспринимается одновременно и как «роковой элемент», и как символ героического сопротивления, т.е. противостоящего року начала. Прослушивание фрагмента 1­ой части. Во второй части основной мотив повторяется в разных вариациях, в ней столько фортиссимо  (очень   громких  пассажей),   что   совершенно   неожиданным   оказывается переход   к   третьей   части,   открывающейся  пианиссимо  (очень   тихо)  с   постепенным нарастанием звука. Но это длится недолго, вскоре вновь вступает грозный четырёхзвучный мотив первой части, который становится доминирующим. Прослушивание фрагмента 2­ой части. Ближе   к   концу   третьей   части   этот   таинственный   мотив   повторяется, сопровождаемый звуком литавр. Мы чувствуем приближение какого­то события, что­то должно   случиться,   но   что?   В   концертном   зале,   если   вам   повезло   попасть   на   хорошее исполнение,   в   этом   месту   вы   невольно   до   боли   в   суставах   впиваетесь   руками   в подлокотники кресла. Будь это фильм, вы бы приготовились к шоку. Прослушивание фрагмента 3­ей части. И   этот   шок   наступает   с   началом   четвёртой   части,   но   какой   шок!   У   вас перехватывает   дыхание,   вы   широко   открываете   глаза,   ахаете   –   а   потом   облегчённо улыбаетесь. Мы вышли из тьмы к свету или, говоря музыкальным языком, от минора к мажору.  Четвёртая часть открывается мощным фортиссимо.  Начало четвёртой части столь прекрасно,   победно   и   торжественно,   что   во   время   представления   Пятой   симфонии   в Париже какой­то старый солдат не выдержал, вскочил со своего места и закричал: «Да здравствует император!» И снова, как уже было раньше у Бетховена, симфония плавно разворачивается от начала к концу, так что слушателю кажется, будто он пережил долгое и опасное путешествие, но с победой и славой вернулся в родной дом. Прослушивание фрагмента 4­ой части. «Интонация­голос   рока»   (тема   судьбы)     является   в   5­ой   симфонии   Бетховена стержнем  всего   драматургического   развития:   эта  интонация  будто  делает  музыку  всех частей   монолитной,   обусловленной   единым   замыслом,   сквозным   развитием   ведущего образа – «мотива судьбы». Являясь эпиграфом ко всему произведению, он пронизывает симфонию от начала до конца, всякий раз глубоко трансформируясь. Бетховен сам указал своему секретарю и помощнику Шиндлеру на главную тему симфонии как на звуковой символ судьбы: «Так судьба стучится в дверь».  Давайте   еще   раз   вслушаемся   на   бетховенский   звуковой   символ   судьбы.   И подумайте, для чего композитор использовал на протяжении всего произведения одну и ту же интонацию? Повторное прослушивание. ­   Возможно,   возникающий   повтор   интонации   «рока»   ­   это   продолжение музыкальной мысли, означает напоминание, настойчивость. Видоизменения интонации —   скорее   всего,   переосмысление,   возражение.   И   дальнейшее   развитие   музыки указывает на борьбу, активное непринятие, сопротивление. ­ Верно, ребята, основная идея­тема бетховенского симфонизма  ­ героика борьбы развивалась на протяжении всей симфонии «от мрака – к свету, через борьбу – к победе». Вот так мы  расшифровали прозвучавшую музыку  Бетховена! И помогла нам в этом интонация – символ музыкальной речи. 3. Музыкальная лаборатория – Ребята, бывает с вами так, что проснётесь утром в хорошем настроении, с таким ощущением, будто что­то радостное произошло, на душе легко, улыбаться хочется, и всё вокруг кажется  светлым  и  ласковым,  а  отчего такое  настроение  —  и сами  не знаете? Спросят у вас в такую минуту: «Чему ты радуешься? Что­нибудь хорошее случилось?» – и вы ответите: «Да нет… Ничего не случилось… Просто мне хорошо…»  А может быть, и наоборот бывает: вдруг ни с того ни с сего грустно становится, всё вокруг словно мрачнеет, какая­то непонятная тревога просыпается где­то не то в мыслях, не то в чувствах, прямо хоть заплакать впору…  Бывает ведь и так, правда? И опять, если спросит кто­нибудь: «Что с тобой? Отчего такой печальный вид?» – вы ответите: «Сам не знаю, что со мной… Просто мне грустно…» Вот   и   музыка   нередко   бывает   такой   —   просто   весёлой,   просто   грустной.   У Бетховена, например, среди его сочинений для юных пианистов есть две пьесы, которые должны исполняться обязательно вместе и имеют даже одно общее название, состоящее как раз из этих двух слов: «Весёлая. Грустная».  ­  Что же это за пьесы? Что мы в них услышим? Как их понять? Надо ли, играя их и слушая, обязательно представлять себе какую­нибудь картину?  Давайте послушаем и поразмышляем:  Два настроения – две пьесы. А может быть, так: два настроения – одна пьеса? Две части – одно целое, форма двухчастная.  А три части могут быть в одной пьесе? Выполнение творческой практической работы (работа в тетради) Задания:  Результат   каждого   из   шести   экспериментов   учащиеся   записывают   в «Музыкальной тетради». ­ Главное, ребята, помните, что основным объектом для вашего наблюдения будете являться вы сами ­ ваши чувства и мысли! 1. Слушаем только «Грустную».  2. Слушаем только «Весёлую». 3. Теперь к «Грустной» добавляем «Весёлую».  4. Теперь начинаем с «Весёлой» и добавляем «Грустную».  5. Начинаем с «Грустной», добавляем «Весёлую» и возвращаемся к «Грустной».  6. Начинаем с «Весёлой», добавляем «Грустную» и возвращаемся к «Весёлой».    4.  «Болтунья» С.С. Прокофьева  ­   Сейчас   я   прочту   стихотворение,   а   вот   как   я   его   прочту   –   интонационно­ осмысленно,   выразительно   или   наоборот,   невыразительно,   неосмысленно,   подумайте   и ответьте. (Учитель читает стихотворение «Болтунья» без знаков препинания.) ­ Что помогает делать стихи выразительными? ­ Интонация, знаки препинания, логические ударения во фразах. ­   Мы   с   вами   вновь   заговорили   об   интонации.   Напомню,  интонация   –   это воплощенное   в   звуке   настроение,   ощущение,   состояние   природы   или   человека. Музыкальная интонация усиливает выразительность текста в песне. Мелодия – это душа музыки,   поэтому   при   исполнении   мелодии   надо   стремиться   к   ее   предельной выразительности, выделять смысловые вершины, подчеркивать сильные доли во фразах, окончания делать тише, правильно фразировать текст, собирая отдельные звуки или слова в одно целое.  Музыкальную интонацию в отличие от речевой записывают точно по высоте и длительности. ­ А теперь я прочитаю эти же стихи с осмысленной интонацией.  (Читает.)  Что изменилось? ­   Неторопливая,   размеренная,   выразительная   интонация   чередовалась   со скороговорением. ­   Верно,   особенностью   прочтения   этого   стихотворения   является   чередование скороговорки с размеренно­убедительными фразами. Что значит – скороговорка? ­ Так говорят, когда торопятся, волнуются или когда хотят рассмешить; когда хотят научиться говорить отчётливо. ­   Верно,   скороговорка   –   это   своеобразный   прием   произнесения,   она   чаще   всего носит   шуточный   характер.   Давайте   поупражняемся   в   скороговорении.   Вспомните скороговорки. ­ «Бык­тупогуб», «Шла Саша по шоссе». Упражнения скороговорок: «Наш Полкан попал в капкан». «Курочка черна, пестра».  Послушайте теперь одну мелодию. О чём может быть такая музыка?..  (Учитель   наигрывает   (не   объявляя   названия)   одну   мелодию   без   слов, фрагмент первого эпизода «Болтуньи».) ­ Откройте учебники (с. 38—39). Что вы видите? ­ Здесь каким­то странным образом записан текст.  Давайте   разберем   этот     текст   в   соответствии   с   данными   указаниями.   А   теперь совместим этот текст с музыкой. Звучит песня «Болтунья». ­ А теперь вы можете сказать, о чем песня?  ­ Девочка­болтушка рассказывает о своих школьных проблемах.  ­   То   есть,   мы   можем   сказать,   что   скороговорение   является   свойством, характеризующим натуру человека.  И одновременно такая музыкальная скороговорка есть ещё и художественный приём!  В   этом,   ребята,   легко   убедиться,   если   попробовать   изменить   хоть   одно   из выразительных   средств   образа:   например,   замедлить   темп,   изменить   длительность, ритмический рисунок, динамику, способ звуковедения и т.д.  Всё, что мы говорили ранее (на прошлых уроках) о вокальной и инструментальной песенности, относится и к «Болтунье», но в связи с конкретным словом. Прослушаем   еще   раз,   чтобы   вы   смогли   убедиться,   что   никакая,   даже   самая характерная   и   необычная   музыкальная   интонация   не   в   силах   потерять   связь   с   живым словом. Сама музыка — точная копия речи болтуна. Прослушивание фрагмента «Болтунья» Прокофьева. ­   А вы обратили внимание, что в перерывах между повторениями скороговорки появляются   интонации   («Это   Вовка   выдумал...»   и   «А   Марья   Марковна   сказала...»), которые не вяжутся с этим образом? Как вы объясните такой музыкальный момент? ­ Это ­  интонации песенные и они появились потому, что «трещать без умолку нельзя» (надо же когда­то и дух перевести!). ­ Я вижу, вы хорошо поняли «стратегию» подобной словесной и музыкальной речи. Но тогда у меня к вам ещё вопрос:  — А почему девочка всё время опять начинает болтать?  Возможные естественные ответы: ­ Болтуны не могут по­другому, они привыкли.  ­ А почему об одном и том же — привыкли всё разобъяснять, им всё кажется, что их не поняли.  ­ Да. И самое главное: они не считают себя болтунами, потому что не слышат себя со   стороны!   Приобретая   такую   черту   характера,   они   начинают   пробалтывать   всё,   что только приходит им в голову или попадается на глаза.  Это произведение – песня «Болтунья» С.С. Прокофьева ­ прекрасно иллюстрирует художественное   моделирование   эмоций   в   музыке   и   одну   из   сущностей   искусства   — возможность взглянуть на себя со стороны. С.С. Прокофьев стремится здесь приблизить музыку к интонации разговорной речи. ­ А какой характер у героини песни Лиды? Ответы учащихся. ­ Да, именно интонационные особенности музыки раскрыли нам ее характер. Лида всячески старается показаться рассудительной и степенной девочкой, но стремительная скороговорка выдает ее неудержимую болтливость. Итак, речь, как разговорная, так и музыкальная, становится осмысленной лишь при наличии пауз или знаков препинания, при членении мелодии или стихотворения на фразы. 5. Разучиваем, поём, играем Перепёлочка (белорусская народная песня) А у перепёлочки заболели ножки.  Припев.  А у перепёлочки заболела спинка.  Припев.  А у перепёлочки маленькие детки.  Припев.  Поиграй же с нами, перепёлочка.  Припев.  ­ Запомните особые обозначения в нотах. Они напомнят вам о том, как и что нужно петь: пиано (piano) – тихо  меццо пиано (mezzo piano) – не очень тихо  реприза – знак повторения ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ РЕСУРСЫ: 1) http://music­fantasy.ru/uroki­muzyki 2) http://musike.ru/beethoven  3) https://nsportal.ru/ 4) https://obiskusstve.com/

Конспект по музыке на тему «Интонация - феномен человеческой речи и музыки» (2 класс)

Конспект по музыке на тему «Интонация - феномен человеческой речи и музыки» (2 класс)

Конспект по музыке на тему «Интонация - феномен человеческой речи и музыки» (2 класс)

Конспект по музыке на тему «Интонация - феномен человеческой речи и музыки» (2 класс)

Конспект по музыке на тему «Интонация - феномен человеческой речи и музыки» (2 класс)

Конспект по музыке на тему «Интонация - феномен человеческой речи и музыки» (2 класс)

Конспект по музыке на тему «Интонация - феномен человеческой речи и музыки» (2 класс)

Конспект по музыке на тему «Интонация - феномен человеческой речи и музыки» (2 класс)

Конспект по музыке на тему «Интонация - феномен человеческой речи и музыки» (2 класс)

Конспект по музыке на тему «Интонация - феномен человеческой речи и музыки» (2 класс)

Конспект по музыке на тему «Интонация - феномен человеческой речи и музыки» (2 класс)

Конспект по музыке на тему «Интонация - феномен человеческой речи и музыки» (2 класс)

Конспект по музыке на тему «Интонация - феномен человеческой речи и музыки» (2 класс)

Конспект по музыке на тему «Интонация - феномен человеческой речи и музыки» (2 класс)

Конспект по музыке на тему «Интонация - феномен человеческой речи и музыки» (2 класс)

Конспект по музыке на тему «Интонация - феномен человеческой речи и музыки» (2 класс)

Конспект по музыке на тему «Интонация - феномен человеческой речи и музыки» (2 класс)

Конспект по музыке на тему «Интонация - феномен человеческой речи и музыки» (2 класс)

Конспект по музыке на тему «Интонация - феномен человеческой речи и музыки» (2 класс)

Конспект по музыке на тему «Интонация - феномен человеческой речи и музыки» (2 класс)

Конспект по музыке на тему «Интонация - феномен человеческой речи и музыки» (2 класс)

Конспект по музыке на тему «Интонация - феномен человеческой речи и музыки» (2 класс)

Конспект по музыке на тему «Интонация - феномен человеческой речи и музыки» (2 класс)

Конспект по музыке на тему «Интонация - феномен человеческой речи и музыки» (2 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.11.2018