Конспект по музыке на тему «Обрядовые песни русского народа» (3 класс)
Оценка 4.6

Конспект по музыке на тему «Обрядовые песни русского народа» (3 класс)

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
музыка
3 кл
17.11.2018
Конспект по музыке на тему «Обрядовые песни русского народа» (3 класс)
Конспект предназначен учителям музыки и обучающимся 3 класса (УМК В.О. Усачевой, Л.В. Школяр «Музыка», 3 класс), позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета «Музыка» раскрыть рассматриваемую тему 2 урока 2 четверти «Обрядовость как сущность русского народного творчества». Цели и задачи: - продолжать знакомство с русским народным творчеством; дать понятие обрядовой песни; - показать обучающимся, как жанр протяжной песни постепенно освобождался от обрядовых «оков», как проходило становление народного бытового искусства как искусства гуманистического; - стараться выражать в хоровом и сольном исполнении интонационно-мелодические особенности отечественного музыкального фольклора; - разучивать и исполнять обрядовые народные песни, стараться выражать в хоровом и сольном исполнении интонационно-мелодические особенности отечественного музыкального фольклора; - разыгрывать народные обряды, используя народные инструменты и разнохарактерные танцевальные фольклорные жанры.
Мокшанова_3 кл. УрокII.2. Обрядовые песни.doc
Усачева, Школяр. Музыка, 3 класс 2 четверть Урок 2. Обрядовые песни русского народа Тема урока: Обрядовость как сущность русского народного творчества Цели и задачи: ­ продолжать знакомство с русским народным творчеством; дать понятие обрядовой песни;  ­ показать обучающимся, как жанр протяжной песни постепенно освобождался от обрядовых   «оков»,   как   проходило   становление   народного   бытового   искусства   как искусства гуманистического; ­ стараться выражать в хоровом и сольном исполнении интонационно­мелодические особенности отечественного музыкального фольклора;  ­ разучивать и исполнять обрядовые народные песни, стараться выражать в хоровом и   сольном   исполнении   интонационно­мелодические   особенности   отечественного музыкального фольклора; ­   разыгрывать   народные   обряды,   используя   народные   инструменты   и разнохарактерные танцевальные фольклорные жанры. Музыкальный материал:  Свадебные песни: «Виноград в саду цветёт», «Ой, все кумушки домой», «Как Иван­ то ходит, бродит».  Колядка «Щедрик».   ХОД УРОКА I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ 1. Организационный момент 1) Вход под музыку «Светит месяц». 2) Ритмическая минутка. 3) Музыкальное приветствие. 4) Мотивация. Целеполагание II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 1. Развитие темы ­ На сегодняшнем уроке мы познакомимся с обрядовыми песнями.  По   своему   происхождению   многие   обрядовые   песни   относятся   к   тем   далеким временам древнеславянского мира, когда в представлении наших предков леса, горы, реки, озера являлись обиталищем богов, а животный мир – заколдованными людьми. Во многих песнях   часто   встречаются   сопоставления   личных   переживаний   людей   с   явлениями природы. Старинные   обряды   сопровождались   песнями,   которые   и   дают   нам   возможность узнать о жизни наших предков, об их верованиях, общественно­бытовом укладе. Среди обрядовых песен различаются  песни календарные:  проводы зимы, встреча весны, сбор урожая, т.е. песни, связанные с земледельческими работами крестьян; семейно­ бытовые,   связанные   с   важнейшими   событиями   в   жизни   семьи:   свадьбами,   похоронами, проводами в солдаты. Вообще без песни не обходилось ни одно событие в жизни народа. Свадьба   во   все   времена   (а   в   древности   особенно)   была   кульминацией   жизни человека (праздник на всю жизнь), поэтому свадебный обряд был максимально приближен к жизни по сравнению с другими обрядами. Видимо, поэтому он лучше других обрядов сохранился до наших дней.  Знаете ли вы, как в далеком прошлом праздновали свадьбы на Руси? 1) Свадебный обряд Свадьба  выделялась  особой пышностью. В свадебном обряде принимало  участие много людей, и самыми почётными были  певцы, музыканты. Недаром раньше говорили «играть  свадьбу»:   во  многих   сказках  вы,   наверное,  читали:  сыграли   свадьбу,   «весёлым пирком да за свадебку».  Как правило, свадьба игралась в определённое время года, например на Красную горку (в первое воскресенье после Пасхи), в Мясоед (зимой после поста). Свадебная игра, как её было принято называть, продолжалась несколько дней, а иногда и несколько недель. Она   складывалась   из   разнохарактерных   сцен,   то   лирических,   то   комических,   а   то   и трагедийных, и различных игр и обрядов.  Свадебный   обряд   имел   чёткую,   строго   соблюдаемую   структуру:  сговор   — сватовство  — девичник  — свадьба. Обычно от сватовства до самой свадьбы проходило несколько месяцев (до полугода), и в этом народная мудрость проявлялась на практике: будущим молодожёнам разрешалось встречаться друг с другом. За эти несколько месяцев они либо укрепятся в своих чувствах, либо разойдутся не женившись. Сговор   и   сватовство   происходили   в   доме   невесты.   Родители   жениха   (сваты) приходили к родителям невесты и просили отдать их дочь за своего сына. Очень   большое   место   в   свадебном   обряде   занимали   песни.   Звучали   песни торжественные,   величавые,   славящие   невесту   и   жениха;   щуточные,   комические,   иногда пародийные, чаще всего высмеивающие сватов (родителей жениха и невесты); гостевые, застольные;   весёлые   плясовые.   Много   должна   была   петь   невеста.   Она   причитала, прощалась с родной семьёй и девичьей долей, страшась неизвестного будущего в чужой семье.  Хоровые песни исполняли подруги невесты на девичнике и в утро венчания. На девичнике невеста с подружками готовясь к свадьбе, вспоминали девичью жизнь, шили и вышивали приданое и одновременно пели песни. Например, «На горе­то стоит ёлочка»:  На горе­то стоит елочка,  Под горой стоит светелочка.  Как в этой во светелочке  Тут да Марья Богу молится,  Со слезами в землю клонится.  Подходил­то к ней и батюшка:  Ты пойдем­ка, чадо милое.  — Я нейду, нейду, не жалую:  Реки быстры, перевозу нет.  Леса темны караульные...  Эта   песня   поется   три   раза;   для   второго   раза   содержание   то   же,   только  «подходила к ней и матушка», а в третий раз:  Приезжал­то к ней ясен сокол,  Что ясен сокол залетывал:  Ты пойдем­ка, пойдем, Марьюшка.  — Я иду, иду и жалую,  Реки быстры — перевозы есть,  Леса темны — карауль меня. Прослушайте фрагмент песни в исполнении фольклорного ансамбля. А) Прослушивание «На горе­то стоит елочка» (фрагмент). Обычно в свадебных обрядах основные песни, имеющие разный текст (в зависимости от того, для какого момента свадьбы они предназначены), пелись  на один мотив, но с некоторыми   вариантами   в   характере   исполнения   (насыщенней   или   лиричней).   Таким образом, существовала установленная традицией лейтмелодия свадьбы. Кульминация   свадьбы   —   её   первый   день:   утро   перед   венцом,   благословение родителей, венчание в церкви и приезд в дом жениха. В этот день обязательно звучит главная песня «Как сказали, Иван­то грозён». На фоне этой песни звучит двух­, а то и трёхголосный   плач:   по   традиции   к   начавшей   «кричать»   невесте   присоединялась   её ближайшая подружка, а затем и мать невесты.  Можно сказать, что в женском пении возникает полифония ­ вид многоголосия, представляющий собой сочетание в одновременном звучании двух и более мелодий. Мы с вами прослушаем фрагмент белгородского варианта свадебного обряда, где плач невесты именно политонален. Б) Прослушивание «Как сказали, Иван­то грозён» (фрагмент). В каждом регионе России свадебный обряд (как и другие) имел свои особенности. Такая   особенность   видна   по   песне  «Как   сказали,   Иван­то   грозён»:  обычно   она исполняется только в день свадьбы, но в некоторых регионах России её могли исполнять в любое время, начиная  с просватанья, и кто угодно — даже  посторонний.  Например,  в Рязанской области каждый, кто шёл мимо дома невесты, мог запеть эту песню (заменяя при этом имя «Иван» на имя жениха), и невеста должна была реагировать «плачем». И вообще, всякий раз, когда звучит эта песня (где бы то ни было, в любой обстановке), она должна была   плакать,   в   народе   говорили   «кричать».   Поэтому   ей   всегда   помогали   подружки, которые подменяли невесту, «кричали» вместо неё. В патриархальном семейном укладе основным правилом было: «Да убоится жена мужа своего!» Вот так, с помощью обрядовых песен,   осуществлялось   фактически   воспитание   невесты,   подготовка   её   к   будущей добродетельной семейной жизни! Завершают свадебный обряд две «отходные» песни — на конец свадьбы. Одна песня сдержанная, лирическая — «Ой, все кумушки, домоя» (поётся всеми гостями), а другая — весёлая, танцевально­плясовая — «Пора гостям с двора» (тоже пели все). Эти песни уже имеют, в отличие от предыдущей, свою собственную мелодию. Прослушивание: В) «Ой, все кумушки, домой» (фрагмент) Г) «Пора гостям со двора» (фрагмент) Все основные моменты свадьбы – песни, хороводы, диалоги, прибаутки, движения, костюмы – проникнуты мудростью и целомудрием, красотой сердца русского народа. Теперь,   когда   мы   подробно   изучили   обряд,   по   музыке   можно   проследить драматургию   настроения   всей   свадьбы:   от   драматичной   кульминационной   песни   «Как сказали, Иван­то грозён» к разудалой, плясовой.  Ребята, как вы думаете, что может стоять за таким развитием сюжета (в музыке) — оптимистический взгляд в будущее или что­то иное? Подумайте, ответьте. Ответы детей. 2) Колядки Еще один вид обрядовых песен – колядки. Колядки ­ календарные обрядовые песни славян, исполняемые преимущественно в святочный период (от Рождества по Крещение), во   время   ритуальных   обходов   по   домам   (колядовании).   Пение   колядок   ­   одна   из рождественских   традиций.   Ранее   это   был   языческий   обычай,   который   после   принятия христианства превратился в прославление Иисуса Христа. На сегодняшний день тексты рождественских колядок подразделяются на два типа. К   первому   относятся   рождественские   колядки,   прославляющие   праздник   и   все   его действующие лица. Ко второму относятся рождественские колядки, содержащие в себе поздравления с праздником и выспрашивание у хозяев сладостей и угощений. Колядование ­ традиция, согласно которой дети разных возрастов переодеваются в самодельные  костюмы, ходят по домам, поют несложные песенки и получают за это в качестве награды монеты и сладости. Сладости и угощения оставлялись себе, а деньги передавались в церковь. Ребятишки стучатся в каждую дверь и поют хозяевам веселые песни, в которых рассказывается о рождении Христа и воспевается тепло домашнего очага. В   колядках   явно   выражается   пожелание   хозяевам   радости,   добра   и   здоровья,   а   также богатого урожая. Если хозяева негостеприимны, то их высмеивают, укоряют и шутят над ними. Колядующих   было   принято   встречать   с   большой   радостью   и   щедро   одаривать сладостями,   приглашать   за   стол,   так   как   они   являлись   неотъемлемой   частью Рождественских праздников. Чем веселее и интереснее проходил обряд, тем лучше был наступающий год. Именно поэтому веселая компания колядующих собиралась вместе за столом   с   богатым   угощением,   молодые   люди   водили   хороводы,   пели,   танцевали   и восхваляли праздник. Традиция   колядования   сохранилась   и   до   наших   дней.   Этот   обряд   все   также популярен в народе. Поэтому и вам, современным детям, совсем не лишне знать колядки. 2. Разучиваем, поём, играем ­ На сегодняшнем уроке мы с вами выучим две обрядовых песни: свадебную песню­ величание и одну из колядок. 1) Песня­величание «Виноград в саду цветёт» Свадебная песня «Виноград в саду цветёт» ­ прославляющая жениха и невесту. А) Прослушивание, музыкальный анализ: ­ Какая музыка прозвучала по характеру, по настроению? ­ Весёлая, радостная. ­ Сколько в ней было частей? ­ Две. ­   Песня  состоит   как   бы   из   двух   частей:   первая   –  мажорная,   широкая,   плавная, передаёт образ Ванюшки, вторая – минорная, более подвижная – образ Марьюшки. Но минор здесь  звучит  не  печально, а  очень мягко  и  даже  нежно. Андрей  (или   Ванюшка) сравнивается с цветущим в саду виноградом, а Марьюшка – с поспевающей ягодкой. Народные   песни   поются   «белым»   звуком,   народ   не   обучался   специально звукоизвлечению,   пели,   как   могли,   чем   громче,   тем   лучше.   Постучите   себе   по   груди, произнося звук, звук должен идти из груди, такой звук «открытый», «белый». А   мы   с   вами   на   уроке   стараемся   гласные   звуки   пропевать   через   «о»   ­   в академической манере. Учимся петь, не кричать. В фольклоре больше крика. Б) Разучивание и исполнение: 1. Виноград в саду цветет, Виноград в саду цветет. А ягодка, а малинка поспевает, А ягодка, а малинка поспевает. 2. Виноград спелый, спелый, Виноград спелый, спелый. А ягода, ягода черна, зелёна, А ягода, ягода черна, зелёна. 3. Виноград — Андрей­сударь, Виноград — Андрей­сударь. А ягодка, а малинка ­ свет ты, Марьюшка, А ягодка, а малинка ­ свет ты, Марьюшка. 4. Ими люди дивовалися, Ими люди дивовалися. Что хороши да пригожи уродилися, Что хороши да пригожи уродилися. 2)  Разучивание   колядки   «Щедрик­Петрик»,   исполнение   с   сопровождением шумовых инструментов:  Щедрик­Петрик, Дай вареник! Ложечку кашки да колбаски. Этого мало, Дайте кусок сала. Выносите скорей, Не морозьте детей! За привет, за угощенье Вы примите поздравленье! Жить вам вместе лет до двести! Счастья да здоровья! Наделил бы вас Господь И житьем, и бытьем, И дай Бог вам, господа, Здоровья на года! Добрый вечер, Щедрый вечер, Добрым людям На здоровье! С Новым годом, Со всем родом. И дай Бог вам, господа, Богатства на года! За привет, за угощенье Вы примите поздравленье! Жить вам вместе лет до двести! Счастья да здоровья! Наделил бы вас Господь И житьем, и бытьем, И дай Бог вам, господа, Здоровья на года! III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ 1. Итог ­   Подведём   итоги.   Как   думаете,   ребята,   можем   ли   мы   сказать,   что   атмосфера обрядовых свадебных песен связана с лирическими переживаниями? Ответы детей. ­ Да, наверное, можем. Ведь, с одной стороны, душевные переживания невесты — это лирика.  Но с другой стороны, смотрите­ка ­ переживания  невесты  «запрограммированы» обрядовым сюжетом, определены  смыслом  всего обряда, который «диктует» невесте и содержание, и форму личных переживаний. И в этих условиях мы уже не можем говорить о них, как о личных. Здесь уже можно говорить о зарождении и становлении жанра  русской народной лирической песни. Но об этом у нас состоится разговор на последующих уроках. Выставление оценок. Домашнее задание. Выучить тексты свадебной песни «Виноград в саду цветет» и колядки «Щедрик­Петрик». Уметь исполнять песни, обыгрывать их. 2. Рефлексия Учащиеся заполняют карту самооценки (см. Приложение).  ­ Урок окончен. Спасибо за внимание! Используемые ресурсы: 1) https://ru.wikipedia.org/wiki/  2) http://strana­sovetov.com/miscellaneous/holidays/3678­schedrivky  3) http://www.anapamama.ru/ Карта самооценки по видам деятельности на уроке обучающегося ____ класса ____________________________________________________                                                           (фамилия, имя) ПРИЛОЖЕНИЕ № п/п 1 2 3 4 5 Критерии оценки Очень хорошо Хорошо Плохо Слушание, анализ произведения  Вокально­хоровая работа на уроке  Игра на музыкальных инструментах  Участие в музыкальной игре  Познавательная активность на уроке  Поставьте знак  «+»  в нужной колонке

Конспект по музыке на тему «Обрядовые песни русского народа» (3 класс)

Конспект по музыке на тему «Обрядовые песни русского народа» (3 класс)

Конспект по музыке на тему «Обрядовые песни русского народа» (3 класс)

Конспект по музыке на тему «Обрядовые песни русского народа» (3 класс)

Конспект по музыке на тему «Обрядовые песни русского народа» (3 класс)

Конспект по музыке на тему «Обрядовые песни русского народа» (3 класс)

Конспект по музыке на тему «Обрядовые песни русского народа» (3 класс)

Конспект по музыке на тему «Обрядовые песни русского народа» (3 класс)

Конспект по музыке на тему «Обрядовые песни русского народа» (3 класс)

Конспект по музыке на тему «Обрядовые песни русского народа» (3 класс)

Конспект по музыке на тему «Обрядовые песни русского народа» (3 класс)

Конспект по музыке на тему «Обрядовые песни русского народа» (3 класс)

Конспект по музыке на тему «Обрядовые песни русского народа» (3 класс)

Конспект по музыке на тему «Обрядовые песни русского народа» (3 класс)

Конспект по музыке на тему «Обрядовые песни русского народа» (3 класс)

Конспект по музыке на тему «Обрядовые песни русского народа» (3 класс)

Конспект по музыке на тему «Обрядовые песни русского народа» (3 класс)

Конспект по музыке на тему «Обрядовые песни русского народа» (3 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.11.2018