Конспект по музыке на тему «Песенность, танцевальность, маршевость. Обобщение» (3 класс)
Оценка 4.9

Конспект по музыке на тему «Песенность, танцевальность, маршевость. Обобщение» (3 класс)

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
музыка
3 кл
19.10.2018
Конспект по музыке на тему «Песенность, танцевальность, маршевость. Обобщение» (3 класс)
Конспект предназначен учителям музыки и обучающимся 3 класса (УМК В.О. Усачевой, Л.В. Школяр «Музыка», 3 класс. Образовательная система «Школа 2100»), позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета «Музыка» раскрыть рассматриваемую тему урока «Характерные черты русской музыки». Цель урока: Систематизация и обобщение ключевых знаний учащихся. Задачи урока: - обобщить темы первой четверти; - формировать творческие и музыкальные навыки; - развивать музыкальные способности обучающихся; - прививать любовь и интерес к русской классической музыке.
Мокшанова_3 класс 8 урок.docx
Усачева. Музыка 3 класс I четверть. Характерные черты русской музыки 8   урок.   ПЕСЕННОСТЬ, ОБОБЩЕНИЕ ТЕМЫ I ЧЕТВЕРТИ   ТАНЦЕВАЛЬНОСТЬ,   МАРШЕВОСТЬ. Цель урока: Систематизация и обобщение ключевых знаний учащихся. Задачи урока: ­ обобщить темы первой четверти; ­ формировать творческие и  музыкальные навыки; ­ развивать музыкальные способности обучающихся; ­ прививать любовь и интерес к  русской классической музыке. ХОД УРОКА ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ I. 1. Организационный момент. Музыкальное приветствие 2. Мотивация Учитель читает стихотворение Елены Сергеевны Сафроновой «Музыка»: Что с нами музыка творит! Заставит плакать и смеяться, Высокой нотой зазвенит, Чтоб с грустью навсегда расстаться. И монотонна, и нежна. Над колыбелью сказкой льется. И сердцу скорбному важна, Когда о матери поется. Растопит зло, душевный лёд Под своды храма улетая. И добрым Ангелом сойдет Рожденный звук провозглашая. Нам легче в этом мире быть, Не уставая удивляться. И музыку нельзя не полюбить, Чтоб ею жить и вечности касаться. ­   Ребята,   мы   вновь   сегодня   отправляемся   в   путешествие   по   волшебной   Стране музыки. Музыка   –   это   целый   мир:   неизведанный,   волшебный,   фантастический   и   такой многогранный, ­ удивительный мир, который мы будем постигать. Российский композитор Дмитрий  Борисович  Кабалевский  представлял  мир  музыки  стоящим  на трёх  основах ­ «трёх китах»: песня, танец, марш. Мы с вами уже говорили о том, что из песни, танца и марша   выросли   три   очень   важных   и   ценных   качества,   которые   играют   в   музыке огромнейшую   роль,   и   которые   мы   всегда   хорошо   слышим   и   чувствуем:   песенность, танцевальность и маршевость.  Дайте определения: Что такое песенность? Что такое танцевальность? Что такое маршевость? Ответы учащихся. ­ Назовите авторов и их музыкальные произведения, в которых мы слушали эти три важные области музыки. Ответы учащихся. ­   А   из   какого   источника   композиторы   черпают   вдохновение,   где   находят музыкальные темы для своих сочинений? ­ В народном творчестве: песнях, маршах, плясках. Верно,   ребята.   Вот   как   говорил   основоположник   русской   классической   музыки Михаил Иванович Глинка о народной музыке: «Народ сочиняет музыку, мы, композиторы, только аранжируем её». Слова эти, конечно, не надо понимать в их  прямом смысле,  тем более  что сам Глинка редко пользовался в своих сочинениях мелодиями народных песен. Смысл этих слов в том, что композитор должен учиться у своего народа думать, чувствовать и творить. Сегодня вы сами убедитесь в том, как Глинка сумел воплотить в своей музыке думы, чувства и творческий дух русского народа так, как до него это ещё никому не удавалось. II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 1. Песенность и танцевальность в опере Глинки «Иван Сусанин» В своей первой опере «Иван Сусанин» М.И. Глинка воспользовался лишь одним русским народным мотивом, но от первой до последней ноты опера дышит живой русской песенностью. Сам Глинка вспоминал, что когда он читал сцену, где Сусанин гибнет в лесной глуши,   заведя   туда   врагов,   спасая   будущего   русского   царя   и   Отечество,   то   волосы   у Михаила Ивановича от ужаса вставали дыбом! И вот теперь мы слушаем оперную арию, в которой Глинка с помощью русской песенности и истории о подвиге простого русского человека учит нас думать и чувствовать по­русски. Иван тоже ждёт утра, зари – последней. Прослушивание   Арии   Сусанина   из   оперы   «Иван   Сусанин»,   или   «Жизнь   за царя» М. Глинки. В опере «Жизнь за царя», которая на долгое время поменяла название и ставилась в театре  как  «Иван  Сусанин»,  звучат   разные   бальные  танцы:  мазурка,  полонез.  Ведь   бал давали поляки, засевшие в Московском Кремле в XVII веке и желавшие властвовать на Руси,   вот   Глинка   и   придумал   для   бала   польские   танцы.   Но   важно   вот   что:   не   видя персонажей, а только слушая музыку мазурки и арии Сусанина (без слов!), всегда можно узнать, что звучит – музыка, которая сочинена для поляков или для русских. Как вы думаете, почему? Прослушивание фрагментов: Мазурка, ария Сусанина (без слов) Обсуждение. Ответы учащихся. 2. Танцевальность симфонической музыки М. Глинки У Михаила Ивановича Глинки есть симфоническая музыка, построенная на мелодии испанского танца хота. Услышал он её, путешествуя по Испании. Потом вспоминал, как вечерами соседи, знакомые собирались у него и пели, плясали. Один из них, сын торговца, бойко играл на гитаре, особенно арагонскую хоту, которую Глинка и удержал в памяти. Так и отметил в своём дневнике – «удержал». Конечно, записал потом нотами, но сперва удержал.  Попробуйте   также   удержать   эту   мелодию   для   себя,   попробуйте   услышать танцевальность   мелодии   в   звучании   большого   симфонического   произведения.   А   чтобы лучше это получилось, подыграйте себе, прищёлкивая пальцами. Прослушивание «Арагонская хота» 3. Разучиваем, поём, играем В каждом произведении наши черты – песенность, танцевальность и маршевость – только   помогают   раскрыть   главный   смысл   произведения,   главную   мысль   композитора. Музыка   ведь   не   существует   сама   по   себе,   а   появляется   тогда,   когда   наполняется человеческими мыслями и чувствами. Ведь главное – о чём петь! Вот, например, подумайте, что очень важно для всех людей, для всех детей. Когда всем хорошо, все счастливы и рады? Ответы учащихся. Ну, конечно, самое главное ­ когда нет ссор и вражды. Это и есть смысл нашей песни, которую мы с вами сегодня разучим. И если кто­то еще этого не понимал, тот, может быть, выучив и исполнив песню, задумается об этом! Давайте  разучим  песню  о дружбе  и  попытаемся  понять, как  композитор  и поэт нашли подтверждение этим мыслям, сочиняя стихи и мелодию. Как они доказывают, что дружба – это очень важно и весело? Разучивание и исполнение «Дружат дети всей земли», слова В. Викторова, музыка Д. Львова­Компанейца. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ III. 1. Итог Итак, в музыке большую роль играют песенность, танцевальность  и маршевость. Именно   эти   свойства   музыки   и   делают   ее   близкой,   доступной   и   понятной   даже малоопытным   слушателям.   Песенность,   танцевальность   и   маршевость   выводят   нас   на широчайшие музыкальные просторы. В   заключение   урока   вы   ответите   на   вопросы   теста   «Музыкальный   эрудит»,   где сможете показать свою эрудированность в области музыки. 2. Рефлексия. Тест «Музыкальный эрудит» 1) Как зовут человека, который пишет музыку? ……………………………………….. 2) Как называются знаки, которыми записывается музыка? ………………………….. 3) ………………………………………………………………………. такое   Что     тембр? 4)   Каким   термином   обозначается   скорость   исполнения   музыкального произведения? ……………………………………………………………………………………. 5) Что такое динамика? ………………………………………………………………….. 6) Назовите авторов музыки балетов: «Лебединое озеро» ……………………………………………………………………….. «Конек­Горбунок» ……………………………………………………………………….. «Золушка» ………………………………………………………………………………… «Щелкунчик» ……………………………………………………………………………... 7) Назовите авторов музыки опер: «Иван Сусанин» ………………………………………………………………………….. «Кармен» …………………………………………………………………………………. 8) Отметьте, кто из перечисленных людей не является композитором: Щедрин Мусоргский Носов Чайковский 9) Отметьте, кто из композиторов написал произведение «Арагонская хота»: Чайковский Мусоргский Прокофьев Глинка 10)   Как   называется     ударный   инструмент,   который   звучит   в   произведении «Арагонская хота»? ………………………………………………………………………………

Конспект по музыке на тему «Песенность, танцевальность, маршевость. Обобщение» (3 класс)

Конспект по музыке на тему «Песенность, танцевальность, маршевость. Обобщение» (3 класс)

Конспект по музыке на тему «Песенность, танцевальность, маршевость. Обобщение» (3 класс)

Конспект по музыке на тему «Песенность, танцевальность, маршевость. Обобщение» (3 класс)

Конспект по музыке на тему «Песенность, танцевальность, маршевость. Обобщение» (3 класс)

Конспект по музыке на тему «Песенность, танцевальность, маршевость. Обобщение» (3 класс)

Конспект по музыке на тему «Песенность, танцевальность, маршевость. Обобщение» (3 класс)

Конспект по музыке на тему «Песенность, танцевальность, маршевость. Обобщение» (3 класс)

Конспект по музыке на тему «Песенность, танцевальность, маршевость. Обобщение» (3 класс)

Конспект по музыке на тему «Песенность, танцевальность, маршевость. Обобщение» (3 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.10.2018